Рабочая программа по родному языку для 10-11 кл
рабочая программа (11 класс)
Рабочая программа по родному языку для 10-11 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnomu_yazyku_dlya_10-11_klassov.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Советская средняя общеобразовательная школа
Купинского района
ПРИНЯТО на заседании методического объединения Протокол № 1 от 30. 08. 2019 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР Исенева С.А.. 31 .08. 2019 г. . |
Рабочая программа
учебного предмета «Родной язык»
предметной области
«Родной язык и родная литература»
для 10-11 классов
СОСТАВИТЕЛИ:
Т.И. Желиба, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;
С.Г. Бреус, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
п. Советский
- Планируемые результаты освоения учебного предмета Родной язык
Личностными результатами освоения
по родному языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности
к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения по родному языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии
с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу;
участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную
позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала
на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты
и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной,
групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами по родному языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное)
и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Речь. Речевое общение
1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы речевого общения.
2. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Раздел 2. Функциональная стилистика
1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка.
2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации. Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 3. Культура речи
1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Нормативные словари современного русского языка и справочники. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам. Соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов. Использование нормативных словарей русского языка и справочников.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Родной язык
10 класса (35 часов )
№ п/п | Разделы, темы уроков | Количество часов |
Раздел 1. Речь. Речевое общение | ||
1 | Русский язык и разновидности его употребления с исторической точки зрения. | 1 |
2 | Язык как особая знаковая система. Функции языка: коммуникативная, назывная, познавательная, информативная, экспрессивная, поэтическая. | |
3 | Языковая норма; основные виды норм, варианты нормы. | |
4-5 | Русский язык как язык художественной литературы. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и их использование в речи | |
6-7 | Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. (Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.) | 1 |
8 | Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. | 1 |
9-10 | Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. | 1 |
11 12 13 14 15 | Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис. | 1 |
Раздел 2. Функциональная стилистика. | ||
16-17 | Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 |
18 | Функциональные стили речи, их общая характеристика | 1 |
19-20 | Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). (Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их упо- требления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.) | 1 |
21-22 | Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. (Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа). | 2 |
Раздел 3. Культура речи. | ||
23-24 | Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 1 |
25-26 | Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. | 2 |
27 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | 1 |
28-29 | Культура разговорной речи. | 2 |
30-31 | Морфологические средства выразительности речи. Нетипичное использование форм разных частей речи. | |
32-34 | Морфологический анализ слова. Морфологический анализ текста. | |
35 | Итоговое занятие | 1 |
11 класса (33 часов )
№ п/п | Разделы, темы уроков | Количество часов |
Раздел 1 Речь. Речевое общение | ||
1 | Язык и его основные функции: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. | 1 |
2-3 | Виднейшие ученые-лингвисты и их работы | 1 |
4-5 | Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. | 1 |
6 | Синтаксис и пунктуация как разделы языкознания. Принципы русской пунктуации | |
7-8 | Разделительные и выделительные пунктуационные знаки. Вариативная пунктуация. Авторские знаки препинания. | |
Раздел 2. Функциональная стилистика. | ||
9-10 | Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка. | 1 |
11-13 | Изобразительно-выразительные средства | 1 |
14-15 | Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. | 1 |
16 | Создание письменных высказываний разных стилей и жанров. |
|
17 | Создание тезисов, конспектов. | |
Создание отзывов, писем | ||
18 | Автобиография, резюме. | |
19-20 | Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения | |
Раздел 3. Культура речи. | ||
21 | Основные виды языковых норм. | 1 |
22-23 | Орфоэпические нормы(произносительные и акцентологические) | |
24-25 | Лексические нормы(паронимы) | |
26-27 | Грамматические нормы(морфологические и синтаксические) | |
28-29 | Стилистические нормы русского языка | |
30-32 | Орфографические нормы, пунктуационные нормы. | 1 |
33 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида
Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
рабочая программа по родному языку и литературе 5 класс
рабочая программа по родному языку 5 кл...
Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс
Рабочая программа для родного русского языка...
Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой
В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...
Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы
Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы...