Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках черкесского языка и литературы"
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Данный мастер-класс я провела совместно с учителями школы и учащимися 6 класса. Я показала на практике как проводить проектную и исследовательскую работу с учащимися, ознакомила с этапами работы над проектом. А мои учащиеся представили защиту своих проектов на практике. Свой урок я связала с нартским эпосом, что способствовало воспитанию в детях любви и уважения к истории своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ а.Инжичишхо имени Дерева С.Э.»
Мижаева Маргарита Германбиевна,
учитель черкесского языка и литературы
2013 год
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые появляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе».
А.Н.Колмогоров
Цель мастер-класса:
Ход мастер-класса
- Введение
Учить сегодня- сложная задача,
Ученье, как вершина, нас зовет
Быть современным, грамотным,
а это значит -
учить себя, чтоб двигаться вперед!
В современных условиях вопросы изучения родного языка подняты до уровня большой государственной важности, поэтому главная задача преподавания родного языка состоит прежде всего в усилении практической и творческой направленности этого предмета, т.е. в раскрытии творческого потенциала учащихся.
От нас зависит качество практического овладения своим родным языком в устной и письменной форме.. Умение внушить детям интерес и влечение к языку – верная гарантия успеха на пути к овладению речевой культуры и воспитанию чувства любви к языку и уважения к своему народу.
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» призывает быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире; должны уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль играют творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь известно. Что запоминается человеком 10% того, что он читает, 20% - из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает САМ. И в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки:
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться
Потрогать и подержать в руках.
Послушать. Понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!
Себгъэсэну уэ ухуеймэ зыгуэрым,
Хуэм-хуэмурэ сыгъак1уэ…
Зэ, зэпызгъэплъыхь…
Сегъэ1эб, си 1эк1э згъэубыд,
Сегъэдэ1у, и мэм сегъэпэм,
Хъунуми, и 1эф1агъым зэ сегъэплъ..
Уа, сыту куэдыщэ къэзгъуэтыфыну сэр-сэру!»
Не давать готовые знания, а развивать инстинкты детей, склонность их к самостоятельному исследованию, к проявлению себя в познавательной деятельности, в труде, общении с другими детьми – такова задача моей работы.
11.Основная часть
…Итак, понятие «ПРОЕКТ» снова вброшено в российскую педагогику.
Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!
Школа настоящего– школа проектов!!! И национальные школы тоже не должны оставаться в стороне, преподавание родного языка должно соответствовать потребностям и требованиям новой школы будущего. С этой целью я на протяжении пяти лет работаю над своей темой самообразования по проектно-исследовательской технологии и внедряю в учебно-воспитательный процесс для улучшения качества преподавания родного языка.
Выбор моей темы по самообразованию не случаен, т. к. я считаю, что наиболее эффективной технологией обучения является метод проекта, т. е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и воспитывает любовь к языку.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен.
Применяя метод проектов на уроках родного языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.
Создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола” (1энэ хъурей), консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.
Родной язык и литература, как и русский - учебные предметы, которые являются плодотворной почвой для проектной деятельности. Мы, учителя, все часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. И эту проблему может разрешить интересная работа в группах, которая дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся):
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
Выбор темы проекта (исследования).
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Применяя в 5,6 классах метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениям:
- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? (Сыт лэжьыгъэм и мурадыр?)
Зачем это нужно делать? (Сыт ар щ1эсщ1ын хуейр?)
- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Например, при изучении баллады «Бгы абрагъуэмрэ джэдык1э ц1ык1умрэ» задаю вопросы:
- Какие проблемы испытывали герои баллады?
- Почему им не удалось отстоять свою точку зрения?
И после этого даю задание группам: прочитать текст и передать содержание тремя простыми предложениями. Один ответ от группы.
Прием “Акъыл жан” применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.
Примеры этого приема : 5-7кл. – предложите идею создания оригинального памятника писателю;
9 кл. – предложите идею создания герба одного из героев произведения. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.
Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.
Проект «Черкесские пословицы»
Задание: Ц1ыхугъэм теухуа псалъэжьхэу бжыгъэ зэхуэхьэс, я мыхьэнэр убзыху. (Вспомни несколько пословиц о человечности и объясни их значение.)
Проект «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Задание: Орфограммэ зи1э псалъэхэр къуажэхьхэм къыщыгъуэт, езы къуажэхьхэри къащ1э. (Найдите в загадках слова на заданную орфограмму. Отгадайте загадки.)
Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Читаю детям неоконченный рассказ.
«Бжьыхьэк1э мазэм и махуэхэр зэхуэдэкъым…Зэ дыгъэ къопс, зэ нэм къиплъыхьыф щ1ы 1ыхьэр пшагъуэ зэфэзэщ мэхъу. А жьыр щ1ы1эщ ик1и напэр щ1ихулык1ыу уэшх-уэс зэщ1эт къыздехь…»
Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем машины, едущего по дороге; лётчиком отправляющимся в полёт; мэром города.
«Адыгэ махуэбжхэр» в 5 классе подготовить буклеты «Времена года», узнать названия месяцев и почему их так назвали.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2.Обозначение проблемы учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.)
3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4.Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
6.Защита проектов.
7.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся |
1 этап | Ознакомительный (Нэ1уасэ хуэщ1ын) | Аналитическое чтение материалов и произведений выбранного поэта (рекомендательный список готовит учитель). |
2 этап | Отборочный (Къыхэгъэк1ын) | Отбор наиболее важных биографических фактов. Выбор стихотворений, которые можно соотнести с биографическими фактами. Выделение определенных этапов жизненного пути. Циклы стихотворений. |
3 этап | Сравнительно-аналитический (Анализ щ1ын, зэгъэпщэн) | Анализ отдельных стихов, сопоставление между собой циклов стихов, написанных в разное время. |
4 этап | Обобщающий (къэпщытэжын) | Систематизация и обобщение результатов исследования |
5 этап | Оформительский (гъэщ1эрэщ1эн) | Оформление результатов исследовательской деятельности в виде компьютерной презентации. |
6 этап | Оценивание (оценкэ гъэувын) |
Результатом работы становится цикл презентаций по данной теме.
Межпредметные проекты направлены на разностороннее развитие учащихся. Этот вид проектов формирует навыки работы в команде, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей учащихся.
Примером такого проекта может служить межпредметный проект (история, родная литература, русская литература) «Илъэсищэ зауэм пхык1ащ си лъэпкъыр» (Мой народ прошел через столетнюю войну). Этот проект можно предложить учащимся 10 класса после изучения повести «Уафэгъуагъуэ макъ» (Громовый гул) с целью совершенствования умений ориентироваться в литературных источниках и использовать ресурсы Интернета, формирования умений выделять главное из прочитанного, делать выводы.
Данный проект представляет собой создание реферата, презентации.
Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
Работа над различными проектами продолжается и в следующих классах.
Учебный проект, который можно предложить обучающимся 8-9 классов, - сборник работ, объединенный названием "Си унагъуэм тхыдэр» («История моей семьи»).
Алгоритм работы над учебным проектом
Тема: "История моей семьи ", 8 класс
Тип проекта: творческий
Проблема | Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков |
Почему? | Не интересуемся Не сохранилось достаточно сведений Отсутствие семейных традиций Родители тоже плохо знают историю своей семьи Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные |
Что делать? | Изучить историю семьи |
Как? | Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье Изучить документы, семейные реликвии, фотографии |
Что получить? (результат) | Сочинение "История моей семьи " Познавательный (знания об истории семьи, предках) Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание) Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность) |
Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей".
Защита проектов
(6 класс разделен на 2 группы)
Проект «Нарт Хасэм»
Итак, представляем вашему вниманию проведение последнего этапа работы над проектом – Защита проекта (презентация)
Фыкъеблагъэ Нарт Хасэм!
111. Подведение итогов
-работа экспертов по экспертным листам, дают оценки двум группам.
- В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе "Профессия", человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.
- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Методические рекомендации учащимся
по выполнению проектных
и исследовательских работ
1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Выполняй проект в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему, учитывая традиции и обычаи своего народа
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы, презентацию.
е) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев, выставок и Интернет ресурсы.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, сканер, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
7. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к учителю.
Опорная схема «Основные этапы работы над ПРОЕКТОМ»
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.
Первый и самый простой способ: учитель предлагает список примерных тем для работы над проектами, при этом темы могут быть представлены в виде рекламных листовок на информационном стенде.
Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у учеников еще нет опыта проектной деятельности или сам учитель только начинает работу с использованием метода проектов.
Как выбрать тему?
Проблема проекта
Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему?
Как выявлять проблемы
Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют.
Вопросы в помощь при выборе темы
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.
Тему проекта надо записать.
Какими могут быть темы исследования?
Чаще всего детям нравятся темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, журналах «1уащхьэмахуэ», «Псынэ» газетах «Черкес Хэку», кинофильмах и др.
Цель
Определить цель исследования - значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
На основе выявленной учащимся проблемы, он ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика)?» Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения (отвечает на вопрос: «КАКИМ ОБРАЗОМ?»).
Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен).
Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают (осваивают) различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, и т.д.).
На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.
Организация и методика работы над проектом
Как составить план исследовательской работы?
Перед началом работы нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.
Предлагаю список доступных методов исследования:
1) Подумать самостоятельно
Наверное, с этого лучше всего начинать любую проектную работу. Можно задать себе вопросы:
• Что я знаю об этом?
• Какие суждения могу высказать по этому поводу?
• Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?
2) Прочитать книги о том, что вы исследуете
Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое!
Очень много интересной информации содержатся в газетах Черкес Хэку», «Кавказские новости» и детских журналах, которые хранятся в кабинете родного языка.
3) Познакомиться с кинофильмами и аудиозаписями
Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. В медиатеке кабинета собраны документальные фильмы «Адыгэ хабзэхэр», «Черкесия», сборники старинных и современных черкесских песен. Это настоящий клад для учителя родного языка и ученика-исследователя.
4) Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Компьютер - верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки.
В компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать.
5) Спросить у других людей
Это может быть и учитель истории, который может рассказать о черкесах много, того, что не входит в обычные школьные программы.
А также родители и, конечно же, дедушка и бабушка. Например, исследуя происхождение своего рода, более подробно и точно смогут рассказать они.
6) Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.
Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный исследователь, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений.
Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений.
7) Провести эксперимент
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.
Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться ваш щенок или котенок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай; какие овощи и фрукты больше всего любит ваша черепаха.
Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.
8)Подготовка к защите
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать.
Для этого потребуется:
• дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
• классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
• выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;
• ранжировать основные идеи исследования;
• предложить сравнения и метафоры;
• выработать суждения и умозаключения;
• сделать выводы по результатам исследования;
• указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;
• подготовить текст выступления;
• приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;
• подготовиться к ответам на вопросы.
Оформление работы
Тема:
Цель:
Задачи:
Направления исследования:
Приемы исследовательской деятельности
Титульный лист.
- название учебного заведения;
- тема творческого проекта;
- ФИ исполнителей (ля), № группы, наименование специальности;
- ФИО учителя, осуществляющего научное руководство;
- год выполнения.
2. План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов и т.д.
3. Введение. Обоснование выбора темы проекта, цель, задачи работы.
4. Изложение основного содержания, работы над проектом:
- условия, необходимые средства, материал;
- подробное описание работы на каждом этапе, возможно выделение глав, разделов и т.д.;
- описание конкретного результата работы над творческим проектом, выводы, обобщения;
- обоснование практического значения проекта, предложения по возможному применению результатов.
5. Список использованной литературы.
Оформление списка литературы:
1.ФИО автора, наименование источника, место издания, издательство, год.
2.…..
6. Приложения:
- документы;
- таблицы;
- схемы;
- иллюстрации (по желанию).
Resource id #2402
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....
Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, более тесно связана с жизнью, практикой, сти...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)
Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Сегодня время перемен: стране нужны граждане, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач – формирование...
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В статье описана проектно-исследовательская деятельность на уроках русского зыка и литературы и во внеурочное время...