Исследовательская работа «Судьбы его простое полотно»
презентация к уроку (8 класс)
Актуальность моего исследования в том, что оно посвящено человеку, внесшему посильный вклад в борьбу с общим врагом-фашизмом. Это мой прадедушка, Тимох Хатит, который совершил, на мой взгляд, подвиг.
Цель исследования: показать величие подвига человека, настоящие черты которого раскрылись исключительно в период тяжелых испытаний.
Задачи исследования:
1).Изучить материалы о Великой Отечественной войне;
2).Взять интервью у родных и близких Хатит Т;
3).Систематизировать материал и оформить исследовательскую работу.
Методы исследования:
1.Анализ.
2. Синтез.
3. Историзм.
4. Ретроспективы.
Объекты исследования: жизнь Хатит Тимоха.
Источники.
1.Письменные
В книгах о Великой Отечественной войне я почерпнула знания о том, как жили люди в тылу врага.
2.Устные
Интервью родных и близких помогли лучше узнать о жизни Хатита Т, о его родных.
3.Иллюстративные
-фотографии из семейного архива Хатита Т.
Новизна работы заключается в том, что о Хатит Т нет никаких письменных свидетельств, и работа состоит только из воспоминаний родных и близких Хатита Тимоха .
Мой личный вклад в работу заключается в том, что мною создана исследовательская работа, основанная на эксклюзивном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: Великая Отечественная война
Исследовательская работа:
«Судьбы его
простое полотно»
Учитель адыгейского языка
МБОУ «СШ№9» п. Отрадный:
Ачмиз Мулиет Заурбечевна,
п.Отрадный
2020г.
Людей неинтересных в мире нет
Их судьбы, как истории планет
У всех у них особое, своё,
И нет планет похожих на неё.
Б. Пастернак.
Оглавление.
Введение -------------------------------------------------------------------- стр.3
гл.1. Через две эпохи ------------------------------------------------------ стр.4
гл.2.Через все муки ада ---------------------------------------------------- стр.5
Заключение ------------------------------------------------------------------- стр.8
Список использованной литературы------------------------------------- стр.9
Приложения-------------------------------------------------------------------- стр.-10.
Введение
В 2020 году, наш народ будет отмечать 75-летие Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками.
Война являлась самым серьёзным испытанием для всех народов, входящих в состав СССР. И они выдержали это испытание, одержали всемирно-историческую победу.
Наша победа всеобщая, она складывается из того, что внес каждый человек, каждая семья, каждый населенный пункт, каждый район страны.
Актуальность моего исследования в том, что оно посвящено человеку, внесшему посильный вклад в борьбу с общим врагом-фашизмом. Это мой прадедушка, Тимох Хатит, который совершил, на мой взгляд, подвиг.
Цель исследования: показать величие подвига человека, настоящие черты которого раскрылись исключительно в период тяжелых испытаний.
Задачи исследования:
1).Изучить материалы о Великой Отечественной войне;
2).Взять интервью у родных и близких Хатит Т;
3).Систематизировать материал и оформить исследовательскую работу.
Методы исследования:
1.Анализ.
2. Синтез.
3. Историзм.
4. Ретроспективы.
Объекты исследования: жизнь Хатит Тимоха.
Источники.
1.Письменные
В книгах о Великой Отечественной войне я почерпнула знания о том, как жили люди в тылу врага.
2.Устные
Интервью родных и близких помогли лучше узнать о жизни Хатита Т, о его родных.
3.Иллюстративные
-фотографии из семейного архива Хатита Т.
Новизна работы заключается в том, что о Хатит Т нет никаких письменных свидетельств, и работа состоит только из воспоминаний родных и близких Хатита Тимоха .
Мой личный вклад в работу заключается в том, что мною создана исследовательская работа, основанная на эксклюзивном материале.
Практическое применение исследования: работу можно применять как на уроках истории Отчества, в ходе изучения темы «Великая Отечественная война», в 9-11х классах, так и во внеклассной работе при проведении уроков мужества в старшем звене средней школы.
Гл.1.Через две эпохи.
Тимох Братович Хатит родился в 1905 году в ауле Новобжегокай. В стране в ту пору набирала обороты первая русская революция. В Петербурге и Москве строились баррикады, а в Тахтамукайском районе активизировала свою работу подпольная группа революционеров во главе с братьями Заема и Люзием Тлеужем из Тахтамукая.
Двенадцатилетним подростком встретил Тимох две другие революции: февральскую и октябрьскую, которые перенесли его и весь российский народ из царской эпохи в большевистскую.
В аулах и в целом районе устанавливалась Советская
власть, изгонялись помещики и фабриканты, национализировалась собственность.
Семья Тимоха Хатита жила бедно, поэтому забирать у них было нечего. Вскоре родители Тимоха вступили в колхоз, а он стал в колхозе ездовым (уж очень ему нравилось обращаться с лошадьми).
В 30-е годы умерли родители Тимоха. И чтобы как-то прокормиться, он переезжает в поселок Отрадный, где в то время были хорошие заработки.
Там он женился, работал в совхозе, до войны появилось у него двое детей: Касей и Харет.
Жили дружно, пользовались уважением среди жителей поселка. Построили дом в Натухае и стали жить там.
Время было трудное, но каждый верил, что если преодолеть временные трудности, то наступит светлое завтра и жизнь будет прекрасной.
В это время был образован совхоз «Отрадное», который занимался разведением племенных лошадей и продажей их колхозам или кооперативным организациям. Это хозяйство имело 4 трактора, две паровые молотилки, одну двадцатирядную и две двенадцатирядные сеялки, 16 лошадей. В совхозе работало 125 человек.
Тимох, имея давнюю привязанность к лошадям, занимался их уходом за ними ¹.
Гл.2.Через все муки ада.
22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, вторглась в нашу страну. В этот же день рано утром по радио трудящегося района услышали о начале войны. Они, как и по всей стране, неоднократно прослушивали это сообщение. У всех возникал один и тот же вопрос:
«Как могло такое случиться, ведь мы имели договор с Германией о ненападении сроком на десять лет, а наша страна была верна договору.» Люди были озабочены тем, что война началась внезапно, она унесет много человеческих жизней, многие отцы и матери потеряют в войне своих дочерей и сыновей, жены останутся без мужей, дети-без отцов. Они понимали, что война - это величайшее бедствие, горе, страдание, она все разрушает, она уничтожит значительную часть материального и духовного богатства, созданного не одним поколением людей, а ведь на это потрачено много сил и времени.
В этот же день, т.е 22 июня 1941 года , Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о мобилизации в 13 военных округах , и что мобилизации подлежат мужчины , родившиеся с 1905 по 1918включительно.
Тимох Братович вместе с сотнями мужчин района был призван в ряды Красной Армии и отправлен на фронт.
В битве под Москвой его тяжело ранили и после излечения в госпитали признали негодным для дальнейшего прохождения службы. Вернулся в Натухай, продолжил работу в совхозе, который на фронт отправил трактора и лошадей, оставив двух лошадей для хозяйственных нужд .
_________________________________________________________________
- Информаторы:
- Хати М.Т., 1951 года рожденья, а. Натухай.
- Хатит С.Р., 1954 года рожденья, а. Натухай.
Не таков был Тимох Братович, что бысидеть сложа руки.
Когда началась оккупация района, и в аул Натухай вошли немецкие захватчики, он подговаривал молодых парней, чтобы они продолжали наносить вред оккупантам. Однажды натухайцы увидели табун фашистских лошадей, которые паслись возле аула. Они отогнали лошадей в другое место, а фашистским хозяевам пришлось долго их искать. В конце сентября в 1942 года они подожгли подводу, груженную соломой, на которой ехал пьяный немец. Позже в декабре 1942 года немцы на подводах застряли в грязи недалеко от речки Бзиюк. Оккупанты отпрягли лошадей, сели на них и ускакали ,оставив подводы с автоматами , пулеметами, одеялами и другими упакованными вещами. Когда молодые подростки доложили обо всем Тимоху, он дал команду уничтожить фашистское оружие и вещи. Ребята взяли замки с пулеметов , магазинные коробки с автоматов, кипы связанных одеял и других вещей и пустили под лед речки Бзиюк. Тимох одобрил действия молодежи.
Сам он отправился в аул Новобжегокай, где его знали все местные жители, и стал рассказывать всем пригнанным фашистами на работу в колхозный двор , что наши войска героически сражаются с фашистами, ведут упорные бои за освобождение станиц Калужской и Новодмитриевской. «Скоро они освободят все аулы , в том числе и ваш .Не работайте на этих проклятых захватчиков, расходитесь по домам.» Он был арестован , его обвинили в партизанщине , пригнали в станицу Афипскую, где находилась немецкая комендатура . Располагалась она в частном доме . Хатита Тимоха привели к старшему по званию фашисту и доложили, что поймали партизана. Старший приказал вывести его во двор и расстрелять сейчас же. Его повели на расстрел. Русская женщина, в доме которой располагалась комендатура, заметила, что Тимоха ведут на расстрел, вышла во двор, бросилась перед конвоиром на колени и стала просить, чтобы его отпустили. Она говорила что Тимох - муж её сестры, что у них много детей, что он не партизан. Палачи не расстреляли его, но и не отпустили ,а угнали на работу в Германию. Так, благодаря совершенно незнакомой русской женщине, Тимох остался жив. В Германии его продали в рабство: у одного немецкого бюргера по имени Курт Майдер, он ухаживал за лошадьми. Советская Армия освободила всех военнопленных и рабов и в 1947 году Тимох возвратился в Натухай. Потом, со слезами на глазах, он рассказывал, какие неимоверные трудности перенес он, и какую чашу горя испил за время нахождения в Германии : хозяин был крутого нрава .Если что не по его, мог выбить зубы, загнать иголки под ногти и не разрешал даже застонать. Эти испытания закалили волю и характер Тимоха. Он стал более сдержанным, терпеливым. В нем жил протест против насилия и эксплуатации человека человеком¹.
Вернувшись в Натухай, Тимох продолжил работу в совхозе. Он решил разыскать женщину, которая спасла ему жизнь. Но поиски оказались тщетными. Соседи рассказали, что после того как ушли немцы, в феврале 1943 года, женщина уехала в неизвестном направлении. Видимо боялась прихода советских войск и разборок по поводу нахождения в её доме немецкой комендатуры.
Так и не встретились они больше, но Тимох помнил о ней и всегда благодарил за то, что благодаря ей он остался жив.
После войны в семье Тимоха родилось еще пятеро детей: Заур, Сара, Юрий, Гисса, Махмуд. Остались живы: Харет, Шамсет, Махмуд
Так что не зря Тимох Братович Хатит прожил свою жизнь. Его потомство трудится, учится, так, чтобы память о своем дедушке, прадедушке, прапрадедушке Тимохем не осквернить недостойными делами.
Думаю, что так и надо жить
________________________________________________________________
- Информатор Челебий Х.Т., 1938 года рожденья, а. Натухай.
Заключение
Все дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны. Все меньше ветеранов, участников войны остается с нами. Подрастают все новые поколения. Они не слышали грохота разорвавшихся снарядов, они не испытывали страха за жизнь родных и близких, они не смотрели смерти в лицо.
Но так важно чтобы сохранилась память о том героическом времени, память о тех, кто ковал победу, над фашисткой Германией, кто, пройдя через все муки ада, не отчаялся, не упал духом, не потерял веры и надежды на лучшую жизнь, а засучив рукава всеми силами приближал это светлое завтра не для себя, но для будущих поколений.
Мы должны ценить это, свято хранить о таких людях память и передавать все, что узнали о них, потомкам. Что бы не прерывалась связь поколений.
Это для нас, молодых, очень важно.
Список использованной литературы
1.Савв.Р.Х. Тахтамукайский район в годы Великой Отечественной войны(июнь1941-май1945) ч.1.-Тахтамукай,1995
2.Победители,т,3 - Майкоп,2010г
Информаторы:
1.Хатит С.Р. 1954г.рожд,аул Натухай, ул.Ленина,52.
2.Челебий Х.Т,1938г.рожд,аул Натухай,ул.Ленина,54.
3.Хатит М.Т,1951г.рождения,а Натухай,ул.Ленина,52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к работе "Судьба потомков Пушкина в судьбе России"
Презентация содержит иллюстративный материал (рисунки, портерты, фотодиаграммы)...
ПРОСТЫЕ ЧИСЛА (стартовая исследовательская работа по математике)
Предлагаю вашему вниманию статью из стартовой научно-исследовательской работы для учеников 5 класса на тему : "Простые числа". ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ - это давольно таки огромное поле для исследований, взяв опр...
Урок с элементами исследовательской деятельности "Металлы-простые вещества"
Урок позволяет сформировать знания учащихся о металлах в свободном состоянии, о характерных для них свойствах. Урок позволяет включить учащихся в активный познавательный процесс, заинтересовать пассив...
Научно-исследовательская работа История одной реликвии. «Простая рубаха с непростой отметиной»
Данная работа посвящена исследованию жизни и деятельности нижегородского купца Башкирова Матвея Емельяновича. Исследование актуально в наше время, поскольку в нем говорится о вечных, непреходящих духо...
Исследовательская работа "Судьба моей семьи в судьбе города"
Сегодня жизненно важно стало сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.Сохраняя традиции и преемственность п...
Исследовательская работа "Судьбы, опалённые войной..."
laquo;Жизнь прожить – не поле перейти», – гласит народная мудрость. И если эта жизнь станет примером для других, то про такого человека можно сказать: «Он оставил свой с...
Проектно - исследовательская работа "Судьба семьи Барановских в судьбе страны"
За время существования города Анжеро - Судженска сменилось не одно поколение людей, создававших его славу и историю. История страны отражается в истории семьи. Её участники и есть главные ...