Урок с элементами исследовательской деятельности "Металлы-простые вещества"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Саркисян Людмила Леонидовна

Урок позволяет сформировать знания учащихся о металлах в свободном состоянии, о характерных для них свойствах. Урок позволяет включить учащихся в активный познавательный процесс, заинтересовать пассивную часть учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Металлы-простые вещества. 8 класс67.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Металлы - простые вещества"

Задачи:

Образовательные

1.Актуализировать знания учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.

2.Сформировать у учащихся знания о том, что металлам в свободном состоянии присущи особые, характерные для них свойства.

3.Показать зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.

Развивающие:

1.Включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке: поиграть в крестики-нолики, играть роль каменщика, плотника, кузнеца и других.

2.Учить ценить время урока.

3.Заинтересовать пассивную часть учащихся, используя стихотворную, лабораторную формы работы.

Воспитательные:

1.Показать роль химической науки и практики в развитии народного хозяйства страны.

2.Продолжить работу по накоплению фактического материала для углубленного  усвоения  понятий,  последующих обобщений мировоззренческого характера.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лабораторный.

Оборудование: образцы металлов: алюминий, цинк, медь, магний, железо; штатив с пробирками, алюминиевая проволока с кнопками на  пластилине, простейшая электрическая цепь.

План урока.

1.Актуализация знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.

2.Формирование знаний о физических свойствах металлов.

3.Раскрытие зависимости физических  свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.

4.Закрепление знаний.

5.Контроль знаний.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

7.Домашнее задание.

Организационный момент.

1.Актуализация   знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.

     1.Сообщение темы урока и запись её на доске.

2.Беседа по вопросам:

   1.Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. А как устроен  атом?

   2.Атомы встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие в строении атомов металлов и неметаллов?

   3.А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уровней и число электронов на последнем электронном уровне.

   4.Приглашение сыграть в игру "Крестики - нолики".

K      Li     B                                             He     F     Al

Ca    Mg   O                                             K      Na    Ca

P      Al     S                                              P      Cu     N

Выбираем выигрышный путь-линию, связывающую только металлы.

2.Формирование знаний о физических свойствах металлов.

     В природе отдельных атомов не существует, они связываются друг с другом и образуются простые  вещества - металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни.

     Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Страшная легенда повествует о таком случае.

     Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились,  было отведать угощения, как вдруг царь спросил:

- Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания этого чудо-храма?

Каменщик (ученик 1): Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы - каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.

Плотник (ученик 2): Спору нет, основа храма каменная, но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица.  Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита - как радует он взор! Мы - плотники, по праву  можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.

Землекоп (ученик 3): Смотри в корень, - хотел бы я знать, как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не выкопали котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.

Учитель: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил:

-Кто сделал твой инструмент?

Каменщик: -Конечно, кузнец. - ответил удивленный каменщик.

Учитель: А твой? - обратился царь к плотнику.

Плотник:- Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот.

Учитель: Ну, а твои лопату и кирку? - поинтересовался Соломон у землекопа.

Землекоп: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец.

Учитель: тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.

- Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.

     Такова легенда, насчитывающая уже около трёх тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.

Постановка цели урока: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним таблицу на листе с записью лабораторная работа "Физические свойства металлов".

 (Учащиеся заполняют таблицу "Физические свойства металлов". Работают по инструктивной карточке.)

Инструктивная карточка.

     Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1,2,3,6 колонки таблицы.

1.Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку "+" или "-".

2.Покрутите алюминий на свету. Блестит?  Поставьте значок в таблице во вторую  колонку "+" или "-".

3.Попробуйте разломить.  Поставьте значок в таблице в третью  колонку "+" или "-".

4.Согните кусочек фольги.  Поставьте значок в таблице в шестую колонку "+" или "-".

5.Проделайте тоже самое с цинком, магнием, медью, железом.

(Далее учащиеся работают, комментируя свои действия по одному.)

Лабораторная работа: "Физические свойства металлов"

Учитель: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.

Демонстрация: Теплопроводность металлов.

     Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленными пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно.

Сделаем вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности.

Демонстрация: Электропроводность металлов.

     Замыкается электрическая цепь с лампочкой. Лампочка загорается, значит, металлические провода проводят электрический ток.

Металл

Прозрачность

Блеск

Прочность

Электропроводность

Теплопроводность

Пластичность

Al

Zn

Mg

Cu

Fe

Сделаем вывод: металлы проводят электрический ток.

Учитель: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы.

Вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны.

3.Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.

Учитель: Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня:

                                                    Na0  -  1e-  =  Na+

                                                    Al0  -    3e-  =  Al3+

                                                    Mg0  -    2e-  =  Mg2+

                                                    атомы           ионы

Рассказ по таблице "кристаллическая решетка металлов"

(Учащиеся зарисовывают схему кристаллической решетки в тетрадь, подписывают названия компонентов).

     Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение  одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.

4.Закрепление знаний.

Учитель: Я прочитаю вам стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов идет речь.

               Век железа был давно в зените,

               Но уже у химиков в руках

               Засверкал как драгоценность алюминий

               Этот легкий сказочный металл.

Ответ: металлический блеск.

               Титан - химический реактор

               И очень прочная броня,

               Компрессор, рельсы, элеватор,

               Конструкций легких кружева.

Ответ: Прочность, пластичность.

            Упругие свойства сталям

            Ванадий в добавках придал,

           А Фордом когда-то он назван

           "Автомобильный металл"

Ответ: прочность, пластичность, упругость.

           Громоподобные раскаты

           И в небе раскаленный след

           На землю огненный камень падал

           И ужасался человек.

           Но редким был подарок с неба

           Им лишь счастливец обладал:

           Топор был выкован железный,

           Сверкает лезвием кинжал.

Ответ: прочность, металлический блеск.

            Посмотри! Блестящий чайник

            И пузатый самовар

            Тонким слоем покрывает

            Никель - сказочный металл.

Ответ: металлический блеск.

            Без медной электропроводки

            Нам свет в квартире не включить

            И трансформатор без обмотки

            Не мог бы технике служить.

Ответ: электропроводность.

           "Аргентум" - по латыни светлый,

            Но темных дел немало есть за ним

            Чтоб скрыть подпольный двор монетный

            Демидов погубил три сотни крепостных.

Ответ: металлический блеск.

           Мы видим олово повсюду

           Консервных банок блеск

           Металлу памятником будет

           Ещё наверно, сотни лет.

Ответ: металлический блеск.

            Все знают, что в лампе обычной

            Вольфрам - раскаленная нить,

            Но вы металлурга спросите

            Легко ли его получить.

Ответ: теплопроводность.

            Слёз и крови пролито немало

            С незапамятных времен до наших дней

            За тебя - великий царь металлов

            Царь металлов и металл царей.

            В россыпях сверкая, в рудных жилах

            В неприступных скалах и тайге

            Путеводною звездою золото служило

            Алчностью сжигаемых людей.

Ответ: металлический блеск.

5.Контроль знаний.

     А теперь найдите на своих столах карточки-задания и заполните их.

"Атом________, имеет заряд ядра _____, ______ электронных уровней, _________электронов на последнем уровне. Простое вещество ________ обладает следующими свойствами ___________.

(Каждому ученику разные химические элементы).

6.Подведение итогов урока, выставление оценок.

Рефлексия урока.

7.Домашнее задание: параграф   13, упр. 1-4 письменно,

 упр.5 (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Сборник методических разработок по применению элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики в 6-7 классах

В сборнике рассматриваются теоретические основы использования элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики, делаются выводы и обобщения по результатам учителя по данной теме,...

Разработка урока с элементами исследовательской деятельности Тема: Кровь и ее компоненты.

Разработка урока с элементами исследовательской деятельностиТема: Кровь и ее компоненты, 8 класс....

Конспекты с неполной информацией к урокам "Химические элементы. Простые и сложные вещества", "Химическая формула" и "Валентность" для организации обучения восьмиклассников, находящихся на длительном стационарном лечении

Данная методическая разработка может помочь учителю химии, работающему с длительно болеющими детьми в условиях обучения в стационаре.   Предлагаемые бланки конспектов уроков по темам "Химические ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока химии в 8 классе по теме: "Кислород - как химический элемент и как простое вещество"

Данный методический материал содержит технологическую карту урока химии в 8 классе по теме "Кислород - как химический элемент и как простое вещество" (учебник А. Журова). Урок входит в соста...

Урок c элементами исследовательской деятельности учащихся по географии и химии на тему: «Агротехнология в Нечернозёмной зоне. Минеральные удобрения»(на примере Щёлковского района Московской области).

Интегрированный урок с элементами исследовательской деятельности для 9 класса ао химии и географии.Московская область, Щёлковский район, Нечерноземье . Как можно вырастить богатый урожай? Ответить на ...

Презентация. Химия 8 класс. Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и не молекулярного строения.

Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и не молекулярного строения....