УРОК НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО ТЕМЕ:"Среда обитания животных на территории края"
план-конспект урока по экологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УРОК НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО ТЕМЕ:
Среда обитания животных на территории края.
Урок разработан учителем Генераловой Ольгой Владимировной, МБОУ «Чульская основная общеобразовательная школа».
Цель:
- углубить и систематизировать знания учащихся об экологических факторах среды и их действии на организмы.
- развивать у учащихся системное мышление, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память.
- воспитывать у учащихся экологическую культуру.
Ход урока.
- Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Что изучает наука экология?
2. Назовите примеры растений разных ландшафтно-географических зон Красноярского края.
3. Кто такие паразиты?
4. Что такое симбиоз?
Задание 2. Запишите определение понятия «среда обитания».
- Слово учителя.
На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания, сильно различающиеся по специфике условий. Водная среда была первой, в которой возникла и распространилась жизнь. В последующем живые организмы овладели наземно-воздушной средой, создали и заселили почву. Четвертой специфической средой жизни стали сами живые организмы, каждый из которых представляет собой целый мир для населяющих его паразитов или симбионтов. На территории края присутствуют все среды обитания организмов.
Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Экологические факторы делятся на: абиотические и биотические, антропогенные.
Задание 3. Назовите четыре вида среды обитания организмов в природе. Запишите в тетради примеры факторов среды обитания организмов: абиотических, биотических, антропогенных.
- Работа с текстом.
Задание 4.
Прочитайте текст. Используя различные источники информации составьте рассказы:
о строении и работе системы органов дыхания сухопутных животных;
о строении и работе системы органов дыхания водных животных;
о строении, работе системы органов и способах передвижения сухопутных животных;
о строении, работе системы органов и способах передвижения водных животных.
Для фаунистического состава и животного населения решающее значение имеет среда. С эколого-географических позиций вся арена жизни в крае может быть разделена на три основные части: суша, моря, пресноводные бассейны. Фауны и животное население этих трех сред принципиально различны по составу живых организмов. В морской среде, например, нет насекомых, земноводных, очень мало млекопитающих и пресмыкающихся; на суше нет рыб, ряда других водных животных; в пресноводных бассейнах нет головоногих моллюсков (кальмаров, осьминогов), очень мало хрящевых рыб. У морских и пресноводных животных резко различны механизм и направленность процессов регуляции внутренних процессов; у сухопутных и водных животных принципиально различны системы органов дыхания и передвижения и т. д. В пограничных зонах между пресными и морскими водами и у побережий обитают животные, обладающие переходными, промежуточными особенностями, например, полуводные млекопитающие (тюлени, бобры, ондатры и др.).
В арктических морях края распределение животных в первую очередь зависит от таких факторов среды, как низкая температура и слабая освещенность. Эти факторы имеют решающее значение для распределения растений, т. е. первичной биомассы, на базе которой существуют животные. В пресных водоемах крайне разнообразен химический состав воды (например, содержание в воде кислорода) и физические характеристики: течение, прозрачность, температура и др. Все это и определяет специфику животного населения каждого речного и озерного бассейна.
На сухопутной территории края четко проявляется климатическая зональность, а вместе с тем и зональное распределение растительности. То и другое служит основой для зонального распределения на территории края животного населения, поскольку приспособление животных к определенным температурам, влажности и освещенности и использованию определенного набора пищевых объектов имеет важнейшее значение
для существования каждого вида животных. В результате, на территории края, в каждой ландшафтно-географической зоне сложился определенный видовой набор.
Задание 6. На слайде изображены различные животные и среды их обитания. Подыщите для каждого животного подходящее место его в природе.
Задание на дом: Используя зоогеографическую карту атласа «Красноярский край и республика Хакасия» определите и выпишите на контурную карту названия типичных животных ландшафтно-географических зон края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Урок по природе и экологии Красноярского края – 5 класс: « Природные системы Красноярского края».
Природа Красноярского края – это удивительный мир, со своими законами, обитателями, со своими тайнами.Растительность края богата и разнообразна и отличается явной меридиональной и высотной зонал...
Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края» в 6 классе, утвержденного законом Красноярского края...
Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 7 класс
Данная программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края», утвержденного законом Красноярского края о национально-регион...
Урок НРК "Природа и экология Красноярского края" по теме "Влияние факторов среды обитания на разнообразие животных в экосистемах края."
Разраьртка урока с презентацией по НРК "Природа и экология Красноярского края"...
УРОК НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО ТЕМЕ: "Заповедники края как эталоны ландшафтов"
Конспект урока с презентацией....
УРОК НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО ТЕМЕ: "Изменение ландшафтов на территории края"
Разраьртка урока с презентацией....