раб.программа по родной литературе( русской) 5 кл.
рабочая программа (5 класс)

Екатерина Владимировна Мартемьянова

адптировнная рабочая программа для детей с ЗПР по родной литературе ( русской) 5 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5a_rp_rod_lit_.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОГЛАСОВАНО

Протоколом заседания методического

объединения от 24.08.2021 №1

УТВЕРЖДЕНО
приказом МОУ школа-интернат
от 31.08.2021 №117-У

Рабочая программа

обучающихся с ЗПР

по родной литературе ( русской)

5а класс
2021-2022 учебный год

Составил:
учитель Мартемьянова Екатерина Владимировна

г. Жуковский

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Родная  литература(русская)» разработана на основе:

 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

  Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Учебный предмет «Родная (русская) литература» – часть образовательной области «Родной язык и родная литература», который тесно связан с предметом «Родной (русский) язык» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Родная (русская) литература изучается в тесной связи с обществознанием, историей России, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность.

Программа составлена с использованием примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5– 9 классов общеобразовательных учреждений , авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией Александровой, Аристовой , учебника Александрова О.М. и др. Родная русская литература . 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.,Просвещение,2021  для 5-9 классов под редакцией Беляевой Н.В.  М.: Просвещение.

С учётом календаря выходных и праздничных дней, учебных периодов, расписания уроков рабочая программа рассчитана на 34 часа. 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ учебного предмета «Родная литература (русская)»

 Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ: 

• воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, не изучаемых в курсе “Литература”; личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;

 • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык является родным;

 • расширение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей и их жизни;

 • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» - 5 класс

  • формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
  • формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
  • формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой (4 ч)

Малые жанры фольклора.

Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

Русские народные и литературные сказки.

Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

Города земли русской (3 ч)

Москва в произведениях русских писателей

А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»

Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы (2 ч)

Русский лес

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

А. В. Кольцов. «Лес».

В. А. Рождественский. «Берёза».

В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)

Праздники русского мира (5 ч)

Рождество

Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).

В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».

А. И. Куприн. «Бедный принц».

И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

Тепло родного дома (4 ч)

Семейные ценности

И. А. Крылов. «Дерево».

И. А. Бунин. «Снежный бык».

В. И. Белов. «Скворцы».

Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)

Не до ордена – была бы Родина (2 ч)

Отечественная война 1812 года

Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

Загадки русской души (3 ч)

Парадоксы русского характера

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

О ваших ровесниках (3 ч)

Школьные контрольные

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

Родной язык, родная речь

И. А. Бунин. «Слово».

В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родная (русская) литература»

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;

- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные:

- самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;

- самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;

соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;

- понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Предметные:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; - --- умение вести диалог;

- написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы;

- формирование эстетического вкуса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание раздела

часы

Россия - Родина моя

15

Русские традиции

10

Русский характер- русская душа

9

Приложение № 1      
к рабочей программе

МОУ школа-интернат

по родной литературе (русской)

Календарно-тематическое планирование уроков родной литературы (русской)

в 5а классе

на 2021-2022 учебный год

Учитель: Е.В.Мартемьянова

№ п/п

урока

в разделе,

теме

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Плановая

Скорректированная

Россия - Родина моя (15ч..)

«Преданья старины глубокой» .Старая пословица век не сломится. Пословицы русского народа о Родине

В сказочном лесу. А.Н.Афанасьев.

Лиса и медведь. Русская народная сказка

Лиса и медведь. Мордовская народная сказка

Новая жизнь русских сказок. К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь»

Города Земли Русской. « Края Москвы, края родные…». А.С.Пушкин. « На тихих  берегах Москвы…»

М.Ю. Лермонтов. «Москва,Москва…люблю тебя, как сын..» Панорама Москвы

Л.Н.Мартынов. «Красные ворота»

А. П.Чехов. «В Москве на Трубной площади»

Родные просторы . «Страна березового ситца»

        И.С.Соколов- Микитов. «Русский лес»

Еремея Айпин.  «Наедине с осенью. Вместо пролога.»

 « Мне лепетал любимый лес…» А.В.Кольцов. «Лес»

В.А.Рождественский. « Береза.».

В.А.Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва...».

Русские традиции (10ч.)

Праздники русского мира. Рождество

Б.Л.Пастернак. « Рождественская звезда».

В.Д. Берестов. « Перед Рождеством»

Святочные рассказы. А.И.Куприн. « Бедный принц» I, II главы

Святочные рассказы. А.И.Куприн. « Бедный принц» III, IV  главы

И.А. Ильин. «Рождественское письмо»

Тепло родного дома. ««О строении домовном»: семейные ценности»

        И.А. Крылов. «Дерево»

И.А.Бунин. « Снежный бык»

В.И.Белов. « Скворцы»

Русский характер- русская душа (9ч.)

«НЕ ДО ОРДЕНА. БЫЛА БЫ РОДИНА...» Отечественная война 1812 года

Ф.Н.Глинка. « Авангардная песнь»

Д.В. Давыдов. «Партизан»

Загадки русской души. Парадоксы русского характера. К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога»

Ю.Я.Яковлев. «Сыновья Пешеходова»

О ваших ровесниках. Школьные контрольные. К.И.Чуковский. «Серебряный герб»

А. А. Гиваргизов. « Контрольный диктант»

«Лишь слову жизнь дана». Родной язык, родная речь. И.А.Бунин. «Слово»

В.Г.Гордейчев. « Родная речь»

Итого:

По программе  34ч.

Выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...