РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Родной (ханты) язык» 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Еприна Людмила Прокопьевна

Программа содержит отобранную  в соответствие с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, сведения о графике, пунктуации и орфографии.

Включены сведения об истории языка, об изучении языка в настоящее время, о диалектном разнообразии хантыйского языка, о тенденции к формированию литературного языка. Работа по развитию устной и письменной речи рассредоточена по всему курсу изучения хантыйского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hanty_yazyk_6_kl_rab_progr._na_2020-21_uch.g.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

школьного методического

объединения.

Протокол №____

от «___» _________2020г.

Руководитель ШМО

_____/___________/

Принято на заседании  педагогического совета

Протокол №___

от «___»________2020 г.

Утверждена

Приказом №

от «___» _________2020г.

Директор   школы               _______/В.В. Харитонова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Родной (ханты) язык»

6  класс

Составитель: учитель Еприна Л.П., 1 категории

с. Горки, 2020-21уч.г.

Пояснительная записка.

                   Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Родной (хантыйский) язык» разработана в соответствии:

1. с Законом Ямало-ненецкого автономного округа от 24.03.2010 г. за №48 – ЗАО «О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-ненецкого автономного округа».  Постановлением Государственной Думы ЯНАО от 23.02.2000 №866 "О Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе" - с «Типовой программой по родному (ханты) языку для 5-9 классов» (Спб,  филиал издательства «Просвещение»  2018г.)

2. Планирование программы составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с Типовой программой по родному (хантыйскому) языку для 5-9 классов : авторы программы: М.А. Рачинская, Н.С. Аляба, Н.Д. Вальгамова, Л.П. Еприна; изд «Спб,  филиал издательства «Просвещение»  2018г,.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, обучение хантыйскому языку способствует решению комплекса учебно-воспитательных задач, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

Преподавание хантыйского языка в школах округа – одно из важных условий сохранения языка и культуры народа ханты. Свободное владение родным языком укрепляет связь между поколениями.

В программу включены сведения об истории языка, об изучении языка в настоящее время, о диалектном разнообразии хантыйского языка, о тенденции к формированию литературного языка. Работа по развитию устной и письменной речи рассредоточена по всему курсу изучения хантыйского языка. Словарная работа должна присутствовать на каждом уроке.

          Программа содержит: отобранную  в соответствие с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, сведения о графике, пунктуации и орфографии.

   На изучение учебного предмета «Родной язык (ханты)» в 6 классе отводится:

      количество часов в год – 35;   количество часов в неделю – 1; количество часов в 1-й четверти – 9;  количество часов во 2-й четверти –8;     количество часов в 3-й четверти – 10;  количество часов в 4-й четверти – 8.

Для реализации программного содержания используется следующее учебное пособие: авторы программы: М.А. Рачинская, Н.С. Аляба, Н.Д. Вальгамова, Л.П. Еприна; изд «Просвещение», 2018г. ; учебник:  Еприна Л.П. ,Возелова Л.Г., «Ханты ясаӈ», Санкт- Петербург, филиал издательства «Просвещение»,2018г.

Учитель Еприна Л.П., педагогический стаж – 30 лет, образование – высшее, 1 категория

   Цели и задачи обучения родному языку  в 6 классе

Цели обучения:

  1. Развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной,  учебно-познавательной):
  • овладение новыми языковыми средствами, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  • развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладении хантыйским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы.
  1. Воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению хантыйского языка, дальнейшему самообразованию; формирование интереса к хантыйскому языку через изучение национально-культурных особенностей народа ханты, его истории, природы, традиций и обычаев.

Задачи обучения:

  1. Развивать речь учащихся; обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний.
  2. Обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, орфографии, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а так же формирование умений применять эти знания в речевой деятельности.
  3. Способствовать развитию коммуникативной компетенции: обучить ведению бесед на различные темы, употреблению формул речевого этикета, соблюдению правил речевого поведения в беседах; обучить передаче содержания сообщений, услышанных по радио, телевидению, пересказывать содержание прочитанного, прослушанного.
  4. Ознакомить учащихся с историей, культурой, традициями, национальными особенностями народа ханты.
  5. Формировать у учащихся средствами родного языка любовь и уважение к традициям, обычаям и нравам ханты  народа.
  6. Совершенствовать навыки орфографически грамотного письма и орфографически правильного чтения.

Учебный предмет «Хантыйский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Общепредметными задачами работы по хантыйскому языку являются: воспитание учащихся средствами родного языка, развитие их логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по хантыйскому языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, со словарем.

 

     Исходя из принципов коммуникативной направленности обучения, на уроках хантыйского языка должна как можно больше звучать полноценная хантыйская речь. Это будет способствовать также и эстетическому воспитанию учащихся, поможет видеть и чувствовать красоту языка: его благозвучие, выразительность, меткость и неисчерпаемые возможности, которыми располагает родной язык для выражения мысли.

      Программа нацеливает на продолжение изучения родного языка, как в школе, так и в специальных средних и высших учебных заведениях. Она нацелена на практическое применение языка как средство обучения  в работе коренного населения округа по возрождению утраченных этнокультурных традиций.

       

                                          Содержание учебного предмета «Родной (ханты) язык»   6 класс.

Повторение пройдённого в 5 классе

  Гласные первых и непервых слогов, редуцированный гласный а, озвончение согласных с, х, ш, л, в положении между гласными, особенности образования и произношения звуков:

    а) заднеязычный н;

    б) смычный (кругло - щелевой) сь;

    в) латеральный щ;

    г) губно - зубной в.

    Ударение в хантыйском языке, второстепенное ударение а многосложных словах.

 Повторить: хантыйский алфавит, способ избегания сочетания согласных, закон слогового сингармонизма.

Умения и навыки:

  • отработать правильное произношение звуков хантыйского языка;
  • различать долготу гласных в одинаковых по написанию словах;
  • знать основные особенности фонетики хантыйского языка.

Лексика.

Словарное богатство хантыйского языка, его многодиалектность, родственные связи угорских и финно – угорских языков, неологизмы, архаизмы и заимствованные слова. Хантыйско – русский и русско – хантыйский словари. Изучение лексико – семантических групп, поисковая работа по выявлению фразеологизмов а хантыйском языке.

Повторить: синонимы, антонимы, омонимы, особенности развития словарного состава хантыйского языка.

Умения и навыки:

  • уметь работать с лексико – семантическими группами (ЛСГ);
  • совершенствовать текст, используя синонимы, антонимы;
  • пользоваться словарями.

Словообразование.

Словообразование в хантыйском языке: суффиксация и словосложение. Суффиксы словообразовательные  и словоизменительные (формообразующие). Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Повторить: части речи, состав слова.

Умения и навыки:

  • различать суффиксы словообразовательные и словоизменительные;
  • производить словообразовательный анализ.

 Морфология.    Морфология как раздел грамматики.

Понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматическое определение каждой изученной части речи. Признаки определения самостоятельной части речи: значение, способ изменения, роль в предложении.

Повторить: самостоятельные части речи, изученные в 5 классе.

Умения и навыки:

  • знать, что изучает морфология;
  • определять части речи по заданным признакам.

Самостоятельные части речи.  Глагол.

Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, роль глагола в речи.

Группы глаголов по значению: глаголы действия и глаголы состояния. Инфинитив глагола.

Глагольная основа:

на гласный звук (арыты, марэматы);

запомнить 5 глаголов (маты, вуты, туты, лытты, иты);

на согласный звук (ханшты, верты, хойты)

Понятие залога в хантыйском языке. Основные особенности действительного и страдательного залогов.

Повторить: переходность, наклонение глагола, объектное и безобъектное спряжение.

Умения и навыки:

  • образовывать инфинитив от глагольной основы на гласный (согласный) звук;
  • знать 5 глаголов с основой на гласный звук;
  • определять спряжение глаголов действительного залога, различать наклонения глаголов.

Имя существительное.

Понятие о существительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические призраки. Именные основы, формы единственного и множественного числа (приложение, таблица № 3).склонение имен существительных в притяжательной форме (приложение, таблица № 1). Сопоставление падежей русского и хантыйского языков. Основные соответствия (приложение, таблица № 2). Синтаксическая функция имени существительного.

Повторить: двойственное число предмета, падежные формы имен существительных, словообразование имен существительных.

Умения и навыки:

  • склонять имена существительные в притяжательной форме;
  • образовывать имена существительные от непроизводных основ существительных, прилагательных, числительных, глаголов;
  • определять роль существительных в предложении, сочетаемость с другими частями речи.

Имя прилагательное.

Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Сравнительные формы качественных прилагательных:

форма выражения усиленного качества;

суффикс –шак (уртышак, апраншак);

форма выражения ослабленного качества;

суффикс –ые (ие) (кеные, ромие);

форма превосходной степени, образование путем присоединения слов кинься, мет, а также повтором слов, например: мет ям, топал кинься, хораман – хораман.  

Относительные имена прилагательные, их признаки:

обладание каким – либо предметом (вулэн ёх, хотан нэ);

принадлежность к месту (шоши хоят, куртан мур);

назначение предмета (сак ханши, хоп лупат);

Повторить: словообразование имен прилагательных, морфологические и синтаксические признаки.

Умения и навыки:

  • различать качественные и относительные прилагательные по их основным признакам;
  • уметь правильно образовывать прилагательные;
  • определять синтаксическую роль прилагательных в предложении, использовать имена прилагательные в предложении;
  • использовать имена прилагательные в устной и письменной речи для обогащения словарного запаса.

Имя числительное.

Понятие об имени числительном. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Разряды числительных: количественные, порядковые, дробные, повторительные, распределительные. Их значение, образование, синтаксическая роль.

Правильное оформление арифметических действий а устной и письменной речи:

понты (яха понман);

нох вуты (нох вуйман);

вуты… пуш… (…пуш вуйман);

орты (ортман).

Повторить: значение количественных числительных, образование порядковых числительных.

Умения и навыки:

  • употреблять числительные в нужном падеже в составе предложения и словосочетаний;
  • научить пользоваться арифметическими действиями в школе и дома.

Местоимение.

Понятие о местоимении: общее грамматическое значение, роль местоимений в речи. Местоимения указательные, определительные, вопросительные и отрицательные, их значение, изменение, роль в предложении.

Повторить: личные и неопределённые местоимения, правописание послелогов при употреблении с личными местоимениями.

Умения и навыки:

  • правильно использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, отработать точность высказывания;
  • определять роль местоимения в предложении;
  • различать местоимения по разрядам.

Наречие.

Общее понятие о наречии: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Разряды наречий:

  1. Суффиксальный способ образования:

-ты (тамиты)

-та (илта)

-хи (тохи)

-лы (иллы)

-лан (аталан)

2. Сложение основ: Тамхатл, ипуш, интам.

Повторить: словообразование в хантыйском языке, синонимы, антонимы в наречиях.

Умения и навыки:

  • отличать наречия от других частей речи;
  • образовывать наречия суффиксальным способом  сложением основ;
  • производить морфологический разбор наречий.

Развитие связной речи.

Повторение изученного о тексте, стилях речи (разговорном, художественном), теме и основной мысли высказывания, повествовании, описании, рассуждении. Пересказ, сжатый пересказ содержания произведения, изученного в классе. Составление простого плана готового текста.

Понятие об официально – деловом стиле речи. Выборка материала из литературных источников. Собирание и систематизация материала к высказыванию. Сложный план. Письменный отзыв на изученное произведение.

Сочинение – описание пейзажа по воспоминаниям, например Тал порайн унтан – описание внутреннего убранства жилища ханты (чум, дом), описание национального костюма по репродукциям с картин художников Севера. Сочинение – рассуждение, например Муй сиран ма манты лэсятылам. Хар тахайн тут алты хошты мосал. Сочинение – повествование, например Мун, сютсяты пораев. Сочинение – фантазия, например Ма – ки усам…, Ма – ки версам….

Повторение пройденного в 6 классе.

Планируемые результаты освоения учебного курса  «Родной (ханты) язык»

* научиться пользоваться словарём; находить незнакомые слова в тексте;

* составлять собственный словарик по родному языку;

* по орфоэпии: прочное усвоение звуков хантыйского языка, определение на слух разных по долготе гласных звуков

* по  словообразованию: производить разбор слова по составу, знать словообразование самостоятельных частей речи;

* по морфологии: знать признаки определения самостоятельной части речи;

* по пунктуации: расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилом;

* по связной речи: составлять простой план к пересказу, сложный план к сочинению.

Собирать материал к сочинению с учетом темы, основной мысли, вида сочинения. Использовать в сочинениях местоимения как средства связи предложений, использовать синонимы, антонимы, эпитеты во избежание однообразия в сочинении. Уметь совершенствовать содержание и языковые оформление своего текста.

Тематическое планирование 6 класс, 1 ч. в неделю, 34 часа в год

Название раздела

Количество часов, выделяемое на его изучение

Темы раздела

Количество часов

Планируемые результаты

Формы занятий

Приемы преподавания

Деятельность учеников

Учебно-методическое пособие

Практические работы (лабораторные)

Домашнее задание

Повторение, фонетика

2

Особенности образования и произношения хантыйских

звуков.

1

Учить правильному произношению х/зв. Повторить хант. алфавит, закон избегания стечения согласных, закон слогового сингармонизма.

путешествие

Словесный, наглядный

Фронтальная, индивидуальная

Учебник, презентация

Ханты

учёной ляльн.

 Стр. 55.

Ударение.Второстепенное

ударение в многосложных

словах. Типы ударений.

1

Тренировать в правильном произношении х/зв. Навыки правильного чтения

развитие  речевых навыков.

беседа

словесный

групповая

Учебник, презентация

Стр. 40

Диалекты

2

Диалекты и говоры х/языка.

Входная контрольная

работа.

1

Тренировать в употреблении изученной лексики, развивать речевые навыки, умение читать, воспринимать текст на слух, передавая основное содержание

прочит. и услышанного

Круглый стол

практический

Индивидуальная.

Учебник, презентация

  Стр.6,7

Неологизмы, архаизмы, заимствованные слова.

1

Тренировать в употреблении неологизмов и заимствованных слов в речи.

дисскусия

наглядный

Фронтальная

учебник

  Упр. 12.

Словообразование

2

Словообразование в х/языке: суффиксация

и сложение.

1

Умение  образовывать новые слова с помощью словообразовательных и словоизменительных суффиксов.

теоретическое

словесный

Индивидуальная. фронтальная

учебник

презентация

  Упр. 48

Нэм, нэмоӆты, нэмлы.

2

Словообразование  имён существительных и прилагательных.

1

Умение образовывать имена сущ. и прил., делать словообразовательный анализ слов, умение работать со словарем.

в лесу, стойбище.

практический

игровой

групповая

учебник

презентация

  Упр. 51.

глагол

4

Глагол: общее значение, морф.,  синтаксические признаки.

Инфинитив глагола.

1

Умение определять части речи по заданным признакам, роль глаголов в предложении, спряжение глаголов.

дисскусия

практический

фронтальная

учебник

презентация

Упр 133,135

Глаголы действия и состояния.

Контрольная работа за 1 четверть.

2

Умение определять глаголы действия и состояния в предложении, умение спрягать глаголы.

теоретический

словесный

Индивидуальная.

учебник

презентация

Упр 140, 143

Спряжение глаголов.

Типы спряжений.

1

Учить правильно спрягать глаголы в устной и письменной речи, умение правильно го перевода с русского на х/язык и наоборот.

путешествие

игровой

Индивидуальная. фронтальная

учебник

презентация

  упр. 136.

Имя существительное

3

Имя существительное как часть речи.

1

Тренировать в употреблении изученной лексики, умение использовать в речи падежные формы дв. и мн. чисел.

Урок-игра

практический

Групповая. фронтальная

учебник

презентация

  Упр. 52, 61, 63.

Именные основы.   Словообразование имён существительных.

1

Учить склонять существительные в лично-притяжательной форме, с разными именными основами.

практический

практический

Индивидуальная. фронтальная

учебник

  Упр. 86, 76.

Склонение имён существительных в лично-

притяжательной  форме.

1

Умение склонять сущ. в лично- притяжатель ной форме, учить образовывать  сущ. от непроизвольных основ прилагательных, глаголов числ.ных, повторить словообраз.

беседа

практический

Фронтальная

учебник

  Упр. 85

Сус унт.Сочинение.

Имя прилагательное.

1

Собирать и систематизировать материал будущего высказывания. Учить составлять план сочинения, предложения.

практический

практический

Фронтальная, групповая

учебник

  Упр. 94, 96.

Имя прилагательное

3

Словообразование имён

прилагательных.

Сравнительные формы качест.-х  прилаг.

1

Навыки правильного образования сравнительных форм

качественных прилагательных.

беседа

практический

Фронтальная

презентация

  Упр. 99

Контрольная работа

за 2 четверть.

Обобщающее повторение пройденных тем.

1

Лексико – грамма-

тические навыки, речевые навыки.

практический

практический

индивидуальная

учебник

  Упр. 105,

106

Имя числительное

3

Имя числительное как часть речи.

Разряды числительных.

1

Умение определять количественные  и порядковые числ. в тексте и на слух.

беседа

практический

Фронтальная

презентация

Упр. 112,

115.

Разряды числительных:

дробные, повторительные и

распределительные.

1

Умение находить в тексте дробные, повтор. и  распределительные.

числительные.

беседа

практический

Фронтальная

учебник

Упр.118.и сёрс ярсот

Сочинение.

«Тал унт»-

зимний лес.

1

Учить собирать и систематизировать мате- риал для связного изложения, составлять план описания, предложения в соответствии с планом.

практический

практический

Фронтальная

презентация

Упр. 119

Местоимение

2

Местоимение как частьречи.

Указательные и определи-

тельные местоимения,

их значение.

1

Умение определять в тексте указ. и опред.

местоимения, пользоваться словарём.

дискуссия

практический

Фронтальная

учебник

Упр. 126.

Вопросительные, отрицательные неопределён.

местоимения и их значение.

1

Умение находить в тексте вопросит. и отриц. местоимения.

практический

практический

Фронтальная

презентация

Упр.129.

 

Наречие

4

Общее понятие о наречии:

граммат. значение, морф. и синт.признаки.

1

Отличать наречия от других частей речи, повторить антонимы в наречиях.

практический

практический

Фронтальная

учебник

Упр. 179, 181.

Разряды наречий.

Словообразоние наречий.

1

Умения образовывать

наречия суффиксальным способом и сложением основ.

теоретический

практический

Фронтальная

презентация

Упр.182.

Ешаул товия

Повторение«Словообразование наречий». Синонимы и антонимы в наречиях.

1

Умение строить предложения с наречиями, определять в тексте синонимы –наречия.

практический

практический

Фронтальная

учебник

Упр. 183

Контрольная

работа за 3 четверть.

1

Проверка качества ЗУН.

Воспитание ответственности, требовательности

беседа

практический

Фронтальная

презентация

Закрепление

лексических

единиц.

1

Тренировать  в  употреблении изученной лексики, передавать содержание прочи- танного и услышанного материала.

теоретический

практический

индивидуальная

учебник

Сам. работа.

Словосочетание

8

Словосочетание. Строение словосочетаний.

1

Навыки восприятия текста на слух, произношения хант. звуков.

беседа

практический

Фронтальная

презентация

Упр. 190

Виды подчини тельной связи: согласование.

1

Тренировать в определении вида связи-согласование.

практический

практический

Фронтальная, индивидуальная

учебник

Сам. работа.

Виды подчинительной связи: управление.

1

Тренировать в определении вида связи-управление. Речевые навыки

теоретический

практический

Фронтальная

презентация

Упр. 195

Виды подчинительной связи: примыкание.

1

Тренировать в определении вида связи – примыкание.

практический

практический

групповая

Упр.197

Повторение темы: «Виды

подчинительной связи».

1

Тренировать в употреблении изученной лексики, определении видов связи.

теоретический

практический

Фронтальная

презентация

Сам. работа.

Загадки и пословицы северных народов.

1

Речевые навыки

практический

практический

Фронтальная. индивидуальная

учебник

Итоговая  контрольная

работа.

1

Умение правильно выполнять самостоятельно контр. работу.

практический

практический

индивидуальная

презентация

Обобщающее повторение по теме «Части речи».  КВН.

1

Речевые, игровые соревновательные  навыки.

практический

практический

Индивидуальная.,групповая

учебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год

В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах ФГОС ООО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах ФГОС ООО...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов «Родной (татарский) язык» и "Родная (татарская) литература" для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

Программа по родному (татарскому)  языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и р...