Открытый урок Моцарт...
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Моцарт и Сальери» - «маленькая трагедия»
о тайнах творчества и личности творца.
Цели:
∙ познакомить с трагедией «Моцарт и Сальери»; помочь понять позицию автора в
вопросе о природе творчества художника, раскрыть специфику жанра произведения;
∙ развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков, умения
идейно – художественного и композиционного анализа произведения;
∙ формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приемы: беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения.
Тип:урок-импровизация.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока.
Орг. момент
- Вступительное слово учителя:
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право, возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать… - писала А.А. Ахматова об А.С.
Пушкине.
Кто знает что такое слава? Какую цену заплатил поэт за нее?
Казалось бы, так много сказано о поэте, что, наверное, невозможно добавить что-то. И
все же тысячу раз прав Ф. Достоевский, считавший, что «Пушкин… унес с собою в гроб
некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем…»
Каждому из нас с раннего детства знакомо и очень близко имя А. С. Пушкина. «Великий и желанный спутник, вечный современник, он всегда откликается на зов нашего сердца»,- так писал о нём известный литературовед Ю. Айхенвальд. И сегодня мы вновь соприкоснёмся с творениями А.С.Пушкина. Мы знаем его как сказочника, поэта, прозаика. Но есть и другой Пушкин - удивительный драматург.
- Сообщение ученика о Болдинской осени.
Я предлагаю вам совершить короткое путешествие в село Болдино Нижегородской губернии, где в сентябре 1830 года Пушкин написал 13 крупных произведений. Среди них 4 «маленькие трагедии» (как назвал их в одном из писем сам поэт) - «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».
Справка. Село Болдино принадлежало отцу поэта. Сергей Львович выделил часть имения сыну по случаю его женитьбы – надо было вступить во владение имением. Пушкин думал устроить всё быстро и вернуться в Москву, но с юга надвигалась холера, учреждены были карантины, и поэту пришлось пробыть в деревне три месяца. Этот короткий, но чрезвычайно плодотворный период жизни поэта принято называть «болдинской осенью».
- Сообщение ученика о «маленьких трагедиях».
«Моцарт и Сальери» - это одно из тех произведений, о которых до сих пор не утихают
споры. А заключительные строки: «Гений и злодейство - две вещи несовместные»
будоражат умы многих поколений. Действительно ли, «гений и злодейство – две вещи
несовместные»?
В каком году появились «Маленькие трагедии»? (1830). Пушкин не был новичком в
драматургии. С выходом трагедии «Борис Годунов» состоялся дебют Пушкина как
драматурга.
2. Беседа по вопросам:
Что такое трагедия? (в основе напряженный конфликт, борьба характеров и страстей,
исход которых приводит к гибели одной из сторон, обычно в 5 актах, большое количество
действующих лиц)
Перед нами «маленькие трагедии». (Особенности: небольшой объем (2 – 4 небольшие
сцены; ограничение число действующих лиц; лаконизм пушкинских произведений)
Почему Пушкина интересует этот жанр? («истина страстей», поведение человека в
исключительных обстоятельствах. Это объединяет 4 самостоятельных произведения в
неразрывное целое).
- Изучение нового. «Моцарт и Сальери». История создания.
- Что скрывается в самом названии пьесы? (противопоставление героев, антитеза)
В основе сюжета легенда об убийстве Моцарта.
Моцарт Вольфганг Амадей (1756 - 1791) – необыкновенно одаренный человек (в 4
года играет на клавесине, 5 лет сочиняет музыкальное произведение, в 6 лет с триумфом
гастролирует по Европе. В 14 лет член Филармонической академии)
Автор большого количества музыкальных произведений.
Антонио Сальери (1750 - 1825) – «деятельный человек»
Композитор, дирижер, педагог. Руководил фондом для вдов и сирот венских
музыкантов, проводил благотворительные концерты. Постановкой опер открылись театры
«Ла Скала» 1778, в Милане 1801. Его дирижерским искусством, мастерством восхищались
Глюк, Россини. Его учениками были Бетховен, Шуберт, Лист, младший сын Моцарта.
В классической биографии Моцарта, опубликованной 1955, сказано: «Сальери –
человек добродушный, благожелательный и всегда готовый к благодеянию»
Действительно ли Пушкин считал Сальери убийцей?
Итальянский композитор Антонио Сальери был знаком с Моцартом, присутствовал на премьере его оперы «Дон Жуан» в 1788 году, где освистал постановку.
В основу сюжета произведения Пушкин положил историю о том, будто композитор Сальери из зависти отравил гениального Моцарта. Моцарт умер в 1791 году в 35-летнем возрасте. Перед смертью был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, не раз каялся в своём преступлении. Вопрос о возможности этого злодейства остаётся не решённым окончательно. По отношению к реальной истории Пушкин свободен.
Историческая справка (из записей А. Пушкина 1830 год):
Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца»
- Судя по заметке, уверен ли Пушкин в этом? (осторожное «будто бы», ссылка
«некоторые журналы», завершающее «мог»)
- Почему Пушкин выбирает этот сюжет? (двум реально существовавшим людям,
имена которых вынес в название, он доверяет свои сокровенные мысли о сущности
творчества, о зависти, о смерти, о тайне человеческой души)
Анализ произведения: Словарная работа:
Профанация - искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным отношением, опошление
Конфликт – столкновение
Фигляр – фокусник,( перен.)- человек, который паясничает, шут
Алигьери Данте – итал. поэт, автор «Божественной комедии»
Херувим – ангел
Догматик – человек, опирающийся на положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах
Фанатик – человек, до исступления преданный своей религии, вере
∙ С чего начинается произведение? (монолог Сальери)
∙ О чем он говорит? (о прошлом)
∙ Почему Пушкин выбирает такое построение, поставившее в тупик многих актеров и
удивило читателей? («Самое существенное - путь», - писал Гегель. Как сформировалась
личность Сальери, монолог – история его жизни. Это дает нам ключ к раскрытию этого
образа)
∙ Личность раскрывается прежде всего в профессиональной сфере. С чего все
начиналось? (Ребенок, у которого орган вызывает неведомое волнение. Отрок отвергает
праздные забавы ради музыки. Юноша, который терпеливо преодолевал трудности)
∙ Какие качества характера Сальери можно назвать? (редкая твердость, серьезное
отношение к музыке, целеустремленность. упорство)
∙ Каков был первый шаг? (трудный, отнюдь не устлан розами, стал затворником, 2 – 3
дня мог просидеть без сна и еды. Он идет на любые лишения. Путь был скучен, потому что необходимо прежде всего освоить теорию)
∙ Добился ли результатов? («слава мне улыбнулась; я в сердцах людей нашел созвучия
своим созданьям. Я счастлив был». Сальери выдержал все испытания)
∙ Как Пушкин относился к избранной Сальери позиции? (достойно уважения:
Иди туда, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум.
Ты сам свой высший суд. («Поэту» 1830 г)
Искусство – это не просто райские напевы, это огромный труд, который требует
напряжения духовных сил, о чем свидетельствуют многочисленные черновики поэта.
∙ Но почему Сальери начинает вдруг вспоминать свою жизнь со слов: «Все говорят:
нет правды на земле, правды нет - и выше» В чем усомнился? (в божеской справедливости)
∙ Почему он обвиняет «небо» (Сальери – верующий человек). О чем это
свидетельствует? В какие минуты жизни человек произносит подобные обвинения?
(обвиняет некую силу, пославшую в мир Моцарта; тяжелый душевный кризис)
∙ Какую цель ставит перед собой Сальери? (стать композитором)
∙ С чем сравнивает Сальери музыку? (алгебра, труп, творчество – ремесло (2 раза
повторяет слово «ремесло»))
∙ Почему автор сгущает краски? (холодом веет от этих сравнений, нет
одухотворенности, нет гармонии, вдохновения)
∙ Как вы думаете, почему Сальери уничтожает свои произведения? (высокая
требовательность). А что думаете вы? (в его музыке нет чувств, он далек от жизни, его
произведения бесполезны. Он вознагражден, эти произведения начинают нравиться
публике)
∙ На музыкальном небосклоне появилась новая звезда – Моцарт.
∙ Каков смысл антитезы «Моцарт - Сальери»? Размышления Сальери прерывает
Моцарт. Первые реплики Моцарта. Меняется ли тональность произведения, ритмика, знаки препинания, авторские ремарки? (восклицательная интонация, короткие предложения, многоточие. Моцарт взволнован, удивлен, хохочет, иронично говорит о своем таланте («божество мое проголодалось»)) Как это характеризует Моцарта? (живой, подвижный, эмоциональный, жизнелюбивый)
∙ Что развеселило его? (встреча со скрипачом, который пародирует его произведения)
∙ Сальери гневается. Он не расположен к шуткам, скрипач играет не его музыку,
нелюбовь к пародиям. Почему? (его творчество своеобразная подделка под настоящее
искусство. Г. Свиридов писал: «Слепой скрипач играет «из Моцарта». Невозможно
представить, чтобы он, слепой – т. е. играющий по слуху! – играл «из Сальери». Музыка
Сальери не носится в воздухе, она остается на бумаге, она не летит, мелодия его не крылата, она – не мелодия, она лишь тема, звуковой ряд»)
∙ В чем обвиняет Сальери Моцарта? (в праздности) Прав ли Сальери? (обвинения
напрасны, он любит жизнь, наслаждается ей, любит своего сына, не прошел мимо скрипача. Для Моцарта необходимо общение с людьми. Все чувства, которые дарит ему жизнь, воплощает в музыке)
- Рефлексия. Появление старика помогает почувствовать то, что творится в душе у каждого из героев. Сальери мучает зависть. Недоумение от того, почему Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остаётся равнодушной, искусство не действует на неё очищающее. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением.
∙ О каком музыкальном произведении идет речь? (Реквием – музыкальное
произведение, посвященное памяти усопших. (Моцарт, Верди, Берлиоз, Сальери, Брамс) Слушаем музыкальное произведение «Реквием».
∙ Какие чувства вызвало это произведение? (мир человеческих страданий)
∙ Обрывается жизнь веселого, жизнерадостного, влюбленного человека. Какой образ в
монологе Моцарта неотделим от Реквиема? Почему появление черного человека так
тревожит Моцарта? (Черный человек у Пушкина – символ смерти. Моцарт чувствует
близость смерти, подсознательно понимая, что написал реквием самому себе)
Беседа по вопросам:
- Каким вы представляете черного человека? Какие ассоциации он вызывает у вас? (звуки, краски,ощущения)
2.Какова роль образа черного человека?
3.В чем его конкретность и символичность?
4.Почему Моцарт так сильно переживает после встречи с черным человеком?
5. Как ему удается уловить ход будущих событий)
Рефлексия. Образ черного человека символичен. Это символ враждебного мира, который не понимает гения, подавляет его своей завистью и равнодушием. В центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором, превратившим искусство в ремесло, и жизнерадостным гением, щедрым от своего таланта, человечности. Возвышенности Моцарта противостоит расчетливость Сальери. Здесь раскрывается одно из важнейших противостояний жизни: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой «тяжкий долг». Гибель выдающейся личности – покушение на счастье всех людей. Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В «маленькой трагедии» содержится две больших. И, тем не менее, музыка Моцарта остается, а вместе с ней и сам Моцарт.
∙ Моцарт не успел дописать это произведение (дописал ученик). Пушкин, несомненно, знал об этом. Почему в трагедии мы слышим законченное произведение? (Моцарт гибнет,
но то, чему была посвящена жизнь, создано. Это произведение – победа над временем.
Гений торжествует)
∙ Реквием был тайно заказан графом Вальзинг – Штуппах, который решил выдать за
свое произведение. Почему Пушкин ничего не говорит о финансовой стороне этого
вопроса, все знали, что Моцарт был бедным человеком? (Моцарта не интересовала
материальная сторона. Он, как истинный художник, руководствуется чувствами)
∙ Почему Сальери плачет? (настоящее искусство проникает в самые потаенные уголки
человеческого сердца и вызывает ответный отклик)
∙ Что должен был понять Сальери, познакомившись с Моцартом? (он видит, как
творит настоящий художник, даже самая фантастическая сила воли не может заменить
талант. Талант либо есть, либо его нет)
∙ Почему Сальери не хочет это понять? Вспомните его детские годы:
«Науки, чуждые музыке, были/ Постылы мне; упрямо и надменно/ От них
отрекся я… В душе ребенка рядом с таким чувством, как любовь к искусству, появляется надменность»
(Надменный – самонадеянный человек, высокомерный)
∙ Что разовьется из этого черного зернышка? (гордыня)
∙ Для чего ему нужна музыка? (достичь особое положение среди людей, поставить
себя над ними)
∙ Почему слово «убить» в устах Сальери Пушкин заменил «остановить» («я избран,
чтоб его остановить…» Кто его выбрал?) Можно ли убийство оправдать высокой целью?
(решил исправить волю Всевышнего, незаслуженно, на его взгляд одарившего Моцарта
талантом, посчитал себя исполнителем высшей воли. Он верит в это, подавил свой восторг перед Моцартом)
∙ «Гений и злодейство – две вещи несовместные?» Почему?
∙ Гений – в древнегреческой мифологии – дух – покровитель человека, олицетворение
добрых сил. Гений созидает. Не всякого одаренного человека можно назвать гением.
∙ Произведение заканчивается вопросом. Кому Сальери задает вопрос? (прежде всего
себе)
∙ На что обрек себя Сальери? Почему? (страдания, спутал подвиг и преступление. Он
разрушил себя. Совершив преступление, он не обретает счастья, понимает, что обречен на
бесславие)
∙ Какие сокровенные мысли Пушкин доверил героям?
- Какова роль художника в жизни людей? (о сущности творчества: нельзя искусство отрывать от жизни). Во время работы над «Маленькими трагедиями» Пушкину запретили печатать «Медного всадника», предлагают внести поправки в произведение «Борис Годунов», установлен полицейский надзор. Но даже в этих обстоятельствах он сохранил веру в общечеловеческие ценности, добро, в любовь, красоту. Он считал, что человек «глубже внешних представлений о нем, шире той роли, которую предлагают ему обстоятельства». Человек бесконечен в своих добрых возможностях. Когда человек забывает, что он сын вечности, часть Вселенной, им овладевают ложные страсти, подчиняется далеко не совершенным законам, обрекая себя и окружающих на страдания)
Вывод: Сталкиваются два мира: нормальный человеческий мир Моцарта, утверждающий связь искусства с человечностью, игрой простой жизнью и творчеством, и мир Сальери, где убийство именуется долгом, яд - «даром любви», а отравленное вино - «чашей дружбы», где жизнь человека - средство. Фактическая победа достается второму миру, моральная - первому.
Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что поэт хотел этим сказать?
(Поэт так понимает свою эпоху, когда подлинные созидатели и творцы трагически гибли, оказывались жертвами зависти и коварства « толпы» или мнимых друзей с их ложной мудростью.)
. Имя Сальери стало нарицательным отнюдь не только по отношению к завистникам, но и к людям узким, ограниченным, к догматикам и фанатикам, способным на коварство и злодейство «по убеждению».
Имя Моцарта стало нарицательным по отношению к гению особого склада- к гению, сочетающему глубокие созидательные творческие силы с внутренней свободой и гармонией , с беззаботным восприятием жизни и детской доверчивостью к людям.
- Создание синквейна: Моцарт – 1 группа, Сальери – 2 группа.
Домашнее задание.
Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С.
Пушкина «Моцарт и Сальери»)
Драма
Трагедия
Конфликт
Опошлить
Фигляр
Профанация
Фанатик
Херувим
Догматик
Как сформировалась личность Сальери?
С чем сравнивает Сальери музыку?
«Божество моё проголодалось»
Как слова характеризуют героя?
В чём обвиняет Сальери Моцарта? Прав ли он?
Каково отношение героев к искусству?
Какую роль в развитии действия играет скрипач?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»...
Открытый урок "Звучит нестареющий Моцарт"
Методическая разработка Открытого урока "Звучит нестареющий Моцарт" с конспектом и презентацией...
Конспект открытого урока по литературе в 9 классе «Маленькая трагедия А. С. Пушкина. Моцарт и Сальери»
Конспект открытого урока в 9 классе...
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: "Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери"
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: «Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство две вещи несовместные”»....
План-конспект открытого урока "Тайна смерти Моцарта"
открытый урок...
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!». Открытый урок для 4 класса.
Открытый урок для 4 класса.«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!»...
Открытый урок литературы на тему "А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»
В 1830 году, во время знаменитой Болдинской осени, А.С. Пушкин пишет в числе других «маленьких трагедий» трагедию «Моцарт и Сальери», которая была задумана и, возможно, предвар...