Программа элективного курса "Занимательная грамматика"
элективный курс (5, 6 класс)
Программа элективного курса по русскому языку "Занимательная грамматика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_zanimatelnaya_grammatika.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩНОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
г.Нижневартовск
Программа элективного учебного курса по русскому языку
«Занимательная грамматика»
Возраст учащихся: 10-11лет
Срок реализации: 1 учебный год
Программу разработала
Прокопьева Вера Владимировна
учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №29»
г. Нижневартовск, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультатива «Занимательный русский язык» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ №40».
Рабочая программа факультатива «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с особенностями развития, интересами и потребностями обучающихся.
Цели и задачи обучения:
1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических навыков.
2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.
3.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.
4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи.
Особенности организации учебного процесса:
Факультатив «Занимательный русский язык» обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к государственной итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Доминирующей идеей факультативных занятий является анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. В процессе обучения обучающийся получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности.
Факультативные занятия спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у обучающихся в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей обучающихся как средства их развития и как основы для овладения материалом.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Содержание факультатива «Занимательный русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
-коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;
-познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
-регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты: осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков, овладение нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
- Классификация орфограмм.
- Непроизносимые согласные
- Согласные корня перед суффиксами.
- Двойные согласные в корне слова.
- Двойные согласные на стыке приставки и корня.
- Правописание согласных в приставках.
- Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
- Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
- Правописание падежных окончаний в существительных на – ия, - ие, ий.
- Правописание О – Е после шипящих и ц в окончаниях существительных
- Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных
- Буквы О – Е после шипящих в окончаниях прилагательных.
- - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах.
- Правописание личных окончаний глагола.
- Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа.
- Правописание безударных гласных в приставках. «Умники и умницы»
- Безударные гласные в корне. Особые случаи написания гласных в корнях слов.
- Чередование гласных в корне
- Правописание О и Е после шипящих и Ц
- Ы –Правописание букв Ь и Ъ
- И после Ц. Составление таблицы
- Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-
- Слитное и дефисное написание существительных
- Прописная, строчная буква
- Слитное и дефисное написание прилагательных
- Правописание союзов
- Правописание предлогов.
- Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение
- Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге
- Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге
- Правописание НЕ с именами существительными и прилагательными.
- Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом.
- Итоговое повторение.
- Контрольное тестирование .
Тематическое планирование
№ | Тема факультативного занятия | Тип | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата | |||
план | факт | ||||||||
1-2 | Классификация орфограмм. | Обобщение и систематизация | 1 | Классификация орфограмм. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, классифицировать орфограммы, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное. | 1-2 н. | |||
3-4 | Непроизносимые согласные | Обобщение и систематизация | 1 | Непроизносимые согласные | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать написание непроизносимых согласных | 3-4 н. | |||
5 | Согласные корня перед суффиксами. Двойные согласные в корне слова | Обобщение и систематизация | 1 | Согласные в корне слова | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать написание двойных согласных в корне слова | 5 н. | |||
6 | Двойные согласные на стыке приставки и корня. Правописание согласных в приставках. | Обобщение и систематизация | 1 | Согласные в приставках | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать написание согласных в приставках | 6 н. | |||
7-8 | Правописание безударных гласных в окончаниях существительных. | Обобщение и систематизация | 1 | Безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в окончаниях существительных. | 7 – 8 н. | |||
9 | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. | Обобщение и систематизация | 1 | Окончания существительных. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно образовывать форму множественного числа у существительных. | 9 н. | |||
10 | Правописание падежных окончаний в существительных на – ия, - ие, ий. | Обобщение и систематизация | Окончания существительных. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание окончаний существительных | 10 н. | ||||
11 | Правописание О – Е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Обобщение и систематизация | 1 | О – Е после шипящих | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи, знать написание Н и НН в суффиксах прилагательных | 11 н. | |||
12 | Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных | Обобщение и систематизация | 1 | Безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных | 12 н. | |||
13 | Буквы О – Е после шипящих в окончаниях прилагательных. | Обобщение и систематизация | 1 | О-Е после шипящих. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Н и НН в причастиях | 13 н. | |||
14 | - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах. | Обобщение и систематизация | 1 | - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Н и НН в существительных | 14 н. | |||
15 | Правописание личных окончаний глагола. | Обобщение и систематизация | 1 | Окончания глаголов 1-2 спряжения. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в окончаниях глаголов | 15 н. | |||
16 | Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа. | 16 н. | |||||||
17 | Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов . Работа со схемами и таблицами | Обобщение и систематизация | 1 | Безударные гласные в суффиксах глаголов. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в суффиксах глаголов. | 17 н. | |||
18 | Правописание безударных гласных в приставках. «Умники и умницы» | Обобщение и систематизация | 1 | Безударные гласные в приставках | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в корне | 18 н. | |||
19 | Безударные гласные в корне. Особые случаи написания гласных в корнях слов. | Обобщение и систематизация | 1 | Безударные гласные в корнях | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в корнях слов | 19 н. | |||
20 | Чередование гласных в корне | Обобщение и систематизация | 1 | Чередование гласных в корне | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание чередующихся гласных в корне | 20 н. | |||
21 | Правописание О и Е после шипящих и Ц | Обобщение и систематизация | 1 | Правописание О и Е после шипящих и Ц | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание О и Е после шипящих и Ц | 21 н. | |||
22 | Ы – И после Ц. Составление таблицы | Обобщение и систематизация | 1 | Ы – И после Ц | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Ы – И после Ц | 22 н. | |||
23 | Правописание букв Ь и Ъ | Обобщение и систематизация | 1 | Правописание букв Ь и Ъ | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание букв Ь и Ъ | 23 н. | |||
24 | Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- | Обобщение и систематизация | 1 | Приставки ПРИ- и ПРЕ- | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- | 24 н. | |||
25 | Прописная, строчная буква | Обобщение и систематизация | 1 | Прописная, строчная буква | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание прописных и строчных букв | 25 н. | |||
26 | Слитное и дефисное написание существительных | Обобщение и систематизация | 1 | Слитное и дефисное написание существительных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, уметь прменять знания при написании существительных (слитное, дефисное) | 26 н. | |||
27 | Слитное и дефисное написание прилагательных | Обобщение и систематизация | 1 | Слитное и дефисное написание прилагательных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание прилагательных (слитное, дефисное) | 27 н. | |||
28 | Правописание предлогов. | Обобщение и систематизация | 1 | Правописание предлогов. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание предлогов | 28 н. | |||
29 | Правописание союзов | Обобщение и систематизация | 1 | Правописание союзов | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание союзов | 29 н. | |||
30. | Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение | Обобщение и систематизация | 1 | Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание частиц | 30 н. | |||
31. | Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге | Обобщение и систематизация | 1 | НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное | 31 н. | . | ||
32. | Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге | Обобщение и систематизация | 1 | НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное | 32 н. | |||
33. | Правописание НЕ с именами существительными и прилагательными. | Обобщение и систематизация | 1 | НЕ с именами. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание НЕ с именами. | 33 н. | |||
34. | Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом. | Обобщение и систематизация | 1 | Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание частицы НЕ | 34 н. | |||
35. | Итоговое повторение. Контрольное тестирование | Обобщение и систематизация | 1 | Повторение изученного | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать изученные орфограммы | 35 н. |
Список литературы:
Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. М.:«Вахазар», 2005.
Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии», М,:«Просвещение», 1991.
Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. М.:«Астра», 1996.
В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке»,С.-П.: «Просвещение», 2004.
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "В мире грамматики английского языка".
ПРОГРАММА элективного курса «В мире грамматики английского языка»для учащихся 9 класса...
Программа элективного предмета "Функциональная грамматика"
Элективный предмет «Функциональная грамматика» является универсальным и рассчитан на учащихся старших классов любого профиля обучения. Прогр...
Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Английская грамматика – это просто!»
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Актуальность данного курса обу...
Программа Элективный курс по английскому языку «Подготовка к ЕГЭ. Раздел «Лексика и грамматика» для 10-11 классов
Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов...
Программа элективного курса "Путешествие по стране Грамматика"для 10-11 классов
Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсальном проф...
Рабочая программа элективного курса "Грамматика английского языка" 9 класс
Элективный курс "Грамматика английского языка" актуален для учителе англиского языка, которые готовят учащихя к сдаче ЕГЭ и ГИА...
Рабочая программа. Элективный курс. Грамматика. 6 класс (Spotlight)
Рабочая программа. Элективный курс. Грамматика. 6 класс (Spotlight)...