Комплексный анализ текста
план-конспект урока (6 класс)

Уницаева Нина Павловна

Материал направлен на формирование у учащихся навыков работы с текстом; - повторение основных речеведческих понятий; - закрепление основных орфографических и пунктуационных навыков; - развитие связной монологической речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx25.54 КБ
Файл 6_klass_kompleksnyy_analiz_teksta.pptx96.8 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста.

Уницаева Нина Павловна

Тип урока – урок-практикум по формированию коммуникативной компетенции.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о тексте, его признаках, типах.

 Задачи:

- формирование у учащихся навыков работы с текстом; - повторение основных речеведческих понятий; - закрепление основных орфографических и пунктуационных навыков; - развитие связной монологической речи учащихся; - воспитание чувства прекрасного. 

Оборудование:

-конверты с раздаточным материалом – текст для каждого учащегося

-справочный материал «Признаки текста», «Связь предложений в тексте»

-слайдовая презентация «Зима»

Форма урока: работа в группах (4 группы по 6 - 7 человек – ведущая роль консультантов групп)

Методы обучения: репродуктивный, дифференцированный, частично-поисковый, проблемного изложения.

Ход урока:

  1. Организационный момент – приветствие учащихся
  2. Эмоциональный настрой на работу.

- Просмотр отрывок из мультфильма «Алиса в зазеркалье»

- Прослушивание из произведения «Алиса в зазеркалье» (читает заранее подготовленный ученик)

  1. Совместное целеполагание – активизация и мотивация работы учащихся в группах:

- О чём пойдёт речь на уроке?

-Обращение к тексту (на слайде) (Беседа, необычные ответы на вопросы)

4. Анализ текста по вопросам (основные этапы урока) в группах:

(учащимся выдан лист с вопросами, ответы каждой группы фиксируются и происходит самопроверка по слайду, консультант направляет работу группы)

У группы есть пакет, в котором текст, вопросы для анализа текста.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст______________________.
  2. Тема текста__________________________________________.
  3. Основная мысль______________________________________.
  4. Стиль текста_________________________________________.
  5. Тип речи____________________________________________.
  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Какие это предложения?
  7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сгруппируйте слова с пропусками по видам орфограмм.
  8. В предложениях 1-3 найдите слово с приставкой на з/с, объясните правописание
  9.  Из 2 предложения выпишите возвратный глагол, выделите в нём возвратный суффикс.
  10.  Из 3 предложения выпишите глагол в форме второго лица единственного числа, выделите окончание.
  11. Выпишите из отрывка глаголы в повелительном наклонении. Выделите в них суффикс И повелительного наклонения.
  12. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень.
  13. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень.

Текст - задание.

. (1)- Сл..жению тебя обучили? – спр..сила Бел..я Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один?

(2)- Я (не)знаю, - ответила Алиса. – Я (з\с)билась со счёта.

(3)- Сл..жения (не)знает, - ск..зала Ч..рная Королева. – А Выч..тание зна..шь? ..тними от в..сьми девять.

4)- Этого я (не)знаю, но зато…

Этого я (не)знаю, но зато…

(5)- Выч..тания не знает, - ск..зала Бел..я Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что буд..т?

(6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вм..шалась Ч..рная Королева.

(7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.

Текст для самопроверки.

Сложению тебя обучили? – спросила Белая Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один?

(2)- Я не знаю, - ответила Алиса. – Я сбилась со счёта.

(3)- Сложения не знает, - сказала Чёрная Королева. – А Вычитание знаешь? Отними от восьми девять.

4)- Этого я не знаю, но зато…

(5)- Вычитания не знает, - сказала Белая Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что будет?

(6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вмешалась Чёрная Королева.

(7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.

Дополнительное задание:        

Запишите 7 предложение в виде предложения с кавычками. Как это называется ( цитирование»)

- 5.Этап рефлексии

- Что повторили на уроке?

- Что узнали нового?

- Для чего вам необходима данная работа?

- Продолжите предложения.  Чему учит нас текст 

6Этап оценки и самооценки

Оцените свои способности (самооценка и оценка участников группы на групповом листке). Руководители групп сдают работы и оценочные листы.

7. Домашнее задание (творческое, дифференцированное):

написать сочинение-миниютюру «Приход зимы» или

-сочинить синквейн о зиме или

- подобрать стихотворение о зиме, нарисовать иллюстрации к нему.

Справочный материал.

Признаки текста

  1. Тема текста (ответ на вопрос – о чём текст?) – заголовок.
  2. Основная мысль текста – идея (ответ на вопрос – для чего создан текст?) – заголовок (цельность текста).
  3. Членение текста на абзацы – микротемы (план).
  4. Связь предложений в тексте (смысловая и грамматическая).
  5. Тип текста (повествование, описание, рассуждение).
  6. Стиль текста (разговорный, художественный, научный, публицистический, официально-деловой).
  7. Языковые (выразительные) средства речи (эпитет, сравнение, метафора, ряды однородных членов, восклицательные и вопросительные предложения, обращение, инверсия).

Связь предложений в тексте

  1. Лексический повтор одного и того же слова (слов).
  2. Местоимения (личные, указательные).
  3. Однокоренные слова.
  4. Синонимы, антонимы.
  5. Союзы (и, а, но, однако, зато и др.)

Типы текста

  1. Повествование – ответы на вопросы - что произошло? с кем? когда? как развивались события?
  2. Описание – ответ на вопрос - какой? перечисление признаков, свойств тех или иных предметов.
  3. Рассуждение – ответы на вопросы - почему? зачем? излагаются причины явлений, событий, их взаимная связь.
  4. Смешанный тип – сочетание двух или нескольких типов текста.


Фамилия, имя, класс____________________________________________


 Запишите отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в Стране чудес», вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

 

 (1)- Сл..жению тебя обучили? – спр..сила Бел..я Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один?

(2)- Я (не)знаю, - ответила Алиса. – Я (з\с)билась со счёта.

(3)- Сл..жения (не)знает, - ск..зала Ч..рная Королева. – А Выч..тание зна..шь? ..тними от в..сьми девять.

4)- Этого я (не)знаю, но зато…

Этого я (не)знаю, но зато…

(5)- Выч..тания не знает, - ск..зала Бел..я Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что буд..т?

(6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вм..шалась Ч..рная Королева.

(7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.

1.        Прочитайте и озаглавьте текст______________________.

2.        Тема текста__________________________________________.

3.        Основная мысль______________________________________.

4.        Стиль текста_________________________________________.

5.        Тип речи____________________________________________.

6.        Расставьте недостающие знаки препинания. Какие это предложения?

7.        Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сгруппируйте слова с пропусками по видам орфограмм.

8.        В предложениях 1-3 найдите слово с приставкой на з/с, объясните правописание

9.         Из 2 предложения выпишите возвратный глагол, выделите в нём возвратный суффикс.

10.         Из 3 предложения выпишите глагол в форме второго лица единственного числа, выделите окончание.

11.        Выпишите из отрывка глаголы в повелительном наклонении. Выделите в них суффикс И повелительного наклонения.

12.        Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень.

13.        Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень







Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный анализ текста. 6 класс. Тема «Числительное». Разработала Уницаева Нина Павловна, Учитель МБОУ ШК. № 96 Г. Самара

Слайд 2

1. Запишите отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в Стране чудес», вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически: (1)- Сл .. жению тебя обучили? – спр ..сила Бел..я Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один? (2)- Я (не)знаю, - ответила Алиса. – Я (з\с)билась со счёта. (3)- Сл .. жения (не)знает, - ск ..зала Ч.. рная Королева. – А Выч .. тание зна .. шь ? .. тними от в.. сьми девять . 4)- Этого я (не)знаю, но зато… Этого я (не)знаю, но зато… (5)- Выч .. тания не знает, - ск ..зала Бел..я Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что буд ..т? (6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вм .. шалась Ч.. рная Королева. (7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.

Слайд 3

Проверь себя: (1)- Сл о жению тебя обучили? – спр о сила Б е лая Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один? (2)- Я не знаю , - ответила Алиса. – Я с билась со счёта. (3)- Сл о жения не знает , - ск а зала Ч ё рная Королева. – А Выч и тание зна е шь ? От ними от в о сьми девять. 4)- Этого я не знаю , но зато… (5)- Выч и тания не знает, - ск а зала Бел а я Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что буд е т ? (6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вм е шалась Ч ё рная Королева. (7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.

Слайд 4

1 Определите тему данного отрывка из сказки . Т ема: Беседа Алисы с шахматными королевами 2 Определите идею данного отрывка из сказки . Идея: В Зазеркалье всё необычно, даже ответы .

Слайд 5

3 Определите тип речи . Тип речи: повествование 4 Определите стиль речи Стиль речи: Художественный

Слайд 6

Из 3 предложения выпишите числительные, укажите их состав, разряд, падеж . Восемь – простое, количественное, целое Девять - простое, количественное , целое

Слайд 7

В предложениях 1-3 найдите слово с приставкой на з/с, объясните правописание . С билась Приставка с. Приставки з не бывает.

Слайд 8

Из 2 предложения выпишите возвратный глагол, выделите в нём возвратный суффикс . Сбилась, суффикс сь

Слайд 9

Из 3 предложения выпишите глагол в форме второго лица единственного числа, выделите окончание. Зна ешь

Слайд 10

Выпишите из отрывка глаголы в повелительном наклонении. Выделите в них суффикс И повелительного наклонения . Отним и. Раздел и А предложения, в которых есть глаголы в повелительном наклонении, какие по цели высказывания? Побудительные.

Слайд 11

Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень. Сложение. Корень лож. А/0 в конях лаг-лож Вычитание . Корень – чит - и суффикс а. Корни с чередование и/е – чит -/-чет -

Слайд 12

Выпишите из 1 предложения глаголы в прошедшем времени. Выполните их морфемный разбор . Обучили. Спросила. Об – приставка , - уч – корень , -и-, -л- суффиксы, и – окончание. С – приставка, - прос - корень, - и- , -л - суффиксы, а - окончание

Слайд 13

Запишите 7 предложение в виде предложения с кавычками. «Бутерброды, конечно», - сказала она.

Слайд 14

Выпишите из отрывка из сказки прилагательные, укажите их разряд. Белая - качественное Чёрная - качественное

Слайд 15

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...