"Воспитание семьянина в условиях школы-интерната"
методическая разработка
Семейное воспитание является важнейшим фактором развития ребенка, формирования нового поколения, развития общества в целом. Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам, и в какой форме она выражалась. Семья является средой, в которой возможно установление интимных, эмоционально насыщенных отношений с родителями и формирование здоровой, активной и социально адаптированной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_vospitanie.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейное воспитание является важнейшим фактором развития ребенка, формирования нового поколения, развития общества в целом.
Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам, и в какой форме она выражалась. Семья является средой, в которой возможно установление интимных, эмоционально насыщенных отношений с родителями и формирование здоровой, активной и социально адаптированной личности.
В современном государственном стандарте общего образования отмечается, что работа педагога должна быть ориентирована на развитие и становление личностных характеристик воспитанника. Сегодня в обществе востребованы молодые люди, осознающие и принимающие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, умеющие учиться и быть социально активными, уважающие закон и правопорядок, соизмеряющие свои поступки с нравственными ценностями, осознающие свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством, уважающие других людей, умеющие вести конструктивный диалог и достигать взаимопонимания.
Наряду со школой огромную роль в формировании указанных характеристик и качеств современного молодого человека играет семья. Известно, что именно семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определённого образа его жизни. Семья является одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов. Семейная идентичность формируется у детей на протяжении их нахождения в семье, а уровень сформированности семейной идентичности влияет на то, как человек в дальнейшем будет строить отношения с людьми и создавать собственную семью. Семейная идентичность – это содержание ценностей, устремлений, ожиданий, тревог и проблем адаптации, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей. Это эмоциональное и когнитивное (мыслительное, знаниевое) «мы» данной семьи. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует это когнитивное «мы». У них нет шаблона, на который они могли бы ориентироваться, с помощью которого формируются нормы и ценности. У данной категории детей формирование семейной идентичности идёт по искажённому пути. Зачастую это происходит по причине переживания того или иного вида насилия и материнской депривации (сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные). Кроме того, при попадании в детский дом в раннем возрасте, у ребёнка часто вытесняются негативные воспоминания, связанные с неблагополучным опытом жизни в семье,- это своего рода защитная реакция. Таким образом, образ семьи либо отсутствует, либо является неполным. В таких случаях необходимо проводить комплексную психологическую работу по созданию адекватного образа семьи у ребёнка.
Для 56 % детей, воспитывающихся в детских домах, семья является основной жизненной ценностью. Тем не менее, представление о кровной семье имеет либо негативный оттенок, либо оно идеализировано. Это может быть объяснено нарушением эмоциональных связей, вызванным неблагоприятным стилем воспитания и нарушением привязанности. Поэтому, важнейшей задачей учреждений государственного попечения является создание условий, приближенных к семейным, подготовка воспитанников к самостоятельной семейной жизни, воспитание качеств, необходимых в дальнейшей жизни.
Как показывают исследования зарубежных ученых, дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, характеризуются повышенной эмоциональной тревожностью, агрессией, нередко имеют слабое физическое здоровье, психические отклонения или задержки, отрицательный социальный опыт, отсутствие постоянного положительно окрашенного общения со взрослыми и сверстниками. Часто у них снижен уровень нормы интеллектуального развития, хуже сформированы умения саморегуляции поведения, навыки самоконтроля.
Обеднённая среда обитания в школе-интернате способствует деформированности жизненно важных для детей-сирот качеств психики, таких как, например, любознательность, познавательная активность, избирательность в отношениях со сверстниками и теми, кто младше или старше, лицами своего и противоположного пола, и многих других. Воспитанники данного типа учреждений, в отличие от детей, воспитывающихся в семейных условиях, активно реагирующих на окружающую их обстановку, творчески осваивающих её, вынуждены приспосабливаться к требованиям окружающей среды. Они практически не способны к сопереживанию окружающим людям. Причем, им чуждо как реактивное сопереживание, проявляющееся в ответ на чувства других людей, так и инициативное сопереживание-стремление ребёнка разделить своё переживание с другими людьми, привлечь их к сопереживанию.
Ребёнок из детского дома с трудом способен к собственному оцениванию, он часто не стремится согласовать своё отношение к происходящему с отношением взрослого. Он только соотносит их. Неумение взять на себя ответственность за решение конфликта демонстрирует его «потребительское» отношение к взрослым, тенденцию ждать и даже требовать решения своих проблем от окружающих, приводит к доминированию защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, к неспособности продуктивного, конструктивного решения проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Медики утверждают, что пребывание ребёнка в условиях типового детского дома в течение нескольких лет атрофирует у него функции регуляторного блока мозга, что приводит к невозможности реагировать на актуальные стимулы и формирует принцип поведения «здесь и сейчас». Специалисты называют данную особенность психики «синдромом полевого поведения», который проявляется в том, что человек не в состоянии самостоятельно выполнить ряд последовательных действий, которые требуют переключения с одного вида деятельности на другой с одновременным удерживанием в памяти конечной цели делаемого.
Длительное наблюдение за группами детей 4-6 лет, одни из которых росли в семье, а другие – вне её показали: что воспитанники интернатных учреждений ведут себя менее активно, скупо выражают свои переживания, их движения скованы и маловыразительны, речь детей, воспитывающихся вне семьи, отличается бедностью словарного запаса, простотой и однообразием грамматического состава высказываний, оценочных суждений у них в 3,5 раза меньше, чем у семейных сверстников, объяснения вообще отсутствуют. Воспитанникам детского дома трудно сосредоточиться на длительное время, они постоянно отвлекаются на предметы окружающей среды. У дошкольников из детского дома, из-за того что отсутствует генезис общения, а ни одна из форм общения с ними взрослых не отвечает возрастным требованиям, в поведении совместились особенности детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста, которые находят своё выражение в сниженной эмоциональности, пассивности, неадекватности реакций и задержках развития внутреннего плана. Дефицит общения с взрослым на данном возрастном этапе, бедность контактов со сверстниками, различие в условиях жизни и воспитания оказывают существенное влияние на личностное развитие воспитанников закрытых государственных учреждений, объясняя причину их отставания не только в психическом развитии, но и в социальном.
Данная тенденция прослеживается и в подростковом возрасте, в эмоциональном отношении подросток не развит, их волевые притязания недостаточно социализированы, волю ребёнок часто прилагает к противостоянию, к нарушению прав, нарушении своих обязанностей.
Развитие духовности, ценностных ориентаций детдомовцев отличается от подростков из семьи тем, что первые ограничены маленьким социальным пространством, диспропорцией социального «Я» в сторону социального «МЫ», неумением фиксировать себя на своих переживаниях, проблемах, чувствах, неспособностью рефлексировать, глубокой погруженностью в замкнутое, достаточно коррумпированное детдомовское сообщество. Объясняется это тем, что с первых месяцев жизни за ребёнком, лишённым родительского попечения, тянется недостаточность в прочувствовании своих телесных переживаний: его мало гладили, его мало любили, он не всё может осмыслить.
Поэтому для российского общества и государства, для педагогической теории и практики оказания помощи уязвимым категориям несовершеннолетних проблема воспитания сирот становится особенно актуальной.
Выделяют следующие подходы:
Личностно-деятельностный подход к воспитанию предполагает то, что учреждение государственного попечения должно снабдить деятельность воспитанника, становление его личности.
Событийный подход. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.
Средовой подход – объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды.
Жизнь ребёнка в условиях детского дома и социального приюта обуславливает появление особого психического состояния – психической депривации. Дети, воспитывающиеся в детских домах, испытывают различные виды депривации: личностную, социально-культурную, социально-предметную, каждая из которых отличается определённым набором факторов, проявлений и следствий.
Личностная депривация- это условия среды и факторы воспитания, которые содействуют формированию негативных личностных качеств и образований, влияющих на способность создать и сохранить свою семью.
Социально-культурная депривация – это отсутствие условий и психолого-педагогических средств, направленных на формирование семейных представлений у детей.
Социально-предметная депривация или недостаточность условий для формирования социально необходимых представлений о хозяйственно-бытовой стороне жизни в семье.
Группы, организованные по семейному типу, называют альтернативными формами устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, т.к. сама атмосфера в этих группах оказывает позитивное влияние в плане компенсации последствий депривации различной направленности. Именно через группы, организованные по семейному типу, реализуется возможность формирования у воспитанников:
- Должных представлений о семейных ролях, традициях, взаимосвязях;
- Характеристик и качеств, обозначенных в ФГОС и необходимых для успешной социальной адаптации;
- Готовности к адекватному восприятию возникающих социальных проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность);
- Устойчивости к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), способности сохранения своих индивидуальных качеств, установок и ценностей;
- Системы дополнительных дифференцированных социально-ролевых взаимодействий, образ-Я, способности к самоопределению;
- Активной позиции в решении социальных проблем, реализуемой готовности к социальным действиям (социальная активность);
- Умения учитывать потребности другого и опыт автономного существования (возможность почувствовать свою отдельность и самостоятельность) и др.
Современная политика в области оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, всё больше ориентирована на семейное устройство этих детей. Однако в детских домах и школах-интернатах продолжают оставаться воспитанники, так как их устройство в семью по разным причинам затруднительно или невозможно. Именно для данной категории детей группы, организованные пол семейному типу, являются хорошей альтернативой воспитания в семье.
Как создать атмосферу своего дома (семьи) в детском доме или школе-интернате?
Как вырастить из детей хороших отцов и матерей, способных создать свою семью?
Как подготовить их к самостоятельной жизни?
Как научить воспитанников самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях?
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНОЙ
ЖИЗНИ
В организационном плане самым важным является создание условий, при-ближенных к семейным. Если нет возможности передать ребенка в приемную се-мью, патронатную, под опеку или попечительство родственникам, детский дом
семейного типа, необходимо по возможности обеспечить оптимальные условия
жизнедеятельности: минимальное количество детей, проживающих в одной ком-нате, постоянный состав воспитателей, разновозрастной состав группы, совмест-ное проживание братьев и сестер и т.п.
В общем виде эти условия можно сформулировать следующим образом:
1. Реорганизация жизненного пространства детских домов, создание квар-тир, фермерских малых хозяйств и т.п.; приближение условий проживания детей
максимально к семейным условиям. Очень важно предоставить каждому ребенку
свое биологическое пространство, дать возможность уединения и общения. Функ-циональное размещение комнат и мебели в них должны быть приближены к стан-дартно домашнему. Обязательно должны быть личные вещи в индивидуальном
пользовании. Организация жизнедеятельности в таких условиях должна позволит
ребенку уяснить, что находится в индивидуальном пользовании, что в пользова-нии всех членов семьи; заинтересовать ребенка в бережном отношении к своим и
чужим вещам.
2. Сокращение числа детей в группах (семьях) для осуществления диффе-ренцированного подхода в воспитании каждого ребенка; комплектование “семей”
из числа детей детского дома (социальная семья), сведение родственников в одну
“семью”.
3. Организация жизнедеятельности по типу семей (можно с главой семьи,
семейным советом); самое главное – создание семейной атмосферы в доме и по-гружение в нее ребенка с тем, чтобы хоть в некоторой степени восполнить то, что
он не может получить, воспитываясь вне семьи;
4. Изменение количества людей, участвующих в воспитании детей-сирот,
расширение их обязанностей; к воспитателям, психологам в качестве основного
требования следует предъявить наличие собственного позитивного отношения к
семье как социальному институту.
5. Разработка и реализация специальных программ по подготовке детей,
оставленных без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни;
6. Обеспечение совместной деятельности, в ходе которой формируется се-мейное “Мы”, отличающееся от интернатовского “Мы”;
7. Обеспечение выполнения ребятами всех видов работы в семье.
Ниже представлены технологии подготовки детей к семейной жизни при
развитии различных вариантов их приобщения к семье: проживание в условиях
институционализации; переход в замещающую семью; возврат в кровную семью
или родственникам.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к
самостоятельной семейной жизни:
1. Формирование образцов семьи в сознании ребенка.
2. Формирование ролей членов семьи (мама, папа, ребенок).
3. Формирование образа мужа, жены и их функций в семье.
4. Проведение системы работы с детьми по формированию представлений о
жизни в семье на протяжении всего времени пребывания в интернатном учрежде-нии.
5. Проведение системы работы с детьми по формированию экономических
установок и экономической базы семьи.
6. Создание позитивного образа будущей самостоятельной семейной жизни
у выпускников интернатных учреждений.
7. Создание осознанного отношения к будущим детям и заботе о них.
8. Формирование осознанного стремления к освоению умений, навыков,
необходимых для жизни в семье.
9. Освоение социальных навыков, необходимых для жизни в семьей, обществе.
10. Стремление к овладению способами взаимодействия, предотвращающие
конфликты и умение разрешать конфликтные ситуации.
11. Сформировать представления о дальнейшем непрерывном образовании,
трудоустройстве, местожительстве, сети социальной поддержки.
12.Формирование внешнего вида ребенка в соответствии с социокультурными нормами и требованиями гигиены, эстетики.
13. Формирование навыков самостоятельного приготовления пищи и ее
приема.
14. Знакомство с эстетикой быта и его обустройством.
15. Формирование трудовых навыков самообслуживания.
16. Формирование навыков проведения свободного времени, обоснование
необходимости проведения свободного времени определенным образом, его планирование.
17. Формирование навыков взаимодействия с сетью социальных контактов
(родственники, друзья, детский дом, трудовой коллектив и т.д.)
18. Формирование ценностей семьи, детей, общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.
"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида". Выпускная работа в КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....
Выступление к методической выставке «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (Из опыта работы воспитательной группы)
Что значит семья для того, чье детство прошло вне ее? Какова роль воспитателя в формировании семейных понятий? Как в дальнейшем будут применять на практике наши воспитанники теорию семейных отношений?...
Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната
В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы-интерната ...
Программа «Воспитание семьянина в условиях детского дома (по семейному типу)»
Основные цели программы: Воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они...
"Воспитание семьянина в условиях школы-интерната"
Как создать атмосферу своего дома (семьи) в детском доме или школе-интернате? Как вырастить из детей хороших отцов и матерей, способных создать свою семью? Как подготовить их к самостоятельн...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)
В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...
РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Родной язык – это один из самых важных инструментов развития человеческого общества, необходимый для сохранения духовного наследия, традиционного уклада жизни и обычаев. Культура народа жива до ...