Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка
учебно-методический материал (6 класс)

Даянова Наталья Владимировна

Индивидуальная карта одаренного ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таблица 2

Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка

Индивидуальная психолого-педагогическая карта позволяет увидеть все сильные и слабые стороны каждого одаренного ребенка, а также создать систему дополнительных заданий, направленных на развитие знаний, умений и навыков.

Данную карту необходимо заполнять два раза в полугодие (в начале и конце).

Ф. И. учащегося: ________________________________________________.

Баллы

Виды работы на уроке

Результат
I четверть

Организационные умения и навыки

Получив задание:

3

Планирует работу до ее начала

2

Планирует действия в ходе работы

1

Не составляет плана работы

Вопросы, уточняющие задание:

4

Не нуждается в дополнительных пояснениях

3

Задает вопросы до начала работы

2

Задает вопросы в ходе работы

1

Не задает вопросы, хотя и нуждается в пояснениях

Выполняя задание:

1

Точно придерживается плана

3

Отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий

2

Начинает работать по плану, но в ходе работы нарушает порядок действий

1

Работает хаотично, без плана

Завершая задание:

3

Обязательно добивается запланированного результата

2

Не доводит работу до окончательного результата

1

Довольствуется ошибочным результатом

Закончив работу:

4

Проверяет результат, находит и исправляет ошибки

3

Результат не проверяет, т. к. довольствуется любым результатом

2

Результат не проверяет, т. к. всегда убежден в его правильности

1

Результат проверяет, но ошибок не видит

Помощь в работе:

4

Не нуждается

3

Нуждается и принимает

2

Нуждается, но не умеет пользоваться

1

Нуждается, но не обращается

Коммуникативные умения и навыки

Изложение собственных мыслей:

3

Может самостоятельно донести свою мысль до других

2

Может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов

1

Не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов

Ведение дискуссии: способность отвечать на вопросы:

4

Обычно отвечает, давая развернутый ответ

3

Обычно отвечает, давая краткий ответ

2

Как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения

1

Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы

Ведение дискуссии: способность задавать вопросы:

3

Обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы

2

Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений

1

Практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику

Ведение дискуссии: способность корректно возражать оппоненту:

3

Обычно возражает оппоненту корректно

2

Не всегда корректно возражает оппоненту

1

Как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту

Взаимодействие в учебной группе: способность аргументировано отстаивать собственную позицию:

3

Обычно отстаивает свою позицию аргументировано

2

Не всегда аргументировано отстаивает свою позицию

1

Как правило, не может аргументировано отстаивать свою позицию

Взаимодействие в учебной группе: способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:

4

Обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости

3

Не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию

2

Как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага

1

Не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимости этого шага

Взаимодействие в учебной группе: способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:

3

Обычно может подчиниться решению группы

2

Не всегда может подчиниться решению группы

1

Как правило, не подчиняется решению группы

Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):

3

Обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения

2

Не всегда удерживает социальную дистанцию в общении

1

Как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения

Интеллектуальные умения и навыки

Восприятие информации. Устную информацию воспринимает:

4

С первого предъявления

3

Нуждается в дополнительных разъяснениях

2

Нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения

1

Не воспринимает устную инструкцию

Восприятие информации. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т. п.) воспринимает:

4

Самостоятельно

3

Нуждается в разъяснениях

2

Нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения

1

Не воспринимает письменную инструкцию

Интеллектуальная обработка информации: умеет ли выделять главное в предложенной информации:

3

Способен выделить самостоятельно

2

Нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах

1

Испытывает значительные затруднения

Интеллектуальная обработка информации: умеет ли выделить новое в учебном материале:

3

Способен выделить самостоятельно

2

Нуждается в помощи

1

Испытывает значительные затруднения

Темп интеллектуальной деятельности:

3

Выше, чем у других учащихся класса

2

Такой же, как у других учащихся класса

1

Значительно снижен

Результативность интеллектуальной деятельности. Результат получает:

4

Успешно (рационально, эффективно) воспроизводя предложенный учителем алгоритм

3

Оригинальным творческим способом

2

Нерациональным ("длинным") путем

1

Путем подгонки под ответ ("методом тыка")

Результативность интеллектуальной деятельности: предъявление результата:

4

Способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение

3

Способен дать правильный ответ, но не может его обосновать

2

Приходится "вытягивать" ответы

1

Необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения

Самооценка результата работы:

3

Способен дать объективную оценку результату своей работы, т. к. понимает суть допущенных ошибок

2

Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки

1

Не может объективно оценить свою работу, т. к. не понимает, что допустил ошибки

Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:

3

Способен усвоить программу по предмету в нормативные сроки

2

Для освоения программы требуется система дополнительных занятий

1

Освоение программы по различным причинам затруднено

Обработка результатов

Группы, баллы

Статус обучающегося

Рекомендации учителю

Интеллектуальные умения и навыки

Сильная группа (24–31 балл)

Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности выше, чем у других учащихся. Результат получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным способом. Способен дать развернутый ответ, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, т. к. понимает суть допущенных ошибок

Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательные мотивы

Средняя группа (16–23 балла)

Воспринимая учебную информацию (устную и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует нерациональным, "длинным" путем. Давая правильный ответ, не всегда может обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу

Слабая группа (9–15 баллов)

Воспринимая информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной форме. Испытывает затруднения, выделяя новое и главное при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Результаты работы чаще всего получает путем "подгонки под ответ", а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится "вытягивать". Не может объективно оценить свою работу, т. к. часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий

Коммуникативные умения и навыки

Сильная группа (21–26 баллов)

Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения

Обучающиеся не нуждаются в специальной работе по развитию коммуникативных навыков

Средняя группа (14–20 баллов)

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменить ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию

Необходимо работать над совершенствованием умения обучающихся излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ученику в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении

Слабая группа (8–13баллов)

Неспособен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, некорректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, т. к. не понимает необходимости этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению. Неспособен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с ней, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками

Организационные умения и навыки

Сильная группа (17–22 балла)

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за помощью и воспользоваться ей

Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные учеником оригинальные и рациональные способы организации собственной работы

Средняя группа (11–16 баллов)

Во многих случаях способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ей воспользоваться

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки

Слабая группа (6–10 баллов)

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана, уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ей воспользоваться

Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ученика сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе делать самооценку. Желательно показывать ученику, где можно получить помощь и как ей воспользоваться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Психолого-педагогическая помощь семье, имеющей ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями"

Для детей с множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими. И чем раньше ребенку, в том числе страдающим детским церебральным параличом, будет оказана по...

Компонент психолого - педагогического сопровождения учителем - логопедом ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности

Коррекционный компонент АООП для ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности....

Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка с задержкой психического развития

Предлагаю Вашему вниманию образец заполнения психолого-педагогической карты ребенка с ЗПР...

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка

Этот ИОД разработан для одаренного ребенка по информатике...

Программа занятий для учащихся 5-х классов «Умники и умницы» в рамках психолого-педагогического сопровождения программы «Одаренные дети»

Программа из 10 занятий, направленных на развитвие познавательных психических процессов, мотивационной и коммуникативной сфер для учащихся 5-х классов...