Разработка урока «Эсэгын һургаал» Б-Х.Ж. Цырендоржиевна
методическая разработка (9 класс)

Цыренжапова Гоохон Самбуевна

Разработка урока «Эсэгын һургаал» Б-Х.Ж. Цырендоржиевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_urok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: буряад литература

Класс: 9-дэхи

Хэшээлэй сэдэб: «Эсэгын һургаал» Б-Х.Ж. Цырендоржиевна.

Хэшээлэй эпиграф: «Абын угэ - алтан» (оньһон үгэ)

Хэшээлэй зорилгонууд:

Һургалгын: Б-Х Ж.Цырендоржиевнатай танилсуулха, аба тухай бэшэhэн текст дээрэнь худэлхэ, һургаал элирүүлхэ. Шэнэ мэдэсэтэй болголго.

Хүгжөөлгын: уран гоёор уншалга, аман ба бэшэмэл холбоо хэлэлгэ хүгжөөхэ.

Хүмүүжүүлгын: Буһэ гээшэтэй танилсалга, Яагаад буhэлхэ, хадагалха тухай  мэдэсэ абалга. Туршалга. Буряад барадайнгаа ёhо заншалтай танилсалга, хүмүүжүүлгэ.

Хэшээлэй янза: шэнэ мэдэсэ үзэлгын болон түрүүлэн бэхижүүлгын хэшээл

Хэшээлэй түхэл:

Хэрэгсэлнүүд: презентаци, Б-Х.Ж. Цырендоржиевагай ном «Хун болохо багаhаа», текст «Аба», Жалсанов Балдан буряад дэгэл ба буһэтэеэ хэшээлдэ уригдажа буһэ буһэлхэ тухай зааха.

Хэшээлэй түсэб: 1. Эмхидхэлэй үе.                                        1.Эмхидхэлэй үе.

                               2. Шэнэ мэдэсэ хадуун абахые бэлдэлгэ.        2. Гол хуби.

                               3. Шэнэ материал үзэлгэ.               3. Хэшээлэй дүн.

                               4. Шэнэ мэдэсые бэхижүүлгэ.                4. Гэрэй даабари.

                               5. Хэшээлэй дүн гаргалга.

                               6. Гэрэй даабари.

Хэшээлэй ябаса:

I. Эмхидхэлэй үе.

1. Мэндэшэлгэ, анхарал эмхидхэлгэ.

- Сайн байна, һурагшад! Мүнөөдэр бидэ буряад литературын хэшээл үнгэргэхэбди. Тиигээд хэшээлдээ булта анхаралтайгаар намайгаа шагнажа, эдэбхитэйгээр, һайнаар ажаллахыетнай хүсэнэб.

2. Һурагшадай мэдэсэ һэргээн, һуралсалай ситуаци бии бололго.

- Слайд дээрэхи асуудалда харюу угоод туршагты.

Хэндэ эдеэнэй дээжэ тон түрүүн аягалдаг бэ?

  1. Хэндэб? (Абадаа, гэрэй эзэндэ, ундэр наhатай буhэтэй хундэ).
  2. Муноо хэн тухай хоорэлдэхэ гээшэбибди? (аба, эсэгэ тухай)
  3. Һара удэроо дэбтэртээ бэшэгты.
  4. Темэ слайд дээрэ байна.
  5. Ямар зорилго табихамнайб?

Эсэгын һургаал заабаритай, журамтай танилсаха.

II. Гол хуби.

Текст дээрэ хүдэлмэри. (хуугэд бухэн эсэгэ тухай текст уншана)

  1. Словарна хүдэлмэри.

Толи:

Словарь

Һүр һүлдэ

Духовная мощь, жизненная сила, жизненность

Хангай

мощный

Түшэг

опора

Билтарна

Переливаться через край

Ханана

Получать удовлетворение, успокаиваться

Тэниинэ

Успокаиваться, расправляться, разглаживаться,

Шагнал

Награда, премия

Шэнжэ

Форма, вид

Аладай хараа

Дальновидность

Түбшэн

Тихий, спокойный, степенный

Баримталга

Основание, доказательство

Дүй дүршэлтэй

Практика, опыт, навык

Бүхэриг

Крепкий

  1. Уран уншалга (багша уншана)
  2. Эсэгыен 5 журам дэбтэртээ бэшэгты.
  3. Оньһон үгэнүүдые һурагшад уншана

Жалсанов Балданай буһэ бэһэлхые ба хадагалхые хоорэжэ угэлгэ.

III. Хэшээлэй дүн.

- Хэшээлнай юундэ зорюулагдааб?

- Мүнөөдэр хэшээлдээ абаhан мэдэсэтнай саашанхи байра байдалдатнай хэрэгтэй болохо гээшэ гу?    

Работа в парах:

- Мүнөө «Аба» гэжэ үгэ абаад, синквейн зохёогты. (1 стр – сущ, 2 стр.  – 2 прилаг, 3стр – 3 глагола, 4 строка фраза короткое предложение, 5 строка – слово завершающее)

IV. Гэрэй даабари.

А) Аба тухайгаа сочинени бэшэхэ.

Б) Аба тухай 5 оньһон үгэнүүдые сээжэлдэхэ.

В) Абынгаа портредаар гү, али зураад описани хэхэ.

Предмет

Бурятская литература

Класс

9 класс

Тема

«Эсэгын һургаал» Б-Х.Ж. Цырендоржиевна

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

формирование у школьников представления заповедях отца, понятие эсэгын пулдэ

Задачи

  • образовательная - расширить знания о заповедях отца,  расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.
  • развивающа я - развивать логическое мышление: умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в парах.
  • Воспитательная  - показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре и традициям бурятского народа.

Планируемые результаты:

Предметные:  активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя мудрость народа и в чтении традиции, учащиеся проникаются пониманием, что это все хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика роль традиций и обычаев в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения

Технология

Проблемно-деятельностный подход

Форма урока

Фронтальный, парный, индивидуальный

Методы и приемы

Актуализация опорных знаний, проблематизация

Средства

Презентация, видео, текст, словарь

протяженность

40 минут

Контроль (виды и формы)

самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...

Разработка урока по бурятской литературе по произведению Н.Г. Дамдинова "Эсэгын нэрэ"

Хэшээлэй сэдэб: «Эсэгын hургаал – нангин hургаал» (Н.Г.Дамдиновай «Эсэгын нэрэ» гэhэн зохёолоор бэхижүүлгын хэшээл)...