Рабочая программа по предмету "Родная русская литература". 8-11 классы.
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)
Данная рабочая программа по предмету "Родная русская литература" для 8-11 классов составлена к учебнику В.Я.Коровина. Программа рассчитана на 17 часов в год в каждом классе (2 часа в месяц). Содержание рабочей программы соответствует требованиям. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты.
В календарно - тематическом планировании прописаны формируемые УУД и вид учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rod_lit_8-11_klassy.docx | 79.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7. Г. Медногорска»
Рассмотрено На заседании МО (ШМО) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска» Протокол №___ От «___»_____20___г. | Принято На заседании педагогического совета школы Протокол №____ От «___ ______ 20___г. | Утверждено Приказом директора школы от «____» _______ 20____г. Приказ №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2020 - 2021 учебный год
по родной русской литературе
8-11 классы
Количество часов на год всего – по 17 ч.;
в месяц – по 2 ч.
Плановых контрольных работ – по 2 работы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе авторской программы: Русский язык. 5—9 классы. Рабочая программа. М.М. Разумовская, С.И.Львов, В.И.Капинос, «Дрофа», 2020 и Литература. 8-11 классы. Рабочая программа В.Я Коровина, «Просвещение», 2015
Учитель: Бритвина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, высшая категория
г. Медногорк
2020г.
Содержание
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2.Содержание программы учебного предмета.
3.Календарно-тематическое планирование.
4.Оценочные материалы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Родная (русская) литература», являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследства народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения предмета «Русская родная литература» в основной школе являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметными результатами выпускников основной школы являются:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX— XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Результаты освоения учебного предмета
Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Речь и речевое общение Ученик научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- Содержание программы учебного предмета.
8 класс
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к планируемым результатам в рабочей программе учебного предмета «Родная (русская) литература» реализованы разделы: «Своеобразие родной литературы», «Русский фольклор», «Древнерусская литература», «Из литературы XVIII века», «Из литературы XIX века», «Из литературы XX века».
Основные теоретико-литературные понятия.
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
– акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные); – устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного анализа;
– устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Родная литература как способ познания жизни.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Слово как средство создания образа.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Русский фольклор. Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей (5 класс). Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству (6 класс). Связь фольклорных произведений с другими видами искусства (8 класс) Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке (7 класс). Фольклорные традиции в русской литературе (9 класс).
Древнерусская литература. Жанровое богатство и традиции древнерусской литературы (9 класс). Традиции и особенности духовной литературы. «Моление» Даниила Заточника» (8 класс).
Из литературы XVIII века. Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» (8 класс). Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору) (6 класс).
Из литературы XIX века. Традиции литературы XIX века.
Басни.
Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен (5 класс).
Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях (5 класс).
Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор) (8 класс).Литературные сказки. Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц (5 класс). Гарин-Михайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья». Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка (5 класс).
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. (5 класс)
Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей (5 класс).
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. (9 класс).
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев» (9 класс). Пушкин А.С. Мотивы поступков героев «Повестей Белкина» («Метель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка»). Романтизм и реализм в «Повестях Белкина» (9 класс).
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа (9 класс).
Лесков Н.С. «Святочные рассказы». «Привидение в Инженерном замке» (7 класс).
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». (8 класс).
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя (6 класс)
Гоголь Н.В. «Миргород». «Коляска» (7 класс).
Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. (8 класс).
Из литературы XX века.
Литературные сказки.
Б. Шергин. «Волшебное кольцо» (5 класс).
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки (5 класс).
Традиции литературы XX века.
Малый эпический жанр. Горький А.М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма (9 класс).
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей (8 класс).
Короленко В. Г. «Мгновение».
Алексеев С.П. «Богатырские фамилии». «Зоя», «Тридцать три богатыря», «Таня Савичева» и др. по выбору. (6 класс).
Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей (глава «Экзамены») (6 класс). Вересаев В. В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства. Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. (5 класс).
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». «Магнолии» (5 класс).
Плещеев А.Н. «Старик», «Бабушка и внучек», «В бурю» (6 класс).
Рыбаков А.Н. «Кортик» (6 класс).
Катаев В.П. «Сын полка» (7 класс).
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы» (5 класс).
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Лесная капель» (5 класс).
Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Золотая рыбка». Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. (7 класс).
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала (9 класс).
Каверин В. А. «Два капитана». (6 класс)
Крапивин В.П. «Звезды под дождем» (6 класс).
Айтматов Ч. «Белый пароход» (9 класс).
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) (8 класс).
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма (9 класс).
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер военной прозы.
Ильина Е. «Четвертая высота» (6 класс).
Воробьёв К.Д. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа (7 класс).
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. (8 класс).
Васильев Б.П. «Завтра была война» (9 класс).
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи (7 класс). Тендряков В.Ф. «Весенние перевёртыши» (8 класс).
Троепольский Г.Н. «Белый Бим, Чёрное ухо» (6 класс).
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора (9 класс).
Абрамов Ф.А. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. (7 класс).
Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Гринька Малюгин» (7 класс). Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы (8 класс).
Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и связи поколений. (6 класс).
Носов Е.И. «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Поиски незыблемых нравственных ценностей (7 класс).
Булычёв К. «Девочка с Земли». (6 класс).
Козлов В. Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражение характера.
Алексин А.Г. «Домашнее сочинение». Смысл названия и тема рассказа (8 класс).
Крупин В.Н. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору) (8 класс).
Лиханов А. «Последние холода» (7 класс).
Кравцова Н.Ф. «От заката до рассвета» (8 класс).
Мурашова Е.В. «Класс коррекции» ( 6 класс).
Габова Е.В. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя (8 класс).
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки» (9 класс).
Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны (9 класс).
Телешов Н.Д. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке (7 класс).
Родная природа в произведениях поэтов XX века.
Поэтический образ Родины в стихотворениях. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях. Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Средства создания образов. (5 класс)
Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Единство человека и природы. (5 класс)
Стихи о прекрасном и неведомом.
А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». (5 класс) Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» (по выбору) (6 класс)
Бальмонт К. Стихотворения из книги стихов «Под северным небом» (по выбору) (6 класс) Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…» (9 класс)
9 класс
Содержание программы
Древнерусская литература
Особенности древнерусской литературы. Жанровое своеобразие.
«Повесть временных лет»
Русская литература XVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм.
Д.И. Фонвизин «Бригадир»
Русская литература XIX века
А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Пародия, приёмы пародирования. Пародии в творчестве А.С. Грибоедова
Комедия «Студент»
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Проза. Реализм (развитие понятия).
«История села Горюхина», «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Драматургия М.Ю. Лермонтова. Драма как род литературы (развитие понятия).
Драма «Маскарад»
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир Н.В. Гоголя.
Пьеса «Женитьба»
А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). А.Н. Островский и русский театр.
Пьесы.
Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор). Психологизм литературы (развитие понятия).
Повесть «Село Степанчиково и его обитатели»
Русская литература XX века
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева»
Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
М.А. Шолохов «Донские рассказы»
Из русской поэзии XX века (обзор)
Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам:
Александр Александрович Блок. Образ родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин. Народно-песенная основа произведений поэта.
Владимир Владимирович Маяковский. Новаторство Маяковского-поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой.
Анна Андреевна Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
Борис Леонидович Пастернак. Философская глубина лирики Б. Пастернака.
Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (обзор) Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание
10 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.
Ф.М. Достоевский
Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Л.Н. Толстой
«Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов
Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика
Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Кто виноват?»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная капля».«Духовные стихотворения».
В.М. Гаршин
Рассказ «Красный цветок»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
11 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
А.А. Фадеев
Романы «Молодая гвардия»
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
- Календарно-тематическое планирование уроков родной (русской)
литературы
в 8 классе (17 часов)
№ урока | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Формируемые УУД | Вид учебной деятельности | Примечание (указание причин корректировки) | |
план | фактич | Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументирован-ного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникатив-ные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Участие в коллективном диалоге, устные ответы на вопросы, монологические высказывания | ||||
1. | Своеобразие родной литературы. | ||||||
2. | Русский фольклор. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. | ||||||
3. | Древнерусская литература. Традиции и особенности духовной литературы. «Моление» Даниила Заточника» | ||||||
4. | Из литературы XVIII века. Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». | ||||||
5. | Из литературы XIX века. Традиции литературы XIX века.Басни. Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор). | ||||||
6. | Творчество поэтов и писателей XIX века. Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». | ||||||
7. | Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. | ||||||
8. | Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | ||||||
9. | Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) | ||||||
10. | Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. | ||||||
11. | Тендряков В.Ф. «Весенние перевёртыши» (8 класс). | ||||||
12. | Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. | ||||||
13. | Козлов В. Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражение характера. Алексин А.Г. «Домашнее сочинение». Смысл названия и тема рассказа. | ||||||
14. | Крупин В.Н. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Умение замечать прекрасное. | ||||||
15. | Родная природа в произведениях поэтов XX века. Поэтический образ Родины в стихотворениях | ||||||
16. | Габова Е.В. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя. | ||||||
17. | Кравцова Н.Ф. «От заката до рассвета» |
9 класс
№ урока | Название раздела и темы | кол-во часов | дата проведения | Формируемые УУД | Вид учебной деятельности | Примечание (указание причин корректировки) | ||
план | фактич | |||||||
1 | Введение | Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументирован-ного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникатив-ные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Участие в коллективном диалоге, устные ответы на вопросы, монологические высказывания | |||||
Древнерусская литература (1 ч.) | ||||||||
2 | Особенности древнерусской литературы. Её жанровое своеобразие. «Повесть временных лет» | |||||||
Русская литература XVIII века (2 ч.) | ||||||||
3 | Характеристика русской литературы XVIII века. Теория. Классицизм. | |||||||
4 | Д.И. Фонвизин «Бригадир» | |||||||
Русская литература XIX века (7 ч.) | ||||||||
5 | А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Пародии в творчестве А.С. Грибоедов | |||||||
6 | Теория. Пародия, приёмы пародирования. | |||||||
7 | А.С. Грибоедов. Комедия «Студент» Инсценированное чтение | |||||||
8 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. | |||||||
9 | Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Теория. Проза. Реализм (развитие понятия). | |||||||
10 | А.С. Пушкин «История села Горюхина» | |||||||
11 | А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» | |||||||
Русская литература XX века ( 6 ч.) | ||||||||
12 | Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. | |||||||
13 | И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева» | |||||||
14 | Теория. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя. | |||||||
15 | М.А. Шолохов «Донские рассказы» | |||||||
16 | Из русской поэзии XX века (обзор). Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. | |||||||
17 | Штрихи к портретам: А. А. Блок. Образ родины в поэзии Блока. С. А. Есенин. Народно-песенная основа произведений поэта. |
10 класс
№ урока | Дата проведения | Формируемые УУД | Кол-во часов | Название раздела и темы | Вид учебной деятельности | Примечание (указание причин корректировки) | |
план | фактич | ||||||
1 | Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументирован-ного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникатив-ные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | 1 | Даль Владимир Иванович «Толковый словарь живого великорусского языка»: человек-мыслитель и человек-деятель | Участие в коллективном диалоге, устные ответы на вопросы, монологические высказывания | |||
2 | 1 | Нравственная основа сказок В.И. Даля | |||||
3 | 1 | Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести, , я и другой, индивидуальность и «человек толпы» | |||||
4 | 1 | Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина. | |||||
5 | 1 | Особенности драматургии А.В. Сухово-Кобылина. Трилогия «Свадьба Керчинского»: семейные и родственные отношения в комедии | |||||
6 | 1 | Место человека в семье и обществе:Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича» | |||||
7 | 1 | Истинные и ложные ценности в повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий» | |||||
8 | 1 | Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова | |||||
9 | 1 | А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности | |||||
10 | 1 | Д.В. Григорович рассказ «Гуттаперчевый мальчик»:влияние социальной среды на личность человека | |||||
11 | 1 | Человек и государственная система; гражданственность и патриотизм в публицистике К.С. Аксакова | |||||
12 | 1 | Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?» | |||||
13 | 1 | Художественные особенности прозы А.Герцена | |||||
14 | 1 | Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в поэзии Ф.Н. Глинки. «Духовные стихотворения». | |||||
15 | 1 | Поэтика рассказов В.М. Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы | |||||
16 | 1 | Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница» | |||||
17 | 1 | Семинар «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19 века» | |||||
11 класс
Кол-во часов | Дата проведения | Формируемые УУД | № урока | Название раздела и темы | Вид учебной деятельности | Примечание (указание причин корректировки) | |
По плану | фактич | ||||||
по 1 часу | Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументирован-ного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникатив-ные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | 1 | Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В. Брюсова (Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я») Человек перед судом своей совести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось». | Участие в коллективном диалоге, устные ответы на вопросы, монологические высказывания | |||
2 | Судьба человека, становление личности конфликт долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной и Л.Н. Мартынова | ||||||
3 | Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» | ||||||
4 | Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова «Усвятскиешлемоносцы» | ||||||
5 | Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова «Обмен» | ||||||
6 | Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры» | ||||||
7 | А.А. Фадеев «Молодая гвардия»: влияние социальной среды на личность человека | ||||||
8 | Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э.Веркина«Облачный полк» | ||||||
9 | В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и государственная система | ||||||
10 | Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З. Прилепина «Санькя» | ||||||
11 | Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики (Стихотворения:«В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы».«Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…») | ||||||
12 | Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (Стихотворения:«В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи») | ||||||
13 | Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» | ||||||
14 | Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» | ||||||
15 | Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых» | ||||||
16 | Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки» | ||||||
17 | Резерв |
4.Оценочные материалы
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев[1].
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регуля-тивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. |
Продолжение
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно | |
Комму-никация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по родной русской литературе 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записк, планируемые результаты, содержание, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса...
Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса
Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса...