Фразеологизм
методическая разработка (6 класс)
Предварительный просмотр:
«мастер -класс в 6 классе по русскому языку " Фразеологизм"»
Тема: «Фразеологизмы» Цели:
- образовательные:
- умение самостоятельно применять полученные знания в комплексе;
- распознавать фразеологизмы и понимать их значение;
- обогатить словарный запас учащихся
2. развивающие:
- развивать логическое мышление
3. воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- прививать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Технологические особенности: использование компьютера и интерактивной доски.
Ход урока
- Оргмомент , психологический настрой.
- Разминка
- Лексический диктант (слайд 2)
1) Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов.
2) Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.
3) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
4) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
5) Научное описание книг, статей, подборка названий книг, статей.
6) Место в зоопарке, где содержатся пресмыкающиеся и земноводные животные.
2. Синтаксический разбор предложения (слайд 3)
Задание. Запишите предложение, подчеркните главные члены, составьте схему.
Офицер всегда должен обладать присутствием духа. Почему в предложении выделили сочетание слов?
Можно ли в нем опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этого сочетания слов? Почему?
Как называются такие устойчивые, неделимые обороты речи?
В каких источниках можно найти значение фразеологизмов?
- Сообщение темы и целей урока (слайд 5)
Работа в группах
1 группа
Прочитать П 21
Выполните упр 255
2 группа П21
Выполните упр257
3 группа П21
Выполните упр260
Задание 1. Прочитайте цитаты. Выпишите фразеологизмы (слайд 6)
1) Если бы я попросил ещё сотню жертв, она принесла бы их, не моргнув глазом.
2) Мне всё равно предстоит бессонная ночь, и надо, не откладывая в долгий ящик, продумать до мельчайших подробностей своё поведение.
3) Плотников оттягивал тот момент, когда надо окончательно согласиться и, засучив рукава, ломать устоявшиеся порядки.
4) Мать скрепя сердце покорилась судьбе и заявила, что не поедет провожать Марата в аул.
5) Закупками распорядилась сама хозяйка с помощью одного жильца…, который бегал весь вчерашний день и всё это утро сломя голову и высунув язык.
6) Он работал не покладая рук… и наконец увидел, что сделано уже много
Задание 2. На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение. В этом вам помогут данные иллюстрации (слайд 7 – 9)
Задание 3. Соотнесите синонимичные фразеологизмы( слайд10) Самостоятельно
- Сложа руки
- Одним словом
- Честно говоря
- Не покладая рук
- Плечом к плечу
- Куда глаза глядят
- Во весь дух
- Втирать очки
- Повесить нос
- Как снег на голову
- Короче говоря
- Обводить вокруг пальца
- Сломя голову
- Бок о бок
- Упасть духом
- Как из-под земли вырос
- Не шутя
- Спустя рукава
- Засучив рукава
- На все четыре стороны
Физминутка
Задание 4. Из данных примеров составьте антонимичные пары
(слайд 11)
- Хоть иголки собирай
- Заварить кашу
- По чайной ложке
- Коломенская верста
- Чуть свет
- Повесить нос
- Жить душа в душу
- Сидеть сложа руки
- Ни зги не видно
- Воспрянуть духом
- На ночь глядя
- От горшка два вершка
- Как кошка с собакой
- Одним духом
- Расхлёбывать кашу
- Не покладая рук
Задание 5. Запишите по одному примеру , связанной с данными представителями животного мира (слайд 12)
Работа с учебником 261
V. Домашнее задание (слайд 13)
- Упражнение 254 (письменно)
- Вопросы на с.76
- Индивидуальное задание: запишите в тетрадь 3 – 5 фразеологизмов, вошедших в русский язык из художественной литературы.
VI. Подведение итогов (слайд 14)
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какие фразеологизмы вошли в русский язык из мифов Древней Греции?
Рефлексия Какое настроение:1. Если было всё понятно «
море знаний»
- Если нужно поработать приклеиваем на « залив»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари
Презентация для 6 класса по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....
Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...
Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...