Финансовая грамотность на уроках русского языка и литературы
статья

Повышение уровня финансовой грамотности населения находится на контроле правительства России. Актуальным стоит вопрос о внедрении курса основы финансовой грамотности в школах. В настоящее время Центробанком уже запущено несколько проектов в опорных школах. Курс ведется в виде кружков, факультативных занятий, внеурочных мероприятий либо интегрирован в предмет. В данной статье рассмотрены варианты внедрения на уроках русского языка и литературы. Естественно, все темы для обсуждения и работы по финансовой грамотности не ущемляют основного материала, который должен быть дан по программе. Таким образом, школьники получают знания о финансах, учатся принимать финансовые решения в повседневной жизни, и в целом развиваются процессы самопознания, самовыражения и самореализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 123

И.В.Степанова
ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

        Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». Ее цель — формирование финансово грамотного поведения граждан,  повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надежной информации о финансовых услугах, в том числе для  эффективной защиты прав граждан в качестве потребителей услуг [1].

        Стратегия определяет основные направления государственной политики в области повышения финансовой грамотности на среднесрочный период.

        Тема финансовой грамотности актуальна, так как человек живет в материальном мире.  И прививать основы необходимо с детства и отрочества.

        И знаний о том, как более правильно распоряжаться денежными средствами порой не достаточно. На примере чаще всего бывает опыт собственных родителей. И он может быть разным: от полной нищеты, когда семья перебивается с копейки на копейку, до, наоборот, очень богатой семьи, где ребенку ни в чем не отказывают. Но в обоих случаях, как и во многих других, тема о том, как распоряжаться денежными средствами, как их заработать, чаще всего бывает болезненна.

        И вот ребенок взрослеет, рано или поздно начинает  самостоятельную жизнь. И берет  полную ответственность за свою жизнь и жизнь своей семьи. И финансы находятся в десятке приоритетов того, чем нужно будет справляться в жизни. Поэтому, чем раньше и осознаннее, будет знакомство с финансами, чем легче и эффективнее пойдет данный вопрос во взрослой жизни.

        Если говорить об основном общем образовании, то вводить основы финансовой грамотности можно в качестве кружка, факультативного курса,  внеурочных мероприятий либо внутри любого урока.  В данной статье рассмотрено внедрение в курс русского языка и литературы. Естественно, все темы для обсуждения и работы по финансовой грамотности не ущемляют основного материала, который должен быть дан по программе.

        Конечно, более углубленных занятий в такой форме, как деловые, имитационные, ролевые игры и квесты,  на уроке дать не получится, так как по русскому языку и литературе другая программа. Но небольшое «погружение» в тему вполне реально [2].

        В курсе русского языка тему финансовой грамотности можно коснуться следующими способами: словарный диктант, диктант, работа с текстом, эссе, сочинения.

Примеры работы с текстом.  

        1.         «Прочитайте текст, обратив внимание на  выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Дайте определение имени существительному. Поставьте род и склонение над выделенными словами».

        Разные народы на определенных этапах истории в качестве денег использовали различные продукты. В Мексике это были какао-бобы, в Боливии и Перу расплачивались одним из видов перца, на Филлипинских островах платили рисом, а на Руси — пушниной и скотом.

        2. «В таблице представлен список пяти востребованных профессий 2015 года. По рейтингу запишите их в тетрадь, начиная с самой мало оплачиваемой. Рядом с названиями профессий указан падеж, запишите слова в нужном падеже.»

№ пп

Профессия

Вакансии (кол-во)

Средняя зарплата (рубли)

1

Актер (П.п.)

216

40 000

2

Журналист (Р.п.)

529

32 000

3

Фотограф (Т.п.)

608

28 000

4

Разработчик сайтов (Д.п.)

305

65 000

5

Дизайнер  (В.п.)

306

44 000

        3. «Запишите под диктовку пословицы. Подчеркните в них имена существительные как члены предложения»

Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

Кто долго спит, тот денег не скопит.

        4. «Напишем лексический диктант. Ваша задача угадать слово из прочитанных строчек и записать его»

Из какого автомата выдается нам зарплата?

Он финансовый факир, в банк к себе нас ждет?

Половинку от зарплаты называют как, ребята?

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет?

И врачу, и акробату выдают за труд?

«Составьте простое предложение, используя одно из этих слов.»

        5. «Подумайте и запишите 5 слов из мира финансов, дайте лексическое значение каждому. Составьте простое предложение, используя  выписанные слова. В предложении над существительными укажите все постоянные признаки этой части речи».

        6. Темы для сочинений и эссе: мой семейный бюджет, для чего придумали банки, как размножаются деньги, сколько счастья в деньгах.

        В мировой литературе есть множество произведений, на примере которых есть возможность разобрать финансовые ситуации, научить детей мыслить. На уроке можно поработать с текстом произведения: прочитать выразительно, почитать по ролям, обсудить, отвечать на вопросы, и даже  придумать другой сюжет, который помог бы герою не совершать финансовых ошибок.

        Самым простым произведением является «Золотой ключик». Буратино доверяется мошенникам и совершает финансовую ошибку.  Тема «легких» денег актуальна и сейчас.

        В русской классике также немало примеров. А. С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде» жадность попа и несоблюдение договора приводят к наказанию.  Сказка учит не только соблюдению условий со стороны работодателя, но умению постоять за себя, свой заработок.

        Также А. С. Пушкин затрагивает тему азартных игр в повести «Пиковая дама». Желание быстрого обогащения погубило Германа.  Его алчность и страсть к деньгам привела к тяжелой болезни и абсолютному разочарованию.  Зависимость от азартных игр тяжела, человек теряет контроль над собой, своими действиями.

        В рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» поднята тема наивности и беззаветного желания помочь другому, не подумав о себе. Этим качеством мошенники с удовольствием пользуются, давя на жалость выбранной жертвы. Здесь же можно обсудить, как правильно давать в долг, составлять долговую расписку, заверять договор у юриста. А  чтобы не жалеть ни о чем и не переживать из-за данной в долг сумме, то давать в долг можно ровно столько денег человеку, сколько не жалко было бы ему подарить.

        Также с позиции финансового образования можно разобрать такие произведения, как «Скупой рыцарь», «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Мертвые души» и «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Уроки Французского» В.Г.Распутина, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Хозяйка медной горы» П.Бажова, «Челкаш»  М.Горького, «Американская трагедия» Т.Драйзера, «Гобсек» О.де Бальзака, «Дары волхвов» О. Генри, «Любовь к жизни» Д.Лондона.

        Во многих произведениях алчность и жадность противопоставлены доброте и честности. Финансовая неграмотность привела героев к затруднительной ситуации.

        Таким образом, на уроках русского языка и литературы возможно воспитывать финансовую и социальную грамотность в течение длительного периода, переходя «от простого к сложному». Ребенок начинает больше ценить деньги, учится копить копеечку, знает больше о финансах, умеет принимать финансовые решения в повседневной жизни. В целом развиваются процессы самопознания, самовыражения и самореализации учеников.

Литература

1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Точка доступа: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf

2. Аксенова К.Н. Игры на уроках русского языка / К.Н.Аксенова. - Текст:непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 50 (288). - С.321-323

3. Губанова Т.В., Нивина Е.А. Русский язык в играх / Т.В.Губанова, Е.А.Нивина // Учебно-методическое пособие. - Тамбов,  2007. - 215с

4. Корлюгова Ю.Н, Половинникова А.В. Финансовая грамотность. / Ю.Н.Корлюгова, А.В.Половинникова // Материалы для родителей. 5-7 кл. общеобразовательных орг.. - М.: ВАКО, 2018. - 80с.

5. Корлюгова Ю.Н, Половинникова А.В. Финансовая грамотность. / Ю.Н.Корлюгова, А.В.Половинникова //  Рабочая тетрадь. 5-7 кл. общеобразовательных орг.. - М.: ВАКО, 2018. - 160с.

6. Липсис И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. / И.Липсис, Е.Вигдорчик // Материалы для учащихся. 5-7 кл. общеобразовательных орг.. - М.: ВАКО, 2018. - 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...