Язык как зеркало. К уроку родного языка
учебно-методический материал (8, 9 класс)

Борисова Светлана Владимировна

Дидактический материал. Родной язык 8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_kak_zerkalo.pptx47.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык как зеркало национальной культуры. История в слове.

Слайд 2

Перед вами фрагменты «Календаря Российского земледельца». Объясните, почему именно так назывались дни года. 4 февраля - Тимофей - полузимник . 13 марта - Василий - капельник. 17 марта - Герасим - грачевник . Грач на горе - весна на дворе. 18 марта - Конон - огородник. 4 апреля - Василий - солнечник, Василий - парник. 14 мая - Еремей - запрегальник . 2 июня - Фалолей - огуречник. 13 июня - Еремей - распрегальник . Еремей - отпусти сетево (мелкая сеть). 8 сентября - Павел - рябинник. 14 декабря - День - грамотник .

Слайд 3

Учитывая значения этих слов, объясните, как они образованы. Приведите примеры известных слов. Расслабушка (пребывание в расслабленном состоянии), симпатюшка (о ком-то приятном, симпатичном), сластёнство (склонность к сладкому), смехотворчество (создание юмористических произведений), окоротеть (стать коротким), отзеленеть (перестать зеленеть), пихтоварка (приспособление для получения пихтового масла).

Слайд 4

Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи - умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть: разнообразной - не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение; выразительной - использующей образные средства языка: фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения; точной - употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать; логичной - последовательной (последующее вытекает из предыдущего); краткой - экономной, не содержащей ничего лишнего; ясной - чётко формулирующей передаваемую мысль; доступной - выраженной в понятной форме, известными словами.

Слайд 5

Культурный человек, начитанный, умеющий себя вести, обладающий культурой речи - умением правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть разнообразной, выразительной, точной, логичной, краткой, ясной, доступной.

Слайд 6

Слово - не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли. А творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это - художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. В.О.Ключевский Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. К.Д.Ушинский Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа. И.И.Срезневский

Слайд 7

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. К.Д.Ушинский Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. И.И.Срезневский Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. К.Д.Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Разработка открытого занятия посвященный Международному дню родного языка Тема: «Как прекрасен мой родной язык»

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистическо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОЙ ЯЗЫК 8 Б Тема урока Паронимы и точность речи

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАРОДНОЙ ЯЗЫК 8 Б     Тема урока    Паронимы и точность речи...

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...