Речевой этикет
план-конспект урока (5 класс)
Технологическая карта урока родного языка в 5 классе составлена в соответствии с технологией развития критического мышления для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материалы урока будут полезны учителям русского языка общеобразовательных школ и учителям, работающим с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА. 5 КЛАСС
Тема урока: «Речевой этикет»
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Урок открытия новых знаний
Форма организации учебной деятельности: комбинированная.
Формируемые на уроке компетенции:
Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, орфоэпические нормы.
Формирование языковой и лингвистической компетентностей: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетентности: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.
Планируемые результаты
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать самостоятельно, в паре и индивидуально; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметные: знать формулы речевого этикета; уметь применять на практике речевые формулы.
Развитие УУД:
Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
Познавательные УУД: опознавание и анализ правильного/неправильного речевого поведения, уместное употребление речевых формул адекватно ситуации речевого общения.
Регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и
одноклассников.
Необходимые ресурсы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Промежуточный контроль |
Организа ционное начало урока | - Доброе утро, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь. Только одно условие: здороваться нужно дружелюбно, от души. - Какой сейчас урок? Спросите, что будем делать на уроке. - Будем говорить хорошо, слитно, с ударением. Будем смотреть видеоролики, изучать новую тему и закреплять её. | Отвечают на вопросы | Фронтальная беседа |
Фонети ческая зарядка | - Будем говорить хорошо, слитно, с ударением. Речь, правило, грамотная речь, красивая речь, речевая ситуация. - Как вы понимаете словосочетания? - Что мы делали? Как вы говорили? Следим за звуком [р]. | Произносят с учителем и самостоятельно | Контроль за произношением |
Мотива ция к учеб ной деятель ности | - Будем изучать новую тему. -Чтобы определить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, посмотрим видео фрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья». - Почему у Вупсеня и Пупсеня ничего не получалось? Досматриваем мультфильм. | Смотрят видео и обсуждают его | Фронтальная беседа |
Проблем ная ситуация | - А какие волшебные слова вы ещё знаете? Найдите волшебные слова в зашифрованной таблице. Волшебные слова нужно не только знать, но уметь их писать. Вставьте на слайде пропущенные буквы. - Для чего нам нужны волшебные слова? Как их можно назвать по-другому? - Давайте попробуем определить тему урока. Я вам помогу. На прошлом уроке мы говорили об…(этикете). Что такое этикет? Где необходимо соблюдать этикет? А нужно ли соблюдать этикет в речи? Если так, то как будет звучать тема урока? | Работают с зашифрованной таблицей, вставляют пропущенные буквы на интерактивной доске, отвечают на вопросы | Индивидуальный просмотр ответов, контроль написания на интерактивной доске |
Поста новка целей урока | - Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня придётся ответить? | Что такое речевой этикет? Как правильно общаться? | Беседа |
Открытие новых знаний | - Давайте прочитаем текст о речевом этикете. - Выделите в этом тексте главные слова. - Когда в речи мы употребляем слова ты или вы? | Читают текст, подчёркивают ключевые слова. | Фронтальный опрос |
Физми нутка | - Будем отдыхать. Подвижная физминутка. | Выполняют физминутку | Контроль выполнения |
Первич ное зак репление | - На доске два слова: невежа и невежда. Как вы думаете, какое слово больше подходить к нашему уроку? А быть невежей хорошо или плохо? - Давайте посмотрим видео и ответим на вопрос, кто перед нами: невежа или невежда? Видео про Эллочку-людоедку | Обсуждают | Фронтальная беседа |
Включе ние в сис тему зна ний | - Чтобы быть вежливым человеком, нужно знать формулы речевого общения. Посмотрим видео фрагмент. Скажите, какие формулы речевого общения вы запомнили? - Работа в парах. Разыграйте ситуацию: 1 пара: вы – ученик в новой школе, вам нужно найти кабинет математики, но вы не знаете, где он находится. По коридору идет учитель, которого вы тоже не знаете. Ваша задача: подойти к учителю, объяснить ситуацию, используя формулы речевого общения. 2 пара: поздравьте устно с 23 февраля учителя физкультуры Виталия Петровича. - Как должны звучать ваши вопросы? Доброжелательно. | Выбирают из видео формулы речевого общения Разыгрывают ситуации | Фронтальный Опрос Оценивание ситуаций, соответствие заявленной задаче |
Итог урока | - О чем мы сегодня говорили? - Какие цели мы сегодня ставили? Достигли ли мы их? Заполним кластер «Ситуации речевого общения» | Отвечают на вопросы | Фронтальная беседа |
Рефлек сия | Закончите предложения: Я понял, что… Сегодня я узнал…. Мне понравилось… Я хочу, чтобы … Мне необходимо… | Заканчивают предложения | Фронтальная беседа |
Д/з | Придумайте приглашение на свой день рождения для учителя и для друга/записать все вежливые слова, которые вы знаете | Записывают д/з в дневник | Контроль записи д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Речевой этикет"
Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....
Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".
Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...
урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."
Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..." Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...
урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"
Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета` конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный кла...
Речевой этикет и культура речевого общения
Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...
Культура речевого поведения и речевой этикет.
Доклад на заседание МО воспитателей....
Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"
Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....