Урок с элементами исследовательской деятельности "Металлы-простые вещества"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок позволяет сформировать знания учащихся о металлах в свободном состоянии, о характерных для них свойствах. Урок позволяет включить учащихся в активный познавательный процесс, заинтересовать пассивную часть учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Металлы-простые вещества. 8 класс | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Металлы - простые вещества"
Задачи:
Образовательные
1.Актуализировать знания учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.
2.Сформировать у учащихся знания о том, что металлам в свободном состоянии присущи особые, характерные для них свойства.
3.Показать зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.
Развивающие:
1.Включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке: поиграть в крестики-нолики, играть роль каменщика, плотника, кузнеца и других.
2.Учить ценить время урока.
3.Заинтересовать пассивную часть учащихся, используя стихотворную, лабораторную формы работы.
Воспитательные:
1.Показать роль химической науки и практики в развитии народного хозяйства страны.
2.Продолжить работу по накоплению фактического материала для углубленного усвоения понятий, последующих обобщений мировоззренческого характера.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: лабораторный.
Оборудование: образцы металлов: алюминий, цинк, медь, магний, железо; штатив с пробирками, алюминиевая проволока с кнопками на пластилине, простейшая электрическая цепь.
План урока.
1.Актуализация знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.
2.Формирование знаний о физических свойствах металлов.
3.Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.
4.Закрепление знаний.
5.Контроль знаний.
6.Подведение итогов урока. Рефлексия.
7.Домашнее задание.
Организационный момент.
1.Актуализация знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.
1.Сообщение темы урока и запись её на доске.
2.Беседа по вопросам:
1.Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. А как устроен атом?
2.Атомы встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие в строении атомов металлов и неметаллов?
3.А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уровней и число электронов на последнем электронном уровне.
4.Приглашение сыграть в игру "Крестики - нолики".
K Li B He F Al
Ca Mg O K Na Ca
P Al S P Cu N
Выбираем выигрышный путь-линию, связывающую только металлы.
2.Формирование знаний о физических свойствах металлов.
В природе отдельных атомов не существует, они связываются друг с другом и образуются простые вещества - металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни.
Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Страшная легенда повествует о таком случае.
Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились, было отведать угощения, как вдруг царь спросил:
- Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания этого чудо-храма?
Каменщик (ученик 1): Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы - каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.
Плотник (ученик 2): Спору нет, основа храма каменная, но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита - как радует он взор! Мы - плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.
Землекоп (ученик 3): Смотри в корень, - хотел бы я знать, как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не выкопали котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.
Учитель: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил:
-Кто сделал твой инструмент?
Каменщик: -Конечно, кузнец. - ответил удивленный каменщик.
Учитель: А твой? - обратился царь к плотнику.
Плотник:- Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот.
Учитель: Ну, а твои лопату и кирку? - поинтересовался Соломон у землекопа.
Землекоп: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец.
Учитель: тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.
- Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.
Такова легенда, насчитывающая уже около трёх тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.
Постановка цели урока: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним таблицу на листе с записью лабораторная работа "Физические свойства металлов".
(Учащиеся заполняют таблицу "Физические свойства металлов". Работают по инструктивной карточке.)
Инструктивная карточка.
Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1,2,3,6 колонки таблицы.
1.Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку "+" или "-".
2.Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку "+" или "-".
3.Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в третью колонку "+" или "-".
4.Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку "+" или "-".
5.Проделайте тоже самое с цинком, магнием, медью, железом.
(Далее учащиеся работают, комментируя свои действия по одному.)
Лабораторная работа: "Физические свойства металлов"
Учитель: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.
Демонстрация: Теплопроводность металлов.
Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленными пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно.
Сделаем вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности.
Демонстрация: Электропроводность металлов.
Замыкается электрическая цепь с лампочкой. Лампочка загорается, значит, металлические провода проводят электрический ток.
Металл | Прозрачность | Блеск | Прочность | Электропроводность | Теплопроводность | Пластичность |
Al | ||||||
Zn | ||||||
Mg | ||||||
Cu | ||||||
Fe |
Сделаем вывод: металлы проводят электрический ток.
Учитель: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы.
Вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны.
3.Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.
Учитель: Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня:
Na0 - 1e- = Na+
Al0 - 3e- = Al3+
Mg0 - 2e- = Mg2+
атомы ионы
Рассказ по таблице "кристаллическая решетка металлов"
(Учащиеся зарисовывают схему кристаллической решетки в тетрадь, подписывают названия компонентов).
Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.
4.Закрепление знаний.
Учитель: Я прочитаю вам стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов идет речь.
Век железа был давно в зените,
Но уже у химиков в руках
Засверкал как драгоценность алюминий
Этот легкий сказочный металл.
Ответ: металлический блеск.
Титан - химический реактор
И очень прочная броня,
Компрессор, рельсы, элеватор,
Конструкций легких кружева.
Ответ: Прочность, пластичность.
Упругие свойства сталям
Ванадий в добавках придал,
А Фордом когда-то он назван
"Автомобильный металл"
Ответ: прочность, пластичность, упругость.
Громоподобные раскаты
И в небе раскаленный след
На землю огненный камень падал
И ужасался человек.
Но редким был подарок с неба
Им лишь счастливец обладал:
Топор был выкован железный,
Сверкает лезвием кинжал.
Ответ: прочность, металлический блеск.
Посмотри! Блестящий чайник
И пузатый самовар
Тонким слоем покрывает
Никель - сказочный металл.
Ответ: металлический блеск.
Без медной электропроводки
Нам свет в квартире не включить
И трансформатор без обмотки
Не мог бы технике служить.
Ответ: электропроводность.
"Аргентум" - по латыни светлый,
Но темных дел немало есть за ним
Чтоб скрыть подпольный двор монетный
Демидов погубил три сотни крепостных.
Ответ: металлический блеск.
Мы видим олово повсюду
Консервных банок блеск
Металлу памятником будет
Ещё наверно, сотни лет.
Ответ: металлический блеск.
Все знают, что в лампе обычной
Вольфрам - раскаленная нить,
Но вы металлурга спросите
Легко ли его получить.
Ответ: теплопроводность.
Слёз и крови пролито немало
С незапамятных времен до наших дней
За тебя - великий царь металлов
Царь металлов и металл царей.
В россыпях сверкая, в рудных жилах
В неприступных скалах и тайге
Путеводною звездою золото служило
Алчностью сжигаемых людей.
Ответ: металлический блеск.
5.Контроль знаний.
А теперь найдите на своих столах карточки-задания и заполните их.
"Атом________, имеет заряд ядра _____, ______ электронных уровней, _________электронов на последнем уровне. Простое вещество ________ обладает следующими свойствами ___________.
(Каждому ученику разные химические элементы).
6.Подведение итогов урока, выставление оценок.
Рефлексия урока.
7.Домашнее задание: параграф 13, упр. 1-4 письменно,
упр.5 (по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности
данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....
Сборник методических разработок по применению элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики в 6-7 классах
В сборнике рассматриваются теоретические основы использования элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики, делаются выводы и обобщения по результатам учителя по данной теме,...
Разработка урока с элементами исследовательской деятельности Тема: Кровь и ее компоненты.
Разработка урока с элементами исследовательской деятельностиТема: Кровь и ее компоненты, 8 класс....
Конспекты с неполной информацией к урокам "Химические элементы. Простые и сложные вещества", "Химическая формула" и "Валентность" для организации обучения восьмиклассников, находящихся на длительном стационарном лечении
Данная методическая разработка может помочь учителю химии, работающему с длительно болеющими детьми в условиях обучения в стационаре. Предлагаемые бланки конспектов уроков по темам "Химические ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока химии в 8 классе по теме: "Кислород - как химический элемент и как простое вещество"
Данный методический материал содержит технологическую карту урока химии в 8 классе по теме "Кислород - как химический элемент и как простое вещество" (учебник А. Журова). Урок входит в соста...
Урок c элементами исследовательской деятельности учащихся по географии и химии на тему: «Агротехнология в Нечернозёмной зоне. Минеральные удобрения»(на примере Щёлковского района Московской области).
Интегрированный урок с элементами исследовательской деятельности для 9 класса ао химии и географии.Московская область, Щёлковский район, Нечерноземье . Как можно вырастить богатый урожай? Ответить на ...
Презентация. Химия 8 класс. Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и не молекулярного строения.
Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и не молекулярного строения....