Этнопедагогическая подготовка кадров для образовательных организаций арктических территорий Красноярского края
статья

Одной из ключевых проблем, выявленных в ходе реализации в 2020 году в рамках проекта Минпросвещения России ««Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации», является подготовка кадров преподавателей родных языков, в особенности в системе среднего профессионального образования. Данная проблема в разных аспектах была озвучена на всех 18 семинарах-совещаниях в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Опыт Таймырского колледжа является во многом уникальным и перспективным для тиражирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherkasova_v._n._taymyr.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Этнопедагогическая подготовка кадров для образовательных организаций арктических территорий Красноярского края

Черкасова В.Н., кандидат педагогических наук, директор КГБПОУ «Таймырский колледж»

Гусев А. В., кандидат исторических наук, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, , член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации.

Одной из ключевых проблем, выявленных в ходе реализации в 2020 году в рамках проекта Минпросвещения России ««Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации», является подготовка кадров преподавателей родных языков, в особенности в системе среднего профессионального образования. Данная проблема в разных аспектах была озвучена на всех 18 семинарах-совещаниях в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Опыт Таймырского колледжа является во многом уникальным и перспективным для тиражирования.

КГБПОУ «Таймырский колледж» полностью обеспечивает предоставление услуг по реализации программ среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессионального обучения для коренных малочисленных народов, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.

В КГБПОУ «Таймырский колледж» обучаются 611 студентов, из которых 339 обучающихся (т.е. 51% от общего количества) – это представители пяти коренных этносов. Для сохранения и развития родных языков малочисленных народов Таймыра в колледже в рамках подготовки кадров педагогического направления по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Физическая культура», за счет вариативной части общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла учебного плана предусмотрено изучение родного языка (нганасанского, энецкого, эвенкийского, долганского, ненецкого) со 2 по 4 курс.

С целью сохранения и развития родных языков в Таймырском колледже организованы курсы профессиональной подготовки для студентов педагогических специальностей в рамках дополнительного образования по направлению «Учитель родного языка и литературы» реализуется в соответствии с государственным заданием образовательная программа, включающая несколько модулей: «Родной язык», «Родная литература (Устное народное творчество)», «Методика преподавания родного языка и литературы», «Основы духовно-нравственной культуры коренных малочисленных народов Таймыра». В 2018-2020 учебном году прошли обучения по программе 22 студента, в 2020-2021 учебном году обучается 31 студент. По окончанию колледжа за пять лет, освоив язык, получили право вести обучение по родному языку в начальной школе всего 75 студентов.

Выпускники 2018 года специальности «Преподавание в начальных классах» ведут уроки родного языка в сельских поселениях Сындасско, Попигай.

Понимая, что судьба уникальных знаний напрямую зависит от осознания их ценности молодежью, в колледже при разработке образовательных программ увеличено количество часов на изучение родных языков коренных этносов за счет вариативной части учебного плана. Всего в 2016- 2017 учебном году изучали родные языки - 69 студентов, в 2017- 2018 – 82 студента, в 2018- 2019 – 80 ч.; в 2019- 2020 – 104 ч., в 2020- 2021 – 107 ч.

Для создания эффективных условия сохранения и развития родных языков Таймырским колледжем были проведены совместно с Центром образования саамского региона (Инари, Финляндия) серии методических семинаров по теме «Сохранение и развитие языкового разнообразия – необходимое условие процветания культур Таймырских этносов». По итогам семинаров в колледже была создана Лаборатория языкового погружения, где с привлечением тьюторов изучались родные языки и предметы этнокультурного содержания.

Функционирует проект «Языкового стойбище», состоящий из четырех языковых групп для изучения миноритарных языков: эвенкийского, нганасанского, долганского, ненецкого. Целью проекта является – создание условий для возрождения, сохранения и развития языков малочисленных этносов, передачи молодому поколению языка, который как средство общения исчез из ежедневного употребления в семье и обществе через организацию работы языковых групп. Основной позицией обучения является добровольное желание изучать родной язык, культуру и традиции своего народа. Дополнительное обучение языкам осуществляется по принципу языкового погружения, занятия, главным образом, проводятся на родном языке на разных площадках: в краеведческом музее, на природе, в библиотеке, в производственных мастерских и в семьях.

В колледже разработаны учебно-методические комплексы по учебным дисциплинам «Родной (долганский) язык», «Родной (нганасанский) язык», «Родной (ненецкий) язык», рабочие программы, методические рекомендации по организации и выполнению практических занятий, методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы, контрольно-оценочные средства по долганскому, нганасанскому и ненецкому языкам.

Разработано учебно-методическое пособие по профессии «Оленевод-механизатор», включающее в себя рабочую тетрадь к учебнику А.Д. Мухачёва «Оленевод», методическое пособие для студентов среднего профессионального образования, практические задания, ситуационные задачи, традиционная культура коренных этносов Таймыра.

Издан сборник легенд и сказок «По следу белого мамонта» на русском, нганасанском и английском языках (автор Момде В. С.), подготовлен перевод комплекса произведений художественной литературы,  книжки – малышки для детей дошкольного возраста на ненецком и долганском языках, сборник «Стихи А. Барто и К. Чуковского для эвенкийских детей» на эвенкийском языке.

Лаборатория языкового погружения выполнила свою миссию и стала платформой для разработки и реализации проекта Лаборатории языкового конструирования. Цель данного проекта: создание условий для сохранения, продвижения и более активного использования языков коренных этносов посредством создания Лаборатории языкового конструирования, в рамках которой будут разрабатываться методики обучения педагогов и студентов, создаваться мультимедийные и электронные образовательные ресурсы на специально созданной цифровой платформе.

В рамках международного сотрудничества Таймырский колледжем разработана тематическая сеть U-Arctiс по проведению международного чемпионата профессионального образования ArctiсSkills, которая была представлена в 2018 году в Международном Университете Арктики. ArctiсSkills - международная площадка для демонстрации профессиональных компетенций в области традиционных промыслов молодежи стран циркулярного Севера.

 Таймырский колледж впервые в 2017 году в рамках международного форума «Профи 2017: Арктические сетевые инновации» провел международный конкурс профессионального мастерства АrcticSkills по направлениям: Kidskills для дошкольников и учащихся начальной школы, Juniorskills для учащихся 7-10 классов по 10 компетенциям; Абилимпикс для людей с ОВЗ по 2 компетенциям; ArcticSkills по 4 компетенциям для студентов 3-4 курсов профессиональных учебных учреждений Эвенкии, Норильска, Дудинки, Якутии, Ямала. В 2018-2019 гг. направления и география конкурса расширялись. 1 декабря 2020 года в рамках международного форума «Профи -2020. Умные технологии освоения Арктики: от идеи до реализации» проведет очередной международный конкурс профессионального мастерства ArctiсSkills, в котором компетенциям «Художественное вышивание», «Художественная резьба по кости и рогу», «Оленевод-механизатор» примут участие студенты Якутии, Эвенкии, а Финляндии в онлайн режиме.

Свои профессиональные компетенции студенты Таймырского колледжа подтверждают, участвуя в международном чемпионате ArctiсSkills не только на площадках Таймырского колледжа, но и в других регионах и странах.

Для перспективы развития важно рассмотреть возможность законодательного закрепления и методического обоснования понятия «родной язык как язык профессиональной деятельности», необходимого для подготовки воспитателей, учителей начальных классов, педагогов-предметников, социальных педагогов, психологов в условиях билингвизма, а также пересмотреть положения нормативных документов (ФГОС, ОПОП), регламентирующих основную деятельность среднего и высшего профессионального образования с точки зрения предоставления возможности подготовки билингвальных воспитателей, учителей начальных классов, педагогов-предметников, социальных педагогов, психологов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природе и экологии Красноярского края – 5 класс: « Природные системы Красноярского края».

Природа Красноярского края – это удивительный мир, со своими законами, обитателями, со своими тайнами.Растительность края богата и разнообразна и отличается явной меридиональной и высотной зонал...

Урок по истории Красноярского края, 7 класс. Развитие научных исследований на территории Приенисейского края.

Материал к уроку по истории Красноярского края содержит опорный конспект темы "Развитие научных исследований на территории Приенисейского края" и тестовые задания с ответами...

Вести Образовательного консорциума западной группы территорий Красноярского края

Вести Образовательного консорциума западной группы территорий Красноярского края...