Урок на тему "Луфтама 100"
план-конспект урока
Материал урока по мокшанскому языку для уч-ся 4 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_mokshanskomu_yazyku_v_4_klasse_na_temu.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по мокшанскому языку в 4 классе на тему
«Учимся считать до 100»Урок финансовой грамотности. Тонафнетяма сядоти лувома.
Цель: Пробудить интерес и стремление к общению на мордовском языке.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Тонафтысь: Шумбратада, шабат!
Тонафнихне: Шумбратада, Наталья Алексеевна!
Тонафтысь: Озада! Кодама тячи числась?
Тонафнись: Тячи октябрьста.
Тонафтысь Кие тячи дежурнайсь?
Тонафнись Тячи мон клазса дежурнайсь
Тонафтысь: Кие тячи аш класса?
Тонафнись: Класса аш.
(Классонк тячи сембе.)
2. Повторение пройденного материала.
Тонафтысь: Мезень колга корхтаме ётай урокть?
Виде , тячи минь поладсаськ тя темать.Васенда дайти луфтама 100 десяткаса, Сяльде меки. (слайд3)
Тяни тисаськ ня примерхнень (слайд4-6)
Шабат , а менди тейньк эрявихть содамс цифратне.?(Ответы детей)
Минь тинь мархтонтт содасаськ, што лувомс валть кафта значениядонза _читать и считать.Тячи минь карматама работама считать значениянц мархта
II. Объявление темы и целей урока.
Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие – урок-игра по финансовой грамотности.
Для чего нам это нужно?
Наше путешествие начинается!
III. Работа по этапам игры.
Без чего мы не можем прожить в жизни?
Ответ детей(Без еды,дома,вещей,семьи и денег)слайд(8)
Для того чтобы купить еду машину дом и т.д нам нужны деньги (Купить –рамамс,деньги- ярмакт)
Беседа:
- Что такое деньги?Как они появились Как люди пользуются деньгами?(слайд(9
- Почему люди обменивают деньги на товар и товар на деньги? Слойд(10)(мультик) 11
Слайд 12Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. – Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.
– Что стали делать люди?слайд 13-15
– Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников.
– Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу. Слайд 14
– И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.слайд15
– Обмен товара на товар называется БАРТЕР.
– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. Слайд16
– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)
– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.
– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Слайд 17
– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).
– За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.
– Удобно?
– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Слайд 18
– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)
– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.
– Что же получалось? (РУБЛЬ)
– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)
– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равныслайд 19
– Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА.Рамамась-мимась
Раньше, когда ещё не придумали деньги, люди обменивались между собой товарами. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Но такой обмен был неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. И тогда люди придумали монеты.
Монета — денежный знак, изготовленный из металла. Как правило, монеты имеют форму круга. Монеты удобны для обмена, так как они прочны, компактны и могут обладать значительной ценностью, если изготовлены из драгоценных металлов. В России монеты появились в 10 веке!
А вот бумажные деньги, которыми так привыкли пользоваться мы с вами, - самые молодые. В России они появились только в 18 веке, при императрице Екатерине. Они удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок.
Рассматривают настоящую купюру в 100 рублей, чтобы научиться отличать настоящие деньги от фальшивых.
Изготовление фальшивых денег является преступлением. В России за изготовление, хранение и использование фальшивых денег могут посадить в тюрьму на 15 лет!
Кодама од валхт тячи минь маряме (каие новые слова мы сегодня узнали)Од валхнень мархта работамась (слайд №11)
- Ярмакт- деньги
- Полафтома-обмен
- Цалковай-рубль
- Трёшник-копейка
- Веща-товар
- Рамамась-мимась-купля-продажа
- Прибаватама-прибавить
- Сяфтяма(ёрдатама)-вычисть
.Физкультминутка.
- Стяда.
Фкя, кафта –
Пилькнень ладяйть тяфта.
Колма, ниле, вете –
Кяттнень вяри кепотть.
Ниле, вете, кота, -
Фкя аськолкста потак.
Сисем, кафкса, вейхкса –
Цяпайть кяттнень вельхкссот.
- Фкя, кафта –
Комотнеда тяфта.
- Озада.
Книгать мархта работамась
а) 1-це упр. Стр.37 (Морафтомс и ётафтомс рузкс.)
2 2-це упр.Сёрмадомс предложениятень
Просмотр мультфильма Слайд 12
9.Итог урока.
- О чем мы с вами говорили на уроке?
- Какие новые слова вы узнали на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что на уроке вам особенно понравилось?
- У вас на столе есть сигнальные карточки со смайликами, поднимите ту сигнальную карточку, которая соответствует вашему настроению после урока.
- Стяда. Няемозонк шабат.
- Няемозонк Наталья Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...