РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Родной (ханты) язык» 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Программа содержит отобранную в соответствие с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, сведения о графике, пунктуации и орфографии.
Включены сведения об истории языка, об изучении языка в настоящее время, о диалектном разнообразии хантыйского языка, о тенденции к формированию литературного языка. Работа по развитию устной и письменной речи рассредоточена по всему курсу изучения хантыйского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hanty_yazyk_6_kl_rab_progr._na_2020-21_uch.g.docx | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения. Протокол №____ от «___» _________2020г. Руководитель ШМО _____/___________/ | Принято на заседании педагогического совета Протокол №___ от «___»________2020 г. | Утверждена Приказом № от «___» _________2020г. Директор школы _______/В.В. Харитонова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Родной (ханты) язык»
6 класс
Составитель: учитель Еприна Л.П., 1 категории
с. Горки, 2020-21уч.г.
Пояснительная записка.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родной (хантыйский) язык» разработана в соответствии:
1. с Законом Ямало-ненецкого автономного округа от 24.03.2010 г. за №48 – ЗАО «О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-ненецкого автономного округа». Постановлением Государственной Думы ЯНАО от 23.02.2000 №866 "О Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе" - с «Типовой программой по родному (ханты) языку для 5-9 классов» (Спб, филиал издательства «Просвещение» 2018г.)
2. Планирование программы составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с Типовой программой по родному (хантыйскому) языку для 5-9 классов : авторы программы: М.А. Рачинская, Н.С. Аляба, Н.Д. Вальгамова, Л.П. Еприна; изд «Спб, филиал издательства «Просвещение» 2018г,.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, обучение хантыйскому языку способствует решению комплекса учебно-воспитательных задач, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Преподавание хантыйского языка в школах округа – одно из важных условий сохранения языка и культуры народа ханты. Свободное владение родным языком укрепляет связь между поколениями.
В программу включены сведения об истории языка, об изучении языка в настоящее время, о диалектном разнообразии хантыйского языка, о тенденции к формированию литературного языка. Работа по развитию устной и письменной речи рассредоточена по всему курсу изучения хантыйского языка. Словарная работа должна присутствовать на каждом уроке.
Программа содержит: отобранную в соответствие с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, сведения о графике, пунктуации и орфографии.
На изучение учебного предмета «Родной язык (ханты)» в 6 классе отводится:
количество часов в год – 35; количество часов в неделю – 1; количество часов в 1-й четверти – 9; количество часов во 2-й четверти –8; количество часов в 3-й четверти – 10; количество часов в 4-й четверти – 8.
Для реализации программного содержания используется следующее учебное пособие: авторы программы: М.А. Рачинская, Н.С. Аляба, Н.Д. Вальгамова, Л.П. Еприна; изд «Просвещение», 2018г. ; учебник: Еприна Л.П. ,Возелова Л.Г., «Ханты ясаӈ», Санкт- Петербург, филиал издательства «Просвещение»,2018г.
Учитель Еприна Л.П., педагогический стаж – 30 лет, образование – высшее, 1 категория
Цели и задачи обучения родному языку в 6 классе
Цели обучения:
- Развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной):
- овладение новыми языковыми средствами, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
- развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладении хантыйским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы.
- Воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению хантыйского языка, дальнейшему самообразованию; формирование интереса к хантыйскому языку через изучение национально-культурных особенностей народа ханты, его истории, природы, традиций и обычаев.
Задачи обучения:
- Развивать речь учащихся; обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний.
- Обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, орфографии, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а так же формирование умений применять эти знания в речевой деятельности.
- Способствовать развитию коммуникативной компетенции: обучить ведению бесед на различные темы, употреблению формул речевого этикета, соблюдению правил речевого поведения в беседах; обучить передаче содержания сообщений, услышанных по радио, телевидению, пересказывать содержание прочитанного, прослушанного.
- Ознакомить учащихся с историей, культурой, традициями, национальными особенностями народа ханты.
- Формировать у учащихся средствами родного языка любовь и уважение к традициям, обычаям и нравам ханты народа.
- Совершенствовать навыки орфографически грамотного письма и орфографически правильного чтения.
Учебный предмет «Хантыйский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Общепредметными задачами работы по хантыйскому языку являются: воспитание учащихся средствами родного языка, развитие их логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по хантыйскому языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, со словарем.
Исходя из принципов коммуникативной направленности обучения, на уроках хантыйского языка должна как можно больше звучать полноценная хантыйская речь. Это будет способствовать также и эстетическому воспитанию учащихся, поможет видеть и чувствовать красоту языка: его благозвучие, выразительность, меткость и неисчерпаемые возможности, которыми располагает родной язык для выражения мысли.
Программа нацеливает на продолжение изучения родного языка, как в школе, так и в специальных средних и высших учебных заведениях. Она нацелена на практическое применение языка как средство обучения в работе коренного населения округа по возрождению утраченных этнокультурных традиций.
Содержание учебного предмета «Родной (ханты) язык» 6 класс.
Повторение пройдённого в 5 классе
Гласные первых и непервых слогов, редуцированный гласный а, озвончение согласных с, х, ш, л, в положении между гласными, особенности образования и произношения звуков:
а) заднеязычный н;
б) смычный (кругло - щелевой) сь;
в) латеральный щ;
г) губно - зубной в.
Ударение в хантыйском языке, второстепенное ударение а многосложных словах.
Повторить: хантыйский алфавит, способ избегания сочетания согласных, закон слогового сингармонизма.
Умения и навыки:
- отработать правильное произношение звуков хантыйского языка;
- различать долготу гласных в одинаковых по написанию словах;
- знать основные особенности фонетики хантыйского языка.
Лексика.
Словарное богатство хантыйского языка, его многодиалектность, родственные связи угорских и финно – угорских языков, неологизмы, архаизмы и заимствованные слова. Хантыйско – русский и русско – хантыйский словари. Изучение лексико – семантических групп, поисковая работа по выявлению фразеологизмов а хантыйском языке.
Повторить: синонимы, антонимы, омонимы, особенности развития словарного состава хантыйского языка.
Умения и навыки:
- уметь работать с лексико – семантическими группами (ЛСГ);
- совершенствовать текст, используя синонимы, антонимы;
- пользоваться словарями.
Словообразование.
Словообразование в хантыйском языке: суффиксация и словосложение. Суффиксы словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Повторить: части речи, состав слова.
Умения и навыки:
- различать суффиксы словообразовательные и словоизменительные;
- производить словообразовательный анализ.
Морфология. Морфология как раздел грамматики.
Понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматическое определение каждой изученной части речи. Признаки определения самостоятельной части речи: значение, способ изменения, роль в предложении.
Повторить: самостоятельные части речи, изученные в 5 классе.
Умения и навыки:
- знать, что изучает морфология;
- определять части речи по заданным признакам.
Самостоятельные части речи. Глагол.
Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, роль глагола в речи.
Группы глаголов по значению: глаголы действия и глаголы состояния. Инфинитив глагола.
Глагольная основа:
на гласный звук (арыты, марэматы);
запомнить 5 глаголов (маты, вуты, туты, лытты, иты);
на согласный звук (ханшты, верты, хойты)
Понятие залога в хантыйском языке. Основные особенности действительного и страдательного залогов.
Повторить: переходность, наклонение глагола, объектное и безобъектное спряжение.
Умения и навыки:
- образовывать инфинитив от глагольной основы на гласный (согласный) звук;
- знать 5 глаголов с основой на гласный звук;
- определять спряжение глаголов действительного залога, различать наклонения глаголов.
Имя существительное.
Понятие о существительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические призраки. Именные основы, формы единственного и множественного числа (приложение, таблица № 3).склонение имен существительных в притяжательной форме (приложение, таблица № 1). Сопоставление падежей русского и хантыйского языков. Основные соответствия (приложение, таблица № 2). Синтаксическая функция имени существительного.
Повторить: двойственное число предмета, падежные формы имен существительных, словообразование имен существительных.
Умения и навыки:
- склонять имена существительные в притяжательной форме;
- образовывать имена существительные от непроизводных основ существительных, прилагательных, числительных, глаголов;
- определять роль существительных в предложении, сочетаемость с другими частями речи.
Имя прилагательное.
Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Сравнительные формы качественных прилагательных:
форма выражения усиленного качества;
суффикс –шак (уртышак, апраншак);
форма выражения ослабленного качества;
суффикс –ые (ие) (кеные, ромие);
форма превосходной степени, образование путем присоединения слов кинься, мет, а также повтором слов, например: мет ям, топал кинься, хораман – хораман.
Относительные имена прилагательные, их признаки:
обладание каким – либо предметом (вулэн ёх, хотан нэ);
принадлежность к месту (шоши хоят, куртан мур);
назначение предмета (сак ханши, хоп лупат);
Повторить: словообразование имен прилагательных, морфологические и синтаксические признаки.
Умения и навыки:
- различать качественные и относительные прилагательные по их основным признакам;
- уметь правильно образовывать прилагательные;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении, использовать имена прилагательные в предложении;
- использовать имена прилагательные в устной и письменной речи для обогащения словарного запаса.
Имя числительное.
Понятие об имени числительном. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Разряды числительных: количественные, порядковые, дробные, повторительные, распределительные. Их значение, образование, синтаксическая роль.
Правильное оформление арифметических действий а устной и письменной речи:
понты (яха понман);
нох вуты (нох вуйман);
вуты… пуш… (…пуш вуйман);
орты (ортман).
Повторить: значение количественных числительных, образование порядковых числительных.
Умения и навыки:
- употреблять числительные в нужном падеже в составе предложения и словосочетаний;
- научить пользоваться арифметическими действиями в школе и дома.
Местоимение.
Понятие о местоимении: общее грамматическое значение, роль местоимений в речи. Местоимения указательные, определительные, вопросительные и отрицательные, их значение, изменение, роль в предложении.
Повторить: личные и неопределённые местоимения, правописание послелогов при употреблении с личными местоимениями.
Умения и навыки:
- правильно использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, отработать точность высказывания;
- определять роль местоимения в предложении;
- различать местоимения по разрядам.
Наречие.
Общее понятие о наречии: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Разряды наречий:
- Суффиксальный способ образования:
-ты (тамиты)
-та (илта)
-хи (тохи)
-лы (иллы)
-лан (аталан)
2. Сложение основ: Тамхатл, ипуш, интам.
Повторить: словообразование в хантыйском языке, синонимы, антонимы в наречиях.
Умения и навыки:
- отличать наречия от других частей речи;
- образовывать наречия суффиксальным способом сложением основ;
- производить морфологический разбор наречий.
Развитие связной речи.
Повторение изученного о тексте, стилях речи (разговорном, художественном), теме и основной мысли высказывания, повествовании, описании, рассуждении. Пересказ, сжатый пересказ содержания произведения, изученного в классе. Составление простого плана готового текста.
Понятие об официально – деловом стиле речи. Выборка материала из литературных источников. Собирание и систематизация материала к высказыванию. Сложный план. Письменный отзыв на изученное произведение.
Сочинение – описание пейзажа по воспоминаниям, например Тал порайн унтан – описание внутреннего убранства жилища ханты (чум, дом), описание национального костюма по репродукциям с картин художников Севера. Сочинение – рассуждение, например Муй сиран ма манты лэсятылам. Хар тахайн тут алты хошты мосал. Сочинение – повествование, например Мун, сютсяты пораев. Сочинение – фантазия, например Ма – ки усам…, Ма – ки версам….
Повторение пройденного в 6 классе.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Родной (ханты) язык»
* научиться пользоваться словарём; находить незнакомые слова в тексте;
* составлять собственный словарик по родному языку;
* по орфоэпии: прочное усвоение звуков хантыйского языка, определение на слух разных по долготе гласных звуков
* по словообразованию: производить разбор слова по составу, знать словообразование самостоятельных частей речи;
* по морфологии: знать признаки определения самостоятельной части речи;
* по пунктуации: расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилом;
* по связной речи: составлять простой план к пересказу, сложный план к сочинению.
Собирать материал к сочинению с учетом темы, основной мысли, вида сочинения. Использовать в сочинениях местоимения как средства связи предложений, использовать синонимы, антонимы, эпитеты во избежание однообразия в сочинении. Уметь совершенствовать содержание и языковые оформление своего текста.
Тематическое планирование 6 класс, 1 ч. в неделю, 34 часа в год
Название раздела | Количество часов, выделяемое на его изучение | Темы раздела | Количество часов | Планируемые результаты | Формы занятий | Приемы преподавания | Деятельность учеников | Учебно-методическое пособие | Практические работы (лабораторные) | Домашнее задание |
Повторение, фонетика | 2 | Особенности образования и произношения хантыйских звуков. | 1 | Учить правильному произношению х/зв. Повторить хант. алфавит, закон избегания стечения согласных, закон слогового сингармонизма. | путешествие | Словесный, наглядный | Фронтальная, индивидуальная | Учебник, презентация | Ханты учёной ляльн. Стр. 55. | |
Ударение.Второстепенное ударение в многосложных словах. Типы ударений. | 1 | Тренировать в правильном произношении х/зв. Навыки правильного чтения развитие речевых навыков. | беседа | словесный | групповая | Учебник, презентация | Стр. 40 | |||
Диалекты | 2 | Диалекты и говоры х/языка. Входная контрольная работа. | 1 | Тренировать в употреблении изученной лексики, развивать речевые навыки, умение читать, воспринимать текст на слух, передавая основное содержание прочит. и услышанного | Круглый стол | практический | Индивидуальная. | Учебник, презентация | Стр.6,7 | |
Неологизмы, архаизмы, заимствованные слова. | 1 | Тренировать в употреблении неологизмов и заимствованных слов в речи. | дисскусия | наглядный | Фронтальная | учебник | Упр. 12. | |||
Словообразование | 2 | Словообразование в х/языке: суффиксация и сложение. | 1 | Умение образовывать новые слова с помощью словообразовательных и словоизменительных суффиксов. | теоретическое | словесный | Индивидуальная. фронтальная | учебник презентация | Упр. 48 Нэм, нэмоӆты, нэмлы. | |
2 | Словообразование имён существительных и прилагательных. | 1 | Умение образовывать имена сущ. и прил., делать словообразовательный анализ слов, умение работать со словарем. в лесу, стойбище. | практический | игровой | групповая | учебник презентация | Упр. 51. | ||
глагол | 4 | Глагол: общее значение, морф., синтаксические признаки. Инфинитив глагола. | 1 | Умение определять части речи по заданным признакам, роль глаголов в предложении, спряжение глаголов. | дисскусия | практический | фронтальная | учебник презентация | Упр 133,135 | |
Глаголы действия и состояния. Контрольная работа за 1 четверть. | 2 | Умение определять глаголы действия и состояния в предложении, умение спрягать глаголы. | теоретический | словесный | Индивидуальная. | учебник презентация | Упр 140, 143 | |||
Спряжение глаголов. Типы спряжений. | 1 | Учить правильно спрягать глаголы в устной и письменной речи, умение правильно го перевода с русского на х/язык и наоборот. | путешествие | игровой | Индивидуальная. фронтальная | учебник презентация | упр. 136. | |||
Имя существительное | 3 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Тренировать в употреблении изученной лексики, умение использовать в речи падежные формы дв. и мн. чисел. | Урок-игра | практический | Групповая. фронтальная | учебник презентация | Упр. 52, 61, 63. | |
Именные основы. Словообразование имён существительных. | 1 | Учить склонять существительные в лично-притяжательной форме, с разными именными основами. | практический | практический | Индивидуальная. фронтальная | учебник | Упр. 86, 76. | |||
Склонение имён существительных в лично- притяжательной форме. | 1 | Умение склонять сущ. в лично- притяжатель ной форме, учить образовывать сущ. от непроизвольных основ прилагательных, глаголов числ.ных, повторить словообраз. | беседа | практический | Фронтальная | учебник | Упр. 85 | |||
Сус унт.Сочинение. Имя прилагательное. | 1 | Собирать и систематизировать материал будущего высказывания. Учить составлять план сочинения, предложения. | практический | практический | Фронтальная, групповая | учебник | Упр. 94, 96. | |||
Имя прилагательное | 3 | Словообразование имён прилагательных. Сравнительные формы качест.-х прилаг. | 1 | Навыки правильного образования сравнительных форм качественных прилагательных. | беседа | практический | Фронтальная | презентация | Упр. 99 | |
Контрольная работа за 2 четверть. Обобщающее повторение пройденных тем. | 1 | Лексико – грамма- тические навыки, речевые навыки. | практический | практический | индивидуальная | учебник | Упр. 105, 106 | |||
Имя числительное | 3 | Имя числительное как часть речи. Разряды числительных. | 1 | Умение определять количественные и порядковые числ. в тексте и на слух. | беседа | практический | Фронтальная | презентация | Упр. 112, 115. | |
Разряды числительных: дробные, повторительные ираспределительные. | 1 | Умение находить в тексте дробные, повтор. и распределительные. числительные. | беседа | практический | Фронтальная | учебник | Упр.118.и сёрс ярсот | |||
Сочинение. «Тал унт»- зимний лес. | 1 | Учить собирать и систематизировать мате- риал для связного изложения, составлять план описания, предложения в соответствии с планом. | практический | практический | Фронтальная | презентация | Упр. 119 | |||
Местоимение | 2 | Местоимение как частьречи. Указательные и определи- тельные местоимения, их значение. | 1 | Умение определять в тексте указ. и опред. местоимения, пользоваться словарём. | дискуссия | практический | Фронтальная | учебник | Упр. 126. | |
Вопросительные, отрицательные неопределён. местоимения и их значение. | 1 | Умение находить в тексте вопросит. и отриц. местоимения. | практический | практический | Фронтальная | презентация | Упр.129.
| |||
Наречие | 4 | Общее понятие о наречии: граммат. значение, морф. и синт.признаки. | 1 | Отличать наречия от других частей речи, повторить антонимы в наречиях. | практический | практический | Фронтальная | учебник | Упр. 179, 181. | |
Разряды наречий. Словообразоние наречий. | 1 | Умения образовывать наречия суффиксальным способом и сложением основ. | теоретический | практический | Фронтальная | презентация | Упр.182. Ешаул товия | |||
Повторение«Словообразование наречий». Синонимы и антонимы в наречиях. | 1 | Умение строить предложения с наречиями, определять в тексте синонимы –наречия. | практический | практический | Фронтальная | учебник | Упр. 183 | |||
Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | Проверка качества ЗУН. Воспитание ответственности, требовательности | беседа | практический | Фронтальная | презентация | ||||
Закрепление лексических единиц. | 1 | Тренировать в употреблении изученной лексики, передавать содержание прочи- танного и услышанного материала. | теоретический | практический | индивидуальная | учебник | Сам. работа. | |||
Словосочетание | 8 | Словосочетание. Строение словосочетаний. | 1 | Навыки восприятия текста на слух, произношения хант. звуков. | беседа | практический | Фронтальная | презентация | Упр. 190 | |
Виды подчини тельной связи: согласование. | 1 | Тренировать в определении вида связи-согласование. | практический | практический | Фронтальная, индивидуальная | учебник | Сам. работа. | |||
Виды подчинительной связи: управление. | 1 | Тренировать в определении вида связи-управление. Речевые навыки | теоретический | практический | Фронтальная | презентация | Упр. 195 | |||
Виды подчинительной связи: примыкание. | 1 | Тренировать в определении вида связи – примыкание. | практический | практический | групповая | Упр.197 | ||||
Повторение темы: «Виды подчинительной связи». | 1 | Тренировать в употреблении изученной лексики, определении видов связи. | теоретический | практический | Фронтальная | презентация | Сам. работа. | |||
Загадки и пословицы северных народов. | 1 | Речевые навыки | практический | практический | Фронтальная. индивидуальная | учебник | ||||
Итоговая контрольная работа. | 1 | Умение правильно выполнять самостоятельно контр. работу. | практический | практический | индивидуальная | презентация | ||||
Обобщающее повторение по теме «Части речи». КВН. | 1 | Речевые, игровые соревновательные навыки. | практический | практический | Индивидуальная.,групповая | учебник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....
Рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
Календарно-тематическое планирование...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...
Рабочая программа учебного курса «Родной русский язык» в 6 классе
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год
В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах ФГОС ООО
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах ФГОС ООО...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов «Родной (татарский) язык» и "Родная (татарская) литература" для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Программа по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и р...