РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
статья
Родной язык – это один из самых важных инструментов развития человеческого общества, необходимый для сохранения духовного наследия, традиционного уклада жизни и обычаев. Культура народа жива до тех пор, пока сохраняется национальный язык..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье говорится о роли родного языка в жизни воспитанников интерната. | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
(на примере Панаевской щколы-интерната)
Каждый из народов, живущих в России, и за её пределами имеет свой уникальный и неповторимый язык, который отвечает предназначению человека и несет в себе целое наследие. У ненцев, жителей Ямало-Ненецкого автономного округа есть свои характерные черты, традиции и культура, а язык является их непосредственным отражением. В нём передается вся самобытность ненецкого народа, поэтому родной язык - это предмет для настоящей гордости ненцев.
Родной язык – это один из самых важных инструментов развития человеческого общества, необходимый для сохранения духовного наследия, традиционного уклада жизни и обычаев. Культура народа жива до тех пор, пока сохраняется национальный язык..
В посёлке Панаевск проживают ненцы – коренные малочисленные народы Севера, их родной язык - ненэця’ вада (ненецкий язык). Ненцы испокон веков были оленеводами, охотниками и рыболовами, но сегодня многие из них живут и работают в посёлках, но остались те, кто несмотря ни на что до сих пор ведёт традиционный образ жизни.
В Панаевской школе-интернате вместе с поселковыми ребятишками учатся и дети оленеводов-кочевников, ведущих традиционный образ жизни.
Дети оленеводов живут в комфортных, светлых интернатах, где есть всё необходимое для учёбы и отдыха.
Язык народа – это не просто средство общения. Конечно, эту функцию он выполняет прежде всего. В языке отражаются результаты жизни каждого народа, жизни многих и многих его поколений.
Международный год родных языков (коренных народов) это особый момент в жизни нашего этноса, так как именно в этом году проводится большое количество конкурсов на родных языках, в частности для детей.
К году родных языков коренных народов в Панаевской школе-интернате проводятся различные мероприятия и конкурсы. Например, к 90-летию певца Ямала Леонида Васильевича Лапцуй в этом году в стенах интерната прошёл конкурс чтецов – «Лапцуевские чтения». Воспитанники интерната рассказали зрителям стихи любимого ненецкого поэта на русском и ненецком языках. Кроме конкурса чтецов в интернате проходят конкурсы рисунков на северную тематику, ребята, конечно же, рисуют всеми знакомую и любимую бескрайнюю тундру.
Воспитанники интерната принимают участие во всевозможных акциях, например Яптик Юлия и Яптик Ольга участвовали во всероссийском флэш-мобе «Говорим на родном языке». Акцию организовала Ассоциация КМНСС и ДВ РФ ко Дню родного языка. Сняли видео-поздравление на ненецком языке.
Также наши дети владеющие родной речью перевели на ненецкий язык русские народные сказки: такие как Курочка Ряба, Репка, Колобок.
Воспитанники интерната принимают участие и в районных, окружных конкурсах, приуроченных к проведению Международного Дня родного языка в Ямало-Ненецком автономном округе, пишут на родном языке стихи и сочинения.
Хочу прочитать вам стихотворение «Ямал» на ненецком языке, который написала воспитанница интерната Худи Марта, 6 класс.
Ямал
Ямал – мань мэнена ями,
Ямал – мань ӈэрм’ ями!
Ямал’ тер’ ненэця” – хуркари тэнз ненэця”.
Ханяӈыдо’ халям’ хадаби”, хане”,
Ханяӈыдо’ ты пэртяӈэ манзара”,
Ӈани’ ханяӈыдо’ харад’ манзаям’ пэрӈа”.
Хусувэй манзая ӈули” таранив!
Ямалхана хуркари я’ сармик таня”:
Ты, хабарта, илебць,
Варк, сармик, иӈгней,
Тёня, нохо, тэваси…
Ямалхана хуркари халя” тэнз таня:
Юдирця, палкур, пайха,
Ехэна, сюмбаӈг, сявта,
Пыря, нёя, сэври…
Марра Саля няна, яв’ вархана,
Нюсавэй сэр’ варкм’,
Маня” манэӈаваць”,
Тикы сэр’ варк’
Хадаба ӈули” ни’ тара!
Ӈарка ненэця”, Ямал’ тер’ ненэця”
Тарем’манзеты: - Хывы!
Нэней ненэця” теда тюку похона”,
Харад” хэвхана нядэ хаюраць пэяд!
Сиддо’ нерня минренидо’,
Сиддо’ ӈавламбдидо’,
Тэкоцяедо’ етри хаӈгсеты.
Теда тюку едэй” похона”
Ненэй ненэциена” ханзер илеӈгудакы?
Работая учителем ненецкого языка и литературы, воспитателем всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других этносов. Ведь знание родного языка является необходимостью в наши дни. Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой этнос из поколения в поколение передает свое мировоззрение, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Ребенок в наши дни должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.
Воспитание и обучение в школе-интернате немыслимо без изучения истории своего народа, края невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся личности, внесшие весомый вклад в развитие региона, развитии культуры и искусства.
Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную.
Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке либо в интернате. Это помогает ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.
Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой личности.
Первый опыт общения на родном языке ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении родного языка.
С раннего детства мы слушали сказки, легенды, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных рек, озер и тундры. Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась.
Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. Так как тундровые дети с сентября по май проживают в школе-интернате. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.
Приведу пример из жизни. В начале этого учебного года из тундры в школу-интернат приехали 6-7 летние дети, это 21 человек, на данный момент это подготовительный к школе класс. Из них только один говорит на чистом ненецком языке (не знает русский язык), трое из них говорят только по-русски. А остальные говорят
Когда дети только приходят в школу-интернат, то они уже обладают «громадным сокровищем, даже превышающим детские потребности». У шестилетнего ребенка гораздо больше слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самих этих чувств и мыслей. «Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка. Из этого вытекает важная для семьи и школы обязанность: исправлять и пополнять словарный запас детей в соответствии с правилами родного языка, вводя их не только в сознание ребенка, но и в число его привычек, «выполняемых с той легкостью и быстротой, которых требует речь словесная и даже письменная». Необходимо заботиться о том, чтобы ученик сознательно усваивал все возможности родного языка.
развивая речь воспитанника, семья и школа развивают, прежде всего, мыслительные способности, умение грамотно и логично выражать свои мысли, что соответственно влияет на культуру поведения ребенка в обществе. Невозможно развивать язык отдельно от мысли, но и развивать его перед мыслью - вредно. Это приводит к одной из самых дурных человеческих привычек – «болтать чисто, гладко, изящно всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, не вытекающие одна из другой мысли»
Педагоги не должны допускать речевые ошибки учеников, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для них.
Изучение родного языка - это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.
Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике. Язык – величайший народный наставник.
Подобного рода мероприятия в Панаевской школе-интернате проводятся с целью сохранения, популяризации и дальнейшего развития родной речи малочисленных народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.
"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида". Выпускная работа в КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....
Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната.
Из опыта работы по здоровьесбережению....
Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната
В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы-интерната ...
Доклад "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"
Доклад на МО воспитателей "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"...
Статья на тему: "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"
Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы - интерната.В статье говорится о том, что одной из важных задач, стоящей перед педагогами, является сохранение здоровья детей ...
"Воспитание семьянина в условиях школы-интерната"
Семейное воспитание является важнейшим фактором развития ребенка, формирования нового поколения, развития общества в целом. Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он ...
Роль воспитателя в укреплении психологического и физического здоровья детей в условиях школы – интерната.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе-интернате роль педагога-воспитателя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но главное ...