«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА»
статья
Аннотация: Истинная любовь к своей культуре немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, дикарь. Он вредоносен по своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется абсолютным безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Но заставить изучать родной язык нельзя, т.к. нужна мотивация и большое желание. В статье рассматриваются способы формирования мотивации у учащихся к изучению казахского языка.
Ключевые слова: образование, казахский язык, профессиональное самоопределение, проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_u_uchashchihsya_k_izucheniyu_kazahskogo_yazyka.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ
К ИЗУЧЕНИЮ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА»
© 2020
Жалелова А.Н., педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр внешкольной работы "Поиск" г.о.Самара
Аннотация: Истинная любовь к своей культуре немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, дикарь. Он вредоносен по своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется абсолютным безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Но заставить изучать родной язык нельзя, т.к. нужна мотивация и большое желание. В статье рассматриваются способы формирования мотивации у учащихся к изучению казахского языка.
Ключевые слова: образование, казахский язык, профессиональное самоопределение, проект.
Древняя мудрость гласит: "Можно привести коня к водопою, но заставить напиться его нельзя". Да можно посадить обучающегося за парту, но добиться идеальной дисциплины, без пробуждения интереса к предметам учебы, без внутренней мотивации к освоению знаний нельзя. Если обучающиеся не будут заинтересованы в изучении казахского языка, то добиться желаемых результатов невозможно.
Язык — один из важнейших признаков этноса, выполняющий функции средства общения между людьми. Изучение языка помогает установить исторические связи и родственные отношения между теми или иными этносами, историю происхождения, сходство в области экономики и культуры.
Казахский язык - национальный язык казахского народа, коренного населения Республики Казахстан, а также проживающего за ее пределами является государственным языком Республики Казахстан.
Входит в кыпчакскую группу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымско-татарский каракалпакский, ногайский) и наиболее близок к ногайскому и каракалпакскому языкам.
На территорий Содружества Независимых Государств около 30 языков, относящихся к тюркской группе: казахский, киргизский, татарский, башкиры, тувинский и т.д. Знание казахского языка поможет общаться и с представителями этих народов и народностей.
Казахская письменность претерпела ряд изменений, так, до 1929 года в ее основе лежала арабская графика, с 1929 года по 1940 год латинская графика, а с 1940 года по настоящее время - русская графика (кириллица). До 2025 года планируется плавный переход казахского языка на латинницу.
В казахском языке есть заимствования из арабского, иранского языков. Вам будет интересно узнать, что и в русском языке имеются заимствования из тюркских языков: Арбат (арба – телега, ат – лошадь), булат (болат – сталь), буран (боран – вьюга). В древности казахи использовали руническое письмо, позднее арабский, затем латинский алфавиты. С 1940 года применяются русская графика, основанная на кириллице. В казахском алфавите 42 буквы. Десять из них специфические звуки, присущие только казахскому языку:
Гласные: ә, ө, ұ, ү, ы, і Согласные: қ, ғ, ң, һ
У российских казахов одна из самых главных проблем - это отсутствие школ, классов с преподаванием казахского языка, нехватка профессиональных филологов казахского языка и литературы. Многие жители Самарской области , казахи по национальности, например, вообще говорят: "А зачем нам казахский язык, мы ведь живем в России и родных в Казахстане у нас нет и поэтому мы туда не поедем...". Но жизнь вносит свои коррективы и изменения и молодое поколение все чаще связывает свои судьбы с исторической Родиной.
На сегодняшний день в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Центре внешкольной работы "Поиск" г.о.Самара функционирует казахская национальная воскресная школа "Ак булак", учащиеся которой изучают казахский язык и культуру казахского народа. Здесь создана все условия для реализации программы дополнительного образования по изучению казахского языка.
Ребята школы, изучая казахский язык, культуру казахского народа сохраняют традиции своих предков. Учащиеся учат песни, участвуют в постановках и инсценировках казахских сказок. Все представления проходят на казахском языке и учащиеся пробуют передавать интонации и образы героев сказок. С детьми проводятся интерактивные занятия с использованием компьютерных технологий. Ребята с интересом смотрят казахские мультфильмы, исторические фильмы, а также фильмы, где показаны казахские обряды и традиции. После просмотров обсуждается увиденное, а затем учащиеся придумывают ситуации, составляют тексты и озвучивают диалоги на казахском языке.
Каждый год наши учащиеся участвуют во множественных проектах: это праздники, фестивали, конкурсы, конференции, круглые столы, где демонстрируют свои знания и умения, полученные в казахской национальной воскресной школе "Ак булак". Наши дети являются участниками международной олимпиады по казахскому языку среди казахов, проживающих за рубежом, которая проходит при поддержке Министерства образования Республики Казахстан. С 2013 года Мольдир Султанова заложила традицию участия и побед на этом важном соревновании, завоевав 3 место, а в 2014 году 2 место. В 2018 году наши дети стали также победителями олимпиады и были награждены путевками на месяц в город Нур-Султан Республики Казахстан в Назарбаевскую интеллектуальную школу для изучения казахского языка и культуры с выдающимися педагогами филологами Республики Казахстан.
Дети воскресной школы ежегодно участвуют по приглашению Всемирной Ассоциации казахов и Фонда "Отандастар" (Соотечественники) в казахстанских лагерях и центрах отдыха. Там они изучают казахский язык и культуру казахского народа на практике, общаясь со сверстниками на родном казахском языке. Атмосфера дружелюбия, взаимопонимания и поддержки среди сверстников из Казахстана помогает нашим детям быстро адаптироваться и легко воспринимать казахский язык и дальше использовать его на практике. Многие дети, окончившие школу "Ак булак", до сих пор общаются, а некоторые благодаря таким лагерям как "Дарын", организованном в городе Уральск, Республиканский лагерь "Балдаурен" в Курорте Боровое, познакомились с ребятами, проживающими в Казахстане. Такие встречи у некоторых ребят переросли в серьезные отношения, и они создали российско-казахстанские семьи и уехали жить в Казахстан.
Учреждение дополнительного образования Центр «Поиск» организатор межнационального детского фестиваля "Шире круг", в котором принимают участие дети разных национальностей. Во время проведения фестиваля дети не только общаются, а знакомятся с культурой разных народов, тем самым происходит осознание своей этнической идентичности, формирование своего этнического самосознания, принадлежности к определенному народу. Дети с интересом начинают изучать казахский язык, культуру казахского народа, раскрывая для себя новые знания и умения.
Учреждение дополнительного образования Центр «Поиск» предоставляет уникальные возможности для целенаправленного воздействия на личность через проектную деятельность.
Актуальностью долгосрочного образовательного проекта «Казахский язык – ключ к профессии», автором которого я являюсь, определяется значимость формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта» и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Идея проекта заключается в создании условий для формирования мотивации подростков к изучению казахского языка, как средства в профессиональном самоопределении. Через теоретическое познание и практическую разноплановую деятельность ими познаются профессиональные приоритеты носителя казахского языка перед сверстниками. Участвуя в реализации проекта, подростки получают возможность решать актуальную проблему профессионального выбора, то есть плавно войти во взрослую жизнь и адаптироваться в ней профессионально.
Через проект решается важная педагогическая цель, это формирование профессионального самоопределения учащихся на основе изучения культуры и языка казахского народа для дальнейшего расширения и развития социально-экономического сотрудничества двух государств. Для этого решаются различные задачи, без которых положительный результат получить невозможно.
Проект был рассчитан на три года и сейчас уже четко видны результаты, главные из которых можно представить в цифрах:
- охват участников, привлеченных к этому проекту – 700 человек;
- охват муниципальных образований, привлеченных к этому проекту - 6;
- охват национального многообразия – участников проекта – представители более 15 национальностей;
- количество публикаций по проекту в СМИ – 10 шт.;
- доля участников опроса, положительно оценивающих необходимость профессиональной ориентации учащихся с овладением казахского языка -100%
Но важно отметить, что у участников проекта:
- Сформированы дружеские отношения между учащимися нашей школы с детьми разных национальностей на почве взаимного интереса, уважения и совместной деятельности.
- Расширился круг личных ценностных ориентаций у учащихся за счет позитивного взаимодействия с ребятами других национальностей и все проведенные мероприятия способствовали укреплению здоровья, сохранению и утверждению культуры межнационального общения как одной из основных ценностей общества.
- С каждым годом увеличивается количество молодых людей, работающих с профессиональным использованием казахского языка, что способствует укреплению социально-экономических отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. И в этом большая доля заслуг казахской национальной воскресной школы "Ак булак" при Учреждении дополнительного образования Центр «Поиск».
На сегодняшний день многие выпускники нашего объединения связали свою жизнь с Республикой Казахстан. Кто-то переехал на историческую Родину, кто-то в Самаре работает в компаниях и фирмах, сотрудничающих с Казахстаном и т.д. Из общего числа выпускников казахской национальной воскресной школы "Ак булак" 30-40% уехали в Казахстан или связали свои судьбы с Казахстаном. Наши выпускники школы сейчас уже приводят своих детей на занятия, мотивируя их тем, что знать свой родной казахский язык это престижно и необходимо в будущем для общения и поездок в Казахстан.
Учреждение дополнительного образования Центр «Поиск» создало комфортные условия для изучения казахского языка, казахской культуры. Учащиеся нашей казахской национальной воскресной школы "Ак булак" приходят с удовольствием на занятия, изучают казахский язык, культуру казахского народа, потому что они видят результаты своих трудов в познаниях казахского языка и большие перспективы своего роста в социуме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсудили экономическое сотрудничество http://www.alpari.ru/ru
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития.//Воспитание школьников. – 2002. - №7.
- Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации http://yandex.ru
- Муртазалиева Б. «Вести республики» №113, 9 августа 2007 г.
- Особенности подростковой профориентации http://gopsy.ru/rabota/
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.:2006
- Салихова Р. Воспитание гражданина./Воспитание школьников. – 2003 - №1.
- Система гражданско – патриотического воспитания в средней школе http://refdb.ru/look/1309104.html
- Байтилеуова Г., "Казахский язык", г.Алматы, 2007
- Ерешева К., Суюндикова Г., "Казахский язык", г.Алматы, 2009
- Капалбеков Б., "Методическое пособие для начинающих", г.Алматы, 2006г.
- Хасенова И., "Казахские народные сказки", г.Алматы, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета мотивы изучения казахского языка.pptx
Анкета мотивы изучения казахского языка.pptx...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении - одно из перспективных направлений образо...
Реферат "Способы формирования мотивации учащихся к изучению немецкого языка"
Обобщение опыта работы по теме "Способы формирования мотивации учащихся к изучению немецкого языка"...
Формировании мотивации учащихся при изучении иностранного языка
В данной работе раскрывается вопрос мотивации при изучении иностранного языка, способы ее развития и стимулирования с учетом специфики предмета....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
Интерактивные и информационные технологии как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка
Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, уси...
«Формирование мотивации обучающихся к изучению английского языка»
laquo;Формирование мотивации обучающихся к изучению английского языка»...