Картина Е.В. Сыромятниковой, 6 класс
тренажёр (6 класс)
Пошаговое создание плана к описанию картины Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители" на уроке русского языка в 6 классе по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженсокй, Л.А. Тростенцовой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syromyatnikova.pptx | 584 КБ |
syromyatnikova_6_kl.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор картины "Первые зрители". Живописец. Член Союза художников. Училась в Московском Художественном институте (до 1948 г.). Постоянный экспонент московских, республиканских и всесоюзных художественных выставок.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа № 10
Контрольное сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой
«Первые зрители»
(по материалу упражнения 499)
Шаги выполнения контрольной работы.
Шаг первый. Маленький, но важный.
Работа нам предстоит серьезная, но знакомая. Для начала вспомним, с чего мы обычно начинали.
Начинали мы всегда с цели урока, и, если тема позволяет, с перечня задач, которые решим на уроке.
Какова же цель? Создание текста, не так ли?
А задачи? Рассмотреть картину, увидеть ее особенности, почувствовать настроение, понять авторский замысел, а заодно и его же, автора, позицию.
А еще?
Увидеть детали.
А еще?
Подобрать нужные слова, составить план, продумать содержание вступления, основной части, заключения.
Подумать, что именно войдет в основную часть. Написать черновик. Проверить, соответствуют ли части требованиям к композиции и содержанию.
И какой первый шаг будем делать?
Рассмотрим картину?Рановато. Еще идеи есть?
Ну конечно, нам нужно хоть что-то узнать об авторе этой картины.
Это художница, ее зовут Екатерина Васильевна Сыромятникова, о ней, кстати, не так уж много и известно.
Шаг первый. Об авторе.
(пригодится для вступления и для понимания личности художника)
Погуглите, раз уж у вас интернет под боком.
Кстати, картина, которую мы будем описывать находится в … Где?
Что еще важно сейчас, пока не начали писать?
Вот о чем перед началом работы задумывался Максим Горький:
Прежде, чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.
Я бы еще один вопрос добавила: «Для кого написать?».
Пишем грамотно и разборчиво, аккуратным почерком. Дмитрия Николаевича, если что, привлекаем.
Шаг второй.
Какой?
Рассматриваем картину!
Где точка входа? Что в центре? А где он, кстати? Кто герой/герои картины? Что вообще здесь происходит? А…
А кого на картине нет? А мог бы быть? (художник)
Настроение? Краски? Что в комнате? Что за окном? Погода?
Шаг третий. Осмысливаем увиденное.
Картина, о которой мы говорим, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.
Тонким ценителям искусства рекомендую в помощь стихотворение Игоря Брумера для поддержания настроения:
Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.
Самое интересное здесь то, что это картина в картине.
Мы рассматриваем картину художницы Е.В. Сыромятниковой, а мальчишки на полотне рассматривают картину неизвестного нам художника.
А мы эту картину не видим.
Мы можем только догадываться, что изобразил на ней художник.
Предположите, что рисует художник картины Сыромятниковой на своей картине?
Может быть, это пейзаж, который виден из окна: белоствольные березки и темный лес вдали?
Может это натюрморт: букет ромашек, который стоит на столе?
А может художник нарисовал как раз вот их - непоседливых мальчишек, и они почти выпадают из окна, рассматривая нарисованных себя?
Шаг четвертый.
Пора составить примерный план.
- Перечислите всё, что изображено на картине.
(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; заокном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт схолстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)
- Что такое мольберт?
(Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску,картон.)
- Что такое палитра?
(Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок сотверстием для пальца, еще палитрой называют подбор красочных сочетаний вкартине художника.)
- Что такое подрамник?
(Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)
- Опишите обстановку комнаты художника. Найдите детали.
(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с гнутыми ножками и изящными деревянными подлокотниками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Этюдник прислонён к стенепод окном.)
- Что такое этюдник?
(Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей, палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.)
- Что мог наблюдать художник из своего окна?
(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их свежую зелень. За берёзами – поляна,трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес, окутанный дымкой.)
- В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины. Как они выглядят? Что они делают? Что их заинтересовало в комнате художника?
(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он заметил что-то интересное. Может быть, другая картина, а может, он смотрит на отошедшего зачем-то художника.
Другой мальчик постарше. У него темные волосы, он улыбается, в его глазах – неподдельный интерес к работе художника. На мальчике бело-голубая футболка – легкая, летняя. Одежда детей созвучна настроению картины)
Итак, назовите первый пункт плана.
Варианты:
- Е.В. Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»
Или
- Экспонат Третьяковской галереи.
Или
- «Первые зрители» - картина в картине
Составьте план основной части
Например:
II. Описание картины «Первые зрители»:
а) обстановка комнаты художника;
б) картина художника;
в) вид за окном;
г) первые зрители. Или
II. Художественный мир картины«Первые зрители»:
а) Простота и очарование мастерской художника.
б) Загадка картины на картине.
в) За окном.
г) Юные зрители - первое впечатление.
А теперь шаг пятый.
Почему пятый? Потому что в отдельный этап выделим важный момент - запись последнего пункта плана. Заключения.
В основном потому, что кое-кто, путая композицию и содержание, ошибочно называют последний пункт плана так: «Заключение».
А так нельзя.
Вспомните, у плана есть еще одна роль – помощь пересказать. Если пункт плана звучит так: «Енотики – самые милые существа на свете», будем рассказывать о енотиках. Если пункт такой: «Литовское государство в исторических исследованиях последних лет», то о том, как изучают в последнее время Великое литовское княжество.
Что пересказать поможет название «Заключение»?
- Попытайтесь в заключении отозваться об общем настроении картины.
(Общее настроение картины можно сравнить с пейзажем за окном – летнее,
приподнятое, жизнерадостное.)
- Попытайтесь понять, какова идея картины.
(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и его картины могут быть интересными и завораживающими.)
Как можно назвать третий пункт плана?
- Настроение картины. Или
- Идея полотна. Или
- Суть авторского замысла. Или
- Необыкновенный замысел картины. Или
- Общее настроение картины и её идея. Или
- Очарование картины Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».
План составлен. Приступайте к созданию текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс
Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....
План-конспект урока "Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"
Данной разработкой можно восползоваться при подготовке к уроку русского языка в 6 классе...
Урок-подготовка к сочинению по по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"
Урок в 6 классе (КРО) по русскому языку.Тема: « Подготовка к сочинению по картине Екатерины Васильевны Сыромятниковой « Первые зрители»» Цели и задачи: - продолжить знакомство со словарём художни...
Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители" 6 класс
Эта работа ученицы 6 класса, которую можно использовать для примера на уроке или для анализа....
Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»
Задачи урока:• знать тип текста – повествование;• знать композицию рассказа-повествования;• уметь подбирать нужные для описания слова;• уметь создавать рассказ-повествование;• развивать речь учащихся,...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ПО КАРТИНЕ Е. В. СЫРОМЯТНИКОВОЙ «ПЕРВЫЕ ЗРИТЕЛИ»
ТЕМА. Подготовка к сочинению – описанию по картине Сыромятниковой «Первые зрители».Цели урока.Образовательная.Развивать умение описывать художественное полотно.Повторить особен...
Сочинение-рассуждение по картине Е. В. Сыромятниковой "Первые зрители". Рабочий лист
Рабочий лист поможет учащимся написать сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители". Учащиеся познакомятся с биографией художника, вспомнят структуру сочинения-рассуж...