"А ну-ка поиграем. Игровые рассказы Людмилы Петрушевской"
методическая разработка (5 класс)
Увлекательный игровой урок значительно расширяющий кругозор учащихся.Может быть полезен для проведения внеурочного занятия или занятия по внеклассному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.07 КБ |
![]() | 282.78 КБ |
![]() | 1.08 МБ |
![]() | 582.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: А ну-ка поиграем. Игровые рассказы Людмилы Петрушевской.
Цель: познакомить учащихся с жанром игрового рассказа, выделить его основные особенности.
Задачи: раскрыть основные особенности игрового рассказа при анализе текста;
- Дать представление о многообразии жанра рассказа;
- Уметь применять знания, полученные на уроках русского языка для анализа художественного произведения;
- Развивать творческую фантазию детей.
Тип урока: урок-исследование с элементами критического мышления.
Форма урока: комбинированный урок, в основе которого пошаговый аналитический отбор информации.
Ход урока:
- Орг. Момент. (слайд № 1 – название урока)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами сегодня попробуем себя в роли исследователей. Но прежде я хочу задать вам вопрос: вы любите играть? в какие игры? А давайте поиграем в «Чепуху».
(слайд №2 с правилами игры).
Зачитываем получившийся текст.
Правда, смешно? Как вы думаете, для чего существуют такие игры? Все вы правы, но главное они заставляют нас смеяться. А зачем существует смех? Какие разновидности смеха вы знаете? Над чем можно смеяться, а над чем нет? (слайд №3 смех).
Какой жанр литературы посвящен смеху?
- Вспомним, что такое рассказ, и какие разновидности рассказа вы знаете (слайд №4- рассказ, слайд № 5 – разновидности рассказа).
- Вот мы и подошли к нашей основной теме. Сегодня мы познакомимся с новой разновидностью рассказа – рассказом игровым. Но, чтобы разобраться, что же это такое давайте для начала прочитаем текст.
- Чтение текста (слайд № 6- текст).
- Ну что понятен вам текст? Если да, то изобразите на бумаге его содержание (рисуют) слайд № 7 – задание «нарисуйте…».
А теперь давайте посмотрим, как видит калушу с калушатами иллюстратор-любитель _________ (показываем рисунки). Молодцы, главное, что вы поняли, что речь идет о живых существах.
- А теперь давайте попробуем «перевести» рассказ с такого непонятного нерусского языка, на русский. Включаем фантазию на полную мощность и приступаем к работе.
Зачитываем получившиеся варианты +свой перевод.
Летела ворона с воронятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
- Воронята! Вороняточки! Божья коровка!
Воронята подумали и решили божью коровку склевать.
И поссорились.
А ворона говорит:
- Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!
Воронята божью коровку бросили.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
Ворона говорит воронятам:
- Вороняточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и самые-самые невкусные. От божьих коровок ссорятся.
А божья коровка кричит за опушкой: - Воронята подавились! <Самые невкусные!> Птицы жадные!
- Ребята, а как вы думаете, как у взрослого человека появилась идея создать такой интересный рассказ? А я вам сейчас расскажу: «Слону Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь, а однажды (слон Наташа стоймя торчала в кроватке) мама подумала и решила рассказать ей сказку на ее же языке. И начала: «Сяпала Калуша по напушке….»И слон Наташа все поняла, засмеялась и уселась слушать» . Австретить еще такие необычные произведения вы можете в книге «Лингвистические сказки», а еще у Л. Петрушевской есть «Дикие животные сказки», «Настоящие сказки» и «Морские помойные рассказы», которые я обязательно рекомендую вам почитать и, думаю, они вам очень понравятся (слайд № 8 – названия книг).
- Так скажите, на каком языке написан рассказ? (на детском, но на русском ). Теперь давайте посмотрим как вам удалось перевести рассказ. Что стало для вас ключом для его разгадки? (слайд № 9 – вопросы к тексту).
Вывод: окончание дает информацию о слове и о его частеречной принадлежности, и о его грамматическом значении. Итак, какое открытие мы сделали?
Выводим сравнительную таблицу – слайд № 10.
- А теперь давайте докажем, что не только Л. Петрушевская может так забавно играть со словами, это можем и мы. Попробуем создать «Бестолковый словарь», в котором будет представлено неожиданное толкование слов.
Например: ранец - рано встающий младенец, язычник – лингвист, учитель, обучающий языкам, сомнение – мнение коллектива.
Придумайте неожиданное толкование следующим словам:
астрология – наука, изучающая астры;
бездарь – человек, которому ничего не подарили;
изверг – действующий вулкан; бесправие – левостороннее движение; папье – маше – родители; зазубрина – правило.
- Молодцы теперь вы убедились, что и вы можете создавать специальные слова для игрового рассказа. Мы прошли все испытания, и подошли к концу нашего исследования. Давайте попробуем дать определение термину «игровой рассказ».
Вывод: игровой рассказ – это (выбирают верный ответ).
- Д/з: придумайте продолжение рассказа Л, Петрушевской «Все непонятливые».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поиграем в чепуху! Первый игрок отвечает на вопрос – кто? Второй – с кем? Третий – где? Четвертый – когда? Пятый – почему? Шестой – что делали? Седьмой – о чем говорили? Восьмой – чем окончилось?
Ребята, как вы думаете, что такое смех? Смех ирония сарказм юмор сатира Помни! Смеяться полезно. Но смех должен быть добрым.
Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором действует ограниченное число персонажей и описывается одно событие.
Типы рассказов Юмористический рассказ – основан на несоответствии; Святочный рассказ – действие происходит во время святочных праздников, такие произведения проникнуты верой в добро, чудеса, всегда заканчиваются положительно; Рассказы о животных – их главные герои животные; Рассказ - быль – такое название указывает на то, что описанные события могли происходить на самом деле. Рассказ на основе сказания, легенды – повествование об исторических или героических событиях прошлого .
Людмила Петрушевская «ПУСЬКИ БЯТЫЕ» Сяпала Калуша с Калушатами по напушке . И увазила Бутявку , и волит : - Калушата ! Калушаточки ! Бутявка ! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали . И подудонились . А Калуша волит : - Оее ! Оее ! Бутявка-то некузявая ! Калушата Бутявку вычучили . Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки . А Калуша волит калушатам : - Калушаточки ! Не трямкайте бутявок , бутявки дюбые и зюмо зюмо некузявые . От бутявок дудонятся . А Бутявка волит за напушкой : - Калушата подудонились ! Зюмо некузявые ! Пуськи бятые !
Задание Нарисуйте иллюстрации к произведению.
Лучшие произведения Л. Петрушевской Дикие животные сказки Настоящие сказки Морские помойные рассказы Лингвистические сказки
Ключ к разгадке текста Что помогло вам понять о чем этот рассказ?
Ключ к разгадке текста Какие слова или части слов «сигналят» вам о их значении?
Ключ к разгадке текста Попробуйте определить грамматическое значение слов (род, число, падеж, время, лицо и т.д.)
Ключ к разгадке текста Определите какой частью речи являются слова в рассказе .
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке . И увазила Бутявку , и волит : - Калушата ! Калушаточки ! Бутявка ! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали . И подудонились . А Калуша волит : - Оее ! Оее ! Бутявка-то некузявая ! Калушата Бутявку вычучили . Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки . глаг. сущ. сущ. предл Сяпала Калуша с Калушатами по сущ глаг сущ глаг напушке . И увазила Бутявку , и волит : обращения пр.речь - Калушата ! Калушаточки ! Бутявка ! сущ глаг сущ Калушата присяпали и Бутявку глаг союз глаг стрямкали . И подудонились . союз сущ глаг А Калуша волит : междом сущ прил - Оее ! Оее ! Бутявка-то некузявая ! сущ сущ глаг Калушата Бутявку вычучили . сущ глаг Бутявка вздребезнулась , глаг глаг сущ сопритюкнулась и усяпала с напушки .
Выберите правильный вариант ответа: Основными признаками игрового рассказа являются: Наличие сказочных героев; Игра слов; Рифма, ритм; Игра с читателем, при которой он становится соавтором произведения; Использование всего арсенала языковых средств для создания неповторимого содержания;
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"
урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/19/picture-60704.jpg)
Презентация к уроку -мастерской по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа"
Презентация сопровождает одноимённый урок...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/19/picture-60704.jpg)
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа"
В центре внимания на уроке проблема истинных и ложных ценностей в жизни человека...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-171763-1357203851.jpg)
Урок по литературе "Свет и во тьме светит..." (по рассказам Л.Петрушевской)
Художественный мир Л.С.Петрушевской оставляет ощущение беспросветности, безысходности: люди, погруженные в бытовые проблемы, не способны к взаимопониманию. Но можно выделить ряд произведений, которые ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-333695-1383562297.jpg)
Конспект урока по рассказу Людмилы Петрушевской «Са и Со».
Тема урока: «Первые опыты взрослой жизни».Анализ современной художественной литературы в 11 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/01/picture-948666-1733082826.jpg)
Феномен Людмилы Петрушевской
uml;По сути, появление в литературе Петрушевской в значительной степени способствовало формированию так называемого «грязного реализма» как специфического художественного метода, приверже...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-208203-1361541521.jpg)
Эвристическая образовательная ситуация по рассказу Людмилы Петрушевской «Страна». 2023 год
Эвристическая образовательная ситуация по рассказу Людмилы Петрушевской «Страна»....