Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций РБ. Бурятский язык должен восприниматься учащимися как база для развития диалога двух культур и как основа, обеспечивающая им расширение общего кругозора и интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_bur.yaz_._6_klass_2017-2018.docx | 405.86 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по бурятскому языку, предназначенная для учащихся 6 класса МАОУ г. Улан-Удэ СОШ №20 составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации», 24.07.2015г.;
- Закона Республики Бурятия №240-V от 13.12 2013 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта;
- Регионального стандарта начального и основного общего образования как государственному языку РБ от 2010 г;
- Программы по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, 2010 г.;
- Базисного учебного плана.
В УМК «Алтаргана» (авторы, С.Ц. Содномов, А.А.Надагурова) по бурятскому языку для шестого класса входят:
- Учебник (книга для учащихся).
- Методическое руководство к учебнику.
- Рабочая тетрадь
Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций РБ. Бурятский язык должен восприниматься учащимися как база для развития диалога двух культур и как основа, обеспечивающая им расширение общего кругозора и интеллекта.
Данная цель раскрывается в единстве четырёх взаимосвязанных компонентов, определяющих систему образования в целом. В процессе обучения бурятскому языку как государственному реализуются следующие цели:
Коммуникативная:
- формирование базовых коммуникативных умений: в аудировании, чтении, говорении и письме;
- освоение базовых лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и отвечающих их речевым потребностям.
Образовательная:
- расширение общеобразовательного кругозора детей;
- формирование потребностей общекультурными и национальными ценностями.
Развивающиая
- развитие когнитивной сферы младшего школьника: логики, мышления, памяти, воображения, внимания;
- формирование метапредметных универсальных учебных действий: наблюдения, сравнения, действия по образцу, аналогии, элементарного уровня анализа, синтеза, оценки и самооценки.
Воспитательные:
- формирование духовно-нравственных качеств средствами бурятского языка, системы морально-этических ценностей;
- приобщение к культурному наследию и духовным ценностям бурятского народа и других народов РБ;
- уважение моральных устоев, традиций и обычаев;
- воспитание культуры межнациональных отношений.
Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения бурятскому языку в данном УМК реализуется в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению бурятскому языку.
- Общая характеристика учебного предмета
Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью адаптировать авторскую программу к реальным условиям преподавания в школе. Дифференцированный подход к обучению предусматривает различные варианты организации процесса обучения с учетом специфики классов. Учителем представляется возможным увеличить количество часов отведённых на изучение грамматики, за счёт уроков обобщающего повторения.
Программа конкретизирует содержание предметных тем регионального стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и интегративных знаний, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся 6 класса и способствующих самостоятельному изучению бурятского языка.а также развитие специальных учебных умений.
Бурятский язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Бурятский язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение предмета «Бурятский язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение на бурятском языке.
3. Описание места учебного предмета «Бурятский язык» в учебном плане школы
Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Бурятия отводит 34 часа для изучения бурятского языка на этапе основного общего образования, в 6 классе 1 час в неделю.
4. Новизна программы по учебному предмету «Бурятский язык»
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности.
Обучение бурятскому языку на начальном этапе обучения было представлено в виде внеурочной деятельности.
Обучение бурятскому языку по курсу «Бурятский язык как государственный» на среднем этапе строится на отработке речевых ситуаций в условиях, приближенных к естественным. С методических позиций основной характеристикой УМК является коммуникативная направленность. В учебнике имеет место красочные занимательные сюжеты, яркие картинки и ситуации. Тексты диалогов сопровождаются лексико – грамматическими заданиями, активизирующими речевые навыки учащихся. Основные темы представлены по урокам.
На пятом году обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем на следующих этапах обучения учащиеся будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения.
Продолжается развитие коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих: языковой, речевой,
социокультурной/межкультурной, компенсаторной и учебно- познавательной компетенций. Однако еще большее значение приобретают принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Школьники все чаще оказываются в ситуации выбора. Это придает обучению ярко выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся, в том числе в формировании ключевых предметных компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, а также развитие специальных учебных умений, таких, как нахождение ключевых слов при работе над текстом, их семантизация на основе языковой догадки, выборочное использование перевода, умение пользоваться словарями, участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
В результате изучения бурятского языка у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностными результатами изучения курса «Бурятский язык» в 6 классе являются:
- формирование мотивации изучения бурятского языка и стремление к самосовершенствованию;
-осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; стремление к самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность. инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты в данном курсе в 6 классе представлены в виде регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
6. Содержание учебного предмета «Бурятский язык»
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы школы и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. Программа по бурятскому языку для 6 класса включает следующие разделы, темы:
№ п/п | Разделы, темы |
1 | Вводный урок. Родной язык - родимый край. |
2 | Моя семья |
3 | Я и мои друзья. |
4 | Мой день, досуг. |
5 | Здоровье |
6 | Сагаалган |
7 | Школа. Учеба |
8 | Профессия |
9 | Средства массовой информации |
10 | Бурятия |
Основные содержательные линии
В курсе бурятского языка можно выделить следующие содержательные линии:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
- языковые средства и навыки пользования ими;
- социокультурные знания и умения;
- общеучебные и специальные учебные умения.
Основной содержательной линией из четырех перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения бурятским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурными знаниями и умениями школьников среднего этапа обучения.
Все указанные основные содержательные линии взаимосвязанны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Бурятский язык».
Говорение
Умения диалогической речи.
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным, школьники учатся:
- вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться, представляться самому и представлять друга; прощаться; поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в процессе совместной деятельности; извиняться, предлагать угощение/ вежливо отказываться от угощения;
- вести диалог- расспрос, задавая вопросы: Хэн? Юун? Хэзээ? Хаана? Хайшаа? Хаанаⱨаа? Юундэ?
- вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, соглашаться / отказываться выполнять просьбу; предлагать сделать что-либо вместе, соглашаться / не соглашаться на предложение партнера; просить о помощи и предлагать свою помощь.
Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны.
Умения монологической речи.
При овладении монологической речью школьники учатся:
- описывать картинку, фотографию, рисунок на заданную тему;
- описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, количество, принадлежность, место расположения;
- кратко рассказывать о себе, своей семье, своем друге, своем домашнем животном, герое любимой сказки / мультфильма: называть имя, возраст, место проживания, описывать внешность, характер, что умеет делать, любимое занятие и выражать при этом свое отношение к предмету высказывания (нравится / не нравится);
- передавать содержание прочитанного / услышанного текста с опорой на иллюстрацию, ключевые слова, план;
- воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.
Умения письменной речи
При овладении письменной речью младшие школьники учатся:
- писать буквы бурятского алфавита;
- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
- восстанавливать слово, предложение, текст;
- заполнять таблицу по образцу;
- записывать слова, предложения под диктовку;
- отвечать письменно на вопросы к тексту, картинке;
- заполнять простую анкету (имя, фамилия, возраст, любимое время года, любимая еда, любимый вид спорта и т.п.);
- писать поздравление с Новым годом, с праздником Белого месяца, днем рождения с опорой на образец;
- делать письменный перевод с бурятского языка на русский и с русского языка на бурятский несложных текстов.
Умения аудирования
В процессе овладения аудированием младшие школьники учатся:
- различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения бурятского языка;
- различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
- воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке;
- понимать небольшие сообщения, построенные на знакомом учащимся языковом материале;
- понимать с опорой на наглядность (иллюстрации, жесты, мимику), на языковую догадку основное содержание несложных сказок, детских рассказов, соответствующих возрасту и интересам младших школьников.
Умения чтения
При овладении чтением младшие школьники учатся:
- технике чтения вслух: соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
- читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный языковой материал;
- читать про себя и полностью понимать учебные тексты, содержащие только изученный языковой материал, а также тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения;
- читать про себя и понимать основное содержание несложных текстов, доступных по содержанию учащимися начальной школы, находить в них необходимую или интересующую информацию (имя главного героя / героев, место действия, время действия, характеристики героев и т.п.), пользуясь приемами ознакомительного и поискового чтения.
Социокультурные знания и умения
В процессе обучения бурятскому языку учащиеся приобретают следующие социокультурные знания и умения знания безэквивалентной и фоновой лексики, реалий, т.е. слов, обозначающих предметы, государственной символики (флаг, герб, гимн), некоторых достопримечательностей, некоторыми литературными персонажами и сюжетами популярных детских произведений, а также с небольшими произведениям детского фольклора (стихов, песен) на бурятском языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения в ряде ситуаций общения: при встрече, в школе, помогая по дому, во время совместной игры, при разговоре по телефону, в гостях, за столом, в магазине.
Специальные учебные умения
Школьники овладевают следующими специальными учебными умениями и навыками:
- сравнивать языковые явления родного и бурятского языков: звуки, буквы, слова, словосочетания, предложения. Производить элементарный анализ перечисленных явлений языка под руководством учителя;
- соотносить графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения / восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- списывать слова / предложения / небольшие тексты на бурятском языке; выписывать, вставлять слова и буквы, изменять форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических упражнений;
- действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений и при составлении собственных устных и письменных высказываний;
- пользоваться планом (в виде грамматических символов, ключевых слов и словосочетаний, вопросов) при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;
- группировать лексические единицы бурятского языка по тематическому признаку и по частям речи;
- применять изученные грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах;
- пользоваться бурятско-русским, русско-бурятскими словарями.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
Школьники:
- совершенствуют приемы работы с текстом, (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
- совершенствуют свои общеречевые коммуникативные умения, начинать и завершать разговор, используя речевые клише, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
- учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
Общеучебныеи специальные учебные умения, универсальные учебные действия, а также социокультурные знания и умения осваиваются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.
Языковая компетенция
Произносительная сторона речи. Графика и орфография.
Школьники должны:
- знать все буквы бурятского языка;
- знать основные правила орфографии и чтения;
Школьники научатся:
- адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка;
- соблюдать долготу и краткость гласных;
- не оглушать полностью звонкие согласные в конце слов;
- не смягчать согласные перед гласными;
- соблюдать словесное и фразовое ударение, членение предложения на смысловые группы;
- соблюдать интонацию утвердительного, вопросительного и побудительного предложений, а также предложений с однородными членами.
Лексическая сторона речи.
К концу обучения учащиеся:
- овладевают лексическими единицами, обслуживающими ситуации общения в пределах тематики начального этапа:
- отдельными словами;
- оценочной лексикой и репликами-клише, соответствующими речевому этикету бурят.
Продуктивный лексический минимум составляет около 550 лексических единиц, рецептивный лексический запас – около 650 лексических единиц, включая продуктивную лексику;
- знакомятся с некоторыми способами словообразования:
- знакомятся с интернациональными словами, например, футбол, волейбол и т.д.
Грамматическая сторона речи.
Младшие школьники учатся распознавать и употреблять в речи:
Основные коммуникативные типы простого предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Басагануншана), составным именным (Багшаболохо) и составным глагольным (Уншажабайна) сказуемым. Безличные предложения в настоящем времени (Сэлмэнэ.Тархимни үбдэнэ.). Простые и распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова: Хэн?, Юун?, Хэзээ?, Хаана?, Хайшаа?, Хаанаⱨаа?, Юундэ?.
Существительные в единственном и множественном числе. Падеж имён существительные.
Глаголы изъявительного наклонения с лично-предикативными частицами и без них, глаголы многократного причастия с отрицательной частицей и без них.
Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные.
Количественные и порядковые числительные до 1000.
Послелоги: соо, дээрэ, доро, саана, хажууда.
Частицы: лично-предикативные, вопросительные, утвердительные.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Формы контроля |
1 | Моя семья | 18 ч | Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Знать ЛЕ, РО, грамматический материал по теме. Уметь называть членов семьи. Уметь запрашивать информацию, выражать просьбу и приказания. Уметь описывать внешность и черты характера членов семьи. Высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, диалог – обмен мнениями; разыгрывать воображаемые ситуации роли; вести диалог – расспрос, делать выписки из текста, заполнять пропуски в тексте, восстанавливая смысл | Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Уметь: - рассказывать о своей семье - составлять диалог - отвечать на вопрос - передать содержание с опорой на текст - читать и понимать текст, пересказывать. Знать: - порядок слов в предложении - порядковые, количественные числительные - знать систему личных местоимений, особенности употребления личных местоимени | Индивидуальные задания |
2 | Я и мои друзья | 14ч | Знать ЛЕ, РО, грамматический материал по теме. Уметь называть друзей.Вести диалог этикетного характера, рассказывать, используя оценочные суждения; запрашивать и сообщать информацию по данной теме, воспринимать на слух и понимать несложные тексты; делать краткие высказывания о фактах и событиях прочитанных (описание, характеристика) Уметь описывать внешность и черты характера друзей | Уметь: - рассказать о любимых занятиях своих друзей - писать рассказ-описание, извлекать информацию из прочитанного Знать: - глаголы в настоящем, прошлом, будущем времени. Уметь их выделять. | Индивидуальные задания ОУ тест словарный диктант |
3 | Спорт | 18ч | Знать ЛЕ, РО, грамматический материал по теме. разыгрывать этикетные диалоги по ролям Рассказывать, что ты/члены семьи делают в праздники Уметь вести беседу с одним или несколькими собеседниками, выражать свое отношение, выборочно понимать необходимую информацию текстов с опорой на языковую догадку | Уметь: - подписать поздравительную открытку с праздником Белого месяца, ко Дню рождения - приветствовать и поздравлять с праздником белого месяца - написать небольшое сочинение о маме. Знать: - благопожелания | Индивидуальные задания ОУ тест словарный диктант |
4 | СМИ | 18ч | Знать ЛЕ, РО, грамматический материал по теме. Уметь характеризовать объекта окружающего мира, используя прилагательные. Уметь читать и понимать основное содержание текста, знакомить с географическими названиями Бурятии, природными богатствами республики; продолжать формировать умения составлять предложения, связный текст, развивать навыки работы со словарем, совершенствовать навыки монологической и диалогической речи работать с различными источниками информации. Иметь представление о персонажах сказок и преданий | Коммуникативные УУД: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами БЯ; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого Уметь: - рассказывать о родном городе, переводить текст, работать со словарем - иметь навыки чтения текстов разных стилей с полным и точным пониманием, используя приемы смысловой переработки (язык, догадку, анализ, перевод) | Индивидуальные задания ОУ тест словарный диктант |
8. Планируемые результаты освоения программы
Коммуникативная компетенция (владение бурятским языком как средством общения)
Говорение
I. Ученик научится:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог —побуждение к действию;
- уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;
- уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.
II. Ученик получит возможность научиться:
- участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
- составлять краткую характеристику персонажа.
Аудирование
I. Ученик научится:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
- воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание;
- небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом
материале.
II. Ученикполучит возможность научиться:
- воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале;
- использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
I. Ученик научится:
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова;
- находить в тексте нужную информацию.
II. Ученик получит возможность научиться:
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо
I. Ученик научится:
- владеть техникой письма;
- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей.
II. ученик получит возможность научиться:
- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
- делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Графика, каллиграфия, орфография
I. Ученик научится:
- пользоваться бурятским алфавитом, знать последовательность букв в нем;
- находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;
- применять основные правила чтения и орфографии, изученные в начальных классах.
II. Ученик получит возможность научиться:
- группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
- уточнять написание слова по словарю учебника.
Фонетическая сторона речи
I. Ученик научится:
- адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков;
- соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;
- соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
- корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
II. Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать интонацию перечисления;
- соблюдать правило отсутствия ударения;
- писать отдельные звуки по образцу.
Лексическая сторона речи
I. Ученик научится:
- распознавать и употреблять в речи, изученные в пределах тематики
начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную
лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии
с коммуникативной задачей.
II. Ученик получит возможность научиться:
- узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных
и сложных слов в процессе чтения и аудирования.
Грамматическая сторона речи
I. Ученик научится:
- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения;
- распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; падеж имён существительных, глаголы, качественные прилагательные, местоимения; количественные и порядковые (до 100) числительные; наиболее употребительные послелоги.
II. Ученик получит возможность научиться:
- распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным
признакам (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения).
Социокультурные знания и умения
I. Ученик научится:
- узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);
- соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, в учебно-речевых ситуациях.
II. ученик начальных классов получит возможность научиться:
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на английском языке;
- осуществлять поиск информации о стране изучаемого языка в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.
9. Критерии оценок
Аудирование
Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли содержание бурятской речи, соответствующей программным требованиям для данного этапа обучения.
Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли содержание бурятской речи, соответствующей программным требованиям для второго класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли только основной смысл бурятской речи, соответствующей программным требованиям для данного этапа обучения.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащиеся не поняли смысл бурятской речи, соответствующей программным требованиям для данного этапа обучения.
Говорение (монологическая речь)
Оценка «5» ставится в том случае, если ученик логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 5 фраз.
Оценка «4» ставится в том случае если, ученик логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ученик допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Речь понятна, ученик не допускает фонематических ошибок. Объём высказывания не менее 5 фраз.
Оценка «3» ставится в том случае если, если ученик логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично, имеются повторы. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь в целом понятна, ученик в основном соблюдает правильную интонацию. Объём высказывания - менее 5 фраз.
Оценка «2» ставится в том случае если, если коммуникативная задача не выполнена.лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок.
Говорение (диалогическая речь)
Оценка «5» ставится в том случае, если ученик логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей; демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 4 реплик с каждой стороны.
Оценка «4» ставится в том случае, если ученик логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Учащийся в целом демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый словарный запас, и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Могут допускаться некоторые лексико-грамматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, в основном соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 4 реплик с каждой стороны.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Фонематические, лексические и грамматические ошибки не затрудняют общение. Но встречаются нарушения в использовании лексики. Допускаются отдельные грубые грамматические ошибки. Объём высказывания - менее 4 реплик с каждой стороны.
Оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена – учащиеся не поняли содержание прочитанного текста в объеме, предусмотренном заданием, и чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного этапа обучения.
Чтение
Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного этапа обучения.
Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили содержание прочитанного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного этапа обучения.
Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили главную идею прочитанного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся в основном соответствует программным требованиям для данного этапа обучения.
Оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена – учащиеся не поняли содержание прочитанного текста в объеме, предусмотренном заданием, и чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного этапа обучения.
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | наименование |
1. | Компьютер |
2. | Медиапроектор |
3. | Экспозиционный экран (навесной) |
4 | Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц |
5 | Сетевой фильтр-удлинитель |
6. | Аудиомагнитофон |
7. | Электронные учебники |
8. | Физическая карта Республики Бурятия |
9. | Карта Улан-Удэ |
10. | Карта оз. Байкал |
11. | Плакат «Буряад алфавит» |
12. | Папка с текстами |
13. | УМК «Амармэндэ-э!» |
14. | Папка по грамматике |
15. | Папка иллюстраций, предметных и сюжетных картинок |
16. | Литература для учителя |
17. | Библиотека для учащихся |
18. | Двуязычные словари |
19. | Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей |
11. Список литературы
Методическая литература для учителя
Основная
- Региональный стандарт начального и основного общего образования как государственному языку РБ от 2009 г;
- Программы по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, 2010 г.;
Дополнительная
- Содномов С.Ц. Диагностика результатов обучения бурятскому языку, Улан-Удэ, 2004 г.
Литература для учащихся
Основная
- «Алтаргана», С.Ц. Содномов 6-го года обучения
Учебно – методические материалы по курсу
- Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Жамбалов Б.Д., Содномова Б.Д.. программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, Улан-Удэ, Бэлиг, 2012;
2. Содномов С.Ц., Найданова В.А. Алтаргана, Улан-Удэ, Бэлиг, 2012;
3. Содномов С.Ц., Найданова В.А.. Методические рекомендации к УМК. Улан-Удэ, 2012;
4. Нанзатова Э.П. Баян даа Буряад оромнай, Улан-Удэ, Бэлиг, 2003;
5. Нанзатова Э.П. Мγнгэн Туяа, Улан-Удэ, Бэлиг, 2010;
6. Бабушкин С.М. Бурятско-русское двуязычие: формирование и характер развития. Улан-Удэ, 2007;
7. Макарова О.Г. Лингвистические основы обучения бурятскому языку как неродному. Улан-Удэ, 2007;
8. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах, Улан-Удэ, 2008;
9. Алагуева В.П. Алмазная книга о бурятах, Улан-Удэ, 2009;
12. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема урока | Содержание | Характеристика ОВД учащихся | Вид контроля | Домашнее задание |
1 четверть | ||||||
1 | сентябрь 1 нед. | Вводный урок. Родной язык, родимый край. | формирование мотивации изучения иностранных языков, работать с различными источниками информации | адекватно произносить и различать на слух звуки, соблюдать правила ударения в словах и фразах, стремление к совершенствованию собственной речевой культуры. Правила чтения и правильного произношения согласных звуков. | РУ | |
2 | 2 нед. | Моя семья. Члены моей семьи. Их имена. Возраст. | Научить: называть членов семьи; вести беседу о семье. | Уметь рассказать о себе, своей семье, об общих интересах и планах на будущее. Знание новой лексики, общие представления о бурятской семье. Ведут диалог-расспрос. Задают вопросы и отвечают на вопросы собеседника. . | ЯУ | |
3 | 3 нед. | Послелоги. Покупки в семье. Одежда. | Научить: Составлять диалог по образцу. Описывать свои вещи. | Уметь: - применять в речи послелоги: дээрэ, доро, соо; - вступать в диалог в типичных ситуациях «В магазине одежды». | тесты | |
4. | 4 нед. | Имя существительное. Личные и неличные. Родительный падеж | Научить: применять в речи имена существительные Р.п. | Уметь: - ставить вопросы к личным и неличным именам существительным. - подбирать окончания имен существительных Р.п - | Тесты по грамматике | |
5. | Октябрь 1 нед. | Я и мои друзья Внешность, характер и увлечения друзей. | Научить: -называть лица, предметы и действия; давать характеристику в учебных, игровых ситуациях общения расспрашивать о друзьях; запросить информацию о них. называть членов семьи; вести беседу о семье. -составлять диалог по образцу. | Уметь рассказывать о себе, о своем друге о школе. Давать характеристику отдельным лицам ( друзьям, учителям, действующим лицам текста). Выражать просьбу, совет, приглашение к совместному действию. | Тесты по лексике | |
6. | 2 нед. | Песня Баяртуевой «Чебурашка» | Научить: -выразительно читать текст песни.
| Уметь выразительно читать текст песни «Чебурашка». Отвечать на вопросы к стихотворению . | РУ | |
7 | 3 нед. | Имя прилагательное | Описание людей. Прогнозирование содержания текста. Монолог- описание человека по картинке -Научить по вопросу определять в тексте имена прилагательные | Уметь опредялять в тексте имена прилагательные, описывать своих друзей применяя в речи имена прилагательные. | Тесты по грамматике | |
8. | 4 нед. | Конторольная работа | Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала. | |||
9 | ноябрь 1 нед. | Мой день, досуг. | Научить: -рассказывать о распорядке дня; о своём свободном времени. | Уметь: -рассказать о своём дне, о досуге; -вести диалог-расспрос. Составлять свой распорядок дня, рассказывать о своем свободном времени | Тесты по лексике | |
10 | 2 нед. | Работа над рисунком «Мой день» | Научить: -составлять свой распорядок дня, рассказывать о своем свободном времени. | -составлять план пересказа по рисунку, - к каждой картинке придумать подходящие предложения, -подбирать название к рисунку из предложенных, -пересказывать по плану - | Тесты по лексике | |
11 | 3 нед. | Мое хобби Вспомогательный глагол байна | -считать то 1 до 10; называть возраст; -рассказывать о себе. -правильно подбирать окончания порядковых числительных. | - восполнять связный текст глаголами в требуемой форме (раскрывая скобки, выбирая нужное слово из списка) Уметь описывать картину. Придумать название картине. Отвечать на вопросы учителя | Тесты по грамматике | |
12 | 4 нед. | Заимствованные слова | - научить: подбирать окончания заимствованных слов. | Воспринимают на слух и понимают речь учителя, одноклассников в процессе общения на уроке. Зрительно воспринимают текст, узнают знакомые слова, грамматические явления, полностью понимают его содержание. | Тесты по грамматике | |
13 | декабрь 1 нед. | Спорт Согласие и несогласие в бурятском языке Личное притяжение | научить: -подбирать окончания личного притяжания; - выражать согласие и несогласие в письменной и устной речи. | Рассказывать о любимых спортивных занятиях, чем он любит заниматься Рассказывать о любимых спортивных занятиях, чем он любит заниматься Участвовать в коллективных обсуждениях | РУ | |
14 | 2 нед. | Указательные местоимения | Упражнения на подбор указательных местоимений | Знать указательные местоимения, уметь принимать в речи. | тесты | |
15 | 3 нед. | Контрольная работа | Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала. | ККТ | ||
16 | 4 нед. | Сагаалган. Восточный лунный календарь | Научить: рассказывать о празднике «Сагаалган», используя новую лексику и ключевые слова. | Уметь составлять собственные диалоги, обращаясь в пригласительной форме с целью решения заданной коммуникативной задачи, используя изученные речевые клише | РУ | |
17 | январь 3 нед. | Работа над текстом «Сагаалган тухай» | Традиции празднования Сагаалгана в разных странах. | Уметь понимать на слух тексты описательного характера, - овладевать правилами словообразования (конверсия: существительное – глагол); - читать текст с пониманием основного содержания, включающий некоторое количество незнакомых слов, отвечать на вопросы по тексту; | тесты | |
18 | 4 нед. | Выразительное чтение | Научить выразительно читать благопожелания. | Уметь читать вслух текст с пониманием основного содержания, включающий некоторое количество незнакомых слов, отвечать на вопросы по тексту; стремление к лучшему осознанию культуры других стран, развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение | РУ | |
Учеба | Расширить лексику по теме «Учеба» развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение | Уметь разыгрывать этикетные диалоги по ролям, используя разные формы обращения. - комментировать действие, изображенное на картинке, - выражать свое мнение по заданному вопросу в краткой форме - строить диалог по образцу - комментировать действие, изображенное на картинке, употребляя в речи длительный вид глагола. | тесты | |||
Ч-Р. Намжилов «Үглөөгүүр» Совместный падеж | Выразительно читать стихотворение, с частичным пониманием текста. | Правильно употреблять в речи слова в форме совместного падежа. Иметь представление о функции совместного падежа, как показателя наличия или отсутствия , предлогов «с», «со» выражения возраста, имени, фамилии, отчества, а также модальности в выражении «дуратай» и применять его в монологической и диалогической речи. | РУ | |||
Школа – источник знаний. Работа над текстом «Аягуй ушар»» | Развитие навыков чтения, прогнозирование содержания. | Уметь читать вслух текст с пониманием основного содержания, включающий некоторое количество незнакомых слов, отвечать на вопросы по тексту; | СД | |||
Работа над текстом «Минии нухэр» | Развитие навыков чтения, прогнозирование содержания. | Уметь выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; строить монологические высказывания по картинке | СД | |||
Родительный падеж | - подбор окончаний родительного падежа | Уметь употреблять в речи слова в родительном падеже, знать, в каких случаях писать определенное окончание. | тесты | |||
Контрольная работа | Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала | ККТ | ||||
Работа над ошибками | Разбор ошибок, умение анализировать свои ошибки | тесты | ||||
4 четверть | ||||||
Профессия моих родителей Орудный падеж | Знакомство с новой лексикой, повторение изученной лексики. Окончания и вопросы орудного падежа. | Называть профессии, рассказывать о профессии своих родителей с опорой на план, представленный в виде вопросов. Применять в речи слова в орудном падеже, знать, в каких случаях писать определенное окончание | СД | |||
Дательно - местный падеж | Активизация лексики по теме: «Профессия моих родителей» | Уметь употреблять в речи слова в дательно-местном падеже, знать, в каких случаях писать определенное окончание. | тесты | |||
Средства массовой информации | Изучение новой лексики. Активизация изученной лексики. | - составлять собственные диалоги, с целью решения заданной коммуникативной задачи, используя изученные речевые клише . | РУ | |||
Работа над текстом | Правила чтения и правильного произношения согласных | Читать текст с пониманием основного содержания, отвечать на вопросы по тексту. | тесты | |||
Моя Бурятия Символика Республики Бурятии | формирование проектных умений, работать с различными источниками информации. Расширить знания учащихся по теме «Буряад орон» Познакомить детей с достопримечательностями Бурятии. | Умение работать в группе, извлекать нужную информацию в прочитанном тексте. Вести проектную деятельность. | проект | |||
Работа над текстом «Озеро Байкал» | Развитие навыков чтения, прогнозирование содержания. | читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации, составлять рассказ на основе прочитанного | РУ | |||
Контрольная работа | Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала | ККТ | ||||
Работа над ошибками | Разбор ошибок. | тесты | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...
рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы
Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы
Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...
рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе
Рабочая программа по учебному предмету содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...
Рабочая программа по бурятскому языку УМК Амар мэндэ-э 4 класс
Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф...
Рабочая программа по бурятскому языку 5 класс
Рабочая программа по бурятскому языку 5 класс...