Рабочая программа по бурятскому языку.
рабочая программа (7 класс)

Рабочая программа включает цели, задачи и тематическое планирование учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_buryatskomu_yazyku.docx719.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс

Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», законом «О языках народов РФ» (25.10.1991г.), законом «О языках народов Республики Бурятия» от 10.06.1992г. №221-XII, Региональным стандартом начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия (03.09.2008г. №1168). В 1996 году Постановление правительства о ходе выполнения Закона Республики Бурятия « О языках народов Республики Бурятия» утвердило Государственную программу по сохранению и развитию языков. Бурятский язык провозглашен в качестве государственного языка, которым должны владеть учащиеся не только бурятской, но и других национальностей.

Адресат.

   Программа рекомендована учащимся для обучения бурятскому языку в 7 классе общеобразовательной школы.

Объем и сроки обучения.

   Программа по бурятскому языку общим объемом 68 часов изучается в течение учебного года, согласно Учебного плана МАОУ СОШ №48 на 2019-2020 учебный год.

Роль и место дисциплины (курса, предмета).

   Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РБ.

Актуальность.

   Качественные изменения характера национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников. Национальные языки становятся действенным фактором национально-культурного развития общества. Все это существенно повышает их статус и значение как общеобразовательной дисциплины.

   Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык РБ» в школьном обучении состоит в овладении учащимися умением общаться на нем, т.е. речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (с пониманием текстов, письмо).

Особенности программного материала.

   Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного школьного возраста. Обучение бурятскому языку на начальном этапе обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими этапами. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем на следующих этапах обучения учащиеся будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на начальном этапе. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения.

   Особый акцент в программе сделан на использование парной, групповой работы учащихся.

   Предлагаемая программа построена на основе УМК С.Ц. Содномов, В.А. Найданова «Алтаргана»

   В УМК «Алтаргана» учебно - методический комплекс по бурятскому языку как государственному для 7 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения: учебник (книга для учащихся); программа; методическое руководство к учебнику.

   Нами изучены материалы Государственного образовательного стандарта, Регионального стандарта начального и основного общего образования и данного УМК, в результате чего пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.

Целевая установка:

   Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития ребенка, способного в будущем мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт предшествующих поколений, для воспитания в каждом школьнике потребности в самообучении, самовоспитании и саморазвитии.

Цели обучения:

   Развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной:

  • Речевая компетенция – формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов  школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему аудированию, чтении и письме.
  • Языковая компетенция – освоение элементарных лингвистических представлений, доступных  школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и.т.п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках.
  • Социокультурная компетенция – знакомство с некоторыми обычаями бурят, песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями  художественной литературы на бурятском языке.
  • Учебно-познавательная компетенция – формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений.
  • Здоровьесберегающая компетенция- приобщение учащихся к здоровому образу жизни, содействие физическому воспитанию и развитию.

Формы организации учебного процесса.

   Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, экскурсий.

Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.

   При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом измененном виде.

Структура программы.

   Программа по бурятскому языку для 7 класса включает следующие разделы (темы):

 - Моя семья. Члены моей семьи, их имена, возраст, профессии. Покупки в семье. Бурятская еда.

 - Спорт. Здоровый образ жизни.

 - Мои друзья. Внешность, характер и увлечения друзей

 - Учеба. Школа – источник знаний 

 - Праздники.  Восточный лунный календарь. Встреча праздника «Сагаалган» в семье.

- Современные технологии. Средства массовой информации.

- Профессии. Профессия моих родителей

Моя Бурятия. Города и районные центры РБ. Писатели и поэты Бурятии.

Предполагаемый результат.

   Содержание обучения бурятскому языку в 6 классе представлено в 3-х составляющих: языковой материал; умения и навыки в разных видах речевой деятельности; социокультурный материал.

  • Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
  • Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения.
  • Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа;
  • Учебно-познавательная компетенция– дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений;
  • Здоровьесберегающая компетенция- приобщение учащихся к здоровому образу жизни, содействие физическому воспитанию и развитию.

Чтение

- понимать основное содержание несложных в языковом отношении текстов, имеющих ясную структуру и логику изложения, соответствующих возрасту и интересам учащихся (стихи, текст песни, сказки, рассказы, юмористические истории, личное письмо в детский журнал), догадываясь при этом о значении незнакомых слов с опорой на изобразительную и зрительную наглядность, лингвистическую догадку и реагируя на содержание как вербально, так и невербально, например: передать основное содержание текста на родном языке;

- находить в тексте и читать вслух ответы на вопросы общего характера: кто? что? что делает? где? когда?;

- сформулировать основную идею на родном языке;

- спрогнозировать продолжение или конец событий на основе их начала и т. д.

Аудирование

- различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения на бурятском языке;

- различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;

- воспринимать несложные тексты (сказки, рассказы соответствующие возрасту и интересам  школьников);

- понимать основное содержание учебных и аутентичных текстов.

- уметь отвечать на вопросы по содержанию  услышанного;

- воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке;

- передавать содержание, основную мысль  прочитанного с опорой на текст;

-делать сообщение по прочитанному или услышанному.

Говорение

- рассказать о себе;

- рассказать о своей семье;

- рассказать о своих друзьях;

- составить описательные предложения по картинам или вопросам учителя;

- делать элементарные связные высказывания об окружающем мире;

- осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со взрослыми и сверстниками, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения, обозначенных программой.

Письмо

- переводить письменно на бурятский язык небольшой фрагмент текста;

- письменно оформить сообщение по одной из пройденных тем.

- составить и записать план прочитанного;

- делать выписки из текста.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат

   Бурятский язык входит в образовательную область «Язык и литература». Он входит в учебный план в качестве национально-регионального компонента образования. Объем отводимых на его обучение часов определяется региональным органом управления, исходя из объема выделенных на НРК часов. Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 68 часов; занятия 2 раза в неделю

Формы текущего и итогового контроля.

   Для проверки результатов учебной деятельности учащихся могут быть использованы следующие виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый, которые осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Вид и форма проверочной работы определяются в зависимости от целей, этапа обучения, специфики структурирования учебного материала. Промежуточный и итоговый контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в соответствии с требованиями Единого режима учреждения общего среднего образования.

   В проверочную работу включаются, как правило, теоретические и практические задания. Задания проверочной работы должны выявлять уровень овладения каждым учащимся знаниями и умениями по предмету и быть посильными для учащихся.

Календарно-тематическое планирование на 2019-20 учебный год

Предмет

Класс

Вариант

Бурятский язык

7

Бурятский язык 7 класс

Раздел

Описание раздела

Тема урока

Кол-во часов

Амар сайн, буряад хэлэн!

 

Амар сайн, буряад хэлэн

1

 

 

Повторение изученного в 6-м классе

1

 

 

Роль послелогов в бурятском языке

1

 

 

Окончания множественного числа

1

 

 

Моя семья. Их имена. Возраст. Профессии

1

 

 

Окончания совместного падежа:-тай;-той;-тэй

1

 

 

Гласные звуки

1

 

 

Контрольная работа

1

 

 

Окончания родительного падежа: -гай;-гой;-гэй

1

 

 

Окончания родительного падежа: -ай; -ой; -эй

1

 

 

Окончание родительного падежа : -ын

1

 

 

Повторение окончаний родительного падежа

1

 

 

Самостоятельная работа

1

 

 

Вопросительные частицы бэ; (-бэ)

1

 

 

Повторение вопросительных частиц

1

 

 

Перевод текста

1

 

 

Контрольная работа

1

 

 

Работа над ошибками

1

Спорт. Здоровый образ жизни

 

Спорт. Здоровый образ жизни

1

 

 

Заимствованные слова

1

 

 

Работа над текстом "Витаминууд тухай"

1

 

 

Утвердительные частицы в предложении

1

 

 

Отрицательные частицы в предложении

1

 

 

Ц.Б.Бадмаев. Стихотворение "Сэрэн унаа"

1

Мои друзья

 

Мои друзья

1

 

 

Смычный, щелевой, щелевой увулярный звук "г"

1

 

 

Окончания глаголов -аа (-оо; -ээ) в прошедшем времени

1

 

 

Ц.Шагжин. Сказка "Будамшуу"

1

 

 

Повторение отрицательных частиц в предложении

1

 

 

Г.Г.Чимитов. Песня "Хани нухэд"

1

 

 

Контрольная работа

1

 

 

Работа над ошибками

1

Учёба

 

Учёба. Звук "н"

1

 

 

Окончания винительного падежа

1

 

 

Повторение окончаний винительного падежа

1

 

 

Х.Н.Намсараев. Рассказ "Ури нэхэбэри"

1

 

 

Повторение вопросительной частицы "гу"

1

 

 

Дательно-местный падеж

1

 

 

Окончания дательно-местного падежа

1

 

 

Самостоятельная работа

1

 

 

Повторение окончаний винительного падежа

1

 

 

Повторение отрицательных частиц в предложении

1

Сагаалган

 

Сагаалган

1

 

 

Работа над текстом "Сагаалган - арадай hайндэр"

1

 

 

Н.Дамдинов "Жэлнуудэй нэрэ"

1

 

 

Местоимения "свой (своя, своё) в бурятском языке

1

 

 

Сурхарбаан

1

 

 

Наставительная форма обращения

1

 

 

Утвердительные частицы в предложении

1

 

 

Перевод текста

1

 

 

Контрольная работа

1

Современные технологии

 

Современные технологии

1

 

 

Корневые и производные наречия

1

 

 

Ц.Номтоев  "Ажалшын угэ"

1

 

 

Повторение утвердительной и отрицательной частиц

1

Профессии

 

Профессии

1

 

 

Орудный падеж

1

 

 

Окончания орудного падежа

1

 

 

Сказка "Табан хурган"

1

 

 

Ч.Ц.Цыдендамбаев "Банзарай хубуун Доржо"

1

Моя Бурятия

 

Моя Бурятия

1

 

 

Урок развития речи

1

 

 

Исходный падеж

1

 

 

Послелоги

1

 

 

Закрепление темы

1

 

 

Повторение за учебный год

1

 

 

Итоговая контрольная работа

1

 

 

Урок развития речи

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по бурятскому языку

Тип программы: общеобразовательнаяПрограмма написана на основеРегионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия (прика...

Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы

Рабочая программа  разработана  в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...

рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы

Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс

Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций ...