Рабочая программа по литературе для 10 класса 2020-2021 учебный год
рабочая программа по литературе (10 класс)
Учебник: Ю.В. Лебедев. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_10_klass.docx | 60.78 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михейковская средняя школа
«Рассмотрено»
_____________/_______________/ ФИО Протокол № ___ | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________/_________________/ ФИО «__»____________20___г. | Утверждена Приказом директора школы № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 10 класса
базовый уровень
Учитель: Смирнова Елена Евгеньевна
Квалификационная категория: высшая
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса средней
общеобразовательной школы составлена на основе:
1. Федерального Государственного образовательного стандарта СОО;
2. Авторской программы Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы
общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования:
5-11классы». – М.: Просвещение, 2011 г.
3. Примерной образовательной программы основного общего образования (с изменениями от 8 апреля 2015 г.)
4.Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения.
5.Учебного плана школы;
6.Годового учебного календарного графика на 2020-2021 уч. год;
7.Основной образовательной программы школы;
8.Положения о рабочей программе учителя .
Учебник: Ю.В. Лебедев. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2015 г.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
В старших (9 – 11) классах осуществляется третий этап литературного образования. Ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Предложенная для предшествующих классов модель изучения литературных произведений – надежная пропедевтика этого курса.
Структура курса в старших классах дает возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В 10 классе представлена литература XІX века. Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом лирики и прозы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, драматических произведений А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других произведений русских классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы делает представление об историко-литературном процессе более объемным и содержательным.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС результаты освоения учащимися программы по литературе в 10 классе отражают достижения следующих планируемых результатов:
Личностные результаты обучения:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
- оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты обучения:
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты обучения:
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- -обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
- -использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- -давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- -анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- -определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- -анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
- -анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
- -осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- -давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- -выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Основное содержание учебного предмета
Введение (4 ч). Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика»революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.
Творчество И.С.Тургенева (11 ч).
Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти.Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.
Творчество Н.Г.Чернышевского 3ч
Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».
Творчество И.А.Гончарова 8ч
Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.
Творчество А.Н.Островского 6ч
Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.
Творчество Ф.И.Тютчева 4ч
Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.
Творчество Н.А.Некрасова 9ч
Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
Творчество А.А.Фета 3ч
А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.
Творчество А.К.Толстого 2ч
Жизненный путь А.К.Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины А.К.Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К.Толстого.
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина 4ч
Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).
Страницы истории западноевропейского романа 19 века 1ч
Обзорная лекция по творчеству Ф.Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.
Творчество Ф.М.Достоевского 11ч
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.
Творчество Л.Н.Толстого 19ч
Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.
Творчество Н.С.Лескова 3ч
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.
Страницы зарубежной литературы к.19-н.20 веков 2ч
Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.
Творчество А.П.Чехова 9ч
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Подведение итогов года 3ч
Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся. Итоговый урок. Список летнего чтения.
Тематический план
РАЗДЕЛ | Всего часов | В том числе | Контроль | ||||
урок | р\р | к\р | к\соч | к\тест. | зачет | ||
Введение | 4 | 4 | 1(д) | ||||
И.С.Тургенев | 11 | 9 | 2 | 1 | 1(д) | ||
Н.Г.Чернышевский | 3 | 2 | 1 | ||||
И.А.Гончаров | 8 | 6 | 2 | 1 | |||
А.Н.Островский | 6 | 5 | 1 | 1(д) | 1(д) | ||
Ф.И.Тютчев | 4 | 4 | 1 | ||||
Н.А.Некрасов | 9 | 7 | 2 | 1 | |||
А.А.Фет | 3 | 3 | 1 | 1 | |||
А.К.Толстой | 2 | 2 | |||||
М.Е.Салтыков-Щедрин | 4 | 4 | 1(д)презентация | ||||
Страницы истории западноевропейского романа 2п.19 века | 1 | 1 | |||||
Ф.М.Достоевский | 11 | 9 | 2 | 1 | |||
Л.Н.Толстой | 19 | 17 | 2 | 1 | 1 | 2 | |
Н.С.Лесков | 3 | 3 | 1 | ||||
Страницы зарубежной литературы к.19-н.20в | 2 | 2 | 1(д)презентация | ||||
А.П.Чехов | 9 | 9 | 1 | 2(д) | |||
Итоговые уроки | 3 | 3 | 1 | ||||
Всего | 102 | 88 | 11 | 4/1(д) | 5/3(д) | 2/2(д) | 4/2(д) |
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | |||||||||||
Введение 4ч | |||||||||||||||
1 | Общая характеристика и своеобразие русской литературы | 1 | 1.09 | Выучить лекцию | |||||||||||
2 | Русская литература на рубеже 18-19 веков | 1 | 2.09 | Подготовить сообщение | |||||||||||
3 | Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века | 1 | 4.09 | Стр.7-14 задания индивидуальные по вопросам стр14-15 | |||||||||||
4 | Русская литературная критика IIполовины 19 века. | 1 | 8.09 | Стр.16-39К.р.задание 3стр39(таблица) | |||||||||||
Творчество И.С.Тургенева 11ч | |||||||||||||||
5 | Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева. | 1 | 9.09 | Стр.41-54 устно на вопросы стр.55 | |||||||||||
6 | Рассказы цикла «Записки охотника» | 1 | 11.09 | Стр.55-59К.тест | |||||||||||
7 | Особенности тургеневского романа.Обзор | 1 | 15.09 | Стр.60-76 | |||||||||||
8 | Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети» | 1 | 16.09 | Стр.77-81 | |||||||||||
9 | Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми главы 5-11 | 1 | 18.09 | Стр.85-90 подготовиться по гл.13-19 25-27 | |||||||||||
10 | Базаров и Одинцова главы 13-19, 25-27 | 1 | 22.09 | ||||||||||||
11 | Базаров-нигилист | 1 | 23.09 | Стр.90-93 | |||||||||||
12 | Базаров-нигилист | 1 | 25.09 | Стр.93-95 | |||||||||||
13 | Базаров перед лицом смерти | 1 | 29.09 | Стр.95-98 «Отцы и дети» в русской критике статья в учебнике, заполнить 3 и 4 пункты в контрольной таблице | |||||||||||
14 | Сочинение по творчеству И.С.Тургенева | 1 | 30.09 | ||||||||||||
15 | Сочинение по творчеству И.С.Тургенева | 1 | 2.10 | ||||||||||||
Н.Г.Чернышевский 3ч | |||||||||||||||
16 | Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор). | 1 | 6.10 | Подготовиться к диспуту | |||||||||||
17 | Зачет. Урок-диспут. Разумна ли теория «разумного эгоизма»? | 1 | 7.10 | ||||||||||||
18 | «Будущее светло и прекрасно…» Черты социальной утопии в романе. | 1 | 9.10 | ||||||||||||
И.А.Гончаров 8ч | |||||||||||||||
19 | Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов» | 1 | 13.10 | ||||||||||||
20 | Образ главного героя в романе «Обломов» | 1 | 14.10 | ||||||||||||
21 | Понятие «обломовщина» | 1 | 16.10 | ||||||||||||
22 | Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» | 1 | 20.10 | ||||||||||||
23 | Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов» | 1 | 21.10 | ||||||||||||
24 | Историко-философский смысл романа «Обломов» | 1 | 23.10 | ||||||||||||
25 | Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» | 1 | 27.10 | ||||||||||||
26 | Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» | 1 | 10.11 | ||||||||||||
А.Н.Островский 6ч | |||||||||||||||
27 | А.Н.Островский. Этапы биографии и творчества | 1 | 11.11 | ||||||||||||
28 | Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие | 1 | 13.11 | ||||||||||||
29 | Город Калинов и его обитатели | 1 | 17.11 | ||||||||||||
30 | Образ Катерины. Ее душевные трагедии | 1 | 18.11 | ||||||||||||
31 | Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза» | 1 | 20.11 | Сочинение | |||||||||||
32 | Анализ драмы «Бесприданница» | 1 | 24.11 | тест | |||||||||||
Ф.И.Тютчев 4ч | |||||||||||||||
33 | Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева | 1 | 25.11 | ||||||||||||
34 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева | 1 | 27.11 | ||||||||||||
35 | Философская лирика Ф.И.Тютчева | 1 | 1.12 | Подготовиться к к.р. | |||||||||||
36 | Контрольная работа. Итоговый урок по творчеству Ф.И.Тютчева | 1 | 2.12 | ||||||||||||
Н.А.Некрасов 8ч | |||||||||||||||
37 | Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове | 1 | 4.12 | ||||||||||||
38 | Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова | 1 | 8.12 | Сообщения,презентации | |||||||||||
39 | Горькая доля народа пореформенной России | 1 | 9.12 | ||||||||||||
40 | Душа народа русского в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | 11.12 | ||||||||||||
41 | Народ в споре о счастье | 1 | 11.12 | ||||||||||||
42 | Идейный смысл рассказов о грешниках | 1 | 15.12 | ||||||||||||
43 | Народ и Гриша Добросклонов | 1 | 16.12 | ||||||||||||
44 | Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | 18.12 | ||||||||||||
45 | Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | 22.12 | ||||||||||||
А.А.Фет 3ч | |||||||||||||||
46 | Этапы биографии и творчества А.А.Фета | 1 | 23.12 | ||||||||||||
47 | Основные мотивы творчества А.А.Фета | 1 | 25.12 | ||||||||||||
48 | Анализ стихотворений А.А.Фета | 1 | 12.01 | ||||||||||||
А.К.Толстой 2ч | |||||||||||||||
49 | Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого. | 1 | 13.01 | ||||||||||||
50 | Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения. | 1 | 15.01 | ||||||||||||
М.Е.Салтыков-Щедрин 4ч | |||||||||||||||
51 | Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина. | 1 | 19.01 | ||||||||||||
52 | «История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова – Щедрина 1860-х годов. | 1 | 20.01 | ||||||||||||
53 | Градоначальники города Глупова как земные идолы. | 1 | 22.01 | ||||||||||||
54 | Пророческий смысл финала сатиры. | 1 | 26.01 | зачет | |||||||||||
Страницы истории западноевропейского романа 19 века 1ч | |||||||||||||||
55 | Ф.Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс | 1 | 27.01 | ||||||||||||
Ф.М.Достоевский 11ч | |||||||||||||||
56 | Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества | 1 | 29.01 | ||||||||||||
57 | Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» | 1 | 2.02 | ||||||||||||
58 | «Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных | 1 | 3.02 | ||||||||||||
59 | Идея Раскольникова о праве сильной личности | 1 | 5.02 | ||||||||||||
60 | Преступление Раскольникова | 1 | 9.02 | ||||||||||||
61 | Раскольников и «сильные мира сего» | 1 | 10.02 | ||||||||||||
62 | «Солгал-то он бесподобно, а на натуру и не сумел рассчитать» | 1 | 12.02 | ||||||||||||
63 | Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой | 1 | 16.02 | ||||||||||||
64 | Воскрешение человека в Раскольникове через любовь | 1 | 17.02 | ||||||||||||
65 | Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | 19.02 | ||||||||||||
66 | Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | 19.02 | ||||||||||||
Л.Н.Толстой 19ч | |||||||||||||||
67 | По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой –человек, мыслитель, писатель | 1 | 24.02 | ||||||||||||
68 | «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны. | 1 | 26.02 | К.тест | |||||||||||
69 | Роман «Война и мир» -роман-эпопея: проблематика, образы, жанр | 1 | 2.03 | ||||||||||||
70 | Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805г.» | 1 | 3.03 | ||||||||||||
71 | Именины у Ростовых. Лысые горы. | 1 | 5.03 | ||||||||||||
72 | Изображение войны 1805-1807г.г. | 1 | 9.03 | ||||||||||||
73 | Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. | 1 | 10.03 | ||||||||||||
74 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | 1 | 12.03 | ||||||||||||
75 | Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. | 1 | 16.03 | ||||||||||||
76 | Изображение войны в романе. | 1 | 17.03 | Закладки: хар-ка Кутузова и Наполеона | |||||||||||
77 | Кутузов и Наполеон в романе. | 1 | 19.03 | ||||||||||||
78 | Партизанская война. Бегство французов. | 1 | 23.03 | ||||||||||||
79 | «Мысль народная» в романе «Война и мир». | 1 | 24.03 | ||||||||||||
80 | Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. | 1 | 2.04 | ||||||||||||
81 | Эпилог романа. | 1 | 6.04 | ||||||||||||
82 | Зачет.Образ Наташи Ростовой. | 1 | 7.04 | ||||||||||||
83 | Зачет.Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 | 9.04 | ||||||||||||
84 | Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | 13.04 | ||||||||||||
85 | Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | 14.04 | ||||||||||||
Творчество Н.С.Лескова 3ч | |||||||||||||||
86 | Художественный мир произведений Н.С.Лескова | 1 | 16.04 | ||||||||||||
87 | «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие | 1 | 20.04 | ||||||||||||
88 | Изображение национального русского характера в повести. | 1 | 21.04 | тест | |||||||||||
Страницы зарубежной литературы к.19-н.20 веков 2ч | |||||||||||||||
89-90 | Г.Ибсен, Г. де Мопассан, Б.Шоу | 2 | 23.04 | ||||||||||||
Творчество А.П.Чехова 9ч | |||||||||||||||
91 | Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе | 1 | 27.04 | ||||||||||||
92 | А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. | 1 | 28.04 | ||||||||||||
93 | Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие | 1 | 30.04 | ||||||||||||
94 | Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие | 1 | 4.05 | ||||||||||||
95 | Тема гибели души в рассказе «Ионыч». | 1 | 5.05 | Сочинение | |||||||||||
96 | Конфликт в пьесе «Вишневый сад». | 1 | |||||||||||||
97 | Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. | 1 | 7.05 | ||||||||||||
98 | Особенности чеховского диалога | 1 | 11.05 | Сочинение | |||||||||||
99 | Контрольная работа.Итоговый урок по творчеству А.П.Чехова | 1 | 12.05 | ||||||||||||
Подведение итогов года 3ч | |||||||||||||||
100 | Мировое значение русской литературы | 1 | 14.05 | Подготовиться к итоговому тесту | |||||||||||
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | 18.05 | ||||||||||||
102 | Итоговый урок. Список летнего чтения. | 1 | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 5 класс 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа по истории 5 класс 2020 - 2021 учебный год. УМК Вигасина А.А, Годера Г.И. История Древнего мира. 5 класс...
Рабочая программа по литературе 8а класс 2020/2021
Рабочая программа по литературе 8а класс 2020/2021...
Рабочая программа по литературе 8 класс 2020/2021
Рабочая программа по литературе 8 класс 2020/2021...
Рабочая программа по литературе 5 класс 2020/2021
Рабочая программа по литературе 5 класс 2020/2021...
Рабочая программа по технологии 10 класс 2020-2021 учебный год.
Аннотация к рабочей программе по технологии 10 классРабочая программа по технологии 10 класса адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) Норма...
Рабочая программа по литературе 5 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа по литературе 7 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....