План урока
| - Формулирование темы и целей урока
- Биография Моцарта и Сальери
- История создания «Маленьких трагедий»
- Формулирование основной темы «Моцарта и Сальери»
- Блиц-опрос на знание текста.
- Работа с текстом. Прослушивание монолога Сальери.
- Физкультминутка
- Чтение наизусть диалога Моцарта и Сальери
- Анализ образов, созданных Пушкиным
- Ответы на вопросы
- Рефлексия
- Синквейн
- Домашнее задание
Ход урока - Организационный момент. Запись эпиграфа
- Биография Моцарта
- Биография Сальери
4. Из истории создания «маленьких трагедий» В 1830 году, во время знаменитой Болдинской осени, А.С. Пушкин пишет в числе других «маленьких трагедий» трагедию «Моцарт и Сальери», которая была задумана и, возможно, предварительно набросана в 1826 году в Михайловском, а завершена 26 октября 1830 года в Болдино. Рукопись трагедии до нас не дошла, но на сохранившейся обложке ее имеется первоначальное заглавие «Зависть». Впервые напечатана пьеса в альманахе «Северные цветы на 1832 год». «Моцарт и Сальери» - единственная пьеса, увидевшая сцену при жизни А.С. Пушкина (дважды шла в 1832 году в петербургском Большом театре). В 1825 году в печати (Немецкая музыкальная газета) широко распространилось известие, что итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825) на смертном одре признался в отравлении им Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791). Друзья Сальери выступили против этого сообщения как против клеветы, считая его признание результатом психического расстройства. Для Пушкина же эта версия послужила поводом создать трагедию о зависти – страсти, разрушающую человеческую личность. Пушкин считал факт отравления Моцарта его другом Сальери установленным и психологически вполне вероятным. В заметке о Сальери (1833г.) Пушкин пишет: «В первое представление «Дон-Жуана», в то время когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы – в бешенстве, снедаемый завистью…Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», мог отравить его творца. - Какова главная тема трагедии? - Можно ли назвать эту трагедию «маленькой»? - «Маленькая трагедия» у Пушкина – это трагедия мелочного чувства – зависти, перерастающая в большую трагедию – убийство гения. - Кто из двух героев – истинно трагедийный образ. - Трагедийным образом является Сальери, личность раздвоенная, страдающая от собственной раздвоенности. Его беда в том, что он, преданный, по словам Моцарта, «вольному искусству», стал «заботиться о нуждах низкой жизни»: зависти, стремлению к славе,к первенству, которым не должно быть места в творческой душе. Тема трагедии «Моцарт и Сальери» - художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человеческая страсть, приводящая его к злодейству. Первоначальное название трагедии «Зависть» во многом определяют его тему. 5. Блиц-опрос - Какими науками занимался Сальери? (никакими) - Какой композитор явился и открыл новые тайны? (Глюк) - Кого Сальери назвал «гулякой праздной»? (Моцарта) -Какого великого художника и поэта вспоминает Сальери? (Рафаэля, Данте Алигьери) - Как называется трактир, в котором они решили пообедать? («Золотой лев») - Кто дал Сальери яд (Изора) - Сколько лет он его с собой носил? (18) - Какое произведение сочинял Моцарт? (Реквием) - Как долго Моцарт сочинял «Реквием»? (3 недели) - Какого великого писателя и своего друга несколько раз упоминал Сальери, который, по слухам, отравил двух жен? (Бомарше) 6. Работа с текстом трагедии. Прослушивание монолога Сальери. Сальери
| Моцарт | *Наделен любовью к искусству
*Способен к искреннему наслаждению музыки
*Чтобы стать музыкантом, презрел жизнь
*Отделил музыку от жизни
*Упорным трудом достиг вершины мастерства
*В чем счастье Сальери
*Понимает, что в его жизни наступил перелом
| *Какой шуткой Моцарт хотел угостить Сальери?
*Отрывки из каких опер играет слепой музыкант?
*Что Моцарт предложил старику?
*Каким словом Моцарт назвал свое новое произведение?
*Какой недуг томил Моцарта ночью?
|
Сальери
| Моцарт | *Наделен любовью к искусству
Родился я любовию к искусству
*Способен к искреннему наслаждению музыки
Слезы невольные и сладкие текли
*Чтобы стать музыкантом, презрел жизнь
Отверг я рано праздные забавы
*Отделил музыку от жизни
От них отрекся я и предался Одной музыке.
*Упорным трудом достиг вершины мастерства
Усильным, напряженным постоянством Я наконец в искусстве безграничном Достигнул степени высокой.
*В чем счастье Сальери
Я счастлив был: я наслаждался мирно Своим трудом, успехом, славой;
*Понимает, что в его жизни наступил перелом
А ныне – сам скажу – я ныне Завистник. Я завидую; глубоко,
| *Какой шуткой Моцарт хотел угостить Сальери?
Привел к Сальери слепого скрипача
*Отрывки из каких опер играет слепой музыкант?
«Женитьба Фигаро» и «Дон Жуан»
*Что Моцарт предложил старику?
Выпить за его здоровье
*Каким словом Моцарт назвал свое новое произведение?
Безделицей.
*Какой недуг томил Моцарта ночью?
Бессонница |
7. Физкультминутка 8. Чтение наизусть диалога между Моцартом и Сальери 9. Анализ образов, созданных Пушкиным Сальери | Моцарт | Внутренний монолог Сальери – история его жизни. Личность формируется, прежде всего, в его профессиональной деятельности. - Что вы думаете о характере Сальери? Есть ли в нем положительные черты? - Каким было его начало пути? ( призвание его появилось рано) - Каким он был в годы учебы?(не хватает таланта) - Что мы признаем? - Овладел творчеством - высшей формой реализацией личности. Сальери с честью выдерживает испытание. - Почему Сальери начинает вспоминать жизнь с детства? (Усомниться в «Божьей» справедливости верующий человек может только в крайности) - Не свидетельствует ли это о глубоком душевном кризисе?( чтобы отыскать его истоки, выйти из кризиса, Сальери отправляется в прошлое). - Всегда ли Сальери искренен? Почему так часто уничтожает свои произведения? - Как Сальери отзывается о Моцарте – человеке и композиторе?Считал ли Сальери Моцарта другом? - Считал и продолжает считать другом, поэтому ему так тяжело дается его решение.
- Что изменило его решение к Моцарту? Почему он стал ему завидовать? - Отношение к Моцарту не изменилось, оно углубилось. К восхищению гением добавилось возмущение легкомыслием «гуляки праздного». Добавилась черная зависть, как бы ни пытался Сальери затушевать ее идейными соображениями, мол, искусство погибнет. - Можно ли Сальери назвать хладнокровным убийцей?
- Чем были вызваны слезы Сальери в конце трагедии? - Отвечая на этот вопрос, надо помнить о реплике Сальери: «Постой, постой!.. Ты выпил!.. без меня?» Создается такое впечатление (хотя, конечно, это не так), что в бокале Сальери тоже был яд и что он хотел выпить вместе с Моцартом и разделить его участь, а теперь этого сделать уже нельзя. Моцарт неизбежно погибнет, он же вынужден остаться жить и страдать. Сальери плачет, слушая игру Моцарта.
- Что же это за слезы? - От облегчения, что задуманное страшное дело уже позади? От сознания исполнения «тяжелого долга»? От преклонения перед величием собственного поступка? Или это слезы потрясения и боли за Моцарта, который еще жив, еще может «наполнить звуками» душу Сальери, но уже обречен на смерть? А может быть, это слезы боли от неясного еще осознания своей трагической вины? - Как повлияла на Сальери мысль Моцарта, что злодейство и гений несовместны? - Теперь, когда Сальери остается один, когда страшное дело свершилось (а в глазах самого Пушкина убийство было непростительным грехом), к герою приходит осознание его поступка. Пушкин подводит Сальери к мысли о том, что убив Моцарта, он убил самого себя. Никогда не стать ему гением, потому что он злодей Никакие исторические примеры и аналогии не помогут ему. Злое победило в Сальери. Теперь его ждут только угрызения совести.
| - Как Моцарт относится к жизни, миропорядку? Каков его характер? - Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт –гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности. - Что свидетельствует о славе Моцарта? - Слепой скрипач играет именно его произведение, он не может видеть нот и запомнил ее на слух. В трактире он исполнил арию из «Женитьбы Фигаро», а у Сальери – из «Дон-Жуана». Неточное исполнение смешит Моцарта, он не испытывает к старику презрения, благодарит за труд. - Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства? - Жизнь и искусство для Моцарта – единое целое. Истинный художник, он творит не ради личной выгоды, «презренной пользы», а ради самого искусства. Истинный художник отдает себя искусству, не требуя взамен славы – такова точка зрения Моцарта. Моцарта тревожит мрачное предчувствие, его черный человек – предчувствие смерти. Свою тревогу он не связывает с Сальери, которого считает своим другом и гениальным композитором. И это вполне понятно: Моцарт не знает зависти, не способен на злодейство. Он считает, что «избранник небес – гений, являющий в своем искусстве образцы совершенства, высокие идеалы, не может совершить злодейство. Моцарт не только не отвергает подносимого ему другими титула гения, но и сам называет себя гением, называя гением и Сальери. В этом видны удивительное добродушие и беспечность: для Моцарта слово «гений» нипочем; скажите ему, что он гений, он согласится с этим, начнете доказывать ему, что он вовсе не гений, он согласится и с этим, и в обоих случаях искренне. В лице Моцарта Пушкин представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, без расчета на успех, нисколько не подозревая о своем величии. - Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство? - Какую роль в трагедии играет Моцарт? Каким изображает его Пушкин? Чем он близок самому автору? - Моцарт для Пушкина – истинный гений. Он живет музыкой, она наполняет все его существо. Ему чуждо представление о себе как о мученике, приносящем музыке жертвы. Он лишен напыщенного сознания собственного величия, может шутить над самим собой, смеяться и радоваться жизни, потому что ему радостно творить, потому что он всей душой чувствует «силу гармонии». Он при этом не сомневается в своей гениальности, но он душевно щедр, и ему совершенно не свойственно завидовать. Моцарт гением называет и Сальери, не веря в то, что гений может совершить злодеяние.
|
Самые трудные вопросы! - Зачем Пушкин написал эту пьесу? Что он хотел сказать своим потомкам-читателям? - Его волновали характеры именно этих двух музыкантов? Объясните причину различий в пунктуации и орфографии слов Моцарта и Сальери. Попробуйте интонацией передать интерпретацию этих различий. Восстановите авторские ремарки в отрывке и сделайте вывод об их роли в обрисовке характеров. Идейное содержание трагедии. Гибель выдающейся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагична судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержаться две больших. Составление синквейна Моцарт и Сальери Рефлексия Домашнее задание. Выбери один из вопросов и запиши свои размышления. - Что можно «изучать» в характере Сальери?
- Каким мне представляется характер Сальери?
- Удалось ли Пушкину в пьесе быть верным собственному утверждению: «Драматический писатель – бесстрастный, как судьба»?
- Сальери в изображении Пушкина – злодей или жертва?
- Изменилось бы мое истолкование пьесы, если бы Пушкин оставил ее первоначальное заглавие – «Зависть»?
| Регулятивные УУД 1.Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приемами изучающего чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.пользоваться приемами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ, синтез. 8. Осуществлять анализ, синтез. 9. Строить рассуждение.
Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Выступать перед аудиторий сверстников с сообщениями.
Личностные результаты 1.Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. |