Программа по родной литературе 5-9 классы 2020-2021
рабочая программа
Программа по родной литературе 5-9 классы 2020-2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rodnaya_literatura_5-9_kl.docx | 83.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
5 - 9 КЛАССЫ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составили:
учителя русского языка и литературы
Дмитриенко С.Г.
Козлова М.Г.
Кожевникова С.Ю.
Костина О.В.
Суркова О.В.
Неретина Н.М.
Волковецкая Г.А.
Козлова Л.Г.
Сипунова Н.А.
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, с учетом примерной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа имеет целью формирование потребности в качественном чтении произведений русской литературы, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.
Программа по родной (русской) литературе соотнесена с программой по литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по родной литературе (русской литературе) - как явления искусства слова. Практическая сторона программы основного образования по родной (русской) литературе связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием русского человека и воспитанием личности гражданина России.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, деятельностный метод обучения.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Любовь к России и человеку — вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.
Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 87,5 часов: 17,5 часов в год на каждой параллели.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка и литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка и литературы; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка и литературы в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке и литературе; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий словесности: стиль языка художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
7) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
8) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
9) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
10) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
11) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
Содержание учебного предмета «Родная русская литература»
5 класс
Устное народное творчество (2 часа)
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Лиса и журавль», «Ворона и рак». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Древнерусская литература (2 часа)
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.
Афанасий Никитин из «Хождения за три моря». Исторические события, право на вымысел у древнерусского автора; нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Русская литература XIIIV века (1 час)
М.В. ЛОМОНОСОВ
«Лишь только дневный шум умолк…»
Русская литература XIX века (4 часа)
К.ф. Рылеев
«Иван Сусанин». Невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, ценной своей жизни сохранившего независимость русского народа.
Е.А. Баратынский
«Водопад». Звуковые образы стихотворения. Композиционные особенности. Состояние души лирического героя. Звукопись в произведении.
А.С. Пушкин
«Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни.
Д.В. Григорович
«Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексические особенности произведения.
Русская литература XIX века (8,5 часов)
И.С. Соколов-Микитов
«Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.
В.П. Астафьев
Рассказ «Белогрудка». Автобиографичный рассказ, основанный на детских воспоминаниях писателя. Взаимоотношения человека с природой.
К.Г. Паустовский
Рассказ «Заячьи лапы». Равнодушие и милосердие. Взаимосвязь природы и человека. Проблемный вопрос: почему люди по-разному относятся к природе.
К.М. Симонов
«Майор привёз мальчишку на лафете…». История создания стихотворения. Мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Призыв К.М. Симонова к защите родной земли.
В.К. Железников
Повесть «Чудак из 6б». Становление характера в период взросления. Взаимоотношения подростков. Название повести, ключевое слово в нём.
Е.И. Носов
Рассказ «Варька». Послевоенные годы. Герои произведения, их радости и горести.
В.П. Крапивин
Повесть-сказка «Дети синего Фламинго». Цветопись в произведении. Моральная ответственность при принятии непростых решений.
6 класс
Русский фольклор (1 час)
Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку…», «Казаки и Меншиков», «Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…» и другие по выбору.
Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Повествовательное и лирическое начала в народной песне.
Древнерусская литература (2 часа)
«Подвиг юноши Кожемяки». Из «Сказаний о Святославе». Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.
Литература XVIII века (1 час)
Г.Р. Державин
«Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.
Литература XIX века (7 часов)
К.Н. Батюшков.
«На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя. Тропы: эпитет, метафора, оксюморон, инверсия.
Д.В. Давыдов.
Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан».
Е.А. Баратынский.
«Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.
Л.Н. Толстой.
«Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.
Литература XX века (15 часов)
М.М. Зощенко.
«Монтёр». Два конфликта в рассказе. Своеобразие темы «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко. Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического. Характеристика персонажа.
И.С. Шмелёв.
Краткий рассказ о писателе. «Чувство слова» И.С. Шмелёва. Главы из романа «Лето Господне». Идеализацией православных начал русской жизни (1-2 главы по выбору). Анализ эпизода.
А.А. Лиханов.
Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода». Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения. Проблема сохранения памяти о войне.
В.П. Астафьев.
Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех».
А.Г. Алексин.
«Я прихожу к маме…»Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина. «Домашнее сочинение». Послевоенные годы. Проблема взросления в произведении. История о мечтах, разрушенных войной. Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа.
В.П. Крапивин
«Мальчик со шпагой». Нравственная красота человека в произведении.
Р.П. Погодин
«Зелёный попугай». Образ повествователя. Юмор в повести.
7 класс
Из устного народного творчества (1 час)
Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря» и другие.
Богатыри, воплощающие народный идеал. Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Древнерусская литература (2 час)
«Повесть временных лет»: «Единоборство Мстислава с Редедею». Историчность Поединка Мстислава с Редедей. Идея гражданственности и патриотизма.
«Житие Сергия Радонежского». Проповедь добра и милосердия в житийном жанре Древней Руси. Подвиги и чудеса при жизни преподобного Сергия Радонежского. Почитание святого в православии.
Из литературы XVIII века (1)
Г.Р. Державин
«Признание». Истинность и правдивость. Близость автора к простым людям. Готовность признать жизненные ошибки.
Из литературы XIX века (5)
А.С. Пушкин
«19 октября»: («Роняет багряный свой убор»), («Бог помочь вам, друзья мои»). Тема «дружества святого». Лицейская годовщина. Любовь к отечеству, стремление к славе.
М.Ю. Лермонтов
«Прощай, немытая Россия…». Лирическая исповедь. Раскрытие внутреннего мира героя. Непринятие политики царской России.
И.С. Тургенев
«Первая любовь». Сложность человеческих взаимоотношений. Трагичность отношений между людьми, не основанных на любви и уважении.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Премудрый пискарь». Бессмысленность жизни основанной на боязни опасностей и бездействии.
В.Г. Короленко
«Парадокс». Стремление человека к полноте духовной жизни. Право каждого человека на счастье.
Из литературы XX века (8,5 часов)
М. Горький
«В людях». Судьба ребёнка-сироты. Стремление героя к правде и справедливости. Роль книги в жизни ребёнка.
И.А. Бунин
«Цифры». Взаимоотношение взрослых и детей. Постижение окружающего мира ребёнком.
Взаимопонимание и чуткость как важные составляющие воспитания.
Б.Л. Васильев
«Вам привет от бабы Леры». Воспоминания. Нравственность как форма общественного сознания. Честь, совесть, милосердие, вера - необходимые для всего общества категории.
В.П. Астафьев
«Родные березы», «Весенний остров». Лирические миниатюры, объединённые темой благодарной памяти людям и сострадания ко всему живущему на земле.
В.А. Солоухин
«Ножичек с костяной ручкой». Честность, умение признавать свои ошибки, сделать правильный выбор
К. Булычев
«Белое платье Золушки». Из цикла фантастических рассказов. Чистота и непорочность души.
В.М. Шукшин
«Забуксовал». Наблюдательность читателя. Неумение аргументировать своё мнение.
8 класс
Из устного народного творчества (1 час)
Песни «В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..». Музыка и поэзия фольклора.
Из древнерусской литературы (1 час)
«Моление Даниила Заточника». Первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Обращение к князю Ярославу Всеволодовичу. Сочетание цитат из Библии, летописи с живой речью, сатирой, направленной против бояр и духовенства.
Из русской литературы ХIХ века (6 часов)
К.Ф. Рылеев
«Державин». Дума как жанр русской революционной гражданской поэзии. Идеал поэта, для которого общественное благо превыше личного.
М.Ю. Лермонтов
«Маскарад». Трагическая судьба героев: жизнь превращается в блестящий, но бессмысленный пустой маскарад. Пороки общества.
Н.В. Гоголь
«Портрет». Проблема истинного искусства и места художника в современном мире.
И.С. Тургенев
«Три встречи». Лирико-психологический, исповедальный характер рассказа о женской любви.
Н.А. Некрасов
«Дедушка». Необходимость передать новым поколениям истинные ценности для обретения счастья и процветание государства.
Л.Н. Толстой
«Холстомер». Аллегория. Утверждение идеи равенства всего живого в природе и безнравственности общества, основанного на насилии.
Из русской литературы ХХ века (9,5 часов)
М. Горький
«Сказки об Италии». Цикл рассказов – впечатлений, полученных во время путешествия по Италии. Народная душа. Неограниченные возможности творческого народного гения, творящего сказки и легенды, перерастающие в новые жизненные формы.
С.А. Есенин
«Письмо матери». Усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому. Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.
Б.Л. Пастернак
«Быть знаменитым некрасиво...» Сущность творчества и кодекс жизни поэта. Творец должен стремиться следовать кодексу жизни. В этом литературное бессмертие.
А.C. Грин
«Бегущая по волнам». Красоту и чудеса рядом вокруг нас. Богатая внутренняя жизнь человека не должна остаться незамеченной.
В.П. Астафьев
«Ангел-хранитель». Жизнь деревенской семьи в послевоенные годы. Любовь, доброта, милосердие близких.
Я.В. Смеляков
«Хорошая девочка Лида». Любовь возвышает, помогает творить новый мир . Естественность, завершённость стихотворения.
В.Ф. Тендряков
«Весенние перевертыши». Сложности «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности.
Д.С. Лихачев
«Заметки о русском». Красота русской природы. Взаимосвязь между человеком и природой.
9 класс
Из русской литературы первой половины XIX века (3 часа)
А.С. Пушкин
«К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». Выразительное чтение и интерпретация.
М.Ю. Лермонтов
«Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). Выразительное чтение и интерпретация.
Н.В. Гоголь
«Женитьба». Одна из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Типы персонажей.
Из русской литературы второй половины XIX века (8 часов)
И.А. Гончаров
«Обыкновенная история». Изменения в мировоззрении и характере главного героя – типичного молодого человека своего поколения – под влиянием перемен в обществе и житейских перипетий.
А.Н. Островский
«Свои люди — сочтемся». Мир бездушных и бездуховных людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к своим родителям.
Ф.И. Тютчев
«Поэзия», «Эти бедные селенья…». Выразительное чтение и интерпретация.
А.А. Фет
«Это утро, радость эта…», «На заре ты ее не буди…». Выразительное чтение и интерпретация.
А.К. Толстой
«Смерть Иоанна Грозного». Деспотизм Ивана IV. Цель, которую он считает благородной, -сохранение и усиление собственной власти.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Карась-идеалист». Аллегорическое изображение современного писателю общества.
Н.С. Лесков
«Запечатленный ангел». Рождественский рассказ. Чудесные явления. Русское иконописное творчество.
А.П. Чехов
«Дуэль», «В овраге». Зло, как грех, окутывающий жизнь человека. Отсутствия в человеке желания изменить свою участь и строй своей души.
Из русской литературы второй половины XX века (6,5 часов)
М. Горький
«Бывшие люди». Образы людей из народа. Противоречивость народного характера, контраст между сильными и слабыми, светлыми и темными его сторонами.
А.Н. Толстой
«День Петра». Россия не смогла войти в европейскую семью как равная держава. Отношение русского народа к своему царю. Характерные черты личности русского царя: властный нрав, пытливый ум, государственное мышление, умение брать ответственность на себя, а главное — желание как можно больше успеть сделать в этой жизни для любимой им родины.
С.А. Есенин
«Собаке Качалова», «Мы теперь уходим понемногу…». Выразительное чтение и интерпретация.
А.П. Платонов
«На заре туманной юности». Формирование жизненных взглядов молодой девушки на фоне революционного перелома. Связь судьбы человека с судьбой страны.
М.А. Шолохов
«Родинка». Самое святое жизни - это любовь родителей и детей. Никакая война не способна уничтожить эти сильнейшие человеческие чувства.
Тематическое планирование по литературе
5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Устное народное творчество (2 ч) | ||
1 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 |
2 | Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках «Лиса и журавль», «Ворона и рак». | 1 |
Древнерусская литература (2 ч) | ||
3 | Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. | 1 |
4 | Афанасий Никитин из «Хождения за три моря». | 1 |
Русская литература XIIIV века (1 ч) | ||
5 | М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…» | 1 |
Русская литература XIX века (4 ч) | ||
6 | К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». | 1 |
7 | Е.А. Баратынский «Водопад». | 1 |
8 | А.С. Пушкин «Выстрел». | 1 |
9 | Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». | 1 |
Русская литература XX века (8,5 ч) | ||
10 | И.С. Соколов-Микитов «Петька», «Медведь-провожатый». | 1 |
11 | В.П. Астафьев. «Белогрудка». | 1 |
12 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». | 1 |
13 | К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…». | 1 |
14 | В.К. Железников. «Чудак из 6 б». | 1 |
15 | Е.И. Носов «Варька». | 1 |
16 | В.П. Крапивин «Дети синего Фламинго». | 1 |
17 | Промежуточная контрольная работа | 1,5 |
ИТОГО часов в год | 17,5 |
6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Русский фольклор (2 ч) | ||
1 | Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку», «Казаки и Меншиков», «Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка», «Вниз по матушке по Волге» | 1 |
Древнерусская литература (1 ч) | ||
2 | «Житие Александра Невского». | 1 |
3 | «Подвиг юноши Кожемяки». Из «Сказаний о Святославе». | 1 |
Литература XVIII века (1 ч) | ||
4 | Г.Р. Державин «Лебедь». | 1 |
Литература XIX века (4 ч) | ||
5 | К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». | 1 |
6 | Д.В. Давыдов. «Партизан» | 1 |
7 | Е.А. Баратынский. «Родина». | 1 |
8 | Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». | 1 |
Литература XX века (9,5 ч) | ||
9 | М.М. Зощенко. «Монтёр». | 1 |
10 | И.С. Шмелёв. Главы из романа «Лето Господне». | 1 |
11 | А.А. Лиханов. «Последние холода» | 1 |
12 | В.П. Астафьев. «Деревья растут для всех» | 1 |
13 | А.Г. Алексин «Домашнее сочинение». | 1 |
14 | А.Г. Алексин «Я прихожу к маме…» | 1 |
15 | В.П. Крапивин «Мальчик со шпагой». | 1 |
16 | Р.П. Погодин «Зелёный попугай». | 1 |
17 | Промежуточная контрольная работа | 1,5 |
ИТОГО часов в год | 17,5 |
7 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Из устного народного творчества (1 час) | ||
1 | Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». | 1 |
Древнерусская литература (2 ч) | ||
2 | «Повесть временных лет»: «Единоборство Мстислава с Редедею». | 1 |
3 | «Житие Сергия Радонежского». | 1 |
Русская литература XIIIV века (1 ч) | ||
4 | Г.Р. Державин «Признание». Истинность и правдивость. Близость автора к простым людям. Готовность признать жизненные ошибки. | 1 |
Русская литература XIX века (5 ч) | ||
5 | А.С. Пушкин «19 октября»: («Роняет багряный свой убор»), («Бог помочь вам, друзья мои»). | 1 |
6 | М.Ю. Лермонтов «Прощай, немытая Россия…». | 1 |
7 | И.С. Тургенев «Первая любовь». | 1 |
8 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь». | 1 |
9 | В.Г. Короленко «Парадокс». | 1 |
Русская литература XX века (8,5 ч) | ||
10 | М. Горький «В людях». | 1 |
11 | И.А. Бунин «Цифры». | 1 |
12 | Б.Л. Васильев «Вам привет от бабы Леры». | 1 |
13 | В.П. Астафьев «Родные березы», «Весенний остров» | 1 |
14 | В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». | 1 |
15 | К. Булычев «Белое платье Золушки». | 1 |
16 | В.М. Шукшин «Забуксовал». | 1 |
17 | Промежуточная контрольная работа | 1,5 |
ИТОГО часов в год | 17,5 |
8 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Из устного народного творчества (1 час) | ||
1 | Песни «В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..». | 1 |
Древнерусская литература (2 ч) | ||
2 | «Моление Даниила Заточника». | 1 |
Русская литература XIX века (5 ч) | ||
3 | К.Ф. Рылеев «Державин». | 1 |
4 | М.Ю. Лермонтов «Маскарад». | 1 |
5 | Н.В. Гоголь «Портрет». | 1 |
6 | И.С. Тургенев «Три встречи». | 1 |
7 | Н.А. Некрасов «Дедушка». | 1 |
8 | Л.Н. Толстой «Холстомер». | 1 |
Русская литература XX века (9,5 ч) | ||
9 | М. Горький «Сказки об Италии». | 1 |
10 | С.А. Есенин «Письмо матери». | 1 |
11 | Б.Л. Пастернак «Быть знаменитым некрасиво...» | 1 |
12 | А.C. Грин «Бегущая по волнам». | 1 |
13 | В.П. Астафьев «Ангел-хранитель». | 1 |
14 | Я.В. Смеляков «Хорошая девочка Лида». | 1 |
15 | В.Ф. Тендряков «Весенние перевертыши». | 1 |
16 | Д.С. Лихачев «Заметки о русском». | 1 |
17 | Промежуточная контрольная работа | 1,5 |
ИТОГО часов в год | 17,5 |
9 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Русская литератураа первой половины XIX века (3 ч) | ||
1 | А.С. Пушкин «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». | 1 |
2 | М.Ю. Лермонтов «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). | 1 |
3 | Н.В. Гоголь «Женитьба». | 1 |
Русская литература второй половины XIX века XX века (8 ч) | ||
4 | И.А. Гончаров «Обыкновенная история». | 1 |
5 | А.Н. Островский «Свои люди — сочтемся». | 1 |
6 | Ф.И. Тютчев «Поэзия», «Эти бедные селенья…». | 1 |
7 | А.А. Фет «Это утро, радость эта…», «На заре ты ее не буди…». | 1 |
8 | А.К. Толстой «Смерть Иоанна Грозного». | 1 |
9 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Карась-идеалист». | 1 |
10 | Н.С. Лесков «Запечатленный ангел». | 1 |
11 | А.П. Чехов «Дуэль», «В овраге». | 1 |
Из русской литературы второй половины XX века (6,5 часов) | ||
12 | М. Горький «Бывшие люди». | 1 |
13 | А.Н. Толстой «День Петра». | 1 |
14 | С.А. Есенин «Собаке Качалова», «Мы теперь уходим понемногу…». | 1 |
15 | А.П. Платонов «На заре туманной юности». | 1 |
16 | М.А. Шолохов «Родинка». | 1 |
17 | Промежуточная контрольная работа | 1,5 |
ИТОГО часов в год | 17,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 7 Б класс 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса основной общеобразовательной школы для учащихся с ОВЗ создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образован...
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г....
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра » 7а, б класс 2020 – 2021 учебный год
Основой данной рабочей программы по алгебре для 7 класса является авторская программа, её авторы: Зубарева И.И, Мордкович А.Г., Программа курса математики 5-9 классов, - М.: Мнемозина, 2011г. Ра...
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 7а,б класс 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебникам для общеобразовательных учреждений: «Геометрия 7 – 9» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. составлена на основе:1....
Рабочая программа по литературе для 10 класса 2020-2021 учебный год
Учебник: Ю.В. Лебедев. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2015 г....
Рабочая программа по английскому языку 5-9 класс 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе авторской программы М.В. Вербицкой к УМК Forward...
Рабочая программа по предмету "Обществознание" 5-9 классы 2020-2021 уч.год
Рабочая программа по обществознанию для 5 - 9 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ &la...