Литературная гостиная «На корабле памяти»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Литературная гостиная проводится с приглашением учеников 5-11 классов. Цель проведения гостиной:
- анализ рассказа Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»
- знакомство учащихся с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
- формирование чувства патриотизма, гордости за свою Родину и ее великую историю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.45 КБ |
![]() | 12.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «На корабле памяти»
Цель:
- анализ рассказа Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»
- знакомство учащихся с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
- формирование чувства патриотизма, гордости за свою Родину и ее великую историю.
Задачи:
- развивать навык анализа художественного текста
- расширять представление о жизни детей блокадного Ленинграда;
- обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда;
- формировать любовь к Родине, чувство гордости за защитников Отечества;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- формировать историческое сознание, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: распечатанные фотографии блокадного Ленинграда, свечи на столе, хлеб 250 и 150 граммов
Ход мероприятия
Сл.1.Ведущий 1:
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Нашу встречу мы назвали «На корабле памяти», и посвящена она рассказу Яковлева Юрия Яковлевича. Имя этого писателя сегодня известно далеко не каждому школьнику. Давайте подробнее узнаем про этого человека. Расскажут о нём ученики 5б кл.
Сл.2 Юрий Я́ковлевич Я́ковлев (настоящая фамилия — Ховкин; 26 июня 1922, Петроград — 29 декабря 1995, Москва) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Автор нескольких поэтических книг, многих рассказов и повестей о современных детях и молодежи. Юрий Яковлев — автор «Мистерия. Страсти по четырём девочкам» (Таня Савичева, Анна Франк, Саманта Смит, Сасаки Садако).
Сл.3
Ведущий 2 Ученицы 6 класса ... прочитают рассказ Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Послушаем их.
Ведущий 3Не все слова из текста понятны сегодняшним школьникам. Над комментариями к тексту работали ученицы 5а класса ... .
Сл.4 Рейсфедер — чертёжный инструмент для проведения линий и знаков на бумаге тушью или краской. Состоит из двух пружинящих створок, соединённых в одной точке ручкой.
«Буржу́йка» — металлическая печь для обогрева помещений (также использовалась для готовки и подогрева пищи), популярная в первой половине XX века.
Ведущий 1: Конечно, все вы знаете, что в основу текста положены реальные исторические события, связанные с событиями Великой Отечественной войны.
Сл.5 Решением Российского правительства 27-е января было объявлено Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). А что это – блокада Ленинграда, какие трагические страницы нашей истории скрываются за этими словами. Об этом нам расскажут ученики 8 класса (...).
Сл.6. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 200 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, опилок, целлюлозы. Крошечный почти невесомый ломтик. (пример на столе).
Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная пыль – 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%. Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
В короткий срок он был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в невыносимых условиях. Холод сделал своё дело. В домах не было воды, люди ходили под обстрелами на Неву Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Сл.7 Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована "Дорога жизни", по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.
18 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года.
Сл.8 Видеоролик Розенбаум «Дорога жизни».
Ведущий 3
В рассказе мы читаем о том, как создается памятник детям, погибшим в блокаду. А существует ли на самом деле такой памятник в России? Информацию об этом готовили ученики 7а класса ... .
Сл.9 - 18 Памятники погибшим детям блокадного Ленинграда.
(до памятника: Детям, эвакуировавшимся из блокадного Ленинграда)
Сл.19 Видеоролик: Ленинград глазами детей.
Ведущий 1:
Рассказ – это художественное произведение, вымысел, даже если произведение основано на реальных событиях. Какие же герои в нем являются реальными лицами, а какие – вымышленными? Об этом расскажут ученики 7А класса: ... .
Сл.20-21
Ведущий 2
Сл.22 Какова тема рассказа и какие проблемы поднимает в нем автор? Об этом расскажут девочки 10 класса.
Ведущий 1:
Часто важную роль в передаче идеи художественного произведения играет его построение, композиция. О композиции рассуждали девочки из 9 класса. Послушаем, в чем особенности построения рассказа Яковлева.
Ведущий 1:
Сл.23 Заканчивается рассказ такими словами: И плывет наш остров, как корабль: слева — Нева, справа — Невка, впереди — открытое море.
Как же понять эти строки? Об этом размышляли ученики 11 класса.
Ведущий 3
Полгорода лежит в земле сырой.
Неугасима память поколений.
И в память тех, кого так свято чтим,
Давайте вместе встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (Стоя Минута молчания)
Сл.24 Минута молчания.
Сл.25 Свеча памяти – это огонь, который должен защищать от пламени войны, это символ скорби и вечной памяти о миллионах погибших соотечественников, это частичка пламени вечного огня у могилы неизвестного солдата, который отдал свою жизнь, чтобы подарить ее нам. Пусть и в ваших душах всегда горит свеча памяти страшного прошлого и надежды на мирное будущее. Пусть именно вы, новое поколение, принесете на землю мир и спокойствие.
Спасибо всем ребятам за подготовку такого интересного мероприятия.
Предварительный просмотр:
Ссылка на презентацию к литературной гостиной:
https://drive.google.com/file/d/1Xq6Qr7gmhgSPTdytsTcHL7JhIcRAqLEd/view?usp=sharing
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной "Пусть душа останется чиста..." Памяти Н. Рубцова".
Работа литературной гостиной в школе - это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для ...

Литературная гостиная "Ум и дела твои бессмертны в памяти русских..."
В основе вечера - документальные материалы – воспоминания людей, непосредственно знавших Грибоедова, встречавшихся с писателем, его письма....

Литературная гостиная "Белые крылья памяти"
22 октября отмечается международный день Белых Журавлей. По решению ЮНЕСКО тематические акции, стали проходить в разных странах мира. Объясняется это просто: праздник имеет своей цел...

Презентация к литературной гостиной "Белые крылья памяти"
Презентация к литературной гостиной "Белые крылья памяти"...

Презентация к литературной гостиной "Белые крылья памяти"
Презентация к литературной гостиной "Белые крылья памяти"...

Литературная гостиная, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Пушкинские дороги».
Данная методическая разработка поможет учителю в проведении мероприятия по литературе в виде литературной гостиной для учащихся 9 классов специальной (коррекционной) школы. Расширить знания детей...

,, А всё- таки жаль…” Литературная гостиная, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина.
,, А всё- таки жаль…”Литературная гостиная, посвящённая...