Представление собственного инновационного опыта
статья

Дивеева Наталья Алексеевна

Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.                Моя проблема«Формирование положительной мотивации обучении мокшанскому языку  учащихся младших классов»

 актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса  к  национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя мордовского (мокшанского) языка  МБОУ «Гимназия №1»

Дивеевой  Натальи Алексеевны

«Формирование положительной мотивации обучении мокшанскому языку  учащихся младших классов».

                              

            1.Обоснование актуальности и  перспективности опыта. Его значение для    совершенствования учебно-воспитательного процесса.       

  Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

   Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовский (мокшанский,эрзянский)язык. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков. Мордовский (мокшанский, эрзянский) язык наряду с русским должны быть активно включен в структуру сознания и деятельности учащихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности

  Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

     Региональный компонент должен и может пронизывать все формы, виды и направления воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление детей младшего школьного возраста с мордовской культурой может осуществляться через игровую, учебно-познавательную, изобразительную, музыкальную, речевую, спортивно-двигательную деятельность, а также через  другие виды деятельности. В связи с тем, что в дальнейшем предполагается расширение функционирования мордовских языков в социальной, общественной сфере, особое внимание должно уделяться обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языкам. Ведь опора на национальную культуру, народные традиции, искусство – одна из главных позиций современного образования.

        Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - в настоящее время задача особенно актуальная и сложная. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

           Национальная культура находится в гармонии с национальным характером; она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной  форме. Но,  только    глубоко    вникнув  в   какую-то     одну культуру, человек может воспринимать и по достоинству оценивать другие. Родная культура входит в сознание человека так, как гены отца и матери входят в его тело, - на правах порождающего начала.      

                Моя проблема актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса  к  национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира.

 Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

2. Условия формирования ведущей  идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

        Главная цель образования в школе добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению

  Моя цель – в ярком многоцветии других языков и культур показать уникальность, богатство своего родного мокшанского языка, древность в истории мордвы, своеобразие культур. Мой маленький ученик должен увидеть и почувствовать красоту и многообразие языков, культур, литературы. Ведь чем больше человек познает языки, тем богаче становится его духовный мир.

 Задачи, которые стоят предо мной, как учителя мордовского языка - это  приобщение детей к родному языку, к культурным традициям своего народа,  истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Язык и культура – неразделимое единство,  язык есть часть культуры народа. При изучении языка стараюсь решать не только задачи культурно- национальной самореализации личности, но и формировать  качества гражданина, чтобы ребенок   осознавал себя частью содружества наций, российского сообщества народов. А это, на мой взгляд, служит основой цивилизованного диалога представителей различных культур.

                                      3.Теоретическая база опыта

В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия (Исайкина А.И., Малькина М.И. Мокшанский язык. 2 кл. ; Исайкина А.И, Малькина М.И, Осипова Р.И.  Мокшанский язык, 3 класс. ; Исайкина А.И, Малькина М.И.   Мокшанский язык, 4 класс;. Гришунина В.П., Рогожина В.Ф. Мокшанский язык. 5 класс)

  Мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, большое количество дидактического материала,  проверочные и тестовые работы, планы-конспекты, открытые уроки, выступала  с освещением опыта своей работы на педагогических советах, принимала участие в городских   семинарах учителей  родного языка.

                                  4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

        Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ребенке его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха как для « слабого» ученика так и для более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более « живым» и результативным. Обучение мокшанскому языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- игровая деятельность ( игры «Содасак.мзяра ?» ,  «Тя кие?» Тя мезе?» «Мзяра?»  «Кода лемце», «Кода тядяцень лемоц» и другие );

- создание положительных эмоциональных ситуаций  (учащиеся поощряются смайлами, пишутся положительные отзывы родителям и другое);

 - работа в парах (при чтении диалогов);

- проблемное обучение;

-конкурсы (на лучшего чтеца, на знание большего количества слов на мокшанском языке по данной теме и другое);

Дети с большим интересом выполняют мультимедийные презентации. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению мокшанского языка и культуры мордовского народа.    Такие задания ученики начинают выполнять с 4 - го класса. Интерес представляют такие темы как « Знаменитые люди Мордовии», «Путешествие по городам Мордовии», Мой любимый вид спорта»,   «Моя малая родина» и др. Во 2 классе детям интересно играть с игрушками по теме «Мои любимые игрушки», рассказывать о своей семье по фотографиям родственников и т.д.  

        Для овладения языком даже в небольшом объеме ребенку недостаточно заучить ряд типовых фраз, он должен научиться самостоятельно строить фразы данного типа из знакомых слов. Игровая ситуация является основным методическим приемом отработки грамматических умений. Надо только вызвать интерес к заданию и тем самым повысить речевую активность детей, вызвать потребность в общении на мордовском (мокша) языке.

         Многократное повторение небольших стихотворений, инсценировка мордовских и переводных русских сказок, заучивание загадок, прибауток, песенок из мордовского и русского фольклора (перевод), считалок помогает научить детей говорить на мордовском  (мокша) языке в пределах программы.

          Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.

                                     5.Анализ результативности

       На уроках мокшанского языка создаю комфортную психологическую атмосферу, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:

- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения мокшанского языка;

- формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие.          

- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться

реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах не только муниципального, но и республиканского  уровней.

       Проводимая мною работа позволяет получать неплохие    результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на районных предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами  различных конкурсов.

       Ежегодно ученики принимают участие в предметных школьных и муниципальных олимпиадах по мокшанскому  языку. 

 Лучшие работы учеников занимали призовые места  на олимпиадах,  в городских и республиканских конкурсах творческих работ:

-муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников по родному языку: (2012 год -  1 призер; 2013 год - 1 победитель и 1 призер; 2014 год-- 1 победитель и 1 призер; 2015 год-1 победитель и 2 призера);

          - муниципальный творческий  конкурс  «Мялямсь пингта вии» (май 2020 год - Кувайкин М. –призёр 2 степени в номинации «Проза»;Самзайкина В.-призёр 3 степени в номинации «Поэзия».

            -республиканская дистанционная олимпиада по родным языкам-призёры 2 степени

   Ученики неоднократно побеждали и в общероссийских конкурсах. Например, в общероссийской предметной олимпиаде « Олимпу» по русскому языку в 2012г. - I иIII места; в общероссийской дистанционной олимпиаде «Познание и творчество» по русскому языку в 2012-2013 учебном г.-III место; в международной онлайн- олимпиаде «Фоксфорд» по русскому языку -  I, II и  III места.

                     6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Но, несмотря на инновационный подход в образовании,  на развитие творческого потенциала на занятиях, у учащихся по-прежнему остается ряд трудностей при изучении мордовского (мокшанского)  языка, так как овладение мордовским языком представляет собой сложный процесс, требующий приобретения навыка непосредственного понимания читаемого или воспринимаемого на слух, формирование соответствующих мыслей непосредственно на базе «чужого»  языка.

 Вот поэтому обучение мокшанскому языку  должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.

  Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

                    7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

В  целях обмена опытом с коллегами, я провожу  открытые уроки,  выступаю  на заседаниях методического объединения учителей школы, педсоветах. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы,   а также использую интернет-ресурсы, где представлен опыт педагогов других регионов. 

                                8. Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия и т.д. (видео приложение)

Наглядные материалы из личного опыта учителя мокшанского языка Дивеевой Н.А. представлены:

На сайте педагогического сообщества edcommunitu

http://edcommunity.ru/profile/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Представление собственного инновационного опыта

В данном материале представлен опыт работы учителя мордовского языка, ее актуальность, перспективность, концептуальность, наличие теоретической базы. Ведущей педагогической идеей является "Идея педаго...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...