ПД на уроках РЯ и ЛИТ
статья по литературе
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_pd_na_urokah_rya_i_lit_1.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.
Каковы объективные возможности учителя обучать, воспитывать и развивать в условиях классно-урочной системы? Как ослабить противоречия между массовым характером обучения и индивидуальными особенностями личности обучаемого? А эти вопросы даёт технология Метод проектов. Ведь работая над проектом, школьник учится решать свою проблему, осваивает коммуникативную и информационную компетентности. Привлекает этот метод и тем, что внешний результат можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности, а внутренний – опыт деятельности - становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Соглашусь с академиком РАО А.Новиковым, что метод проектов – форма обучения по сути. Проектная деятельность позволяет создать развивающую образовательную среду, инициирующую творческий процесс, в который включены все участники учебной ситуации, в том числе и учитель. Учебные проекты дают возможность направить учебный процесс в другое русло. Мы выполняем их не вместо изучения учебных предметов (дисциплин), а в рамках этих предметов (дисциплин) или в дополнение к ним.
Таким проектом в рамках предмета литература при изучении «Капитанской дочки» А.С.Пушкина в 8 классе стал проект «Дворец» Пугачёва». Казалось бы, что тут сложного? Найти в тексте описание «дворца», внимательно прочитать его, определиться с материалом, вспомнить навыки, приобретённые на уроках труда в начальной школе. Но насколько разными получились макеты! И вместе с тем от описания «дворца», данного Пушкиным, не отступил никто, и во время презентации «продукта» ПД каждый сумел это доказать. Десятиклассники, в начале изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» негативно относившиеся к Базарову, к концу изучения поняли этот образ и прониклись к нему особой симпатией, что не замедлило сказаться на «продуктах» ПД - дневнике главного героя. Дневниковые записи продемонстрировали не только умение школьников воспроизводить прочитанный текст, но и понимать мотивы поведения Базарова, т.е. умение критически мыслить. Радость вызвало у меня желание десятиклассников изучить тему «Мысль семейная» по роману Л.Толстого «Война и мир» с использованием метода проекта. Разбившись на группы, обучающиеся самостоятельно проделали большую работу по изучению текста произведения и дополнительной литературы (критические статьи, монографии). Результатом анализа и обобщения стали папки творческих работ о семьях Курагиных, Болконских и Ростовых, информация о которых была представлена в синквейнах, рассказах о семье от лица героя, девизах семей, их гербах, кодексах и эмблемах. Деятельность школьников в данном случае нельзя назвать исполнительской, цель им не была задана, и поэтому работа носила активный, в том числе, творческий характер.
Сейчас речь идёт о том, что в перспективе в систему итоговой аттестации выпускника средней школы будет включена оценка его Портфолио, демонстрирующего достижения в разных областях. Такой Портфолио нельзя сформировать за год – это многолетняя работа. Портфолио может быть и «продуктом» проектной деятельности обучающегося. Попытки моих учеников на практике реализовать свои знания по технологии «Портфолио» - это Портфолио достижений «Покорённые вершины», «Учение с увлечением», Портфолио по предмету «Готовлюсь к экзамену».
Проекты, демонстрирующие интеграцию литературы и ИЗО, музыки:
- «Что за чудо эти сказки!» - иллюстрированный сборник сказок собственного сочинения – подарок подшефному 1 классу;
- «Под сенью ставропольских муз» - сборник стихов собственного сочинения учащихся, выпускников и учителей школы с их фото и биографическими справками;
- «Песни наших бабушек» - электронный носитель с календарно-обрядовыми песнями в исполнении жительниц села и другие.
Школьники в основной массе умеют делать выводы, приводить аргументы, т.е. обладают навыками критического мышления. И в значительной степени благодаря использованию Метода проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...