Рабочая программа по предмету "Родная литература" для 5 класса.
календарно-тематическое планирование (5 класс)
Рабочая программа по предмету "Родная литература" для 5 класа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_rodn_literat_5kl_19-20.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родная литература» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Место учебного курса «Родная литература»
Программа учебного предмета «Родная литература» в 5 классе рассчитана на 17 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Содержание учебного предмета
5 класс
Край сказок и сказочников (17 часов)
- Введение (1ч.)
Богатство устного народного творчества и литературы Симбирского края. Собиратели и хранители фольклора (П.В. Киреевский, братья Языковы, Д.Н. Садовников, Д.П. Ознобишин, А.А. Коринфский и др.). Фольклор как источник творческого вдохновения писателей-сказочников.
Теория литературы: понятие о фольклоре.
- Сказки наших бабушек (1ч.)
Сказки, известные учащимся по рассказам родственников. Воплощение в сказках исторического опыта, представлений и надежд народа. Гуманистический пафос, прославление любви, верности, доброты, мудрого отношения к природе, смелости, трудолюбия. Борьба добра со злом как основной конфликт сказок. Герои. Особенности языка и построения русских народных сказок.
Теория литературы. Поэтика сказок: волшебное и реальное, развитие основного конфликта, своеобразие героев, построение, язык.
- Сборник Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края». Сказки (по выбору учителя и учащихся) (1ч.)
Страницы жизни Д.Н. Садовникова. Сказочник Абрам Новопольцев. Характеристика сборника «Сказки и предания Самарского края». Волшебная сказка «Про Кота Бессмертного и Марью Еридьевну». Структура волшебной сказки, основные типы сказочных героев. Особенности бытовых сказок. («Солдат и чёрт», «Барин-кузнец» и др.)
Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (волшебные и бытовые сказки).
- Исторические предания Симбирского края, записанные
Д.Н. Садовниковым (1ч.)
Предание. Родство преданий и сказок, их отличие друг от друга. Чтение и обсуждение исторических преданий, записанных Садовниковым. Отражение исторического, бытового, культурного опыта поколений в преданиях.
Теория литературы: понятие об историческом предании как произведении устного народного творчества.
- Русские народные сказки в пересказе А.Н. Толстого (2ч.)
Слово о писателе. Его любовь и бережное отношение к народным сказкам. Обзор книги А.Н. Толстого «Русские народные сказки». Чтение и обсуждение сказок из сборника Толстого (по выбору учителя и учащихся).
Мастерство Толстого в передаче простого, образного и сильного народного языка.
Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (сказки о животных и волшебные сказки).
- Н.М. Карамзин. «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1ч.)
Слово о писателе. Фольклорное и авторское в сказке Карамзина. Красота «тела и духа» царевны, ум и достоинство карлы. Торжество любви и справедливости. Особенности авторской манеры повествования.
Теория литературы: понятие о литературной сказке.
- Н.М. Языков. «Сказка о пастухе и диком вепре», «Жар-птица» (1ч.)
Слово о поэте. Языков – страстный собиратель фольклора и автор литературных сказок. Участие поэта в «сказочном состязании» Жуковского и Пушкина.
Пародийно-ироничная «Сказка о пастухе и диком вепре».
Драматическая сказка-поэма «Жар-птица». Её сравнение с народными сказками, со «Сказкой об Иване-царевиче и Сером Волке» В.А. Жуковского. «Поэтическая модернизация фольклора» Языковым: введение сатирических картин, рисующих нравственное состояние общества. Интонационные особенности языковского стиха.
Теория литературы: понятие о драматургической сказке. Пародия, ирония.
- С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»(1ч.)
Слово об авторе. Творческая история сказки Аксакова. «Странное сочетание восточного вымысла с народной нашей речью» (Аксаков) в «Аленьком цветочке». Оригинальность авторского освещения образа главной героини, всепобеждающая сила добра и любви в сказке.
Теория литературы: развитие понятия о литературной сказке.
- Д.Д. Минаев как сказочник (1ч.)
Слово о поэте. Его любовь к русским народным сказкам. Рассказ учителя о его книгах: «Дедушкины вечера. Русские сказки для детей в стихах Д.Д. Минаева» (1880 г.), Д.Д. Минаев «Народные русские сказки для детей в иллюстрациях».
(Примечание: сказки Минаева в ХХ веке не перепечатывались).
- Д.Н. Садовников. Стихи-сказки(1ч.)
Д.Н. Садовников – сотрудник детских журналов («Игрушечка», «Детское чтение», «Семейное чтение»).
Поэтический мир природы в «Весенней сказке». Средства создания сказочных образов Зимы, Мороза, Весны.
Побасенка «Хитрый заяц». Сказочное и реальное в произведении. Особенности поэтического языка Садовникова.
Теория литературы: пейзаж в лирическом произведении.
- Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказки: «Знаем!», «Чапоги», «Охотники на тигров» и др. (по выбору учителя и учащихся) (1ч.)
Гарин-Михайловский – автор сборника «Корейские сказки». Чтение и обсуждение сказок.
Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (бытовые сказки).
- А.Н. Толстой. Литературные сказки (2ч.)
А.Н. Толстой как автор оригинальных сказок. Любовь к подлинной жизни, к родной природе в «Сорочьих сказках» (чтение и обсуждение сказок по выбору учащихся и учителя).
«Золотой ключик, или Приключения Буратино». Творческая история произведения. Мастерство Толстого в обрисовке персонажей, развитии сюжета, стилевом оформлении произведения. Прославление добра, справедливости, дружбы, взаимовыручки. Юмор в сказке.
Теория литературы: понятие о юморе.
- Е.С. Ларин. Сказки (по выбору) (2ч.)
Слово о писателе. Основа произведений писателя – сказки народов мира. Динамизм и занимательность, ненавязчивая назидательность, сочетание лиризма и юмора, фантастического и реального.
Трудолюбие и справедливость героев («Разбитая чаша», «Кузнец», «Про Ерёму-молодца», «Отцовский клад», «Нужда научит»).
Братство, единство и взаимопомощь людей труда («Три сына», «Как мужик справедливость искал»).
Душевная красота, бескорыстие человека труда («Кузнец»).
Торжество добра, правды, справедливости в сказках Ларина. Особенности поэтического языка автора.
Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (бытовые сказки).
14. Викторина «Знаешь ли ты сказки Симбирского края?»
Календарно-тематическое планирование по родной литературе (5 класс)
№ | Содержание | Количество часов | Планиру-емая дата проведе-ния. | Фактическая дата проведения. |
1 | Введение. Богатство устного народного творчества и литературы Симбирского края. | 1 | 11.09 | |
2 | Сказки наших бабушек. Любимая сказка, рассказанная бабушкой. Виды сказок. Поэтика сказок: волшебное и реальное, развитие основного конфликта, своеобразие героев, построение, язык. | 1 | 25.09 | |
3 | Д.Н. Садовников. Жизнь и творчество. Сборник «Сказки и предания Самарского края». Чтение и анализ сказок по выбору. Волшебные и бытовые сказки в сборнике. Их жанровое своеобразие. | 1 | 9.10 | |
4 | Русские народные сказки в пересказе А.Н. Толстого. Жизнь и творчество писателя. Книга «Русские народные сказки». Язык сказок.Чтение и анализ сказок по выбору. | 1 | 23.10 | |
5 | Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла». Чтение и анализ сказки.Фольклорное и авторское в сказке. | 1 | 13.11 | |
6 | Н.М. Языков. Жизнь и творчество. «Сказка о пастухе и диком вепре». Чтение и анализ сказки.Сказка «Жар-птица». Чтение и анализ сказки. Пародия. Ирония в сказках Н.М. Языкова. | 1 | 27.11 | |
7 | С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Творческая история сказки «Аленький цветочек».Чтение и анализ сказки. | 1 | 11.12 | |
8 | Д.Д. Минаев – сказочник. Слово о поэте. Рассказ о книге «Дедушкины вечера. Русские сказки для детей в стихах» Д.Д. Минаева. История книги. Рассказ о книге «Д.Д. Минаев. Народные русские сказки для детей в иллюстрациях» | 1 | 25.12 | |
9 | Д.Н. Садовников. Стихи-сказки. Работа Д.Н. Садовникова в детских журналах.Чтение и анализ «Весенней сказки». Пейзаж в лирическом произведении. | 1 | 22.01 | |
10 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Слово о писателе. Сборник «Корейские сказки». Чтение и анализ сказок из сборника по выбору.Чтение и анализ сказок Н.Г. Гарина-Михайловского. Особенности бытовых сказок | 1 | 5.02 | |
11 | А.Н. Толстой. Слово о писателе. Литературные сказки. Художественное своеобразие сказок А.Н. Толстого.Чтение и обсуждение «Сорочьих сказок» (по выбору). «Золотой ключик, или Приключения Буратино». История произведения. Чтение и | 1 | 19.02 | |
12 | А.Н. Толстой. Слово о писателе. Литературные сказки. Художественное своеобразие сказок А.Н. Толстого.Чтение и обсуждение «Сорочьих сказок» (по выбору). «Золотой ключик, или Приключения Буратино». История произведения. Чтение и | 1 | 4.03 | |
13 | Е.С. Ларин. Слово о писателе. Особенности сказок Е.С. Ларина. Сказки народов мира и произведения Е.С. Ларина. Жанровое своеобразие и нравственная основа сказок. | 1 | 18.03 | |
14 | Е.С. Ларин. Чтение и анализ сказок Е.С. Ларина по выбору. | 1 | 8.04 | |
15 | Викторина «Знаешь ли ты сказки Симбирского края?» | 1 | 22.04 | |
16 | Викторина «Знаешь ли ты сказки Симбирского края?» | 1 | 6.05 | |
17 | Сочиняем сказку | 1 | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...