Феномен Людмилы Петрушевской
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fenomen_lyudmily_petrushevskoy.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По сути, появление в литературе Петрушевской в значительной степени способствовало формированию так называемого «грязного реализма» как специфического художественного метода, приверженцы которого «не призывали к новой революции, не пытались найти выход из сложившейся ситуации », делая акцент на наиболее неприглядных явлениях действительности, выявляющих низменные потребности человека. Поточно подобранной образной характеристике писателя Дмитрия Быкова, « Петрушевская – это в чистом виде ожог, ожог жизнью, страшное, безутешное, нарочито усиленное переживание трагедии ». Выходя на определённый уровень обобщений в поисках сжатого определения ключевого смысла, вокруг которого выстраивается проблемно-тематическое поле творчества Петрушевской, можно сказать, что «ожог жизнью» – концептуально-содержательная доминанта, пронизывающая практически все литературные тексты Петрушевской, независимо от того, в каком жанре они написаны.
Сама писательница в одном интервью определила жанровую особенность своих произведений как « русские городские страшилки ». Фиксация авторского внимания на страшных, вымороченных явлениях жизни – характерная примета её литературного творчества. Подобно Г . Лавкрафту и Э . По , Петрушевская пытается проникнуть в сферу человеческого страха, но эстетизируемые ею страхи, в отличие от трактовок американских писателей, имеют несколько иную природу. В её произведениях находит воплощение, прежде всего, страх, имеющий бытовую основу (« Время ночь », «Свой круг», «Московский хор» и др .), хотя мистикопсихологическая область страха также привлекала писательницу («Песни восточных славян», «Номер один, или В садах других возможностей»).
Акцентирование бытового ужаса жизни – тема не новая для русской литературы. К ней обращались М. Салтыков-Щедрин, Л. Андреев, А. Чехов, М. Зощенко, М. Горький и др. Так, герой чеховского рассказа «Страх» Дмитрий Петрович Силин высказывает в беседе с рассказчиком мысль, которая, по-видимому, отражает писательское кредо Петрушевской : « Страшно то, что непонятно. – А разве жизнь вам понятна? Скажите: разве жизнь вы понимаете больше, чем загробный мир? <…> Наша жизнь и загробный мир одинаково непонятны и страшны ». В определенном смысле Петрушевская является продолжателем той литературной традиции, для которой быт и бытие, как писал Ю. Трифонов, « это слитно, это нельзя разъять ». Драматургия Петрушевской не столько о давлении быта, сколько об отсутствии бытия, точнее осмысленного бытия . Герои драматурга, мечтающие о любви, творчестве, исключительных поступках, становятся жертвами люмпенизации, духовной инволюции. Униженные и оскорблённые бытом , действующие лица пьес Петрушевской теряют возможность реализации своих духовных способностей. Говоря словами чеховского персонажа, « весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить » («Дом с мезонином»)
Герои писательницы лишены возможности внутреннего духовного роста, не выполняют своего онтологического призвания. Их природные таланты и способности не находят реализации. Тема разложения интеллигенции, которая перекликается с известной в русской классике темой гибели дворянских гнёзд (И . Тургенев , А. Чехов, И. Бунин), нашла выражение в художественном мире Петрушевской. В её романе «Время ночь» повествование идёт от лица поэтессы Анны Андриановны, сравнивающей себя со своей известной тезкой Анной Ахматовой. Её любимое время – ночь, время «свидания со звездами и с Богом », время стихов, дневниковых записей. Но каждое утро Анну ждёт «утро стрелецкой казни », неизбежной гонки на выживание, в которой она постоянно проигрывает. Распад «кривой» семьи, состоящей из искалеченных нищетой и одиночеством детей и внуков главной героини романа, приводит последнюю к моральной деменции, осознанию, что она является «лишней в жизни ».
Мир бытового абсурда Петрушевской погружён в состояние скандала. Ссоры, склоки травмируют психику как взрослых, так и детей. Мотив скандала часто становится одним из ключевых в драматургических текстах автора. Принципом « я лучше сначала крикну, а потом подумаю » руководствуются многие герои Петрушевской. Привычка общаться на повышенных тонах является закономерным результатом деформации системы ценностей людей, привыкших не к человеческим, а к звериным отношениям. Скандал в концептуальном поле произведений Петрушевской – некая усвоенная модель поведения: герои буквально живут от одного скандала к другому.
Проблема бытового абсурда раскрывается в драматургии Петрушевской через утрачивающую целостность картину мира. «У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто», – утверждал вампиловский Бусыгин («Старший сын). В каком-то смысле «шоковая» драматургия Петрушевской – это попытка «пробить» толстую кожу зрителя, проникнуть в его душу. Автор погружает своего читателя-зрителя в мир мелочного и малосодержательного (в духовном плане) быта, эстетизация которого становится неким символическим знаком её творчества. В драматургии Петрушевской художественно осмысляются проблемы социально-духовной инволюции семьи и общества в России второй половины ХХ века. В центре писательского внимания трагедия разлада личности с обществом, трагедия девальвации семьи и семейных ценностей. Бытовая среда предстает как микромодель общественного сознания. Изображение бытового абсурда эстетически и концептуально проецируется на оценку изменений, происходящих в российском обществе и выражающихся во всеохватывающей люмпенизации и разобщённости .
Как ни странно, «Время ночь» — повесть о любви. Об испепеляющей любви матери к своим детям. Характерная черта этой любви — боль и даже мучительство. Именно восприятие боли как проявление любви определяет отношения матери с детьми, и прежде всего с дочерью. Очень показателен телефонный разговор Анны Андриановны с Алёной , когда мать дешифрует каждую свою грубость по отношению к дочери как слова своей любви к ней. «Будешь любить — будут терзать», — формулирует она. Еще более откровенно эта тема звучит в финале повести, когда Анна Андриановна возвращается домой и обнаруживает, что Алёна с детьми ушли от неё: «Живыми ушли от меня», — с облегчением вздыхает мать.
Анна Андриановна неуклонно и часто неосознанно стремится доминировать — это единственная форма её самореализации. Но самое парадоксальное состоит в том, что именно власть она понимает как любовь. В этом смысле Анна Андриановна воплощает своеобразный «домашний тоталитаризм» — исторические модели которого отпечаталась на уровне подсознания, рефлекса, инстинкта. Способность причинять боль служит доказательством материнской власти, а, следовательно — любви. Вот почему она деспотически пытается подчинить своих детей себе, ревнуя дочь к её мужчинам, сына к его женщинам, а внука к его матери. В этой любви нежное «маленький мой» тянет за собой грубое: «сволочь неотвязная». Любовь матери у Петрушевской монологична по своей природе. За все жизненные потери и неудачи мать требует себе компенсации любовью — иначе говоря, признанием её безусловной власти.
Петрушевская показывает бытовые условия и ситуации, на которых замкнуто существование героев, и своеобразно рисует признаки этих ситуаций: от пустых тарелок, заштопанного белья, «полбуханки черняшки и супа из минтая» до абортов, разводов, брошенных детей, сумасшедших старух. При этом можно заметить, что текст рукописи Анны Андриановны крайне физиологичен, в нём широко используется просторечие («цапать», «шарить», «тыкать», «шнырять», «рехнуться», «урвать» и т. п.) и даже бранная лексика (диалоги поэтессы и её дочери, реплики Андрея). Мне показалось, что в мире героев повести отсутствует представление о реальном времени. Отсюда, как мне думается, возникает одно из значений названия этого произведения: ночью время не ощущается, как бы замирает. Не ощущают времени и Анна Андриановна, и Алёна , и Андрей, которые живут сиюминутными проблемами, повседневной рутиной. С другой стороны, ночь — время интенсивной духовной жизни, занятое размышлениями, воспоминаниями, самоанализом. Ночью пишутся стихи, ведутся дневники, как это и делает рассказчица: « ночью можно остаться наедине с бумагой и карандашом». С моей точки зрения, «Время ночь» — это ещё постоянное ощущение всеми персонажами повести тоски, подавленности, душевной тяжести, предчувствие новых проблем и трагедий: « Всё висело в воздухе как меч, вся наша жизнь, готовая обрушиться ». Кроме того, создается впечатление, что герои постоянно блуждают в темноте, двигаются на ощупь.
Таким образом, Петрушевская изображает мир, в котором человек не осознает ценности своей жизни и жизни других людей, даже самых близких. В этом произведении мы наблюдаем страшное состояние разъединённости , отчуждённости близких людей: дети не нужны родителям, и наоборот. Так , Анна Андриановна пишет о своих детях: « Им не нужна была моя любовь. Вернее, без меня бы они сдохли, но при этом, лично я им мешала ». Такое состояние души вселяет мысли о безысходности, конце существования. « Жизнь моя кончена », — несколько раз заявляет Анна Андриановна. Подобные размышления бесконечно варьируются и становятся лейтмотивом всего повествования. Кто виноват в этих бесконечных страданиях? Анна Андриановна находит самое простое объяснение: « О, обманщица природа! О великая! Зачем-то ей нужны эти страдания, этот ужас, кровь, вонь, пот, слизь, судороги, любовь, насилие, боль, бессонные ночи, тяжелый труд, вроде чтобы все было хорошо! Ан нет, и все плохо опять ». Можно заметить , что и способ изложения событий в этом произведении типичен для художественной манеры Петрушевской. Так, в тексте рукописи Анны Андриановны часто отсутствуют причинно-следственные связи, логические объяснения поступков персонажей. Мне кажется, что делается это намеренно — с целью усиления передачи хаоса происходящего . Например , мы не знаем, какие стихи пишет Анна Андриановна. Сложно понять, кого действительно любит Алёна и почему она бросила своего сына, но сама воспитывает двух других детей. Не совсем ясно, за что сидит в тюрьме её брат Андрей.
Одновременно можно заметить, что определённый схематизм персонажей делает их обобщёнными типами, типичными образами. Перед нами возникает, например, образ «невинной жертвы», в котором оказываются практически все герои повести. Так , Андрей — жертва своей правдивой, но ранимой натуры. Тимофей — жертва семейных распрей, «дитя голода», «замкнутый ребёнок до слез». Алёна — жертва оставивших её неверных мужчин . Сама Анна Андриановна — жертва бытовых обстоятельств и своих жизненных взглядов. «Надо в дурдом!»; «Да к тебе надо врача со шприцом!» Тема болезни и сумасшествия типична для прозы Петрушевской. В повести «Время ночь» эта тема достигает предельного развития . Болезнь — естественное состояние героев. На каждом из них лежит печать не только духовного страдания, но и физического вырождения. Шизофрения — родовое проклятие всей семьи. Этой болезнью страдают бабушка маленького Тимофея по отцовской линии и мать Анны Андриановны. На учёте в диспансере состоит Алёна .
Творчество Петрушевской – особый, во многом уникальный художественный мир. Художественный мир Людмилы Петрушевской представляет собой сложный синтез взаимоисключающих эстетических тенденций: постмодернизма и реализма, натурализма и сентиментализма, модернизма и барокко. Жанровое разнообразие её произведений достаточно велико. Это и драматургические, прозаические произведения, а также сказочная проза. Уже в самом начале творческого пути Петрушевской критика заговорила о том, что с её «черным», «жестоким», «мужским» талантом ей следует писать о жертвах культа, о периодах репрессий, о тирании и её исполнителях. Петрушевская же писала о современной жизни, и основная масса её произведений действительно была «мрачна» и «тяжела» по своему содержанию: о смертельных болезнях, об убивающем равнодушии, о неблагополучии семейной жизни, о беспросветной мерзости, о неустройстве личной судьбы, о безысходности человеческого существования.
Героями её произведений стали «маленькие» люди, замученные жизнью, обманутые судьбой, непонятые и нелюбимые, нередко герои с притупленными чувствами, живущие как во сне или под наркозом, без ярко выраженных личностных эмоций. Среди них — преимущественно женщины, слабые и несчастные, страдающие в жестоком и бездушном мире и нередко сами становящиеся жестокими и бездушными. Свои сюжеты писательница черпает из гула городской толпы, уличных разговоров , на скамейках у подъездов. Отсюда своеобразие языка писательницы. Её произведения изобилуют неправильностями разговорной речи, в её вещах царит живая речь улиц, очень часто нарушающая все литературные нормы. По признанию Петрушевской, она собирает эти «фантастические сцепления слов». Именно с желанием ввести в произведение яркую речь толпы связано большое количество клише на страницах её рассказов, пьес и сказок. « Я охотно и радостно пользуюсь клише, ими любуюсь, они поэтичны и быстро передают нужное ощущение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"
урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....
урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....
Конспекты урокоа внеклассного чтения "Счастливые эти люди!"(по сказке Л.С.Петрушевской "Счастливые кошки")и "Вот наша жизнь нужна-вот мы и живем"(по сказке Л.С.Петрушевской"Котенок")
Это два произведения из цикла уроков внеклассного чтения "Детство. Нравственные истоки личности", помогают понять учащимся 5 класса, что есть добро и зло, что самое дорогое в жизни-это дом, любящие ро...
Конспект урока по рассказу Людмилы Петрушевской «Са и Со».
Тема урока: «Первые опыты взрослой жизни».Анализ современной художественной литературы в 11 классе....
"А ну-ка поиграем. Игровые рассказы Людмилы Петрушевской"
Увлекательный игровой урок значительно расширяющий кругозор учащихся.Может быть полезен для проведения внеурочного занятия или занятия по внеклассному чтению....
РАЗРАБОТКА урока литературы в 9 классе по рассказу Л.С.Петрушевской «ГЛЮК» «Рассказ Л.С. Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества»
Разработка урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе по рассказу Л.Петрушевской "Глюк"....
Эвристическая образовательная ситуация по рассказу Людмилы Петрушевской «Страна». 2023 год
Эвристическая образовательная ситуация по рассказу Людмилы Петрушевской «Страна»....