Комплексный анализ текста
план-конспект урока (6 класс)
Материал направлен на формирование у учащихся навыков работы с текстом; - повторение основных речеведческих понятий; - закрепление основных орфографических и пунктуационных навыков; - развитие связной монологической речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_teksta.docx | 25.54 КБ |
6_klass_kompleksnyy_analiz_teksta.pptx | 96.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ текста.
Уницаева Нина Павловна
Тип урока – урок-практикум по формированию коммуникативной компетенции.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о тексте, его признаках, типах.
Задачи:
- формирование у учащихся навыков работы с текстом; - повторение основных речеведческих понятий; - закрепление основных орфографических и пунктуационных навыков; - развитие связной монологической речи учащихся; - воспитание чувства прекрасного.
Оборудование:
-конверты с раздаточным материалом – текст для каждого учащегося
-справочный материал «Признаки текста», «Связь предложений в тексте»
-слайдовая презентация «Зима»
Форма урока: работа в группах (4 группы по 6 - 7 человек – ведущая роль консультантов групп)
Методы обучения: репродуктивный, дифференцированный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Ход урока:
- Организационный момент – приветствие учащихся
- Эмоциональный настрой на работу.
- Просмотр отрывок из мультфильма «Алиса в зазеркалье»
- Прослушивание из произведения «Алиса в зазеркалье» (читает заранее подготовленный ученик)
- Совместное целеполагание – активизация и мотивация работы учащихся в группах:
- О чём пойдёт речь на уроке?
-Обращение к тексту (на слайде) (Беседа, необычные ответы на вопросы)
4. Анализ текста по вопросам (основные этапы урока) в группах:
(учащимся выдан лист с вопросами, ответы каждой группы фиксируются и происходит самопроверка по слайду, консультант направляет работу группы)
У группы есть пакет, в котором текст, вопросы для анализа текста.
- Прочитайте и озаглавьте текст______________________.
- Тема текста__________________________________________.
- Основная мысль______________________________________.
- Стиль текста_________________________________________.
- Тип речи____________________________________________.
- Расставьте недостающие знаки препинания. Какие это предложения?
- Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сгруппируйте слова с пропусками по видам орфограмм.
- В предложениях 1-3 найдите слово с приставкой на з/с, объясните правописание
- Из 2 предложения выпишите возвратный глагол, выделите в нём возвратный суффикс.
- Из 3 предложения выпишите глагол в форме второго лица единственного числа, выделите окончание.
- Выпишите из отрывка глаголы в повелительном наклонении. Выделите в них суффикс И повелительного наклонения.
- Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень.
- Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень.
Текст - задание.
. (1)- Сл..жению тебя обучили? – спр..сила Бел..я Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один?
(2)- Я (не)знаю, - ответила Алиса. – Я (з\с)билась со счёта.
(3)- Сл..жения (не)знает, - ск..зала Ч..рная Королева. – А Выч..тание зна..шь? ..тними от в..сьми девять.
4)- Этого я (не)знаю, но зато…
Этого я (не)знаю, но зато…
(5)- Выч..тания не знает, - ск..зала Бел..я Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что буд..т?
(6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вм..шалась Ч..рная Королева.
(7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.
Текст для самопроверки.
Сложению тебя обучили? – спросила Белая Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один?
(2)- Я не знаю, - ответила Алиса. – Я сбилась со счёта.
(3)- Сложения не знает, - сказала Чёрная Королева. – А Вычитание знаешь? Отними от восьми девять.
4)- Этого я не знаю, но зато…
(5)- Вычитания не знает, - сказала Белая Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что будет?
(6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вмешалась Чёрная Королева.
(7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.
Дополнительное задание:
Запишите 7 предложение в виде предложения с кавычками. Как это называется ( цитирование»)
- 5.Этап рефлексии
- Что повторили на уроке?
- Что узнали нового?
- Для чего вам необходима данная работа?
- Продолжите предложения. Чему учит нас текст
6. Этап оценки и самооценки
- Оцените свои способности (самооценка и оценка участников группы на групповом листке). Руководители групп сдают работы и оценочные листы.
7. Домашнее задание (творческое, дифференцированное):
- написать сочинение-миниютюру «Приход зимы» или
-сочинить синквейн о зиме или
- подобрать стихотворение о зиме, нарисовать иллюстрации к нему.
Справочный материал.
Признаки текста
- Тема текста (ответ на вопрос – о чём текст?) – заголовок.
- Основная мысль текста – идея (ответ на вопрос – для чего создан текст?) – заголовок (цельность текста).
- Членение текста на абзацы – микротемы (план).
- Связь предложений в тексте (смысловая и грамматическая).
- Тип текста (повествование, описание, рассуждение).
- Стиль текста (разговорный, художественный, научный, публицистический, официально-деловой).
- Языковые (выразительные) средства речи (эпитет, сравнение, метафора, ряды однородных членов, восклицательные и вопросительные предложения, обращение, инверсия).
Связь предложений в тексте
- Лексический повтор одного и того же слова (слов).
- Местоимения (личные, указательные).
- Однокоренные слова.
- Синонимы, антонимы.
- Союзы (и, а, но, однако, зато и др.)
Типы текста
- Повествование – ответы на вопросы - что произошло? с кем? когда? как развивались события?
- Описание – ответ на вопрос - какой? перечисление признаков, свойств тех или иных предметов.
- Рассуждение – ответы на вопросы - почему? зачем? излагаются причины явлений, событий, их взаимная связь.
- Смешанный тип – сочетание двух или нескольких типов текста.
Фамилия, имя, класс____________________________________________
Запишите отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в Стране чудес», вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)- Сл..жению тебя обучили? – спр..сила Бел..я Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один?
(2)- Я (не)знаю, - ответила Алиса. – Я (з\с)билась со счёта.
(3)- Сл..жения (не)знает, - ск..зала Ч..рная Королева. – А Выч..тание зна..шь? ..тними от в..сьми девять.
4)- Этого я (не)знаю, но зато…
Этого я (не)знаю, но зато…
(5)- Выч..тания не знает, - ск..зала Бел..я Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что буд..т?
(6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вм..шалась Ч..рная Королева.
(7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.
1. Прочитайте и озаглавьте текст______________________.
2. Тема текста__________________________________________.
3. Основная мысль______________________________________.
4. Стиль текста_________________________________________.
5. Тип речи____________________________________________.
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Какие это предложения?
7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сгруппируйте слова с пропусками по видам орфограмм.
8. В предложениях 1-3 найдите слово с приставкой на з/с, объясните правописание
9. Из 2 предложения выпишите возвратный глагол, выделите в нём возвратный суффикс.
10. Из 3 предложения выпишите глагол в форме второго лица единственного числа, выделите окончание.
11. Выпишите из отрывка глаголы в повелительном наклонении. Выделите в них суффикс И повелительного наклонения.
12. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень.
13. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Запишите отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в Стране чудес», вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически: (1)- Сл .. жению тебя обучили? – спр ..сила Бел..я Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один? (2)- Я (не)знаю, - ответила Алиса. – Я (з\с)билась со счёта. (3)- Сл .. жения (не)знает, - ск ..зала Ч.. рная Королева. – А Выч .. тание зна .. шь ? .. тними от в.. сьми девять . 4)- Этого я (не)знаю, но зато… Этого я (не)знаю, но зато… (5)- Выч .. тания не знает, - ск ..зала Бел..я Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что буд ..т? (6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вм .. шалась Ч.. рная Королева. (7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.
Проверь себя: (1)- Сл о жению тебя обучили? – спр о сила Б е лая Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один? (2)- Я не знаю , - ответила Алиса. – Я с билась со счёта. (3)- Сл о жения не знает , - ск а зала Ч ё рная Королева. – А Выч и тание зна е шь ? От ними от в о сьми девять. 4)- Этого я не знаю , но зато… (5)- Выч и тания не знает, - ск а зала Бел а я Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что буд е т ? (6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вм е шалась Ч ё рная Королева. (7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.
1 Определите тему данного отрывка из сказки . Т ема: Беседа Алисы с шахматными королевами 2 Определите идею данного отрывка из сказки . Идея: В Зазеркалье всё необычно, даже ответы .
3 Определите тип речи . Тип речи: повествование 4 Определите стиль речи Стиль речи: Художественный
Из 3 предложения выпишите числительные, укажите их состав, разряд, падеж . Восемь – простое, количественное, целое Девять - простое, количественное , целое
В предложениях 1-3 найдите слово с приставкой на з/с, объясните правописание . С билась Приставка с. Приставки з не бывает.
Из 2 предложения выпишите возвратный глагол, выделите в нём возвратный суффикс . Сбилась, суффикс сь
Из 3 предложения выпишите глагол в форме второго лица единственного числа, выделите окончание. Зна ешь
Выпишите из отрывка глаголы в повелительном наклонении. Выделите в них суффикс И повелительного наклонения . Отним и. Раздел и А предложения, в которых есть глаголы в повелительном наклонении, какие по цели высказывания? Побудительные.
Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень. Сложение. Корень лож. А/0 в конях лаг-лож Вычитание . Корень – чит - и суффикс а. Корни с чередование и/е – чит -/-чет -
Выпишите из 1 предложения глаголы в прошедшем времени. Выполните их морфемный разбор . Обучили. Спросила. Об – приставка , - уч – корень , -и-, -л- суффиксы, и – окончание. С – приставка, - прос - корень, - и- , -л - суффиксы, а - окончание
Запишите 7 предложение в виде предложения с кавычками. «Бутерброды, конечно», - сказала она.
Выпишите из отрывка из сказки прилагательные, укажите их разряд. Белая - качественное Чёрная - качественное
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...