Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"
план-конспект урока (8 класс)

Осипова Марина Александровна

Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл susanin.docx35.93 КБ
Файл susanin_wecompress.com_.pptx660.16 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. - Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в далекие -далекие года. Окунемся в водоворот исторических событий  и познакомимся с одним из героев, который отдал жизнь на благо Родины.

 - Что же нам понадобится в нашем путешествии? Конечно, проводник – историк, который поможет нам разобраться в исторических событиях. К тому же нам просто необходимо взять с собой искусствоведа, нам он подскажет, как же отразились эти события в культуре нашей страны. Также возьмем литературного эксперта. Ну и , безусловно, нам надо захватить с собой журнал путешественника, чтобы все, что мы сегодня с вами узнаем, мы смогли запечатлеть и может быть поделиться с другими людьми.

Желаю всем нам интересных открытий и удивительных приключений! В путь, р6ебята!

2.Проводник-историк ( соответствующая одежда, рубаха длинная, сапоги, спец подготовленный ребенок , возможно эту роль распределить на несколько человек):

-Гой еси, добры молодцы и красны девицы! Мир вашему дому!  Неслучайно я так с вами поздоровался. Ведь это традиционные приветствия на Руси, которые обозначают буквально жизни и добра вашему дому.  

- Сейчас мы с вами отправимся в далекий 17 век в истории нашей страны. А для того, чтобы понимать историю того периода, нам для начала надо познакомиться с тем, как жили люди в  те времена. Предлагаю вам, мои други, перейти по этой ссылке  и ознакомившись с материалом, заполнить свой путеводный журнал. Но прежде чем мы отправимся, вам надо обсудить идеи (в группах, парах),с формулировать  свое представление о том, какие понятия должны быть изучены, какие проблемы могут возникнуть при изучении темы. Составление ключевых вопросов по теме. Класс делится на группы, и каждая составляет свой список ключевых вопросов по теме. Потом списки обсуждаются и выделяются основные вопросы, которые должны быть изучены всеми.

 Первичное заполнение бортового журнала. Листы Бортового журнала можно распечатать заранее

Бортовой журнал путешественника в 17 век

                                                       Что я знаю                  Что я узнал

  1. Основные понятия

  1. быт

  1. Даты

  1. Историч события

  1. Люди

  1. Культура

  1. С.Марков

  1. ?

- Я думаю, теперь мы можем отправиться в исторические дали. Не забудьте заполнять вторую половину вашего драгоценного журнала. Отправляемся. Для этого проходим по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/2938/main/

-Ребята, надеюсь, вам было интересно окунуться в атмосферу того времени. А теперь вспомним, чем характерна именно история , начиная с  1613года? (обучающиеся высказывают мнения)

- В 1613 году на русский престол был избран шестнадцатилетний царь Михаил Романов. Поляки, узнав об этом , решили погубить избранного царя. Победа казалась им совсем  легкой, поскольку молодой  царь  не успел окружить себя верными подданными.  Рассуждая таким образом, отправили они отряд  во владение князей Романовых. Это поместье располагалось  в Костромской губернии. Отряд поляков уже появился в Домнине, оставалось совсем чуть-чуть до той деревни, где был  дом, в котором жил молодой царь  Михаил. Убийцы не знали дороги в эту деревню и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина.

- Давайте, други мои, узнаем, что же это был за человек. Что же о нем сохранилось в истории? Для этого просмотрите презентацию,  заполните кластер и не забудьте про бортовой журнал, раздел «Люди»

- Да, великий был человек,  героическими  делами славен Иван Сусанин!. Но вот, други, пора мне . В истории  17 века вы теперь знаете,какой  герой  жил. Он не усомнился ни на минуту и пожертвовал собой ради Родины, ради ее будущего. Настоящий человек с большой буквы. Мир вашему дому, други мои!!!

2. Проводник-искусствовед:

- Здравствуйте, молодые ценители прекрасного и удивительного! С этого момента я ваш проводник в мир  неизведанного и захватывающего. Мне передали, что вы познакомились со знаковой фигурой 17го века, с Иваном Сусаниным? А знаете ли вы, что образ этого реального человека запечатлен во многих произведениях культуры?

Думаю, нет. А давайте, вы сейчас посмотрите   две презентации, пройдя по ссылкам. Но , мне кажется каждому  из вас будет сложно за оставшееся время одолеть обе презентации, поэтому я предлагаю вам разделиться на 2 группы и каждой группе посмотреть одну презентацию.  Естественно, когда вы будете знакомиться с материалом, не забывайте заполнять бортовой журнал. А потом обе группы поделятся своими впечатлениями

- 1 группа проходит по ссылке  https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/11/07/integrirovannyy-urok-narodnyy-geroy-ivan-susanin-v-istorii-i

- 2 группа  https://resh.edu.ru/subject/lesson/3250/main/

(После просмотра обе группы делятся полученными знаниями. Дополняются бортовые журналы.)

- Какие вы молодцы! С вами было интересно поработать, но мне, к сожалению, пора удаляться и передавать слово другим. Всем до скорой встречи! Желаю вам добра!

3. Литературный эксперт:

 -Привет, любимые друзья!

Пришел сегодня в гости я!

Всех вас увидеть снова рад,

Литературе я не враг!

- Ребята, я  литературный эксперт, и очень хочу, чтоб вы узнали еще что-то очень интересное о  знаменитом герое Иване Сусанине. Безусловно, то, что я вам расскажу, связано с литературой. А как же иначе! Ведь литература-это  дело всей моей жизни!.

- Предлагаю вам познакомиться с произведением С. Маркова «Сусанин»( Читает  вслух выразительно литератор, а ребята следят.)  https://libverse.ru/markov/sysanin.html

- Ребята, каким вы увидели Ивана Сусанина в этом стихотворении?

- Сошлись ли ваши представления об этом герое со взглядами С.Маркова?

- Каким настроением наполнено стихотворение?

4. Подведение итогов. (Учитель)

- Вот и закончилось наше путешествие по страницам 17го века и по истории великого человека Ивана Сусанина. Да, наверное, нам сейчас сложно понять почему именно так поступил обычный крестьянин, но, несомненно,  все мы понимаем, что главное в этом человеке- э то любовь к своей Земле, к своей Родине.

- У вас в бортовом журнале есть еще строка с вопросом. Остались ли они еще у вас? Может что-то мы  упустили с экспертами?

-  Предлагаю вам в заключении составить синквейн « Сусанин». Если вдруг забыли, как он составляется, можно пройти по ссылке и ознакомиться с презентацией https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/02/21/uchimsya-pisat-sinkveyn 

Сусанин погиб, но его подвиг стал вкладом в общую победу русского народа. Теперь уж не найдешь места, где покоится прах Сусанина, но благодарными потомками установлен памятник защитнику русской земли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сусанин Кто он?

Слайд 2

(? – 1613) Сусанин был крепостным дворян Шестовых . Родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки .

Слайд 3

Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

Слайд 4

Польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Фёдоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.

Слайд 5

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября ( 10 декабря ) 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с « обелением » от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:

Слайд 6

28 сентября 1967 года в Костроме был установлен памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским (архитекторы М. П. Бубнов и М. Ф. Марковский) возле Молочной горы , над съездом к Волге .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по родному русскому языку. Тема: Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.

Цели:Специальные: а)познавательные: познакомить учащихся с понятием языковой нормы, с понятием варианта нормы;б) практические: формировать умение применять на практике знания о языковых нормах.Общепре...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему "Слова - историзмы".

В этом учебном году у нас  появился новый предмет (родной (русский) язык.  Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данному предмету, который проводился в 3 классе коррекционной школы....

конспект урока по родной русской литературе

музыка родного (Астраханского) края...

Конспект урока по родному русскому языку

Разработка урока "История и этимология русских имён и фамилий", 5 класс...

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости»

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе на тему «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости». В урок добавлены типичные ошибки, присущие своей ...