рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6_kl_bur.doc | 466 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по бурятскому языку составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования
3. Положения о рабочей программе педагога.
4. Базисного учебного плана МБОУ «Наушкинская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Бурятский язык – это второй государственный язык Республики Бурятия. Изменения национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников.
Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации.
Бурятский язык входит в учебный план в качестве национально-регионального компонента образования. Объем отводимых на обучение бурятского языка часов определяется региональным органом управления, исходя из объема выделенных на НРК часов, и предполагает следующее распределение часов по классам: со 2 -4 классы- 2 часа; 5 кл.-2 часа; 6 -7 классы -1 час; с 8-9 классы – 2 часа.
Рабочая программа базируется на современных коммуникативно-деятельностных технологиях обучения неродному языку. Основное содержание обучения бурятскому языку направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся на бурятском языке.
Учебный процесс организуется с учетом как общедидактических принципов, так и основных принципов коммуникативной технологии: принцип обучения общению через общение (максимальное приближение учебного процесса к условиям естественного общения); принцип личной индивидуализации (организация учебного процесса с учетом личных потребностей, пожеланий и индивидуально-психологических особенностей учащихся); принцип изучения языка на основе активной мыслительной деятельности (обеспечение практического употребления изученных лексико-грамматических единиц в ситуациях общения с учетом коммуникативной задачи); принцип функционального подхода к изучению языка (определение лексико-грамматического материала с учетом коммуникативной цели, необходимости общения и частоты употребления в речи); принцип учета особенностей родного языка учащихся. Кроме этого, следует уделять особое внимание принципу взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.
Основными целями изучения бурятского языка являются:
- формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, т.е. способности и готовности учащихся общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей в устной и письменной формах; формирование умений использовать изучаемый язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, необходимого для успешной социализации и самореализации;
- развитие личности школьника, его мыслительных, познавательных, речевых способностей, формирование универсальных учебных действий (УУД); развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком как государственным языком Республики Бурятия; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- приобщение учащихся к культуре и национальным традициям бурятского народа, создание необходимых условий для формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим народам, компетентность в межкультурном диалоге.
Цель работы с одаренными детьми:
Создание благоприятных условий для выявления, сопровождения, поддержки и развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи:
• Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческих возможностей, интересов и способностей.
• Создание условий для развития многогранной одаренности.
• Обеспечение возможности участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, в проектных работах.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с заданными целями в 5-9 классах планируются личностные, метапредметные, предметные результаты обучения.
Освоение программы 5-9 классов предусматривает формирование у них следующих личностных результатов:
- уважительное отношение к бурятскому языку как средству межличностного и межкультурного общения и желание изучить его на должном уровне;
- оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения бурятскому языку относятся:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
- умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
- умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучения бурятскому языку по каждой изучаемой теме приводятся в тематическом планировании в графе характеристика основных видов деятельности учащихся.
По видам речевой деятельности предусматриваются следующие результаты:
в говорении
- диалогическая речь:
умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги.
Объём диалога: каждый участник диалога должен произнести 6-8 реплик (5–7 классы), 8-10 реплик (8–9 классы). Продолжительность диалога: 1–2 мин. (9 класс).
- Монологическая речь: умение пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объем монологического высказывания: 8-10 фраз (5–7 классы); 10-15 фраз (8–9 классы). Продолжительность монолога: 2 мин (9 класс).
в аудировании
дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования: до 1,5 мин.
в чтении
умение:
- читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение);
- формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
- прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам (основной странице и т.д.).
в письме
умение:
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 18-20 слов, включая адрес);
- заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма: 80 слов, включая адрес;
- составлять короткие рассказы;
- описывать картины;
- составлять план, тезисы письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Форма занятия | Деятельность учащихся | Форма контроля | ТСО, нагл. пособия | Дом. задания | Дата | ||
По плану | Факт. | |||||||||
Блок 1. Введение в бурятский язык (1 час) Учащийся научится: слушать и правильно произносить слова по теме; слушать и невербально реагировать на звуки (h-х: у-ү; уу-үү; өө-оо и т.д.); вести диалог-расспрос, читать про себя и понимать тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения, производить выписки из текста. Учащийся получит возможность научиться: определять тему текста по заголовку, дополнять предложения нужными словами и репликами; расспрашивать собеседника | ||||||||||
1. | Введение в бурятский язык | 1. | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Повторяют лексику, изученную в начальной школе. Участвуют в беседе мотивирующего характера о значении изучения БЯ, о культуре республики Бурятия. | Цитаты о бурятском языке | С.3,упр.2,3 | ||||
Блок №2 Повторение (6 уроков) Учащийся научится: понимать на слух основное содержание коротких, несложных текстов и выделять значимую информацию; высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения; приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения; составлять вопросы к тексту и отвечать на них; совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения Учащийся получит возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку∙ при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. | ||||||||||
2 | Повторение изученного.Знакомство. Семья. Профессия | 1 час | Урок повторения | По рисункам бүмбэгэ, хүүхэлдэй,онгосо,эршэгэнүүр,хонхинуур,хонхо, туг запоминают названия игрушек , по памяти их перечисляют. Придумывают вопросы и отвечают на них. Работают в рабочей тетради: переводят с бур. на русский цифры, вспоминают, что означают напечатанные даты. Вспоминают названия животных, считают, сколько их. Употребляют в речи имена числительные, решают простые математические примеры и озвучивают результат. Записывают даты рождения родственников на бурятском языке. Отгадывают кроссворд, вписывая названия животных хандагай, шандаган, миисгэй,заряа, нохой,баабгай | Кроссворд | Рисунки | Стр.5 Упр.1,2 | |||
3 | Игрушки. Животные, их количество | 1 час | Урок повторения | Вспоминают названия цветов сагаан,ногоон, хара,сэнхир,улаан,хүхэ. Используя таблицу, составляют предложения. Используя послелоги дээрэ,доро,саана, дотор рассказывают, что где находится.(слайды) Читают и переводят текст, обыгрывают диалог. Выразительно читают стихотворение, правильно выговаривая дифтонги ай, эй,уй,үй, долгие гласные. | Инд. работа | Таблица | С.7, упр.12 | |||
4 | Цвета | 1 час | Урок повторения | Вспоминают названия цветов сагаан,ногоон, хара,сэнхир,улаан,хүхэ. Используя таблицу, составляют предложения. Используя послелоги дээрэ,доро,саана, дотор рассказывают, что где находится.(слайды) Читают и переводят текст, обыгрывают диалог. Выразительно читают стихотворение, правильно выговаривая дифтонги ай, эй,уй,үй, долгие гласные. | Перевод | Таблица | Упр.10, с.7 | |||
5 | Посуда. Пища. | 1ч. | Урок повторения | Работают по картинкам презентации, запоминая названия посуды табаг, аяга, хутага, шанага, халбага,hэрээ, названия продуктов питания hү, сай, үндэгэн, хилээмэн, тоhон. Задают вопросы, используя рисунки учебника, отвечают на них. Работают в рабочей тетради: переводят слова, находят соответствия в столбиках. Переводят стихотворение на бурятский язык. Читают по ролям отрывки стихотворения. Отгадывают загадки. | Фронтальный опрос | Презента ция | Стр.8. Упр.14 | |||
6 | Одежда. Части тела | 1 час | Урок повторения | Работают по тексту учебника: отвечают на вопросы, составляют в парах и разыгрывают диалог «В магазине», используя глаголы настоящего времени. Читают задание на бурятском языке, выполняют его. Слушают текст, отвечают на вопросы. | Контрольн. вопросы | С.10 Упр.21 | ||||
7 | Контрольная работа | 1 час | Урок контроля | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. | С.11 | |||||
Блок №3 Моя семья (6 уроков) Учащийся научится: воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале тексты, строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; произносить слова изучаемого бурятского языка; узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания);употреблять правильно в речи родительный падеж существительных. Учащийся получит возможность научиться: использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов; комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать чувства и эмоции с помощью интонации. | ||||||||||
8 | Моя семья. Имя существительное. Личные и неличные имена существительные | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ хүгшэн аба, хүгшэн эжы, нагаса аба, нагаса эжы. Слушают текст о семье Аяны,воспринимают на слух и выборочно понимают текст о семье, ведут диалог-расспрос, составляют кластер о своей семье. Выполняют упражнения по учебнику: 1)находят слова в тексте, отвечающие на хэн? юун? 2)разбивают слова на на личные и неличные. | Слов. диктант | У.3, с.13 | ||||
9 | Профессии моих родителей. | 1 | У. овладения новыми знаниями | Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ: наймаашан,багша,барилгашан, гаалиин ажалшан, сэрэгшэ,ѳѳрѳѳ,энэ, минии, шинии,булта,тиимэ,. Ведут диалог-расспрос, монолог – описание человека по картинке. Минии аба үндэр, шинии набтар.Шинии эжы үндэр бэшэ.Би ѳѳрѳѳ набтарби. | Карточ ки | Картинки | Упр.8 Стр.14 | |||
10 | Родительный падеж имен существительных | 1 час | У. применения ЗУНов | Работают над правильным произношением звука [Г], С помощью таблицы выводят правило об окончаниях родит. падежа. К словам ставят вопросы Р.П., выделяют окончания. С этими словами составляют словосочетания.Используя таблицу, говорят, чьи эти вещи. Работают по рисункам: используя форму род.п., составляют предложения. Изменяют предложения по образцу. Слушают письмо, отгадывают, кто его написал | Фронтальный опрос | Таблица | Стр.15 Упр.10 | |||
11 | Мой день рождения | 1 час | У. применения ЗУНов | Представляют монологическое высказывание о своем дне рождении, опираясь на слова - подсказки, оформляют открытку, составляют письмо-приглашение по образцу, употребляя в речи новые ЛЕ по теме. Работая в группах по картинкам, высказывают, какой подарок хотели бы получить сказочные герои. | Образцы писем | Стр.16 Упр.13 | ||||
12 | Р.Р.Работа по рисунку. Составление рассказа «Помощники» | 1 час | Урок развития речи | Используя новые ЛЕ минии,заhадаг,нэхэдэг,ерэдэг,туhалдаг,хүдэлдэг,эртэ,наададаг изменяют предложения по образцу.т отвечая на вопросы учебника, составляют рассказ. Записывают в тетрадь. | С.16 Упр.14 | |||||
13 | Контрольный тест | 1 час | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. | Стр.17 | ||||||
Блок №4 Мои друзья (5 уроков) Учащийся научится: читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/ интересующую/ запрашиваемую информацию; описывать картинку с опорой или без опоры на ключевые слова; распознавать и употреблять в речи имена прилагательные, выразительно читать. Ученик получит возможность научиться: вести диалог-обмен мнениями; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему; использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту; распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования | ||||||||||
14 | Мои друзья. | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Работают над правильным произношением звука [Х]. Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ хүхюутэй,сэбэрхэн, эбтэй, баяртай, хүхюутэй, хѳѳрхэн,набтар, үндэр.Читают текст в презентации, придумывают заголовок. Работают в рабочей тетради, отвечают на вопросы. Из данных в презентации букв составляют слова, строят словосочетания. Составляют мини-диалоги о своих интересах. | Задания на слайде | Презентация | Упр.3 Стр.18 | ||||
15 | Имя прилагательное | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Осваивают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме. По рисункам соотносят русские и бурятские прилагательные. Используя прилагательные үндэр,набтар,туранхай. тарган описывают своих друзей. Читают и объясняют значения пословиц.Слушают песню «Чебурашкын дуун», отвечают на вопросы: О каких зверюшках идет речь? Какие прилагательные характеризуют героев? Куда автор приглашает друзей? | Портрет друга | Рисунки, слайды. аудиозапись | Упр.4 Стр.19 | |||
16 | Свободное время моих друзей | 1 час | У. применения ЗУНов | По презентации описывают, чем заняты их друзья в свободное время. Подбирают слова, чтобы описать своего друга. Представляют монологическое высказывание на основе увиденного. Прочитав пословицы, объясняют значение пословиц. Подбирают аналогичные русские пословицы. | Наизусть-пословицы | Слайды | Стр.20 Упр.8 | |||
17 | Р.Р.Обучение выразительному чтению. Ц.Жимбиев «Унаган нүхэд» | 1 час | У.обучения выразительному чтению | Работают над произношением долгих гласных и согласного звука [h].Читают про себя, вслух по цепочке. По знакомым ЛЕ стараются понять содержание текста. Работают над интонацией, выразительностью. | Выраз. чтение | Выраз.чт. | ||||
18 | Знакомьтесь: Цырен-Дулма Дондокова | 1 час | У. развития речи | Прогнозируют содержание текста биографии, находят в тексте нужную информацию, распознают и употребляют в речи изученные лексические единицы.Читают стихотворение Дондоковой, отвечают на вопросы учебника. | Выраз. чтение | Выраз.чт. | ||||
Блок №5 Мой день (10 уроков) Учащийся научится: употреблять в устной и письменной речи в их основном изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами; распознавать и употреблять в речи глаголы в настоящем времени, имена существительные в дательно-местном падеже. Учащийся получит возможность научиться: распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова; распознавать наиболее распространенные фразовые глаголы;распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами на -жа,-жэ,-жо. | ||||||||||
19 | Мой день | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Работают над произношением звука [Y].Вспоминают знакомые слова, запоминают новые слова үдэр, hүни, үдэшэ,үглѳѳгүүр,мүнѳѳдэр.Дополняют предложения подходящими по смыслу новыми словами. Восстанавливают порядок слов в предложении. Работают в паре: учитель-ученик. В раб.тетради: соотносят слова в столбиках. Ставят вопросы к выделенным словам, указывают падеж имен существительных. | Задание на определение падежа | Слайды | Упр.1 Стр.23 | |||
20 | Мой режим дня | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Читают текст в рабочей тетради о режиме дня школьника. Делают перевод. Составляют устное монологическое сообщение на основе прочитанного текста. Работая в паре, составляют диалог-расспрос, чем заняты в течение дня. Читают диалог по ролям. Составляют рассказ, используя опорные слова. | Режим дня | Упр.4 Стр.23 | ||||
21 | Дательно-местный падеж. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Составляют таблицу о дательно- местном падеже. Выполняют упражнение, записывая слова в дательно- местном падеже. Из предложенных букв составляют слова, из слов словосочетания, предложения.Подбирают ответы к вопросам. Переводят предложения на бурятский язык. Отгадывают ребусы. | Ребусы | Таблица | Упр.8 Стр.25 | |||
22 | Продолжение темы. Хэзээ?Хаана? Юундэ? Хэдыдэ? | 1 час | У. применения ЗУНов | По презентации работают с текстом: прогнозируют содержание текста, выбирают из текста слова, отвечающие на вопросы Хэзээ?Хаана? Юундэ? Хэдыдэ?, выписывают их. Работая в паре, составляют вопросы , используя Хэзээ?Хаана? Юундэ? Хэдыдэ? - ответы, Составляют предложения используя слова для справок.Читают пословицы, пытаются объяснить их смысл. | Слайды | Стр.26 Упр.11 | ||||
23 | Время.Часы. | 1час | У. применения ЗУНов | Работают по макету часов. Показывая время на часах, рассказывают, чем они заняты в это время. Используя рисунки учебника, составляют вопросы. Переводят текст на русский язык. Ведут диалог-расспрос, употребляют в речи новые ЛЕ по теме. | Тестовая работа | Макет часов | Стр.27 упр.12 | |||
24 | Настоящее время глагола. Суффиксы -жа, -жо, -жэ. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Выполняют упражнение в рабочей тетради: находят глаголы настоящего времени. Дополняют диалог, разыгрывают его. Работают по рисунку, рассказывают, чем занята семья друга, при этом используют глаголы в наст.вр.:бэшэжэ байна, уншажа байна, нэхэжэ байна, наадажа байна, шанажа байна, hуужа байна. | Упр. | Рисунок | Стр.29 Упр.9 | |||
25 | Закрепление по теме «Мой день» | 1 час | У. закрепления пройденного | Представляют монологическое высказывание на основе прочитанного текста в презентации, работают в группах/парах, употребляют в речи знакомые ЛЕ по теме, читают и понимают текст, извлекают необходимую информацию, выполняют мини-проект «Мой день» | Презентация | Упр.8 Стр.29 | ||||
26 | Р.Р.Составление рассказа по рисунку «Мой выходной день с друзьями» | 1 час | Урок развития речи | Составляют вопросы, отвечают на них. Придумывают словосочетания, используя прилагательные. К существительным подбирают глаголы в наст. вр. Составляют рассказ коллективно. | Презентация | Закончить | ||||
27 | Знакомьтесь: Ц.Жамбалов «Саг» | 1час | У. развития речи | Прогнозируют содержание текста, составляют хронологическую таблицу по биографии Ц.Жамбалова. Работают на правильным произношением звуков[h],[н], дифтонгов, долгих гласных. Отвечают на вопросы. Пытаются сделать смысловой перевод. | Перевод | Выраз.чт. | ||||
28 | Контрольная работа | 1 час | У.контроля | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. | С.28 | |||||
Блок №6 Спорт (12 уроков) Учащийся научится: выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного; описывать события с опорой на зрительную наглядность; писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план; распознавать и употреблять в речи личные и указательные местоимения; выражать согласие/несогласие. Учащийся получит возможность научиться: комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному; составлять план/ тезисы; использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским языком. | ||||||||||
29 | Мой любимый вид спорта | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Работают над правильным произношением дифтонгов ай, ой,эй,уй, үй. Читают скороговорку, соблюдая артикуляцию звуков. Читают стихотворение, делают смысловой перевод текста. Вспоминают знакомые слова по теме «Спорт», запоминают новые.По рисункам называют виды спорта на русском, затем на бурятском. Делают вывод, что некоторые слова заимственные. Выполняют упражнение, вставляя пропущенные буквы. Соотносят названия видов спорта на русском и бурятском языках. Составляют синквейн. | Синквейн | Рисунки | Упр.3 Стр.31 | |||
30 | Олимпийские игры | 1 час | Урок - творчество | В презентации читают текст, рассказывают о прочитанном. Собирают информацию о бурятских спортсменах. Готовят рисунки об олимпийских играх, подписывают их на бурятском языке. | Рисунки об олимпийских играх | Рисунки | ||||
31 | Согласие и несогласие | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Выражают интонационно согласие и несогласие. Разыгрывают диалог, выражая несогласие. Находят в стихотворении слова, относящиеся к здоровому образу жизни. Обосновывают свое мнение сначала на русском, затем на бурятском языках. | Диалог | Стр.32 Упр.7 | ||||
32 | Личное притяжание | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Отрабатывают произношение долгих гласных, проговаривая скороговорки. Используя таблицу, делают вывод о личном притяжании. Выписывают слова с окончаниями личного притяжания. Используя окончания личного притяжания, составляют предложения о занятиях родственников. | Упр. с подстановкой | Таблица | Упр.10 стр.33 | |||
33 | Указательные местоимения. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Работают по учебнику, выводят правило. Работают в парах: составляют мини-диалог, используя указат. местоимения. Пишут небольшие письменные высказывания с опорой на образец | Мини-диалог | Упр.14 Стр.34 | ||||
34 | Совместный падеж имени существительного | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя рисунки, отвечают на вопросы хэнтэй? юунтэй?. Выводят правило. В рабочей тетради выполняют упражнение, ставя вопросы совместного падежа к словам. Восстанавливают вопросы к ответам.Читают текст с полным пониманием. | Рисунки | Упр.12 Стр.33 | ||||
35 | Отрицательная частица – гүй. | У. овладения новыми знаниями | Работают над произношением долгих гласных, дифтонга үй. Читают стихотворение, отвечают на вопросы. Работают над содержанием текста, перечитывают стихотворение, используя отрицательную частицу, делают вывод. Используя частицу -гүй, говорят, у кого чего нет. | Карточ ки | Упр.11.стр.32 | |||||
36 | Сурхарбан-национальный праздник. Игры трех мужей | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Воспринимают на слух тексты «Һур харбаан», «Бүхэ барилдаан», «Гүйгѳѳшэ морин»,читают по цепочке, правильно произнося изученные слова, узнавая в звучащем тексте изученные лексические единицы, и ставят вопросы, отвечают на них, пишут небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план. | Ответы на вопросы | Рисунки, слайды | Упр. 8 стр.32 | |||
37 | Шагай наадан | 1 час | Урок-игра | Прочитав заглавие, догадываются, о чем будет идти речь в тексте. Читают текст, рассказывают, в какие игры можно играть лодыжками. Учатся играть в игры с лодыжками. | ||||||
38 | Знакомьтесь;Ц-Д. Дондогой. | Выбирают ключевые слова для составления плана. Составляют план рассказа биографии. Работают над правильным произношением долгих гласных и дифтонгов. Читают стихотворение, отвечают на вопросы. | Выраз.чтение | Выраз.чт. | ||||||
39 | Шахматы. Сказка «Шатар» | 1 час | Урок обучающего чтения | Читают и понимают основное содержание текста. Отвечают на вопросы учителя. Читают сказку по ролям. Объясняют смысл пословицы. | Ответ.на в-сы. | |||||
40 | Контрольный тест | У.контроля | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. | С.35 | ||||||
Блок № 7 Сагаалган (7 уроков) Учащийся научится: воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений; выразительно читать вслух; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости. Учащийся получит возможность научиться: использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ услышанному; распознавать принадлежность слов к частям речи. | ||||||||||
41 | Сагаалган-праздник Белого месяца | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Работают над правильным произношением звука [г]. Читают скороговорку, соблюдая артикуляцию звуков. Вспоминая знакомые слова, запоминают новые: зула, ёhо заншал,сэдьхэл, хурал,арюудхаха,hайндэрлэхэ,золгохо,үндэр наhатай. Из предложенных букв составляют знакомые слова, образуют словосочетания. Составляют предложения и переводят на русский язык. Читают текст, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы, выражая согласие. В парах составляют мини-диалог о том, как буряты проводят дни Нового года по лунному календарю. | Диалог | Презентация | Стр.3 Упр.1 | |||
42 | Хадак, значение хадака. | 1 час | У.праздник | Слушают информацию о хадаках по презентации, приготовленными учащимися. Работают с текстом, переводят на русский язык. Приветствуют друг друга с хадаком, объясняя значение этих хадаков. Учат благопожелание, рассказывают друг другу. | Защита работ | Хадаки | Стр.4 Упр.2 | |||
43 | Лунный календарь | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Работают над произношением звука [н],следят за артикуляцией вариантов. Объясняют значения пословиц, подбирают русский эквивалент.Читают стихотворение Дашибылова, узнают об особенностях и отличиях каждого года. По образцу рассказывают, в какой год родились их родственники. | Выраз. чтение | Лунный календарь | Стр.4 Упр.3 | |||
44 | Утвердительная частица –юм. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Придумывают предложения с утвердительной частицей по образцу. Составляют диалог-расспрос.(В какой год родились родители, родственники, выражая согласие и несогласие) Соотносят названия 12 годов. Разыгрывают в парах разные ситуации «В магазине»(покупают разные игрушки-зверюшки двенадцатилетнего цикла, «Подарки родственникам», «Советуются с мамой».Составляют телефонный разговор домой, узнать, чем занимаются родные | Стр.5 Упр.6 | |||||
45 | Знакомьтесь: Г.Бадмаева. Сагаалганай бэлэг | 1 час | Урок развития речи | Записывают ключевые слова из текста биографии. Работают над содержанием текста «Сагаалганай бэлэг».Отвечают на вопросы. Работают над стихотворением: правильное произношение долгих гласных, дифтонгов. | Проверка чтения | Выраз.чт. | ||||
46 | Песни Сагаалгана | 1час | Урок-концерт | Слушают песню, учатся петь. | ||||||
47 | Контрольная работа | 1 час | У.контроля | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. | С.10 | |||||
Блок № 8 Моя школа (5 уроков) Учащийся научится: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; выразительно читать вслух; описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова, употреблять в речи родительный падеж имени существительного. Учащийся получит возможность научиться: использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; составлять план | ||||||||||
48 | Моя школа | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Работают над произношением звуков[ү], [үү],сравнивают произношение звуков[ү], [үү],[ы],следят за артикуляцией вариантов. Читают загадки, соблюдая артикуляцию, отгадывают.Вспоминают знакомые слова по теме «Моя школа», используя рисунки из презентации, подбирают к ним предложения. Знакомятся с новыми словами по рисункам, отрабатывают произношение.Составляют словосочеания,предложения.Составляют небольшой рассказ о школе. | Рассказ о школе | Рисунки | Стр.11 Упр.1 | |||
49 | Родительный падеж им.сущ по теме «Школа» | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя таблицу, делают вывод об образовании родит. падежа.Выписывают слова в род.п., ставят вопросы к ним.К выделенным словам ставят вопросы род.п., подчеркивают окончания.Используя таблицу,составляют предложения.Составляют диалог,располагая реплики в нужном порядке. Работают по тексту: находят и называют в тексте слова, относящиеся к теме «Школа» | Работа с текстом. | Таблица | Стр.12 Упр.4 | |||
50 | Р.Р.Составление рассказа «Моя школа» | 1 час | У. развития речи | Подбирают слова по теме «Школа», составляют словосочетания. Придумывают вопросительные предложения, отвечают на них. Составляют план рассказа. Записывают текст рассказа. | Упр.6 стр.13 | |||||
51 | Мой друг. Текст | 1 час | У. изучающего чтения | Слушают текст. Читают про себя, вслух. Разбивают на смысловые части текст. Придумывают заголовки к частям текста. Выбирают опорные слова каждого абзаца. Пересказывают абзацы, используя опорные слова.Выбирают предложения для составления диалога, составляют текст диалога, рассказывают в парах. | К. монолог. речи | Стр.13 Упр.7 | ||||
52 | Знакомьтесь: М.Осодоев «Бэлэг» | 1 час | У. изучающего чтения | Готовят небольшую информацию о творчестве М.Осодоева по предложенным вопросам:
Слушают,читают текст рассказа «Бэлэг» про себя, вслух, цепочкой. По контексту пытаются понять, о чем речь. Отвечают на вопросы учебника. | Стр.17 Упр.17 | |||||
Блок №9 Профессии (6 уроков) Учащийся научится: различать коммуникативные типы предложений по их интонации; распознавать родственные слова с помощью одинаковых корней, составлять вопросы к тексту и отвечать на них; употреблять в речи дательно-местный, орудный падежи Учащийся получит возможность научиться: распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова; восстанавливать текст из разрозненных абзацев. | ||||||||||
53 | Профессии. Вопросительные предложения | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Работают над произношением звуков [ѳѳ], [үү],cоблюдая артикуляцию. Вспоминают знакомые слова по рисункам из презентации, знакомятся с новыми словами.Составляют слова из букв. Подбирают словосочетания, составляют предложения: Багша багшална.Тогоошон шанана.Хүмүүжүүлэгшэ хүмүүжүүлнэ.Составляют вопросы-ответы, выражая согласие и несогласие: Энэ хэн бэ? Энэ багша.Энэ багша гү?Тиимэ.Бэшэ.и | Карточки для подписи | Презентация | Упр.1 С.21 | |||
54 | Профессии моих родителей | 1час | У. овладения новыми знаниями | На слайде по таблице букв подбирают знакомые слова. Подчеркивают лишнее слово на строке, исходя из темы. Составляют cловосочетания энэ наймаашан, тэрэ багша, тэдэ тогоошод, манай Переделывают предложения по образцу: Манай эжы бэрхэ оёдолшон юм.- Эжымни бэрхэ оёдолшон.Делают перевод предложений: Повар варит. Танцор танцует.Певец поёт. Записывают краткие ответы на вопросы: Басагамнай мүнѳѳдэр дуулаха гү?- Дуулаха.Абашни ажаллана гү? – Ажаллана. | Ответы на вопросы | Рисунки | Стр.23 Упр.8 | |||
55 | Орудный падеж имени существительного | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя таблицу, делают вывод об образовании орудного падежа.Выписывают слова в ор.п., ставят вопросы к ним.К выделенным словам ставят вопросы ор.п., подчеркивают окончания.Используя таблицу,составляют предложения.Составляют диалог,располагая реплики в нужном порядке. Работают по тексту: находят и называют в тексте слова, относящиеся к теме «Работа» | Работа с текстом | Таблица | Стр.22 Упр.2 | |||
56 | Место работы. Дательно-местный падеж | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя таблицу, делают вывод об образовании дат.-местн.падежа. Выписывают слова в д.-м..п., ставят вопросы к ним.К выделенным словам ставят вопросы д.-м..п., подчеркивают окончания.Подбирают слова по теме «Работа», составляют словосочетания, используя слова в д.-м.падеже.. Придумывают вопросительные предложения, отвечают на них. Составляют план рассказа. Записывают текст рассказа. | Инд. задания | Таблица | Упр.8 стр.23 | |||
57 | Знакомьтесь: Д.Жалсараев | 1 час | У. развития речи | Презентация: Творчество Д.Жалсараева. Готовят небольшую информацию о творчестве Д.Жалсараева по предложенным вопросам: 1. Хэды ондо түрѳѳб? 2. Ямар номуудые бэшээб? Слушают подготовленное учеником стихотворение.Отрабатывают произношение долгих гласных, дифтонгов. Читают вслух. Отвечают на вопросы учебника. | Выраз.чт. | |||||
58 | Контрольная работа по теме «Профессии» | 1 час | У. контроля | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. | С.25 | |||||
Блок №10 Способы передачи информации (3 урока) Учащийся научится: находить русский эквивалент бурятских пословиц, применять их в речи; поддерживать телефонный разговор; распознавать и употреблять в речи времена глаголов. Учащийся получит возможность научиться: вести диалог-обмен мнениями; распознавать наиболее распространенные фразовые глаголы. | ||||||||||
59 | Виды теле-радио коммуникации | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Работают над произношением звуков[э], [э], [эй]: сравнивают, следят за артикуляцией вариантов.Объясняют значения слов: тэрэ-тэрээндэ-тэрэнэй; мэлхэй-мээхэй-эмгэй,хэнэй-гэрэй-шэхэнэй.Читают пословицы,объясняют их значение, находят русский эквивалент пословиц.По слайдам вспоминают знакомые слова, придумывают предложения, запоминают новые слова, строят словосочетания с новыми словами.Соотносят русско-бурятские слова. Вставляют в текст подходящие по смыслу слова. | Фронтальный опрос | Слайды | Стр.25 Упр.1 | |||
60 | Времена глаголов | 1час | У. овладения новыми знаниями | По таблице делают вывод о временах глаголов в бурятском языке. Образовывают глаголы наст., буд.,прош.времени, выделяют окончания. Выбирают и вставляют подходящие глаголы в текст.Подбирают глаголы к словам сонин, дамжуулга, миндаhан,радио, телевизор.Переводят на русский язык. По учебнику читают текст,передают содержание информации об электричестве,находят в тексте глаголы наст.врем. | Карточки | Таблица | Стр.28 Упр.5 | |||
61 | Мои любимые теле-радиопередачи. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя таблицу, рассказывают, кто какую телепередачу смотрит: Дүү хүбүүмни «Поле чудес» харадаг.Готовят в парах телефонный разговор с бабушкой, передавая, кто чем занят дома. Разыгрывают этот разговор по телефону. Задания в группах: 1.Выбрать правильный вариант перевода. 2.Используя опорные слова, рассказать, чем занимаются члены семьи 3.Рассказать, какие телепередачи любят. 4. Собрать как можно больше вопросов для интервью, чтобы узнать об этом человеке | Работа в группах | Слайды | Упр.7 стр.29 | |||
Блок № 11 Моя Бурятия (6 уроков) Учащийся научится: выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст. Учащийся получит возможность научиться: восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов; кратко излагать результаты выполненной проектной работы; использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту. | ||||||||||
62 | Моя Бурятия | 1 час | Урок-путешествие | Работают над произношением звука [Һ],сравнивают произношение звуков [Һ], [х], следя за артикуляцией вариантов. Читают текст о Бурятии, запоминают новые слова.Отвечают на вопросы русском языке. По карте Бурятии определяют, с какими регионами граничит Бурятия.Читают по ролям диалоги.В рабочей тетради отвечают на вопросы о Бурятии.Учатся выразительно читать стихотворение "Нютагай соло". | Презентация | Стр.33 упр.1 | ||||
63 | Символы Бурятии | 1час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Работают по тексту: Запоминают новые слова hүлдэ тэмдэг, сахариг, долгин, гэршэлдэг, хадаг, 1995.Отвечают на вопросы по содержанию текста. Рассматривая рисунок герба, отвечают на вопросы. Читают текст о флаге.Переводят предложения на русский язык. Из набора слов составляют предложения. Образовывают словосочетания , используя сущ. и их определения из предложенных групп слов. | Перевод текста | Презентация | Упр.4 Стр.34 | |||
64 | Природа Бурятии | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Запоминают новые слова, читают текст, отвечают на вопросы. Расставляют буквы в нужном порядке, чтобы получились слова. Переводят эти слова на бурятский язык, составляют словосочетания, предложения. Переставляют предложения, чтобы получился текст. Пересказывают этот текст.По тексту учебника составляют диалог – расспрос о санитаре леса – дятле. | Фронтальный опрос | Слайды | Стр.35 Упр.8 | |||
65 | Байкал-священное озеро. | 1 час | Урок-экскурсия | По слайда презентации: -запоминают новые слова; - читают текст; - отвечают на вопросы по содержанию текста -ставят вопросы к выделенным словам, указывают падеж; -Отвечая на вопросы, составляют диалог, разыгрывают его по парам. - | Слайды | Упр.10 Стр.35 | ||||
66 | Улан-Удэ-столица Бурятии | 1 час | Урок-экскурсия | Работают по тексту: - запоминают новые слова; - отвечают на вопросы; -составляют диалог, отвечая на вопросы учебника -переводят на русский язык предложения. - используя текст и фотографии об Улан-Удэ, рассказывают о достопримечательностях города (групповая работа) | Работа с текстом | Слайды | Стр.34 Упр.4 | |||
67 | Контрольная работа | 1 час | Урок контроля | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. | С.37 | |||||
68, 69, 70 | Проектные работы «Хадаки, их значение», «Моя родословная», «Моя Бурятия», «Национальные праздники» | 3час | У. - проект | 1у.:Определяют темы проектов, делятся на группы;намечают план работы. 2у.: Знакомят с планом работы, корректируют план, текст презентаций 3у.: Защищают проекты |
Календарно-тематическое планирование. 6 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Форма занятия | Деятельность учащихся | Форма контроля | ТСО, нагл. пособия | Дом. задания | Дата | |
По плану | Факт. | ||||||||
Блок 1. Введение в бурятский язык (1 час) Учащийся научится: слушать и правильно произносить слова по теме; слушать и невербально реагировать на звуки (h-х: у-ү; уу-үү; өө-оо и т.д.); вести диалог-расспрос, читать про себя и понимать тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения, производить выписки из текста. Учащийся получит возможность научиться: определять тему текста по заголовку, дополнять предложения нужными словами и репликами; расспрашивать собеседника | |||||||||
1. | Введение в бурятский язык | 1. | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Повторяют лексику, изученную в начальной школе. Участвуют в беседе мотивирующего характера о значении изучения БЯ, о культуре республики Бурятия. | Цитаты о бурятском языке | С.3,упр.2,3 | |||
Блок №2 Повторение (2 урока) Учащийся научится: понимать на слух основное содержание коротких, несложных текстов и выделять значимую информацию; высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения; приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения; составлять вопросы к тексту и отвечать на них; совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения Учащийся получит возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку∙ при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова | |||||||||
2 3 | Повторение изученного.Знакомство. Семья. Домашние животные.Совместный падеж. Количественные числительные. | 2 часа | Урок повторения | Работают по рисунку: рассказ о семье Даримы; ответы на вопросы.С использованием таблицы придумывают предложения: кто что любит.Составляют рассказ «Моя дружная семья».Читают текст, составляют вопросы по содержанию. Рассказ о животных с использованием порядковых числительных. Игра «Самый умный» по теме «Чем питаются животные». | Кроссворд | Рисунки | Стр.5 Упр.1,2 | ||
Блок № 3. Родственники (5 часов). Учащийся научится: расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, учитывать позицию собеседника; работать самостоятельно; использовать различные опоры (речевой образец, ключевые слова, план и т. д.) для построения собственного высказывания; правильно записывать изученные лексические единицы; выполнять лексико-грамматические упражнения Учащийся получит возможность научиться: извлекать конкретную информацию; понимать на слух связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова; использовать услышанную информацию для построения собственного высказывания; владеть различными лексическими и грамматическими средствами связи частей текста; | |||||||||
4. 5. | Родственники, их возраст. | 2 часа | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Повторяют о лично-предикативных частицах. Составляют рассказ о семье Арюхан от её имени. По рисунку рассказывают о семье Баяра. Используя схему, делают вывод о личном притяжании. Выписывают им.сущест.с оконч. л.притяжания.Вводят понятие младше, старше. Работают в парах: узнать возраст родственников. | Инд. работа | Таблица | С.23 упр.8 | ||
6. | Отрицательная частица -гɣй. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя таблицу, рассказывают, что делают/не делают родственники; какие родственники есть/нет у них,у друзей. Выраз чтение стих-я. Выписывают слова с частицей -гɣй. Читают текст, отвечают на вопросы. | Карточки | Таблица | С.40 У.47 | ||
7. | Разделительный союз гɣ,али. Альтернативный вопрос. | 1.час | У. овладения новыми знаниями | Груп.работа: разыгрывают разные ситуации в магазине, используя раздел. союзы в речи.Составляют диалог по образцу и разырывают. Работают по рисунку, составляют по клише предложения. Записывают в тетрадь.Читают текст, отвечают на вопросы. | У.40 С.38 | Таблица | У.39 С.38 | ||
8. | Домашние питомцы. Множественное число. Многократное причастие. | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Работают по рисункам: делают вывод об образовании мн.ч. Используя таблицу, составляют предл-я. Читают выразительно диалог. В тексте находят многократные причастия, записывают в тетрадь.Вставляют суффиксы многокр.причастий.Читают текст, догадываются, о чем идет речь. | Перевод | Таблица | Упр.23, с.30 | ||
Блок № 4 Я и мои друзья (5 часов). Учащийся научится: понимать на слух высказывания одноклассников; понимать содержание текста на уровне значения (отвечать на вопросы: кто? что? где? и т. д.); соблюдать правильное ритмико-интонационное оформление основных коммуникативных типов предложений; правильно записывать изученные лексические единицы; отвечать письменно на вопросы. Учащийся получит возможность научиться: использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; выражать чувства и эмоции с помощью интонации; использовать словарь для уточнения написания слов; заполнять таблицы, делая выписки из текста. | |||||||||
9 | Рассказ о себе. Мой досуг и увлечения. Общий вопрос. | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | По клише составляют рассказ о себе. Работают по уч. стр.45. выводят правило об использ. общего вопроса. Задают вопросы друг другу. Читают текст, отвечают на вопросы. Работают по сюжетным рисункам, составляют предложения. | Слов. диктант | С.48 У.7 | |||
10 | Увлечения моих друзей. Безличное притяжание. | 1 | У. овладения новыми знаниями | По клише строят предложения, используя безличное притяжание. Читают диалог, отвечают на вопросы. Делятся с планами. Рассказывают о своих увлечениях. Выполняют упражнения. | Карточ ки | Схема | Упр.12 Стр.50 | ||
11 | Одежда моих друзей.Орудный падеж. | 1 час | У. применения ЗУНов | По рисункам описывают одежду детей.По образцу рассказывают об одежде друзей.Составляют таблицу «Орудный падеж», приводят примеры.Выполняют упр., вставляя подходящие по смыслу слова.Отгадывают кроссворд. | Фронтальный опрос | Таблица | Стр.57 Упр.26, инд зад. | ||
12 | Бурятская национальная одежда. | 1 час | У. применения ЗУНов | Слушают информацию о бурятской одежде, делают анализ услышанного. Читают текст, отвечают на вопросы. | Презен тации | Стр.62 Упр.32 | |||
13 | Контрольный тест | 1 час | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. | ||||||
Блок №5. Здоровье.Спорт.(4 часа) Учащийся научится: воспринимать на слух и зрительно текст, задавать вопросы и отвечать на них с опорой на иллюстрацию; читать диалоги с соблюдением норм произношения, воспроизводить интонацию образца; узнавать и употреблять в письменной речи существительные в д-м.п., Ученик получит возможность научиться: оперировать в речи изученными лексическими единицами и грамматическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей; вести поисковое чтение, выбирая необходимую информацию; владеть основными правилами орфографии, написанием наиболее употребительных слов по теме. | |||||||||
14 | Спорт. Тренировка.. | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Переводят слова на русский яз.,делают вывод о заимствованных словах, отгадывают кроссворд. Заполняют таблицу: сочинит. и подчинит. Союзы, подбирают примеры из упр. Записывают, каким видом спорта занимаются родственники.Выраз чтение стих.: выписывают незнакомые слова, переводят; отрабатывают звуки, интонацию, определяют настроение стих.Оценивают свое чтение и чт.друга по схеме. | Выраз чтение | Кроссворд, схема- критерии чтения. | Упр.11 Стр.33 | |||
15 | Правильное питание, Вредные привычки. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Переводят слова на русский язык. Заполняют таблицу «Дательно-местный падеж», подбирают примеры из упр. Вписывают недостающие фразы в телеф.разговор. Работают по тексту: составляют таблицу о витаминах. Составляют полезные советы.Слушают инф. о вредности сигареты,Делают перевод с русского на бурятск. | Составление словосоч. | Таблица | Упр.21Стр.37 | ||
16- 17 | Олимпийские игры. Бурятские спортсмены-олимпийцы | 2 часа | Урок-путешествие | Готовят информацию об олимпийских играх.По группам готовят вопросы об олимпийских играх, готовят презентации о бурятских спортсменах и рассказывают. | Тесты | Слайды | |||
Блок № 6 Сагаалган. Сурхарбаан.(4 часа) Учащийся научится: вести диалог – обмен мнениями, выражать основные речевые функции: поздравлять, высказывать пожелания, выражать благодарность, делать сообщения по результатам выполнения проектной работы; уметь догадываться о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам; писать приглашения с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета; представлять сходство и различия в традициях разных народов, употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета. Учащийся получит возможность научиться: использовать различные виды опор (речевой образец, ключевые слова, план и др.) для построения собственных высказываний с использованием изученного лексического материала; | |||||||||
18 19 | Сагаалган.Пригласи-тельная форма обращения. | 2 часа | У. повторения и овладения новыми знаниями | Объясняют значения слов и словосочетаний. Соотносят вопросы и ответы.Читают текст уч., делают вывод об отличии Сагаалгана от других праздников. Слушают информ. о Сагаан Yбгэн, Деде Морозе и гостей из других стран.Восстанавливают диалог, разыгрывают его.Учат наизусть ɣреэл. Используя пригласит. форму обращения, отвечают на вопросы. Подписывают приглашения друзьям. Обряд «золгохо»: рассказывают, показывают. Разгадывают ребусы. Переводят, объясняют значения слов. Придумывают предложения. | Наизусть ɣреэл | Слайды | Упр.7 Стр.5(Р.Т.) Блюда бур.кухни | ||
20 | Бурятские национальные блюда. | 1 час | Урок- конкурс | Изучают рецепты бурятских блюд, Защищают блюда по рецептам бурятской кухни. | |||||
21 | Сурхарбаан. Игры трех мужей. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Слушают инф. о Сурхарбане, об играх трех мужей. Отвечают на вопросы. Читают текст. Используя опорные слова, рассказывают о нац.борьбе, конных скачках, стрельбе из лука.Выполняют упр. в раб. тетр. | Кроссворд | Таблица | У.36 С.105 | ||
Блок №6 Школа. Учеба.( 3 часа) Учащийся научится: воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений; выразительно читать вслух; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости. Учащийся получит возможность научиться: использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ услышанному; распознавать принадлежность слов к частям речи; использовать в качестве опоры различные виды схем и таблиц; пользоваться правилами-инструкциями. | |||||||||
22 | Школа. Обращение с приказом. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя опоры, дают олные ответы на вопросы.Переводят и дописывают текст.Используя правило, делают схему- опору.По схеме составляют наставления младшим. По парам: составляют вопросы – ответы.Выполняют упр. в Р.Т. | Схема | Упр.10 С.113 | \ | ||
23 | Каникулы. Намерительное обращение. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Используя таблицу, рассказывают, чем будут заниматься летом.Придумывают диалог, выражая согласие/несогласие.Читают текст, переводят.Работают по рисункам: объединяют сюжеты, составляют рассказ.Переделывают вопросы по образцу. Дают короткие ответы на вопросы. | Таблица | У.20 С.118 | |||
24 | Доржо Сультимов. | 1 час | У. чтения. | Отрабатывают произношение гласных звуков, дифтонгов.Выразительно читают текст.Определяют, о чем текст.Определяют главных героев, составляют характеристику.им.. | . | Портрет Д.Сультимова | |||
Блок № 8. Профессия. (4 часа) Учащийся научится: воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений; выразительно читать вслух; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой на текст; воспроизводить, имитировать речевой образец (фразы) с новым грамматическим явлением. Учащийся получит возможность научиться: анализировать грамматические явления, систематизировать и обобщать знания о грамматических явлениях; | |||||||||
25 | Профессии.Словообразовательный суффикс –шан,-шон,-шэн. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | По контексту догадываются о профессии разных людей. Делают вывод об образовании сущ., обознач. профессии людей. Рассказывают, где работают родственники, объясняя, как образованы названия профессий. Работают по рисунку, придумывают предложения о профессии, деят-сти людей. | Диалог | Презентация | Стр.3 Упр.1 | ||
26 | Профессии моих родственников.Настоящее время глагола. | 1 час | У. овладения новыми знаниями | Пользуясь опорными словами, образовывают гл. наст. врем., делают вывод об образ-ии гл. наст вр.В тексте находят гл. наст. вр. Используя таблицу, записывают, чем занимаются родственники.Читают текст, переводят, отвечают на вопросы.По образцу составляют объявления о приеме на работу. | Объявления. | Образцы объявл. | С.130 У.16 | ||
27. | Контрольная работа по темам: «Школа.Профессии» | 1 час | Урок контроля | Применяют приобретенные знания, умения и навыки. | |||||
Блок № 9. Средства массовой информации.(2 часа) Учащийся научится: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; выразительно читать вслух; описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова,. Учащийся получит возможность научиться: использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; составлять план | |||||||||
28 29 | Средства массовой информации. | 2 часа | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Читают текст, догадываются о содержании текста. Заполняют таблицу «Любимые телепередачи родственников». Пользуясь таблицей, составляют предложения. Соотносят русско-бурятские выражения. Пользуясь опорными сл., рассказывают о пользе СМИ. Из предложенных слов составляют предложения. | Виды СМИ | С.137 У.10 | |||
Блок №10 Бурятия (4 часа + 2 часа повторения за год) Учащийся научится: сообщать сведения о Бурятии, её истории и достопримечательностях, истории и достопримечательностях родного района; подтверждать или опровергать стереотипы о Бурятии; кратко излагать результаты проектной деятельности; составлять план, тезисы устного сообщения ;находить и исправлять ошибки при окончательной редакции текста. Учащийся получит возможность научиться: читать на бурятском языке с целью поиска конкретной информации; кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; интерпретировать информацию, представленную в таблицах, иллюстрациях. | |||||||||
30 | Бурятия. | 1 час | У. первичного предъявл.-я новых знаний | Читают текст, отвечают на вопросы.Составляют предложения с предложен.словами.Записывают названия музеев, театров, гостиниц.Пользуясь геогр. картой, заполняют контурную карту Бурятии: города, районы.Для выраз.чтения стихот. А. Жамбалон: отрабатывают звуки, интонацию; выписывают непонятные слова, переводят;составляют партитуру стихот., определяют настроение стих.,находят слова-настроения. | Тест | Презентация, карта Бурятии | О Бурятии, материалы | ||
31 32 33 | Моя Бурятия. Именитые люди нашего района. Достопримечательности нашего района. | 3час | Урок-проект | 1у.:Определяют темы проектов, делятся на группы;намечают план работы. 2у.: Знакомят с планом работы, корректируют план, текст презентаций 3у.: Защищают проекты | |||||
34 | Контрольная работа за год | 1 час | У. контроля. | Применяют приобретенные знания, умения и навыки. | Работа с текстом | ||||
35. | Анализ работ. Здравствуй, лето. | 1 час | У. повторения | Делают анализы ошибок. Повторяют пройденный за год материал. | Инд. задания | Таблица |
Календарно-тематическое планирование. Бурятский язык. 5А класс.
№ | Темы уроков | Кол. часов | Дата проведения | |
По плану | Факт. | |||
1. | Введение в бурятский язык. | 1. | 04.09 (1) 05.09 (2) 5Б | |
2 | Повторение изученного.Знакомство. Семья. Профессия | 1 час | 06.09 (1) 07.09 (2) 5Б | |
3 | Игрушки. Животные, их количество | 1 час | 11.09 (1) 12.09 (2) 5Б | |
4 | Цвета | 1 час | 13.09 (1) 14.09 (2) 5Б | |
5 | Посуда. Пища. | 1ч. | 18.09.(1) 19.09 (2) 5Б | |
6 | Одежда. Части тела | 1 час | 20.09 (1) 21.09.(2) 5Б | |
7 | Контрольная работа | 1 час | 25.09 (1) 26.09.(2) 5Б | |
8 | Моя семья. Имя существительное. Личные и неличные имена существительные | 1 час | 27.09 (1) 28.09 (2) 5Б | |
9 | Профессии моих родителей. | 1 | 02.10 (1) 03.10 (2) 5Б | |
10 | Родительный падеж имен существительных | 1 час | 04.10 (1) 05.10 (2) 5Б | |
11 | Мой день рождения | 1 час | 09.10 (1) 10.10 (2) 5Б | |
12 | Р.Р.Работа по рисунку. Составление рассказа «Помощники» | 1 час | 11.10 (1) 12.10 (2) 5Б | |
13 | Контрольный тест | 1 час | 16.10 (1) 17.10 (2) 5Б | |
14 | Мои друзья. | 1 час | 18.10 (1) 19.10 (2) 5Б | |
15 | Имя прилагательное | 1 час | 23.10 (1) 24.10 (2) 5Б | |
16 | Свободное время моих друзей | 1 час | 25.10 (1) 26.10 (2) 5Б | |
17 | Р.Р.Обучение выразительному чтению. Ц.Жимбиев «Унаган нүхэд» | 1 час | 07.11 (2) 5Б 08.11 (1) | |
18 | Знакомьтесь: Цырен-Дулма Дондокова | 1 час | 09.11 (2)5Б 10.11 (1) | |
19 | Мой день | 1 час | 13.11 (1) 14. 11(2) 5Б | |
20 | Мой режим дня | 1 час | 15.11 (1) 16.11 (2) 5Б | |
21 | Дательно-местный падеж. | 1 час | 20.11(1) 21.11 (2) 5Б | |
22 | Продолжение темы. Хэзээ?Хаана? Юундэ? Хэдыдэ? | 1 час | 22.11(1) 23.11 (2) 5Б | |
23 | Время.Часы. | 1час | 27.11(1) 28.11 (2) 5Б | |
24 | Настоящее время глагола. Суффиксы -жа, -жо, -жэ. | 1 час | 29.11 (1) 30.11 (2) 5Б | |
25 | Закрепление по теме «Мой день» | 1 час | 04.12 (1) 05.12 (2) 5Б | |
26 | Р.Р.Составление рассказа по рисунку «Мой выходной день с друзьями» | 1 час | 06.12 (1) 07.12 (2) 5Б | |
27 | Знакомьтесь: Ц.Жамбалов «Саг» | 1час | 11.12(1) 12.12 (2) 5Б | |
28 | Контрольная работа | 1 час | 13.12 (1) 14.12 (2) 5Б | |
29 | Мой любимый вид спорта | 1 час | 18.12 (1) 19.12 (2) 5Б | |
30 | Олимпийские игры | 1 час | 20.12 (1) 21.12 (2) 5Б | |
31 | Согласие и несогласие | 1 час | 25.12 (1) 26.12 (2) 5Б | |
32 | Личное притяжание | 1 час | 27.12(1) 28.12 (2) 5Б | |
33 | Указательные местоимения. | 1 час | 09.01 (2) 5Б 09.01 (1) | |
34 | Совместный падеж имени существительного | 1 час | 10.01 11.01 (2) 5Б | |
35 | Отрицательная частица – гүй. | 15.01(1) 16.01 (2) 5Б | ||
36 | Сурхарбан-национальный праздник. Игры трех мужей | 1 час | 17.01(1) 18.01 (2) 5Б | |
37 | Шагай наадан | 1 час | 22.01 (1) 23.01 (2) 5Б | |
38 | Знакомьтесь;Ц-Д. Дондогой. | 24.01 (1) 25.01(2) 5б | ||
39 | Шахматы. Сказка «Шатар» | 1 час | 29.01(1) 30.01 (2) 5Б | |
40 | Контрольный тест | 1 час | 31.01 (1) 01.02 (2) 5Б | |
41 | Сагаалган-праздник Белого месяца | 1 час | 05.02 (1) 06.02 (2) 5Б | |
42 | Хадак, значение хадака. | 1 час | 07.02 (1) 08.02. (2) 5Б | |
43 | Лунный календарь | 1 час | 12.02 (1) 13.02 (2) 5Б | |
44 | Утвердительная частица –юм. | 1 час | 14.02 (1) 15.02 (2) 5Б | |
45 | Знакомьтесь: Г.Бадмаева. Сагаалганай бэлэг | 1 час | 19.02 (1) 20.02 (2) 5Б | |
46 | Песни Сагаалгана | 1час | 21.02 (1) 22.02 (2) 5Б | |
47 | Контрольная работа | 1 час | 26.02 (1) 27.02 (2) 5Б | |
48 | Моя школа | 1 час | 28.02 (1) 01.03.(2) 5Б | |
49 | Родительный падеж им.сущ по теме «Школа» | 1 час | 05.03 (1) 06.03 (2) 5Б | |
50 | Р.Р.Составление рассказа «Моя школа» | 1 час | 07.03 (1) 07.03 (2) 5Б | |
51 | Мой друг. Текст | 1 час | 12.03 (1) 13.03 (2) 5Б | |
52 | Знакомьтесь: М.Осодоев «Бэлэг» | 1 час | 15.03 (1) 19.03 (2) 5Б | |
53 | Профессии. Вопросительные предложения | 1 час | 20.03 (1) 21.03 (2) 5Б | |
54 | Профессии моих родителей | 1час | 22.03 (1) 02.04 (2) 5Б | |
55 | Орудный падеж имени существительного | 1 час | 03.04 (1) 04.04 (2) 5Б | |
56 | Место работы. Дательно-местный падеж | 1 час | 05.04 (1) 09.04. (2) 5Б | |
57 | Знакомьтесь: Д.Жалсараев | 1 час | 10.04 (1) 11.04 (2) 5Б | |
58 | Контрольная работа по теме «Профессии» | 1 час | 12.04 (1) 16.04 (2) 5Б | |
59 | Виды теле-радио коммуникации | 1 час | 17.04 (1) 18.04 (2) 5Б | |
60 | Времена глаголов | 1час | 19.04 (1) 23.04.(2) 5Б | |
61 | Мои любимые теле-радиопередачи. | 1 час | 24.04 (1) 25.04. (2) 5Б | |
62 | Моя Бурятия | 1 час | 26.04 (1) 30.04 (2) 5Б | |
63 | Символы Бурятии | 1час | 02.04 (1) 03.05 (2) 5Б | |
64 | Природа Бурятии | 1 час | 07.05 (1) 08.05. (2) 5Б | |
65 | Байкал-священное озеро. | 1 час | 10.05 (2) 5Б 14.05 (1) | |
66 | Улан-Удэ-столица Бурятии | 1 час | 15.05 (1) 16.05 (2) 5Б | |
67 | Контрольная работа | 1 час | 17.05 (1) 21.05 (2) 5Б | |
68, 69, 70 | Проектные работы «Хадаки, их значение», «Моя родословная», «Моя Бурятия», «Национальные праздники» | 3час | 22.05 24.05 29.05 |
Календарно- тематическое планирование. 6 класс.
№ | Темы уроков | Часы | Дата | |
По плану | Факт. | |||
1. | Введение в бурятский язык | 1. | 05.09 07.09 | |
2 3 | Повторение изученного.Знакомство. Семья. Домашние животные.Совместный падеж. Количественные числительные. | 2 часа | 12.09 14.09 19.09 21.09 | |
4. 5. | Родственники, их возраст. | 2 часа | 26.09 28.09 03.10 05.10 | |
6. | Отрицательная частица -гɣй. | 1 час | 10.10 12.10 | |
7. | Разделительный союз гɣ,али. Альтернативный вопрос. | 1.час | 17.10 19.10 | |
8. | Домашние питомцы. Множественное число. Многократное причастие. | 1 час | 24.10 26.10 | |
9 | Рассказ о себе. Мой досуг и увлечения. Общий вопрос. | 1 час | 07.11 09.11 | |
10 | Увлечения моих друзей. Безличное притяжание. | 1 | 14.11 16.11 | |
11 | Одежда моих друзей.Орудный падеж. | 1 час | 21.11 23.11 | |
12 | Бурятская национальная одежда. | 1 час | 28.11 30.11 | |
13 | Контрольный тест | 1 час | 05.12 07.12 | |
14 | Спорт. Тренировка.. | 1 час | 12.12 14.12 | |
15 | Правильное питание, Вредные привычки. | 1 час | 19.12 21. 12 | |
16- 17 | Олимпийские игры. Бурятские спортсмены-олимпийцы | 2 часа | 26.12 28.12 09.01 11.01 | |
18 19 | Сагаалган.Пригласи-тельная форма обращения. | 2 часа | 16.01 18.01 23.01 25.01 | |
20 | Бурятские национальные блюда. | 1 час | 30.01 01.02 | |
21 | Сурхарбаан. Игры трех мужей. | 1 час | 06.02 08.02 | |
22 | Школа. Обращение с приказом. | 1 час | 13.02 15.02 | |
23 | Каникулы. Намерительное обращение. | 1 час | 20.02 22.02 | |
24 | Доржо Сультимов. | 1 час | 27.02 01.03 | |
25 | Профессии.Словообразовательный суффикс –шан,-шон,-шэн. | 1 час | 06.03 | |
26 | Профессии моих родственников.Настоящее время глагола. | 1 час | 13.03 15.03 | |
27. | Контрольная работа по темам: «Школа.Профессии» | 1 час | 20.03 22.03 | |
28 29 | Средства массовой информации. | 2 часа | 03.04 05.04 10.04 12.04 | |
30 | Бурятия. | 1 час | 17.04 19.04 | |
31 32 33 | Моя Бурятия. Именитые люди нашего района. Достопримечательности нашего района. | 3час | 24.04 26.04 03.05 08.05 10.05 15.05 | |
34 | Контрольная работа за год | 1 час | 17.05 22.05 | |
35. | Анализ работ. Здравствуй, лето. | 1 час | 24.05 29.05 |