Доклад "Новые приемы и методы для развития интереса к адыгейскому языку у русскоязычных детей".
статья (9 класс)
Я работаю в русскоязычной школе и преподаю адыгейский язык, в основном, детям некоренной национальности. Поэтому считаю главной для себя проблемой привитие интереса к адыгейскому языку у русскоязычных детей.
Цель моей работы: исследовать различные приемы, методы и средства для достижения эффективности преподавания адыгейского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
М.З. Ачмиз,
Почетный работник общего образования РФ,
учитель адыгейского языка
МБОУ «СШ №9» п. Отрадный
Новые приемы и методы для развития интереса к адыгейскому языку у русскоязычных детей.
Современное российское общество предъявляет высокие требования к уровню образования школьников. Поэтому очень важно построить обучение таким образом, чтобы дети лучше усвоили материал, учились с интересом и желанием.
Я работаю в русскоязычной школе и преподаю адыгейский язык, в основном, детям некоренной национальности. Поэтому считаю главной для себя проблемой привитие интереса к адыгейскому языку у русскоязычных детей.
Цель моей работы: исследовать различные приемы, методы и средства для достижения эффективности преподавания адыгейского языка.
Я начинаю преподавание адыгейского языка со второго класса, вместе с английским языком. Трудности в произношении различных сложных звуков, их написание резко снижают у детей интерес к языку. Тогда я прибегаю к карте Краснодарского края и Республики Адыгея, по которой мы с детьми отправляемся в путешествие. Обращаю их внимание на географические названия населенных пунктов, рек, гор, плато, рассказываю легенды о происхождении данных названий, останавливаюсь на географическом положении Тахтамукайского района. Вместе вспоминаем названия населенных пунктов района. Называем реки: Афипс, Супс, Четук, Кубань, которые протекают по территории района. Рассказываю, как и почему адыги назвали реку Кубань. Дети активно включаются в поиски на карте адыгейских названий. Делаю вывод: без знания адыгейского языка человеку будет трудно путешествовать по Северному Кавказу.
Чтобы расширить словарный запас своих маленьких учеников, я предложила им посмотреть понравившийся мультик. Например, русскую народную сказку «Три медведя». Они с удовольствием смотрят, а потом я предлагаю попробовать самим озвучить мультфильм по ролям. Выбираем Машу, Михайло Потапыча, Настасью Ивановну, затем я убираю звук, и дети говорят вместо кукол. Спрашиваю: «Понравились ли вам новые актеры?». Дети отвечают. Тогда я говорю: «А что если мы попросим наших артистов озвучить сказку на адыгейском языке?». Дети пробуют говорить по адыгейски, я им помогаю. В конце концов, получается новая сказка, с теми же героями, но говорящими на адыгейском языке. Вот так, используя медиа средства я добилась, что детям понравилось говорить на другом языке.
Другим приемом для привития интереса к занятиям по адыгейскому языку и литературе является сопоставление русских и адыгейских пословиц и поговорок. Я задаю тему. Например: «Труд». Дети называют пословицы и поговорки о труде на русском языке. Такие, как «Труд кормит, а лень – портит», «Терпение и труд все перетрут», «Не красна изба углами, а красна пирогами». Потом я называю адыгейские пословицы и поговорки о труде. Например, «Iоф мыублэм блэ хэс». (В неначатом деле змея сидит), «Макlэу lо, бэу шlэ» (Мало говори, много делай).
В конце урока делаем выводы, что и русские, и адыгейцы всегда ценили труд. Труд для всех народов – источник благосостояния, залог процветания и богатства.
Еще одним приемом для развития интереса к адыгейскому языку считаю написания письма другу на компьютере. Дети 7-х – 9-х классов уже неплохо владеют грамматикой адыгейского языка, и им не составляет труда написать небольшое письмо другу и отправить его по электронной почте. Причем, получатели и адресанты находятся в одном классе, только за разными столами. Каждый пишет на своём компьютере. Нужно видеть с каким желанием и интересом ученики пишут друг другу. Читая, они подмечают и исправляют ошибки друг друга, запоминают правильность написания тех или иных слов, построения предложений, использования синонимов и антонимов в адыгейской речи.
В 8–м классе хорошо проходит деловая игра «Редакция». Распределяем роли: главный редактор, корреспонденты, фоторепортеры, корректоры, «наборщики», дизайнеры, работники рекламы». Нашу газету мы назвали: «Насып» («Счастье»).
Главный редактор дает здание всем сотрудникам для выпуска на следующем уроке свежего номера газеты. Ребята - корреспонденты описывают события в школе, на уроке в ауле или поселке, берут интервью у учителей, одноклассников, учащихся школы и родителей. Фоторепортеры выбирают моменты и ситуации, которые могли бы запечатлеть на фото. Корректоры исправляют ошибки и неточности, «наборщики» набирают текст на компьютере, дизайнеры размещают на полях газеты колонки текста и фотографии, «работники рекламы» дают объявления, рекламируют книгу, различные предметы школьного обихода и др.
Таким образом, к концу урока наша маленькая газета – готова и учащиеся с радостью несут её домой, читая родителям, соседям и знакомым.
В результате применения различных приемов, методов и средств мне удалось добиться 100% успеваемости по предмету, высокого процента обученности и положительного отношения русскоязычных детей к изучению адыгейского языка.
Итоги олимпиад Итоги участия в конкурсах
№ п/п | Районный этап | Республиканский этап |
2018-2019 | 2 место - Алиева С., 9 класс | |
2019-2020 | 2 место – Никитин А., 1место, 7 класс. | |
2020-2021 | 1 место — Никитин Артем, 8 класс, 2место- Алиева С.,7 класс |
Являясь руководителем школьного музея «Активисты школьного музея» и драматического кружка «Театральная студия на адыгейском языке» способствую взаимному сближению детей разных национальностей. Все массовые формы работы, а также индивидуальные связываю с жизнью и трудом народа, способствую воспитанию у учащихся высоких патриотических чувств и убеждений, прививаю им навыки межнационального общения в многонациональном коллективе.
Итоги участия в конкурсах
№ п/п | Название конкурса | Результат |
2018 | 2-ой районный конкурс чтецов «Язык-корень народа» Районный конкурс «Открытка ветерану. Спасибо за победу» ГБОУ ЦДОД РА «Викторина» на V отчетно-практической конференции РА «Музей и дети». V- ая районная отчетно-практическая конференция «Музей и дети» | Мезужок Бэлла, 8 класс. Диплом 1 степени. Туко Аслан, 8 класс, 1 место 2-ое командное место Белемгот Сусанна., 9 класс 3 место |
2019 | 3-ий районный конкурс чтецов «К. Жане 100 лет» | Халиш Рузанна, 6 класс. Диплом 1 степени. |
Ежегодное проведение недели адыгейского языка в русскоязычной школе выливается в приобщении к культуре, обычаям, традициям адыгейского народа. А это в свою очередь, способствует воспитанию толерантности, уважения к культурным ценностям другого народа, взаимообогащению и интеграции культуры.
Использования литература:
- Булин – Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин – Соколова, канд. пед. наук // Учитель. – 2005. - № 3. – С. 63 – 66.
- Макотрова, Г. В. Развитие ценностных ориентаций старшеклассников при использовании Интернета / Г. В. Макотрова, канд. пед. наук, доц. // Информатика и образование. – 2008. - № 6. – С. 36 – 39.
|
- Шехтман, А. Интерактивные доски: теория и практика: [сенсорный экран в школьном классе] / А. Шехтман, С. Кузнецов // Мир ПК. – 3007. - № 9. – С. 124 – 128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение якутскому языку через песни для русскоязычных детей
В нашей республике Саха(Якутия) создаются определённые условия для того, чтобы люди любой национальности имели возможность знать, изучать и общаться на якутском языке я предлагаю свою маленькую помощь...
Тезисы доклада по теме "Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки"
Данная работа - личный взгляд на ситуацию веденения предмета химии в общеобразовательных классах, при нагрузке в старших классах 1 ч в неделю....
Тематическое планирование уроков татарского языка (русскоязычные дети)6 класс.
Тематическое планирование по учебнику для русскоязычных детей) авторы : А.Ш.Әсәдуллин, К.С.Фәтхуллова. Казан.,,Мәгариф" нәшрияты, 2007....
Доклад на тему"«Познавательный интерес — основной мотив деятельности учащихся»
В докладе рассмотренна динамика формирования интереса к физике, описаны источники формирования познавательных интересов на уроках , пути побуждения и развития познавательных интересов школьн...
Урок-презентация в 11 классе по татарской литературе для русскоязычных детей
Тема. Фоат Садриевның Әлмәт дәүләт татар драма театры белән эшчәнлеге. Максат: бер төбәктә яшәүче һәм иҗат итүче күренекле прозаик, драматург, Г. Тукай исемендәге Дәүләт премиясе лауреаты ...
Рабочая программа по татарскому языку (русскоязычным детям) 1 класс
Рабочая программа по татарскому языку (русскоязычным детям)...
контрольные задания по татарскому языку для русскоязычных детей
2.3.6.10.11 нче сыйныфларның рус төркемнәренә контроль эшләр...