РПУП "Родной русский язык" 5-9
рабочая программа

Никулина Наталья Владимировна

Данная рабочая программа учебного предмета "Русский (родной) язык" 5-9 классы поможет учителю спроектировать КТП на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РПУП "Родной русский язык 5-9"33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подсинская средняя школа»

«Утверждаю»

ИО директора

МБОУ «Подсинская СШ»

__________/______________________/

приказ от _________________

№ _______

Рабочая программа учебного предмета

«Родной (русский) язык»

уровень образования:  ОСНОВНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (5-9 КЛАСС) 

Составители:

учителя русского языка

Никулина Н.В.,

Степаненко В.А.

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5-9  классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является составной частью Основной образовательной программы ООО МБОУ «Подсинская СШ».

При составлении программы использовались рекомендации «Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 января 2018 г. № 2/18).

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

В соответствии с этим в курсе родного (русского) языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 85 часов (по 17 часов в 5-9 классах)

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ:

  1. воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  2. приобщение к литературному наследию своего народа;
  3. формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
  4. осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  5. обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  6. получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём.

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка;

соблюдение основных норм русского речевого этикета;

соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе).

3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»

В содержание учебного предмета включены темы в соответствии со следующими сквозными разделами:

«Язык и культура»;

«Культура речи»;

«Речевой этикет»;

«Речь. Речевая деятельность. Текст».

5 КЛАСС: 

Зачем человеку нужен язык

Что мы знаем о русском языке

Что такое речь

Речь устная и письменная

Речь монологическая и диалогическая

 Что такое текст (повторение)

 Тема текста

 Основная мысль текста

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

Абзац как часть текста

Речевая ситуация

Что изучает стилистика.

Разговорная и книжная речь.                

 Художественная и научно-деловая речь.

Что такое тип речи

Описание, повествование, рассуждение

Оценка действительности

6 КЛАСС: 

Что мы знаем о речи, её стилях и типах (повторение)

Что мы знаем о тексте

Слово – основная единица языка

Исконно-русские и заимствованные слова

Профессиональные и диалектные слова

Устаревшие слова

Разграничение деловой и научной речи

Определение научных понятий

Рассуждение объяснение

Характеристика делового стиля

Средства связи предложений в тексте

Употребление параллельной связи с повтором

Как исправить текст с неудачным повтором

Описание места

Описание состояния окружающей среды

Соединение в тексте разных типовых фрагментов

Учимся строить публичное выступление

7 КЛАСС: 

Язык – основное средство общения.

Изменяется ли язык с течением времени.

Что мы знаем о стилях речи

Что мы знаем о типах речи.

Фонетика и орфоэпия. Фонетический анализ слова, орфоэпическая норма.

Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Способы и средства связи предложений в тексте.

 Публицистический стиль речи.

Заметка в газету.

Рассуждение – размышление.

Описание состояния человека.

Порядок слов в спокойной монологической речи.

 Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Описание внешности человека.

Характеристика человека.

Сочинение «Знакомьтесь, - это я!»  «Что за человек мой друг (подруга, сестра..)»

8 КЛАСС: 

Русский язык в семье славянских языков

Разновидности речи. Стили речи.

Типы речи.

Способы и средства связи предложений в тексте.

Типы речи. Рассуждение на тему «Легко ли быть молодым?».

Репортаж, его строение. Языковые средства, характерные для репортажа.

Сочинение в жанре репортажа

Статья в газету.

Портретный очерк

Комплексный анализ текста

Деловая игра «Жанры публицистики»

Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи.

Прямая речь. Диалог.

Косвенная речь.

Цитаты и их оформление на письме.

Практикум «Прямая и косвенная речь»

Жанры публицистики. Интервью.

9 КЛАСС: 

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Типологический анализ текста. Приемы сжатия текста.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации.

Стили речи. Типы речи.

Стили речи. Художественный стиль и язык художественной литературы.

Стилистические синонимы и изобразительно-выразительные средства.

Текст. Строение текста.

Речевые жанры. Путевые заметки.

Речевые жанры. Рецензия.

Речевые жанры. Эссе.

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Стили речи. Деловая речь.

Способы сжатия текста.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

5 КЛАСС

Название темы

Количество часов

Зачем человеку нужен язык

1

Что мы знаем о русском языке

1

Что такое речь

1

Речь устная и письменная

1

Речь монологическая и диалогическая

1

 Что такое текст (повторение)

1

 Тема текста

1

 Основная мысль текста

1

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

1

Абзац как часть текста

1

Речевая ситуация

1

Что изучает стилистика.

1

Разговорная и книжная речь.                

1

 Художественная и научно-деловая речь.

1

Что такое тип речи

1

Описание, повествование, рассуждение

1

Оценка действительности

1

6 КЛАСС

Название темы

Количество часов

Что мы знаем о речи, её стилях и типах (повторение)

1

Что мы знаем о тексте

1

Слово – основная единица языка

1

Исконно-русские и заимствованные слова

1

Профессиональные и диалектные слова

1

Устаревшие слова

1

Разграничение деловой и научной речи

1

Определение научных понятий

1

Рассуждение объяснение

1

Характеристика делового стиля

1

Средства связи предложений в тексте

1

Употребление параллельной связи с повтором

1

Как исправить текст с нудачным повтором

1

Описание места

1

Описание состояния окружающей среды

1

Соединение в тексте разных типовых фрагментов

1

Учимся строить публичное выступление

1

7 КЛАСС

Название темы

Количество часов

Язык – основное средство общения.

1

Изменяется ли язык с течением времени.

1

Что мы знаем о стилях речи

1

Что мы знаем о типах речи.

1

Фонетика и орфоэпия. Фонетический анализ слова, орфоэпическая норма.

1

Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи.

1

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

1

Способы и средства связи предложений в тексте.

1

 Публицистический стиль речи.

1

Заметка в газету.

1

Рассуждение – размышление.

1

Описание состояния человека.

1

Порядок слов в спокойной монологической речи.

1

 Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

1

Описание внешности человека.

1

Характеристика человека.

1

Сочинение «Знакомьтесь, - это я!»  «Что за человек мой друг (подруга, сестра..)»

1

8 КЛАСС

Название темы

Количество часов

Русский язык в семье славянских языков

1

Разновидности речи. Стили речи.

1

Типы речи.

1

Способы и средства связи предложений в тексте.

1

Типы речи. Рассуждение на тему «Легко ли быть молодым?».

1

Репортаж, его строение. Языковые средства, характерные для репортажа.

1

Сочинение в жанре репортажа

1

Статья в газету.

1

Портретный очерк

1

Комплексный анализ текста

1

Деловая игра «Жанры публицистики»

1

Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи.

1

Прямая речь. Диалог.

1

Косвенная речь.

1

Цитаты и их оформление на письме.

1

Практикум «Прямая и косвенная речь»

1

Жанры публицистики. Интервью.

1

9 КЛАСС

Название темы

Количество часов

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

Типологический анализ текста. Приемы сжатия текста.

1

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

1

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации.

1

Стили речи. Типы речи.

1

Стили речи. Художественный стиль и язык художественной литературы.

1

Стилистические синонимы и изобразительно-выразительные средства.

1

Текст. Строение текста.

1

Речевые жанры. Путевые заметки.

1

Речевые жанры. Рецензия.

1

Речевые жанры. Эссе.

1

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Стили речи. Деловая речь.

1

Способы сжатия текста.

1

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...