Феномен Людмилы Петрушевской
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Бокша Марина Вячеславовна
¨По сути, появление в литературе Петрушевской в значительной степени способствовало формированию так называемого «грязного реализма» как специфического художественного метода, приверженцы которого «не призывали к новой революции, не пытались найти выход из сложившейся ситуации», делая акцент на наиболее неприглядных явлениях действительности, выявляющих низменные потребности человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fenomen_lyudmily_petrushevskoy.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Феномен Людмилы Петрушевской. Её текст «Время ночь ». Родилась 26 мая 1938 г. (84 года), Москва РСФСР, СССР Русский прозаик и поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений.

Слайд 2

По сути, появление в литературе Петрушевской в значительной степени способствовало формированию так называемого «грязного реализма» как специфического художественного метода, приверженцы которого «не призывали к новой революции, не пытались найти выход из сложившейся ситуации », делая акцент на наиболее неприглядных явлениях действительности, выявляющих низменные потребности человека. Поточно подобранной образной характеристике писателя Дмитрия Быкова, « Петрушевская – это в чистом виде ожог, ожог жизнью, страшное, безутешное, нарочито усиленное переживание трагедии ». Выходя на определённый уровень обобщений в поисках сжатого определения ключевого смысла, вокруг которого выстраивается проблемно-тематическое поле творчества Петрушевской, можно сказать, что «ожог жизнью» – концептуально-содержательная доминанта, пронизывающая практически все литературные тексты Петрушевской, независимо от того, в каком жанре они написаны.

Слайд 3

Сама писательница в одном интервью определила жанровую особенность своих произведений как « русские городские страшилки ». Фиксация авторского внимания на страшных, вымороченных явлениях жизни – характерная примета её литературного творчества. Подобно Г . Лавкрафту и Э . По , Петрушевская пытается проникнуть в сферу человеческого страха, но эстетизируемые ею страхи, в отличие от трактовок американских писателей, имеют несколько иную природу. В её произведениях находит воплощение, прежде всего, страх, имеющий бытовую основу (« Время ночь », «Свой круг», «Московский хор» и др .), хотя мистикопсихологическая область страха также привлекала писательницу («Песни восточных славян», «Номер один, или В садах других возможностей»).

Слайд 4

Акцентирование бытового ужаса жизни – тема не новая для русской литературы. К ней обращались М. Салтыков-Щедрин, Л. Андреев, А. Чехов, М. Зощенко, М. Горький и др. Так, герой чеховского рассказа «Страх» Дмитрий Петрович Силин высказывает в беседе с рассказчиком мысль, которая, по-видимому, отражает писательское кредо Петрушевской : « Страшно то, что непонятно. – А разве жизнь вам понятна? Скажите: разве жизнь вы понимаете больше, чем загробный мир? <…> Наша жизнь и загробный мир одинаково непонятны и страшны ». В определенном смысле Петрушевская является продолжателем той литературной традиции, для которой быт и бытие, как писал Ю. Трифонов, « это слитно, это нельзя разъять ». Драматургия Петрушевской не столько о давлении быта, сколько об отсутствии бытия, точнее осмысленного бытия . Герои драматурга, мечтающие о любви, творчестве, исключительных поступках, становятся жертвами люмпенизации, духовной инволюции. Униженные и оскорблённые бытом , действующие лица пьес Петрушевской теряют возможность реализации своих духовных способностей. Говоря словами чеховского персонажа, « весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить » («Дом с мезонином»)

Слайд 5

Герои писательницы лишены возможности внутреннего духовного роста, не выполняют своего онтологического призвания. Их природные таланты и способности не находят реализации. Тема разложения интеллигенции, которая перекликается с известной в русской классике темой гибели дворянских гнёзд (И . Тургенев , А. Чехов, И. Бунин), нашла выражение в художественном мире Петрушевской. В её романе «Время ночь» повествование идёт от лица поэтессы Анны Андриановны, сравнивающей себя со своей известной тезкой Анной Ахматовой. Её любимое время – ночь, время «свидания со звездами и с Богом », время стихов, дневниковых записей. Но каждое утро Анну ждёт «утро стрелецкой казни », неизбежной гонки на выживание, в которой она постоянно проигрывает. Распад «кривой» семьи, состоящей из искалеченных нищетой и одиночеством детей и внуков главной героини романа, приводит последнюю к моральной деменции, осознанию, что она является «лишней в жизни ».

Слайд 6

Мир бытового абсурда Петрушевской погружён в состояние скандала. Ссоры, склоки травмируют психику как взрослых, так и детей. Мотив скандала часто становится одним из ключевых в драматургических текстах автора. Принципом « я лучше сначала крикну, а потом подумаю » руководствуются многие герои Петрушевской. Привычка общаться на повышенных тонах является закономерным результатом деформации системы ценностей людей, привыкших не к человеческим, а к звериным отношениям. Скандал в концептуальном поле произведений Петрушевской – некая усвоенная модель поведения: герои буквально живут от одного скандала к другому.

Слайд 7

Проблема бытового абсурда раскрывается в драматургии Петрушевской через утрачивающую целостность картину мира. «У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто», – утверждал вампиловский Бусыгин («Старший сын). В каком-то смысле «шоковая» драматургия Петрушевской – это попытка «пробить» толстую кожу зрителя, проникнуть в его душу. Автор погружает своего читателя-зрителя в мир мелочного и малосодержательного (в духовном плане) быта, эстетизация которого становится неким символическим знаком её творчества. В драматургии Петрушевской художественно осмысляются проблемы социально-духовной инволюции семьи и общества в России второй половины ХХ века. В центре писательского внимания трагедия разлада личности с обществом, трагедия девальвации семьи и семейных ценностей. Бытовая среда предстает как микромодель общественного сознания. Изображение бытового абсурда эстетически и концептуально проецируется на оценку изменений, происходящих в российском обществе и выражающихся во всеохватывающей люмпенизации и разобщённости .

Слайд 8

Как ни странно, «Время ночь» — повесть о любви. Об испепеляющей любви матери к своим детям. Характерная черта этой любви — боль и даже мучительство. Именно восприятие боли как проявление любви определяет отношения матери с детьми, и прежде всего с дочерью. Очень показателен телефонный разговор Анны Андриановны с Алёной , когда мать дешифрует каждую свою грубость по отношению к дочери как слова своей любви к ней. «Будешь любить — будут терзать», — формулирует она. Еще более откровенно эта тема звучит в финале повести, когда Анна Андриановна возвращается домой и обнаруживает, что Алёна с детьми ушли от неё: «Живыми ушли от меня», — с облегчением вздыхает мать.

Слайд 9

Анна Андриановна неуклонно и часто неосознанно стремится доминировать — это единственная форма её самореализации. Но самое парадоксальное состоит в том, что именно власть она понимает как любовь. В этом смысле Анна Андриановна воплощает своеобразный «домашний тоталитаризм» — исторические модели которого отпечаталась на уровне подсознания, рефлекса, инстинкта. Способность причинять боль служит доказательством материнской власти, а, следовательно — любви. Вот почему она деспотически пытается подчинить своих детей себе, ревнуя дочь к её мужчинам, сына к его женщинам, а внука к его матери. В этой любви нежное «маленький мой» тянет за собой грубое: «сволочь неотвязная». Любовь матери у Петрушевской монологична по своей природе. За все жизненные потери и неудачи мать требует себе компенсации любовью — иначе говоря, признанием её безусловной власти.

Слайд 10

Петрушевская показывает бытовые условия и ситуации, на которых замкнуто существование героев, и своеобразно рисует признаки этих ситуаций: от пустых тарелок, заштопанного белья, «полбуханки черняшки и супа из минтая» до абортов, разводов, брошенных детей, сумасшедших старух. При этом можно заметить, что текст рукописи Анны Андриановны крайне физиологичен, в нём широко используется просторечие («цапать», «шарить», «тыкать», «шнырять», «рехнуться», «урвать» и т. п.) и даже бранная лексика (диалоги поэтессы и её дочери, реплики Андрея). Мне показалось, что в мире героев повести отсутствует представление о реальном времени. Отсюда, как мне думается, возникает одно из значений названия этого произведения: ночью время не ощущается, как бы замирает. Не ощущают времени и Анна Андриановна, и Алёна , и Андрей, которые живут сиюминутными проблемами, повседневной рутиной. С другой стороны, ночь — время интенсивной духовной жизни, занятое размышлениями, воспоминаниями, самоанализом. Ночью пишутся стихи, ведутся дневники, как это и делает рассказчица: « ночью можно остаться наедине с бумагой и карандашом». С моей точки зрения, «Время ночь» — это ещё постоянное ощущение всеми персонажами повести тоски, подавленности, душевной тяжести, предчувствие новых проблем и трагедий: « Всё висело в воздухе как меч, вся наша жизнь, готовая обрушиться ». Кроме того, создается впечатление, что герои постоянно блуждают в темноте, двигаются на ощупь.

Слайд 11

Таким образом, Петрушевская изображает мир, в котором человек не осознает ценности своей жизни и жизни других людей, даже самых близких. В этом произведении мы наблюдаем страшное состояние разъединённости , отчуждённости близких людей: дети не нужны родителям, и наоборот. Так , Анна Андриановна пишет о своих детях: « Им не нужна была моя любовь. Вернее, без меня бы они сдохли, но при этом, лично я им мешала ». Такое состояние души вселяет мысли о безысходности, конце существования. « Жизнь моя кончена », — несколько раз заявляет Анна Андриановна. Подобные размышления бесконечно варьируются и становятся лейтмотивом всего повествования. Кто виноват в этих бесконечных страданиях? Анна Андриановна находит самое простое объяснение: « О, обманщица природа! О великая! Зачем-то ей нужны эти страдания, этот ужас, кровь, вонь, пот, слизь, судороги, любовь, насилие, боль, бессонные ночи, тяжелый труд, вроде чтобы все было хорошо! Ан нет, и все плохо опять ». Можно заметить , что и способ изложения событий в этом произведении типичен для художественной манеры Петрушевской. Так, в тексте рукописи Анны Андриановны часто отсутствуют причинно-следственные связи, логические объяснения поступков персонажей. Мне кажется, что делается это намеренно — с целью усиления передачи хаоса происходящего . Например , мы не знаем, какие стихи пишет Анна Андриановна. Сложно понять, кого действительно любит Алёна и почему она бросила своего сына, но сама воспитывает двух других детей. Не совсем ясно, за что сидит в тюрьме её брат Андрей.

Слайд 12

Одновременно можно заметить, что определённый схематизм персонажей делает их обобщёнными типами, типичными образами. Перед нами возникает, например, образ «невинной жертвы», в котором оказываются практически все герои повести. Так , Андрей — жертва своей правдивой, но ранимой натуры. Тимофей — жертва семейных распрей, «дитя голода», «замкнутый ребёнок до слез». Алёна — жертва оставивших её неверных мужчин . Сама Анна Андриановна — жертва бытовых обстоятельств и своих жизненных взглядов. «Надо в дурдом!»; «Да к тебе надо врача со шприцом!» Тема болезни и сумасшествия типична для прозы Петрушевской. В повести «Время ночь» эта тема достигает предельного развития . Болезнь — естественное состояние героев. На каждом из них лежит печать не только духовного страдания, но и физического вырождения. Шизофрения — родовое проклятие всей семьи. Этой болезнью страдают бабушка маленького Тимофея по отцовской линии и мать Анны Андриановны. На учёте в диспансере состоит Алёна .

Слайд 13

Творчество Петрушевской – особый, во многом уникальный художественный мир. Художественный мир Людмилы Петрушевской представляет собой сложный синтез взаимоисключающих эстетических тенденций: постмодернизма и реализма, натурализма и сентиментализма, модернизма и барокко. Жанровое разнообразие её произведений достаточно велико. Это и драматургические, прозаические произведения, а также сказочная проза. Уже в самом начале творческого пути Петрушевской критика заговорила о том, что с её «черным», «жестоким», «мужским» талантом ей следует писать о жертвах культа, о периодах репрессий, о тирании и её исполнителях. Петрушевская же писала о современной жизни, и основная масса её произведений действительно была «мрачна» и «тяжела» по своему содержанию: о смертельных болезнях, об убивающем равнодушии, о неблагополучии семейной жизни, о беспросветной мерзости, о неустройстве личной судьбы, о безысходности человеческого существования.

Слайд 14

Героями её произведений стали «маленькие» люди, замученные жизнью, обманутые судьбой, непонятые и нелюбимые, нередко герои с притупленными чувствами, живущие как во сне или под наркозом, без ярко выраженных личностных эмоций. Среди них — преимущественно женщины, слабые и несчастные, страдающие в жестоком и бездушном мире и нередко сами становящиеся жестокими и бездушными. Свои сюжеты писательница черпает из гула городской толпы, уличных разговоров , на скамейках у подъездов. Отсюда своеобразие языка писательницы. Её произведения изобилуют неправильностями разговорной речи, в её вещах царит живая речь улиц, очень часто нарушающая все литературные нормы. По признанию Петрушевской, она собирает эти «фантастические сцепления слов». Именно с желанием ввести в произведение яркую речь толпы связано большое количество клише на страницах её рассказов, пьес и сказок. « Я охотно и радостно пользуюсь клише, ими любуюсь, они поэтичны и быстро передают нужное ощущение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"

урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

Конспекты урокоа внеклассного чтения "Счастливые эти люди!"(по сказке Л.С.Петрушевской "Счастливые кошки")и "Вот наша жизнь нужна-вот мы и живем"(по сказке Л.С.Петрушевской"Котенок")

Это два произведения из цикла уроков внеклассного чтения "Детство. Нравственные истоки личности", помогают понять учащимся 5 класса, что есть добро и зло, что самое дорогое в жизни-это дом, любящие ро...

Конспект урока по рассказу Людмилы Петрушевской «Са и Со».

Тема урока: «Первые опыты взрослой жизни».Анализ современной художественной литературы в 11 классе....

"А ну-ка поиграем. Игровые рассказы Людмилы Петрушевской"

Увлекательный игровой урок значительно расширяющий кругозор учащихся.Может быть полезен для проведения внеурочного занятия или занятия по внеклассному чтению....

Эвристическая образовательная ситуация по рассказу Людмилы Петрушевской «Страна». 2023 год

Эвристическая образовательная ситуация по рассказу Людмилы Петрушевской «Страна»....