Рабочая программа по предмету "Родной (ханты) язык" 5-9 кл.
рабочая программа
Рабочая программа по предмету «Родной (хантыйский) язык» разработана в соответствии:
1. с Законом Ямало-ненецкого автономного округа от 24.03.2010 г. за №48 – ЗАО «О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-ненецкого автономного округа». Постановлением Государственной Думы ЯНАО от 23.02.2000 №866 "О Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе" - с «Типовой программой по родному (ханты) языку для 5-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана Граф», 2007)
2. планирование программы составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с Типовой программой по родному (хантыйскому) языку для 5-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, обучение хантыйскому языку способствует решению комплекса учебно-воспитательных задач, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_5-9kl.docx | 154.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от «30» августа 2017 года Руководитель методического объединения Дружинина В. В. | «Согласовано» заместитель директора по научно-методической работе Гевкан Е. И. от «31» августа 2017 года | «Утверждено» Директор МБОУ-ПСОШ «Образовательный центр» Горнова Н. А. от «31» августа 2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК»
5-9 КЛАССЫ
Планирование составлено:
на основе рабочей программы
«Родной язык»
предметная линия учебников
Обатина Г. А. «Ханты ясаӈ» 5 кл.
Соловар В. Н. «Ханты ясаӈ» 6 кл.
Возелова Л. Г., Попова Г. Г. «Ханты ясаӈ» 7-8 кл.
Спб.: филиал изд-ва «Просвещение»
с. Питляр, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной (хантыйский) язык» разработана в соответствии:
1. с Законом Ямало-ненецкого автономного округа от 24.03.2010 г. за №48 – ЗАО «О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-ненецкого автономного округа». Постановлением Государственной Думы ЯНАО от 23.02.2000 №866 "О Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе" - с «Типовой программой по родному (ханты) языку для 5-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана Граф», 2007)
2. планирование программы составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с Типовой программой по родному (хантыйскому) языку для 5-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, обучение хантыйскому языку способствует решению комплекса учебно-воспитательных задач, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Преподавание хантыйского языка в школах округа – одно из важных условий сохранения языка и культуры народа ханты. Свободное владение родным языком укрепляет связь между поколениями.
Цели учебного предмета «Родной (ханты) язык»:
- Развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной):
- овладение новыми языковыми средствами, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
- развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладении хантыйским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы.
- Воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению хантыйского языка, дальнейшему самообразованию; формирование интереса к хантыйскому языку через изучение национально-культурных особенностей народа ханты, его истории, природы, традиций и обычаев.
Задачи обучения:
- Развивать речь учащихся; обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний.
- Обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, орфографии, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а так же формирование умений применять эти знания в речевой деятельности.
- Способствовать развитию коммуникативной компетенции: обучить ведению бесед на различные темы, употреблению формул речевого этикета, соблюдению правил речевого поведения в беседах; обучить передаче содержания сообщений, услышанных по радио, телевидению, пересказывать содержание прочитанного, прослушанного.
- Ознакомить учащихся с историей, культурой, традициями, национальными особенностями народа ханты.
Учебный предмет «Хантыйский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Общепредметными задачами работы по хантыйскому языку являются: воспитание учащихся средствами родного языка, развитие их логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по хантыйскому языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, со словарем.
В программу включены сведения об истории языка, об изучении языка в настоящее время, о диалектном разнообразии хантыйского языка, о тенденции к формированию литературного языка. Работа по развитию устной и письменной речи рассредоточена по всему курсу изучения хантыйского языка. Словарная работа должна присутствовать на каждом уроке.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УМК:
- Обатина Г. А. Хантыйский язык (шурышк. диалект): учеб. для 5 кл. общеобраз. учрежд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвящение», 2005. – 79 с.
- Соловар В. Н. Хантыйский язык (шурышк. диалект): учеб. для 6 кл. общеобраз. учрежд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвящение», 2005. – 115 с.
- Возелова Л. Г., Попова Г. Г. Хантыйский язык: 7 – 8 классы: учебник для учащихся хантыйских школ. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 88 с.
- Возелова Л. Г., Попова Г. Г. Книга для учителя хантыйской школы: 5 – 9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 128 с.
- Н. Б. Кошкарева, В. Н. Соловар Поговорим по – хантыйский. – Новосийбирск: Сибирский хронограф, 2004. – 282 с.: ил.
- Попова Г. Г. Сборник диктантов по хантыйскому языку для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений: Пособие для учитилей. – М.: Вентана – Граф, 2006. – 80 с.
- Кононова С.П. Русско-хантыйский тематический словарь (шурышкарский диалект): пособие для учащихся 5-9 классов. - СПб.: филиал издательства «Просвещение» 2006. – 180с. (в кол-ве 11 книг)
- Сязи З.И., Скамейко Р.Р. Словарь хантыйско-русский, русско-хантыйский (шурышкарский диалект): Учебное пособие для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание доработанное - СПб.: филиал издательства «Просвещение» СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. – 192с. (в кол-ве 3 книги)
- Немысова Е.А., Лыскова Н.А. Хантыйский язык в таблицах (шурышкарский диалект): Учебное наглядное пособие для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 92с. (в кол-ве 10 пособий)
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Родной (ханты) язык» является региональным предметом/компонентом. На изучение родного (ханты) языка отведено 5, 8 классы – 2 часа в неделю (70 часов в год), в 9 классе -2 часа в неделю (68 часов в год), в 6 классе – 0,5 час в неделю (18 часов в год), 7 классе – 1 час в неделю (35 часов в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
по учебному предмету «Родной (ханты) язык»
Личностные результаты. Развитие личностных качеств обучающихся: внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, в ходе овладения языковым материалом. Развитие эмоциональной сферы обучающихся в процессе обучающих игр материала с использованием слов хантыйского языка. Приобщение школьников к социальному опыту за счет проигрывания на хантыйском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для бытового, учебного общения. Развитие познавательных способностей с использованием накопительной системы оценивания, динамику индивидуальных образовательных достижений.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку знание родного языка неразрывно связано с эстетическим видением действительности, на уроках хантыйского языка учащимися изучается общеязыковой контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения предметного курса «Родной (ханты) язык» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов учителем или в учебнике, самостоятельно выполнять творческие задания.
Регулятивные УУД:
• Проговаривать последовательность действий на уроке;
• Учиться работать по предложенному учителем плану;
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
•Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Коммуникативные УУД:
• Уметь пользоваться хантыйским языком: а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников, учителя;
• Уметь выразительно читать и делать перевод содержания текста;
•Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках хантыйского языка и следовать им.
•Учиться согласовывать работу в группе: а) учиться распределять работу между участниками проекта;
б) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
в) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
- Ценностные ориентиры в области хантыйского языка;
- Уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей;
- Самостоятельность в поиске решения различных задач;
- Духовные и эстетические потребности;
- Готовность к отстаиванию своего эстетического идеала;
- Оценка личностных результатов
Предметные результаты
Учебный предмет «Хантыйский язык» в современной школе имеет познавательно – практическую направленность, т. е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Программа содержит: отобранную в соответствие с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, сведения о графике, пунктуации и орфографии, также включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Предметные | Ученик научится: 5 класс - сравнивать и анализировать специфические буквы ханты языка и их звуковое воплощение; - уточнять написание слова по словарю. - использовать навыки адекватного произношения новых лексических единиц, а также в спонтанной речи (монологической или диалогической); - понимать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); - распознавать и использовать заимствованные слова. - распознавать и употреблять в речи глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени; - распознавать и употреблять в речи существительные в ед, дв, мн. числа; - распознавать и употреблять в речи прилагательные хантыйского языка; - распознавать и употреблять в речи лично-притяжательные местоимения; - распознавать и употреблять в речи послелоги для выражения временных и пространственных отношений; - распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные. |
Ученик получит возможность научиться: 5 класс
| |
Предметные | Ученик научится: 6 класс -вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета; - рассказывать о себе, семье, друзьях, школе, своих интересах, о селе с опорой на ключевые слова, план, вопросы; - передавать основное содержание прочитанного текста; - ученик научится правильно писать и произносить изученные слова; - различать на слух адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к коммуникации, произносить звуки ханты языка; - употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики речевого этикета), в том числе многозначные слова, в пределах тематики 5-6 классов в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; - распознавать и употреблять в речи глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени; - распознавать и употреблять в речи побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме; - распознавать и употреблять в речи существительные в ед. дв. мн. числа с лично-притяжательным суффиксом; - распознавать и употреблять в речи наречия и его степени сравнения; - распознавать и употреблять в речи наиболее употребительные послелоги для выражения временных и пространственных отношений; - распознавать и употреблять в речи простые, сложные, составные числительные; - оперировать в процессе письменного и устного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами ханты языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте. |
Ученик получит возможность научиться 6 класс
| |
Предметные | Ученик научится: 7 класс - вести диалог с учителем и с учащимися с помощью опорных слов, словосочетаний; - распознавать и употреблять в речи степени сравнения прилагательных; - распознавать и употреблять в речи личные, притяжательные, указательные и вопросительные местоимения; - распознавать и употреблять в речи наиболее употребительные послелоги для выражения временных и пространственных отношений; - распознавать и употреблять в речи простые, сложные, составные числительные; - оперировать в процессе письменного и устного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами ханты языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте. |
Ученик получит возможность научиться 7 класс
| |
Предметные | Ученик научится: 8 класс - определять части речи по их лексико – грамматическим признакам; - правильно употреблять в предложении служебные части речи: послелоги, частицы; - иметь понятие о словосочетании и предложении, их структуре и различиях; - знать особенности порядка слов в хантыйском языке и уметь правильно строить предложения; - знать виды и типы предложений и использовать их в устной и письменной речи; - знать и употреблять однородные члены, уметь расставлять знаки препинания; - употреблять в предложении обращения, ставить знаки препинания; - знать структуру сложного предложения и средства соединения его частей. |
Ученик получит возможность научиться 8 класс
| |
Предметные | Ученик научится: 9 класс - описывать события с опорой на зрительную наглядность или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); -оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами ханты языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте; - распознавать и употреблять в речи: а) различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные; б) распространённые простые предложения; в) предложения с однородными членами; - сложносочинённые предложения с союзами и послелогами; -косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени; - умение правильно строить предложения на родном языке, применяя части речи, правильно выполнять перевод. |
Ученик получит возможность научиться 9 класс - знать о происхождении родного языка, его месте среди других родственных языков, об особенностях языка и диалектов, устной и письменной речи, диалогической и монологической речи, их выразительных средствах; - знать звуковой строй речи и владеть орфоэпическими нормами родного языка; - владеть основным словарным составом родного языка, позволяющим осуществлять речевую коммуникацию; - определять части речи по их лексико – грамматическим признакам; - знать и правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных; - знать и употреблять прилагательные в речи; - правильно употреблять числительные в устной и письменной речи; - уметь заменять при построении текстов существительные, прилагательные, числительные соответствующими местоимениями; - использовать для выражения тех или иных значений различные формы глагола в простых и сложных предложениях; - уметь определять причастия и деепричастия; - уметь употреблять в высказывании наречия, правильно использовать их в предложении; - правильно употреблять в предложении служебные части речи: послелоги, частицы, союзы; - иметь понятие о словосочетании и предложении, их структуре и различиях; - знать особенности порядка слов в хантыйском языке и уметь правильно строить предложения; - знать виды и типы предложений и использовать их в устной и письменной речи; - знать структуру сложного предложения и средства соединения его частей; - уметь употреблять сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; правильно их интонировать и ставить знаки препинания; - уметь заменять простые предложения сложными и наоборот; - уметь строить прямую речь, правильно интонировать и расставлять знаки препинания при письме. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК»
классы | Название предмета | кол-во часов | |
Родной (ханты) язык | в неделю | в год | |
5 класс | 70 | 2 | 70 |
6 класс | 18 | 0,5 | 18 |
7 класс | 35 | 1 | 35 |
8 класс | 70 | 2 | 70 |
9 класс | 68 | 2 | 68 |
РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК 5 КЛАСС – 70 часов.
№ | название раздела | элементы содержания (основные темы) | кол-во часов |
1 | Вводная тема | Мой хантыйский язык. Значение родного языка – как языка общения для народа ханты. Общие сведения о словарном составе хантыйского языка, его диалектах и говорах. Повторение изученного в начальных классах. | 1 час |
2 | Повторение изученного в начальных классах. | Повторение лексических единиц изученных в начальных классах. Наречие, послелоги, части речи, вопросы. Составление хантыйских предложений. Разбор предложений по членам. | 7 часов |
3 | Лексика | Сходство и различие диалектов и говоров хантыйского языка в области лексике. Лексическое значение слов хантыйского языка. Родственные слова. Заимствованные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Умение выделять в тексте неологизмы, архаизмы, диалектизмы. | 3 час |
4 | Фонетика. Графика. Алфавит. Словообразование | Основные фонетические закономерности хантыйского языка: отсутствие сочетание согласных в начале слова, выпадение согласного и чередование гласных в корне слова. Специфические звуки хантыйского языка. Совершенствование навыков произношения звуков, характерных для хантыйского языка: дальнейшее совершенствование навыков орфоэпического чтения. Долгие и краткие звуки хантыйского языка. Основной способ образования слов в хантыйском языке. Особенности образования форм слов с чередующимися гласными в корне слова: йиты – юва, маты – мия, и другие. Сложные слова в хантыйском языке, их образование. Обогащение активного словаря учащихся, развитие речи. Формирование умения определять грамматические значения слова с помощью суффиксов. | 7 часов |
5 | Части речи: имя существительное | Имя существительное как часть речи. Лично – притяжательные формы имён существительных. Понятие о двойственном числе предмета имён существительных и их формах: хопналам – мои две лодки, хопнан – твои две лодки, хопналал – его (её) две лодки. Склонение имён существительных лично – притяжательных формах во всех падежах и лицах при двойственном числе предмета. Умение образовать и использовать в речи падежные формы единственного, двойственного и множественного числа лица обладателя при двойственном числе предмета обладания. Умение различать значения суффиксов в именах существительных (уменьшительно – ласкательных, увеличительных, пренебрежительных). | 8 часов |
6 | Имя прилагательное | Качественные и относительные прилагательные. Суффиксы прилагательных. Заимствованные прилагательные с русского языка | 5 часа |
7 | Имя числительное | Имя числительное как части речи: общее значение, грамматические признаки, синтаксическая роль. Числительные простые, сложные и составные. Количественные и порядковые числительные. Умение употреблять числительные для обозначения времени, чисел, дат. | 6 часов |
8 | Местоимения | Местоимение как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений (общее знакомство). Образование неопределённых и отрицательных местоимений: хой – кто, муй – что, молты – что-то, ахой – кто-то, нэмолты – ничто. | 6 часов |
9 | Глагол | Глагол как часть речи. Умение понимать значение глагола, его направленность на объект. Неопределенная форма глагола. Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Число и лицо глаголов. | 8 часов |
10 | Послелоги | Послелоги и их значение в предложении хантыйского языка. Учимся строить предложения. | 5 часов |
11 | Синтаксис | Совершенствование умений и навыков строить простые предложения, находить главные и второстепенные члены предложения, определять, какими частями речи они выражены. Умение ставить знаки препинания при однородных членах предложениях. Совершенствование навыков синтаксического разбора. | 5 часов |
12 | Повторение | Подробное, сжатое и выборочное изложение повествовательных текстов, процессов традиционных промыслов (охоты, рыболовства), описание природы. Составление небольших рассказов о членах своей семьи. Сочинения – описание внешности человека, процессов труда по картинке, на основе прочитанного, по личным впечатлениям и жизненному опыту учащихся. Основное направление курса родного языка является формирование и развитие речи. Развитие речи предполагает усвоению учащимися особенностей практического применения элементов языковой системы, обогащение словарного запаса, формирование навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | 9 часов |
Итого: | 70 ч. |
РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК 6 КЛАСС – 18 часов.
№ | название раздела | элементы содержания (основные темы) | кол-во часов |
1 | Диалекты и говоры хантыйского языка | Словарное богатство хантыйского языка, его многодиалектность, родственные связи угорских и финно – угорских языков, неологизмы, архаизмы и заимствованные слова. Хантыйско-русский и русско-хантыйский словари. Изучение лексико-семантических групп, поисковая работа по выявлению фразеологизмов в хантыйском языке. Фонетика. Особенности произношения хантыйских звуков. Словообразование. Повторение лексических единиц изученных в 5 классе. | 5 часов |
2 | Части речи | Имя существительное – повторение 5 класс. Лично – притяжательные суффиксы имён существительных. Суффиксы дв. мн. числа предмета имён существительных. Склонение имён существительных лично-притяжательных формах во всех падежах и лицах при двойственном и множественном числе предмета. |
13 часов |
Имя прилагательное – повторение 5 кл. Качественные прилагательные. Относительные имена прилагательные, их признаки: обладание каким – либо предметом (вулэӈ ёх, хотаӈнэ); принадлежность к месту (шоши хоят, куртан мур); назначение предмета (сак ханши, хоп лупат). Словообразование имен прилагательных, морфологические и синтаксические признаки. | |||
Числительные в хантыйском языке. Разряды числительных. Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного: яӈкем хоят – около десяти человек, веткем щёс – около пяти часов. | |||
Местоимения хантыйского языка. Умение употреблять местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать личные местоимения в предложениях. | |||
Глаголы действия и состояния. Глагольная основа: на гласный звук (арыты, марэматы); запомнить 5 глаголов (маты, вуты, туты, лытты, иты); на согласный звук (ханшты, верты, хойты) Спряжение глаголов. Послелоги в предложениях хантыйского языка. | |||
Итого: | 18 ч. |
РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК 7 КЛАСС – 35 часов.
№ | название раздела | элементы содержания (основные темы) | кол-во часов |
1 | Вводная тема: Финно-угорская группа языков и его особенности | Финно-угорская группа языков и его особенности. Сведение по истории изучения хантыйского языка. Приспособление к фонетическим нормам хантыйского языка. Диалектизмы, знание особенностей отдельных диалектов. Меткость и благозвучие родного языка в произведениях устного творчества, в поэзии и прозе писателей – ханты. Поиск сравнительных оборотов, метких выражений и фразеологизмов. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Многозначные слова. Исторические и современные заимствования в языке. Фонетика и графика. | 9 часов |
2 | Части речи | Лично-притяжательные суффиксы имён существительных. Склонение имён существительных лично-притяжательных формах во всех падежах и лицах при двойственном и множественном числе предмета. Частицы с именами существительными. Имена существительные с послелогами. |
26 часов |
Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степень имён прилагательных, их образование: каращ – высокий, каращшак – выше, мет каращ – самый высокий; ун – большой, уншак – больше, мет ун – самый большой. Умение правильно образовать степени сравнения прилагательных, умение заменять одни формы прилагательных и синтаксических конструкций другими. Сложные прилагательные. | |||
Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды числительных: собирательные и приблизительные. Их значение, образование. Правильное оформление арифметических действий в устной и письменной речи: понты, нох вуты, питл. Повторить: значение количественных числительных, образование порядковых числительных. | |||
Понятие о местоимении: общее грамматическое значение, роль местоимений в речи. Местоимения указательные, определительные, вопросительные и отрицательные, их значение, изменение, роль в предложении. Повторить: личные и неопределённые местоимения, правописание послелогов при употреблении с личными местоимениями. | |||
Глаголы действия и состояния. Глагольная основа: на гласный звук (арыты, марэматы); запомнить 5 глаголов (маты, вуты, туты, лытты, иты); на согласный звук (ханшты, верты, хойты) Спряжение глаголов. Послелоги в предложениях хантыйского языка. | |||
Итого: | 35 ч. |
РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК 8 КЛАСС – 70 часов.
№ | название раздела | элементы содержания (основные темы) | кол-во часов |
1 | Вводная тема | Современный хантыйский язык. Значение родного языка в современном обществе. | 1 час |
2 | Повторение изученного в 5-6-7 классах. | Повторение лексических единиц изученных ранее Наречие, послелоги, местоимения, числительные. Составление хантыйских предложений. Сочинения-описания. Разбор предложений по членам. Умение вести диалог и монолог. Перевод текстов. | 15 часов |
3 | Причастие, деепричастие хантыйского языка | Общее понятие о причастие: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола: время, залог. Определение залога в контексте: Ханши эвтам нэ ким этас. Суффиксальный способ образования причастий: причастие настоящего времени с суффиксом –ты совпадает с формой инфинитива глагола: верты – делать, верты – делающий; причастие прошедшего времени образуется от глаголов с помощью суффиксов –ам, -ям. Суффикс –ам присоединяется к основам глаголов на согласный звук: верты – верам, к основам глаголов на гласный типа туты, лэты, йиты. Суффикс –ям присоединяется к основам глаголов на гласный звук: марэматы – марэмиям, к основам глаголов типа маты, вуты. Причастный оборот в хантыйском языке. Виды причастных оборотов. Деепричастие.Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Суффиксальный способ образования деепричастий: деепричастия образуются от глагольной основы с помощью суффикса –ман. Форма деепричастия совпадает с глаголом настоящего (прошедшего) времени двойственного числа с суффиксом –ман: Мин нанен нэпек малман (масман). Ма усьман ёхатсам. Определение деепричастия по вопросу. Деепричастный оборот в хантыйском языке. | 9 часов |
4 | Послелоги хантыйского языка | Значение послелогов в предложении хантыйского языка. Строим предложения с послелогами. Правильный перевод послелогов на русский язык. Контроль знаний лексики. | 7 часов |
5 | Служебные части речи хантыйского языка | Общее понятие о служебных частях речи. Частица как служебная часть речи. Морфологические и синтаксические признаки. Разряды частиц: отрицательные, усилительные, указательные, ограничительные, вопросительные, восклицательные, побудительные. Повторить: отрицательные частицы, употребление частиц –ал, -ат, -анта. Союзы. Союз как служебная чести речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Разряды сочинительных союзов: соединительные, противительные, разделительные. Разряды подчинённых союзов: пояснительные, временные, причинные, условные, уступительные, сравнительные, цели. Союзы простые и сложные (составные). Повторить: наречие как часть речи, признаки наречия Междометия. Группы междометий: выражающие различные чувства: боль, удивление, радость, досаду, сожаление, сочувствие, недоумение; междометия, выражающие волевые побуждения; звукоподражательные слова. | 10 часов |
6 | Предложения хантыйского языка | Словосочетание. Виды словосочетаний по значению: определительные, объектные, обстоятельственные. Виды словосочетаний по главному компоненту: глагольные, наречные. Определять главное и зависимое слово в словосочетании; составлять словосочетания по заданной схеме; выделять словосочетания в предложении. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Структура предложения в хантыйском языке. Простое предложение. Односоставные и двусоставные простые предложения. Главные члены предложения. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Второстепенные члены предложения. | 20 часов |
7 | Повторение. Стили речи в хантыйском языке | Повторение. Развитие связной речи. Обобщение и систематизация сведений о стилях речи. Повествование, описание и рассуждение в разных стилях речи. Публицистический стиль, его многопрофильность. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной речи: виды газетных и журнальных статей, заметок, очерков, публичных выступлений. Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно – выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Особенности работы над письменным и устным высказыванием: работа над содержанием, композицией, языковым оформлением. | 8 часов |
Итого: | 70 ч. |
РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК 9 КЛАСС – 68 часов.
№ | название раздела | элементы содержания (основные темы) | кол-во часов |
1 | Введение | Сведения о языке. Язык как развивающееся явление. Хантыйский язык в твоей жизни. Повторение лексических единиц 8 класса. Диалог. | 3 час |
2 | Повторение изученного 8 классе | Суффиксальный способ образования причастий: причастие настоящего времени с суффиксом –т; причастие прошедшего времени образуется от глаголов с помощью суффиксов –ам, -ям. Причастный оборот в хантыйском языке. Виды причастных оборотов. Деепричастие. Суффиксальный способ образования деепричастий от глагольной основы с помощью суффикса –ман. Определение деепричастия по вопросу. Послелоги. Применение послелогов в хантыйском предложении. Разряды частиц: отрицательные, усилительные, указательные, ограничительные, вопросительные, восклицательные, побудительные. Разряды сочинительных союзов: соединительные, противительные, разделительные. Разряды подчинённых союзов: пояснительные, временные, причинные, условные, уступительные, сравнительные, цели. Союзы простые и сложные (составные). | 13 часов |
3 | Синтаксис и пунктуация | Словосочетание. Виды словосочетаний по значению: определительные, объектные, обстоятельственные. Виды словосочетаний по главному компоненту: глагольные, наречные. Определять главное и зависимое слово в словосочетании; составлять словосочетания по заданной схеме; выделять словосочетания в предложении. Простое предложение в хантыйском языке. | 3 часа |
4 | Главные члены предложения | Предложения с одним главным членом. Подлежащее: простое, составное. | 2 часа |
5 | Второстепенные члены предложения | Определение и определяемое слово в хантыйском предложении. Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения прямого дополнения: - именем существительным в форме основного падежа; - личным местоимением в форме основного падежа. Способы выражения косвенного дополнения: - именем существительным в форме дательно – направительного, местно – творительного и основного падежа с послелогом. Виды обстоятельств: -времени, образа действия, цели, причины, меры и степени, сравнения. | 10 часов |
6 | Сказуемое в предложении хантыйского языка | Сказуемое в хантыйском предложении. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Глагол-связка. | 8 часов |
7 | Предложения хантыйского языка | Предложения с двумя главными членами. Простое предложение. Назывное предложение. Неполное предложение. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Предложения с однородными членами. | 10 часов |
8 | Повторение. Стили речи в хантыйском языке | Повторение. Развитие связной речи. Обобщение и систематизация сведений о стилях речи. Повествование, описание и рассуждение в разных стилях речи. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной речи: виды газетных и журнальных статей, заметок, очерков. Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно – выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Особенности работы над письменным и устным высказыванием: работа над содержанием, композицией, языковым оформлением. | 19 часов |
Итого: | 68 ч. |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «РОДНОЙ (ХАНТЫ ЯЗЫК) 5 КЛАСС
Обатина Г. А. Хантыйский язык (Шурышк. Диалект): Учеб. Для 5 кл. общеобраз. Учрежд. Спб.: филиал издательства «Просвещение», 2005. – 79 с.
№ урока | Тема урока | Часы учебного времени |
Домашнее задание | Дата планируемая | Дата фактическая |
Введение 1 ч. | |||||
1 | Введение Мой родной язык | 1 | выучить диалог | сентябрь | 05.09 |
Раздел 1. Повторение изученного в начальных классах – 7 ч. | |||||
2 | Повторение. Расскажи о себе | 1 | Повторить слова, диалог | сентябрь | 06.09 |
3 | Наречие в хантыйском языке | 1 | Стр.8, упр. 10 | сентябрь | 12.09 |
4 | Имя существительное в хантыйском языке Входная контрольная работа | 1 | сочинение «Как я отдохнул летом» | сентябрь | 13.09 |
5 | Имя прилагательное в хантыйском языке | 1 | Учить слова | сентябрь | 19.09 |
6 | Глагол в хантыйском языке | 1 | учить вопросы | сентябрь | 20.09 |
7 | Разбор предложения по членам | 1 | Учить слова, подготовиться к контрольной | сентябрь | 26.09 |
8 | Вопросы хантыйского языка. Работа по картине «Сус». Учимся задавать и отвечать на вопросы. | 1 | Составить три загадки. Учить слова | сентябрь | 27.09 |
Раздел 2. Лексика – 3 ч. | |||||
9 | Лексическое значение слов в хантыйском языке | 1 | Стр.14, упр. 20 | октябрь | 03.10 |
10 | Синонимы Антонимы Омонимы | 1 | Стр.19, упр. 34 | октябрь | 04.10 |
11 | Самостоятельная работа по теме «Лексика» Словарный диктант | 1 | Записать лексическое значение слов | октябрь | 10.10 |
Раздел 3. Словообразование – 7 ч. | |||||
12 | Фонетика Графика Алфавит | 1 | Стр. 22, упр.36 | октябрь | 11.10 |
13 | Основные фонетические закономерности | 1 | Стр.22, упр.39 | октябрь | 17.10 |
14 | Словообразование в хантыйском языке | 1 | Стр.23, учить правило | октябрь | 18.10 |
15 | Словообразование | 1 | Стр.23, упр.44 | октябрь | 24.10 |
16 | Словообразование | 1 | Стр. 25, упр.46 | октябрь | 25.10 |
17 | Словообразовательные суффиксы в хантыйском языке | 1 | Стр.24, учить правило | октябрь | 31.10 |
18 | Контрольная работа по теме «Словообразование» | 1 | Учить слова | ноябрь | 01.11 |
Раздел 4. Имя существительное – 8 ч. | |||||
19 | Имя существительное | 1 | Стр.27,правило, упр.53 | ноябрь | 14.11. |
20 | Имена существительные в двойственном и множественном числе | 1 | Стр. 28, выучить правило | ноябрь | 15.11 |
21 | Суффиксы чисел имени существительного | 1 | Стр. 29, таблица | ноябрь | 21.11 |
22 | Суффиксы чисел имени существительного | 1 | Стр. 33, упр. 61 Стр. 32, таблица | ноябрь | 28.11 |
23 | Склонение существительных по падежам | 1 | Выучить падежи Инд. Задание | ноябрь | 29.11 |
24 | Лично-притяжательные суффиксы имени существительного | 1 | Стр.36, упр. 67. Таблица | декабрь | 05.12 |
25 | Лично-притяжательные суффиксы имени существительного | 1 | Стр. 38, упр. 70 | декабрь | 06.12 |
26 | Самостоятельная работа по теме «Имя существительное» | 1 | Повторить л/п суффиксы существительн. | Декабрь | 12.12 |
Раздел 5. Имя прилагательное – 5 ч. | |||||
27 | Имя прилагательное | 1 | Стр.41, правило | декабрь | 13.12 |
28 | Качественные и относительные прилагательные в хантыйском языке | 1 | Стр.42, упр. 79 | декабрь | 19.12 |
29 | Качественные и относительные прилагательные в хантыйском языке | 1 | Стр. 45, упр. 86 выписать прилаг. | Декабрь | 20.12 |
30 | Заимствованные прилагательные из русского языка | 1 | Стр. 45, подготовиться к контрольной | декабрь | 26.12 |
31 | Полугодовая контрольная работа | 1 | Повторить прилагательные | декабрь | 27.12 |
Раздел 6. Имя числительное – 6 ч. | |||||
32 | Имя числительное в хантыйском языке | 1 | январь | 16.01 | |
33 | Количественные и порядковые числительные | 1 | Стр. 47, упр.93 Выучить числит. от 20 до 100 | январь | 17.01 |
34 | Количественные числительные | 1 | Стр. 47, упр. 94, 95 | январь | 23.01 |
35 | Порядковые числительные | 1 | Записать дату рождения | январь | 24.01 |
36 | Повторение по теме «Имя числительное» | 1 | Стр.49, ответить на вопросы. | январь | 30.01 |
37 | Самостоятельная работа по теме «Имя числительное» | 1 | Повторить счет | январь | 31.01 |
Раздел 7. Местоимение – 6 ч. | |||||
38 | Местоимение | 1 | Стр.50, упр.102 | февраль | 06.02 |
39 | Личные местоимений | 1 | Выучить местоимения | февраль | 07.02 |
40 | Склонение местоимений | 1 | Стр.52, упр.109 | февраль | 13.02 |
41 | Работа по картине Сочинение «Ма лухсэм» | 1 | Повторить лексику | февраль | 14.02 |
42 | Указательные и вопросительные местоимения | 1 | Стр.54, ответить на вопросы. | февраль | 20.02 |
43 | Самостоятельная работа по теме «Местоимение» | 1 | Повторить местоимения | февраль | 21.02 |
Раздел 8. Глагол – 8 ч. | |||||
44 | Глагол | 1 | Стр.54, учить правило | февраль | 27.02 |
45 | Неопределенная форма глагола | 1 | Стр.56, упр.113 | февраль | 28.02 |
46 | Число глагола | 1 | Стр.58, упр.117 | март | 06.03 |
47 | Временная форма глагола | 1 | Стр. 59, упр.120 | март | 07.03 |
48 | Время глагола | 1 | Стр. 60, правило | март | 13.03 |
49 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | Стр.61, ответить на вопросы | март | 14.03 |
50 | Учимся строить предложения | 1 | Стр.60, упр. 124 | март | 20.03 |
51 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 | Повторить глаголы | март | 21.03 |
Раздел 9. Послелоги – 5 ч. | |||||
52 | Послелоги в предложении хантыйского языка | 1 | Стр.62, упр.129 | апрель | 03.04 |
53 | Послелоги | 1 | Стр.64, упр. 133 | апрель | 04.04 |
54 | Строим предложения с послелогами | 1 | Составить 5 предложений с послелогами | апрель | 10.04 |
55 | Повторение по теме «Послелоги» | 1 | Стр.66, ответить на вопросы | апрель | 11.04 |
56 | Самостоятельная работа по теме «Послелоги» | 1 | Выучить послелоги | апрель | 17.04 |
Раздел 10. Синтаксис – 5 ч. | |||||
57 | Однородные члены предложения | 1 | Стр.68, перевод пословицы | апрель | 18.04 |
58 | Союз при однородных членах предложения | 1 | Написать сочинение «Тови ёхтас» | апрель | 24.04 |
59 | Распространенные предложения | 1 | Стр.70, упр. 147 | апрель | 25.04 |
60 | Нераспространенные предложения | 1 | Стр.71, упр. 151 | май | 01.05 |
61 | Контрольный диктант «Тови пора» | 1 | Повторить лексику | май | 02.05 |
Раздел 11. Повторение – 9 ч. | |||||
62 | Повторение «Имя существительное» | 1 | Инд. Задание | май | 08.05 |
63 | Повторение «Имя прилагательное» | 1 | Составить словосочетания сущ+прилаг | май | 09.05 |
64 | Повторение « Имя числительное» | 1 | Решить задачи карточка | май | 15.05 |
65 | Повторение « Местоимение» | 1 | Склонение местоимений | май | 16.05 |
66 | Повторение «Глагол» | 1 | Сочинение по картине | май | 22.05 |
67 | Повторение «Послелоги» | 1 | Написать эссе «Родной язык» | май | 23.05 |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | Повторить слова | май | 29.05 |
69 | Анализ контрольной работы | 1 | Выучить диалог | май | 30.05 |
70 | Итоговый урок «Ма ханты ясӈем!» | 1 | Общаться с родителями на родном языке |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК» 6 КЛАСС
Обатина Г. А. Хантыйский язык (шурышк. Диалект): Учеб. Для 5 кл. общеобраз. Учрежд. Спб.: филиал издательства «Просвещение», 2005. – 79 с.
№ урока | Тема урока | Часы учебного времени |
Домашнее задание | Дата планируемая | Дата фактическая |
Раздел 1. Диалекты и говоры хантыйского языка 5 ч. | |||||
1 | Вводный урок Диалекты и говоры хантыйского языка | 1 | Выучить диалог | сентябрь | 02.09 |
2 | Повторение изученного 5 классе Входная контрольная работа | 1 | Стр. 4, читать. Повторить слова | сентябрь | 05.09 |
3 | Особенности образования и произношения хантыйских звуков | 1 | Повторить местоимения ханты языка | сентябрь | 09.09 |
4 | Неалогизмы, архаизмы, заимствованные слова. | 1 | выписать заимствованные слова | сентябрь | 16.09 |
5 | Словообразование в хантыйском языке, суффиксация и сложение | 1 | Стр.13, упр 19 | сентябрь | 23.09 |
Раздел 2. Части речи – 13 ч. | |||||
6 | Словообразование имен существительных в хантыйском языке | 1 | Стр.14, упр 21 | сентябрь | 30.09 |
7 | Суффиксы в ед. дв. мн. числе имени существительного | 1 | написать эссе на тему «Мой родной язык» | октябрь | 07.10 |
8 | Лично-притяжательные суффиксы имени существительного в хантыйском языке | 1 | Выучить лично-притяжательные суффиксы | октябрь | 14.10 |
9 | Контрольная работа по теме «Словообразование» | 1 | Повторить личнопритяжательные суффиксы | октябрь | 21.10 |
10 | Словообразование прилагательных в хантыйском языке | 1 | Стр. 42, упр. 76, составить предл. С прилагательны | октябрь | 28.10 |
11 | Качественные и относительные прилагательные | 1 | Стр.42, упр.78, подчеркнуть прилагательные | ноябрь | 11.11 |
12 | Имя числительное в хантыйском языке | 1 | Выучить числительные от 100 до 1000 | ноябрь | 18.11 |
13 | Разряды числительных | 1 | Повторить суффиксы числительных | ноябрь | 25.11 |
14 | Местоимения в хантыйском языке | 1 | Повторить местоимения родного языка | декабрь | 02.12 |
15 | Спряжение глаголов | 1 | Составить 5 предложений | декабрь | 09.12 |
16 | Контрольная работа | 1 | Повторить слова | декабрь | 16.12 |
17 | Анализ контрольной работы | 1 | Инд. Карточка | декабрь | 23.12 |
18 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Общаться на родном языке | 25.12 |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК» 7 КЛАСС
В.Н.Соловар Хантыйский язык (шурышк.диалект): Учебник для 6 кл. общеобраз.учрежд.-
Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2005. – 115с.
№ урока | Тема урока | Часы учебного времени |
Домашнее задание | Дата планируемая | Дата фактическая |
Раздел 1. Финно-угорская группа языков и его особенности 9 ч. | |||||
1 | Финно-угорская группа языков и её особенности | 1 | Повторить слова | сентябрь | 06.09 |
2 | Фонетика и графика. Часть речи | 1 | Стр. 5, упр.5 | сентябрь | 13.09 |
3 | Словосочетание. Входная контрольная работа. | 1 | Учить слова | сентябрь | 20.09 |
4 | Простое и сложное предложение | 1 | Составить 6 предложений | сентябрь | 27.09 |
5 | Лексика и фразеология | 1 | Стр.11, упр. 21 | октябрь | 04.10 |
6 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | Стр.12, упр.25 | октябрь | 11.10 |
7 | Самостоятельная работа | 1 | написать эссе на тему «Мой родной язык» | октябрь | 18.10 |
8 | Диалектные слова. Диалекты хантыйского языка | 1 | Учить слова | октябрь | 25.10 |
9 | Контрольный тест | 1 | Повторить слова | ноябрь | 01.10 |
Раздел 2. Части речи хантыйского языка 26 ч. | |||||
10 | Лично-притяжательные суффиксы имен существительных | 1 | Cтр. 26, упражнение 59 | ноябрь | 08.11 |
11 | Лично-притяжательные суффиксы имен существительных | 1 | Составить предложения о природе | ноябрь | 15.11 |
12 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Составить предл, морф. разбор существительн. | Ноябрь | 22.11 |
13 | Частицы с имена существительными | 1 | Составить предложения с частицей «ант» | ноябрь | 29.11 |
14 | Падежи имен существительных | 1 | Повторить падежные вопросы | ноябрь | 06.12 |
15 | Имена существительные с послелогами | 1 | Выучить послелоги | декабрь | 13.12 |
16 | Имя существительное с послелогами | 1 | Составить 5 предложений с послелогами | декабрь | 20.12 |
17 | Контрольная работа | 1 | Повторить слова | декабрь | 27.01 |
18 | Имя прилагательное | 1 | Стр.33, упр.73 | декабрь | 13.01 |
19 | Сравнительная степень прилагательных | 1 | Стр.34, упр.76 | январь | 20.01 |
20 | Сравнительная степень прилагательных | 1 | Стр.35, упр.79 | январь | 27.01 |
21 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные | 1 | Стр.36, упр.82 | февраль | 03.02 |
22 | Относительные прилагательные | 1 | Стр.37, упр.85 | февраль | 10.02 |
23 | Морфологический разбор прилагательного | 1 | Стр.38, упр.87 | февраль | 17.02 |
24 | Сложные прилагательные в хантыйском языке | 1 | Стр.41, упр. 94 | февраль | 24.02 |
25 | Самостоятельная работа по теме «Прилагательные» | 1 | Повторить прилагательные хантыйского яз. | Март | 03.03 |
26 | Имя числительное. Простые, сложные, составные числительные | 1 | Стр.43, упр. 99 | Март | 10.03 |
27 | Разряды количественных числительных: Собирательные числительные | 1 | Стр. 45, упр. 102, перевод | март | 17.03 |
28 | Приблизительные числительные | 1 | Стр. 48, упр. 113 | апрель | 07.04 |
29 | Порядковые числительные. Самостоятельная работа по теме «Числительные» | 1 | Стр.49, упр.116 | апрель | 14.04 |
30 | Личные местоимения | 1 | Стр.53, упр. 130 | апрель | 21.04 |
31 | Вопросительные, неопределенные местоимения | 1 | Стр.54, упр.134 | апрель | 28.04 |
32 | Отрицательные, указательные местоимения | 1 | Стр.56, упр. 139 | май | 05.05 |
33 | Определительные местоимения. Самостоятельная работа по теме «Местоимения» | 1 | Подготовиться к итоговой контрольной | май | 12.05 |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | Провести работу над ошибками | май | 19.05 |
35 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Общаться на родном языке | май | 26.05 |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК» 8 КЛАСС
Возелова Л. Г., Попова Г. Г. Хантыйский язык: 7-8 кл.: Учебник для учащихся хантыйских школ. – М., Вентана –Граф, 2008. – 88с
№ урока | Тема урока | Часы учебного времени |
Домашнее задание | Дата планируемая | Дата фактическая |
Введение 1 ч. | |||||
1 | Введение. Современный хантыйский язык | 1 | Выучить диалог | сентябрь | 06.09 |
Повторение изученного материала в 7 кл. 15 ч. | |||||
2 | Повторение темы «Имя существительное» | Стр.4, упр. 2 | сентябрь | 09.09 | |
3 | Повторение темы «Местоимение» | 1 | Повторить личнопритяж суффиксы мес-й | сентябрь | 13.09 |
4 | Вопросительные местоимения Входная контрольная работа | 1 | Повторить слова | сентябрь | 16.09 |
5 | Неопределенные местоимения | 1 | Выучить мест-я | сентябрь | 20.09 |
6 | Отрицательные местоимения | 1 | Написать эссе | сентябрь | 23.09 |
7 | Указательные местоимения | 1 | Составить загадки | сентябрь | 27.09 |
8 | Определительные местоимения | 1 | Сочинение о люб. Лит. Герое | сентябрь | 30.09 |
9 | Морфологический разбор местоимений | 1 | с.5, упр.4 | октябрь | 04.10 |
10 | Контрольный тест | 1 | Повторить лексику | октябрь | 07.10 |
11 | Имя прилагательное | 1 | Повторить разряды прилаг. | Октябрь | 11.10 |
12 | Имя числительное | 1 | Стр.7, упр.9 | октябрь | 14.10 |
13 | Количественные и порядковые числительные | 1 | Инд. Карточка | октябрь | 18.10 |
14 | Повторение изученного материала | 1 | Подготовиться к контрольной | октябрь | 21.10 |
15 | Контрольная работа | 1 | Провести работу над ошибками | октябрь | 25.10 |
16 | Работа над ошибками | 1 | Узнать значение слова у родител. | Октябрь | 28.10 |
Причастие, деепричастие хантыйского языка 9 ч. | |||||
17 | Причастие | 1 | Стр.9, упр.13 | ноябрь | 01.11 |
18 | Причастия прошедшего времени | 1 | Стр.10, упр.16 | ноябрь | 15.11 |
19 | Причастный оборот | 1 | Составить предложения с причастным оборотом | ноябрь | 18.11. |
20 | Причастие морфологический разбор | 1 | Стр.12, упр.21 | ноябрь | 22.11 |
21 | Самостоятельная работа | 1 | Составить ребусы | ноябрь | 25.11 |
22 | Работа над ошибками. Контроль знаний лексики | 1 | Учить слова | ноябрь | 29.11 |
23 | Деепричастие | 1 | Стр.14 Выучить таблицу | декабрь | 02.12 |
24 | Деепричастие | 1 | Индивидуальная карточка | декабрь | 06.12 |
25 | Деепричастие и его грамматические признаки | 1 | Стр. 17, упр.29 | декабрь | 09.12 |
Послелоги хантыйского языка 7 ч. | |||||
26 | Послелоги | 1 | Работа по карточке | декабрь | 13.12 |
27 | Послелоги | 1 | Стр.19, упр. 36. | Декабрь | 16.12 |
28 | Послелоги | 1 | Составить предложения с послелогами | декабрь | 20.12 |
29 | Значение послелогов в предложении Морфологический разбор послелога | 1 | Стр.20, упр.38 | декабрь | 23.12 |
30 | Контрольная работа | 1 | Стр.21, упр. 39 | декабрь | 27.12 |
31 | Работа над ошибками | 1 | Повторить послелоги | декабрь | 30.12 |
32 | Повторение по теме «Послелоги» | 1 | Составить предложения с послелогом | январь | 13.01 |
Служебные части речи в хантыйском языке 10 ч. | |||||
33 | Частица | 1 | Стр.22, упр.42 | январь | 17.01 |
34 | Частица | 1 | Стр.23, упр. 45. | Январь | 20.01 |
35 | Морфологический разбор частицы | 1 | Повторить разряды частиц | январь | 24.01 |
36 | Союзы | 1 | Стр.25, выучить правило | январь | 27.01 |
37 | Сочинительные союзы | 1 | Стр. 26, упр. 51 | январь | 31.01 |
38 | Подчинительные союзы | 1 | Стр.28, упр.55, перевод | февраль | 03.02 |
39 | Повторение | 1 | Инд. Карточка | февраль | 07.02 |
40 | Самостоятельная работа | 1 | Повторить частицы и союзы | февраль | 10.02 |
41 | Междометие | 1 | Стр.31, упр.60 | февраль | 14.02 |
42 | Междометие | 1 | Стр. 31, упр.61 | февраль | 17.02 |
Предложения хантыйского языка 28 ч. | |||||
43 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Составить словосочетания | февраль | 21.02 |
44 | Словосочетание | 1 | Стр.32, упр.64. | февраль | 24.02 |
45 | Словосочетание | 1 | Стр.32, упр.67, задание №3 | февраль | 28.02 |
46 | Словосочетание | 1 | Стр.33, упр.68. Заполнить таблицу | март | 03.03 |
47 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Разгадать ребусы и выпол. Задание стр.47 | март | 07.03 |
48 | Простое предложение | 1 | Написать сочинение | март | 10.03 |
49 | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Стр.34, упр.70 | март | 14.03 |
50 | Второстепенные члены. Дополнение | 1 | Стр.35, упр76 | март | 17.03 |
51 | Контрольная работа | 1 | Выучить вопросы | март | 21.03 |
52 | Определение | 1 | Стр.56, упр.31 | апрель | 04.04 |
53 | Обстоятельство | 1 | Стр. 60, упр.39, перевод | апрель | 07.04 |
54 | Учимся строить предложения. | 1 | Стр.61, упр.40 | апрель | 11.04 |
55 | Повторение лексики Словарный диктант | 1 | Провести анализ ошибок | апрель | 14.04 |
56 | Учимся строить предложения | 1 | Повторить лексику | апрель | 18.04 |
57 | Cочинение по картине «Весна» | 1 | Дописать сочинение | апрель | 21.04 |
58 | Самостоятельная работа | 1 | Инд. Карточка | апрель | 25.04 |
59 | Анализ индивидуальной работы | 1 | Стр. 60, упр 41 | апрель | 28.04 |
60 | Простое глагольное сказуемое. | 1 | Выучить глаголы | май | 02.05 |
61 | Составное глагольное сказуемое | 1 | Стр.66, упр. 50 | май | 05.05 |
62 | Составное именное сказуемое | 1 | Составить рас-з по картине на стр.66 на выбор | май | 09.05 |
63 | Глагол-связка | 1 | Стр. 68, упр. 52. | Май | 12.05 |
64 | Глагол-связка | 1 | Стр. 68, разгадать ребусы | май | 16.05 |
65 | Именная часть сказуемого | 1 | Стр.68, выучить правило | май | 19.05 |
66 | Предложения с однородными членами | 1 | Составить предложения | май | 23.05 |
67 | Повторение. Учимся строить предложения на хантыйском языке. Перевод | 1 | Составить предложения | май | 26.05 |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | май | 30.05 | |
69 | Анализ контрольной работы | 1 | Провести работу над ошибками | ||
70 | Обобщающий урок «Ма яснем!» | 1 | Общаться с родителями на родном языке |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «РОДНОЙ (ХАНТЫ) ЯЗЫК» 9 КЛАСС
Возелова Л. Г., Попова Г. Г. Хантыйский язык: 7-8 кл.: Учебник для учащихся хантыйских школ. – М., Вентана –Граф, 2008. – 88с
№ урока | Тема урока | Часы учебного времени |
Домашнее задание | Дата планируемая | Дата фактическая |
Введение 3 ч. | |||||
1 | Введение. Современный хантыйский язык | 1 | Подготовить рассказ о себе | сентябрь | 06.09 |
2 | Сочинение «Хоты ма лунан сютсясам» | 1 | Дописать сочинение | сентябрь | 09.09 |
3 | Контроль знаний лексики хантыйского языка | 1 | учить слова, диалоги | сентябрь | 13.09 |
Повторение изученного в 8 классе 13 ч. | |||||
4 | Повторение: Причастия прошедшего времени в хантыйском языке. Входная контрольная работа | 1 | Учить слова | сентябрь | 16.09 |
5 | Повторение «Причастный оборот в хантыйском языке» | 1 | Учить слова | сентябрь | 20.09 |
6 | Повторение «Причастие морфологический разбор» | 1 | Повторить слова | сентябрь | 23.09 |
7 | Послелоги | 1 | Стр.47, упр 16 | сентябрь | 27.09 |
8 | Падежи хантыйского языка. Склонение послелогов по падежам. | 1 | Повторить падежи и вопросы | сентябрь | 30.09 |
9 | Вопросы хантыйского языка | 1 | повторить послелоги | октябрь | 04.10 |
10 | Морфологический разбор послелога | 1 | Стр. 48, упр 18 | октябрь | 07.10 |
11 | Самостоятельная работа по теме «Послелоги» | 1 | Учить слова | октябрь | 11.10 |
12 | Частицы в хантыйском языке | 1 | Выучить частицы | октябрь | 14.10 |
13 | Союзы в хантыйском языке. Сочинительный союз и его разряды | 1 | Стр. 48, упр. 21 | октябрь | 18.10 |
14 | Подчинительный союз и его разряды | 1 | Повторить слова на тему «Сус пора» | октябрь | 21.10 |
15 | Контрольное тестирование | 1 | Учить слова | октябрь | 25.10 |
16 | Анализ контрольной работы | 1 | Учить слова | октябрь | 28.10 |
Синтаксис и пунктуация 3 ч. | |||||
17 | Синтаксис па пунктуация | 1 | Описать признаки месяца «Ас потты тылащ» на родном | ноябрь | 01.11 |
18 | Словосочетания | 1 | повторить слова | ноябрь | 15.11 |
19 | Словосочетания | 1 | Записать 10 словосочетаний прилаг.+ Сущ. | Ноябрь | 18.11. |
Главные члены предложения хантыйского языка 2 ч. | |||||
20 | Простое предложение | 1 | Учить слова | ноябрь | 22.11 |
21 | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Повторить слова | ноябрь | 25.11 |
Второстепенные члены предложения хантыйского языка 10 ч. | |||||
22 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Составить предложения и подчеркнуть главные члены предложения на родном языке | ноябрь | 29.11 |
23 | Определение | 1 | Повторить вопросы х/я | декабрь | 02.12 |
24 | Обстоятельство | 1 | Стр.59, упр.36 | декабрь | 06.12 |
25 | Самостоятельная работа по тексту "Сумат ал" | 1 | завершить работу с текстом, выполнить задание | декабрь | 09.12 |
26 | Анализ самостоятельной работы работы | 1 | Учить слова | декабрь | 13.12 |
27 | Составление загадок на тему "Воит" | 1 | учить слова | декабрь | 16.12 |
28 | Описание внешности своего друга. | 1 | Стр.60, Составить сочинение-описание по картине | декабрь | 20.12 |
29 | Контрольная работа | 1 | учить слова | декабрь | 23.12 |
30 | Работа над ошибками | 1 | Повторить слова | декабрь | 27.12 |
31 | Повторение лексики хантыйского языка | 1 | записать лексическое значение слов "ланкран-куншан" | декабрь | 30.12 |
Сказуемое в предложении хантыйского языка 8 ч. | |||||
32 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 | Стр.61, выучить вопросы сказуемого хантыйского языка | январь | 13.01 |
33 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | Стр.63, упр. 45 | январь | 17.01 |
34 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | Стр.66, сочинение по картине | январь | 20.01 |
35 | Именная часть сказуемого. | 1 | Стр.68, упр.52 | январь | 24.01 |
36 | Именная часть сказуемого. | 1 | Повторить правила на стр. 65-67 | январь | 27.01 |
37 | Глагол-связка. | 1 | Стр. 71, упр. 58 | январь | 31.01 |
38 | Глагол-связка. | 1 | Стр. 71, упр 60, выполнить задание | февраль | 03.02 |
39 | Самостоятельная работа | 1 | Повторить слова наст,буд,прош.вр. | февраль | 07.02 |
Предложения хантыйского языка 10 ч. | |||||
40 | Назывное предложение. | 1 | Стр. 73, выучить правило | февраль | 10.02 |
41 | Назывное предложение. | 1 | Значение слова "Курыйл" | февраль | 14.02 |
42 | Односоставное предложение. | 1 | Стр. 75, упр.64 | февраль | 17.02 |
43 | Односоставное предложение. | 1 | Инд. карточка | февраль | 21.02 |
44 | Неполные предложения | 1 | Стр.76, упр.66 | февраль | 24.02 |
45 | Определенно-личные предложения. | 1 | с.78.Составить 3-4 предлож-я. | февраль | 28.02 |
46 | Определенно-личные предложения. | 1 | Повторить слова | март | 03.03 |
47 | Неопределенно-личные предложения | 1 | Стр.79, упр.74 | март | 07.03 |
48 | Безличные предложения | 1 | Стр.80, упр.77 | март | 10.03 |
49 | Контрольная работа | 1 | Провести работу над ошибками | март | 14.03 |
Стили речи хантыйского языка 19ч. | |||||
50 | Работа по картине Сочинение на тему: "День оленевода" | 1 | Стр.79, упр.73 | март | 17.03 |
51 | Контроль знаний лексики Словарный диктант | 1 | Учить слова | март | 21.03 |
52 | Предложения с однородными членами | 1 | Повторить лексику | апрель | 04.04 |
53 | Предложения с однородными членами | 1 | Стр.82, упр.80 | апрель | 07.04 |
54 | Сочинение "Родной край" | 1 | Дописать сочинение | апрель | 11.04 |
55 | Союзы с однородными членами предложения | 1 | Составить 5 предложений с однород. чл. | апрель | 14.04 |
56 | Союзы с однородными членами предложения | 1 | Написать сочинение на тему "Родной край" | апрель | 18.04 |
57 | Самостоятельная работа по теме "Предложения хантыйского языка" | 1 | Стр. 83, Упр. 82, перевод | апрель | 21.04 |
58 | Анализ самостоятельной работы | 1 | Инд. карточка | апрель | 25.04 |
59 | Повторение лексики. Работа по картине "Тови пора " | 1 | Повторить слова | апрель | 28.04 |
60 | Повторение изученного по теме: "Определенно-личные предложения" | 1 | Составить ребусы | май | 02.05 |
61 | Повторение изученного по теме: "Неопределенно-личные предложения" | 1 | Повторить лексику | май | 05.05 |
62 | Вопросы хантыйского языка | 1 | Составить загадки | май | 09.05 |
63 | Вопросы хантыйского языка | 1 | Повторить вопросы и падежи | май | 12.05 |
64 | Повторение. Послелоги | 1 | Повторить послелоги | май | 16.05 |
65 | Послелоги. Работа по картине "Луӈ пора" | 1 | Подготовиться к контрольной | май | 19.05 |
66 | Итоговая контрольная работа | 1 | Повторить слова | май | 23.05 |
67 | Анализ контрольной работы | 1 | Выучить диалоги | май | 26.05 |
68 | Итоговый урок "Ма ханты ясӈем!" | 1 | Общаться на родном языке | май | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" содержит пояснительную записку, требования к подготовке учащихся, контрольно-измерительные материалы....
Рабочая программа "География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Рабочая программа интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах...
Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 8 класс, 2017 год
Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 8 класс, 2017 год...
Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 9 класс, 2017 год.
Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 9 класс, 2017 год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Родной (ханты) язык» 6 класс
Программа содержит отобранную в соответствие с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, сведения о графике, пунктуации и орфограф...
Рабочая программа факультативного курса "География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры"
Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (нацио...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...