Родная литература 7 класс 2019-2020 год
рабочая программа (7 класс)
Родная литература 7 класс 2019-2020 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_7_kl_2019-2020.docx | 44.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»
Рабочая программа, рассмотрена на заседании МО Протокол № __5_____от «_22_»___05____2019г. | «Согласовано» _________________________ заместитель директора по УВР «_28_»___08____2019г. | «Утверждено» приказом директора ЧОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского от «30__»___08____2019г. №101__ |
Рабочая программа учебного предмета
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
(наименование учебного предмета)
Базовый, основное общее, VII класс
(уровень образования)
17 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Давыдова Татьяна Алексеевна, учитель литературы
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2019 г
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной литературе разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 (в ред. приказа от 31.12.2015 г №1577);
- Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644);
- Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897»
- Письма Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 “О реализации прав граждан на получение образования на родном языке”
Цели и задачи литературного образования
Родная литература–учебный предмет, освоение содержания которого направлено на:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своегонарода, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах;
- о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типови жанров.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
- Осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
- Формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
- Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
- Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
- Формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
- Воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического интерпретирующего характера;
- Воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, культуре других народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
- Формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
- Обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
- Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- Формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
Рабочая программа по литературе строится с учетом:
- традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традицииписательских имен, их творчества и отдельных произведений);
- необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
- соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведенийвозрастным и психологическим особенностям обучающихся;
- требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
- соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
- требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
- минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.
Содержание программы по родной литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов.
В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета «Родная литература» в 5 - 9 классах отведен 121 час:5 класс – 17 часов, 6 класс – 17 часов,7 класс – 17 часов, 8 класс – 35 часов, 9 класс – 35 часов.
С целью определения степени освоения учащимися системы предметных и метапредметных знаний, умений в течение учебного года осуществляется текущий контроль успеваемости. Текущий контроль проводится в следующих формах:
- письменная форма контроля: выполнениесочинений, стандартизованных тестов, комплексного анализа текста и др.;
- устная форма контроля: защита рефератов, учебных проектов, выступления с докладами (сообщениями) по определенной теме и др.
С целью определения степени освоения учебного материала за учебный год проводится промежуточная аттестация. Учебный предмет «Родная литература» является предметом по выбору учащихся. Форма проведения промежуточной аттестации рассматривается на заседании педагогического совета с последующим утверждением приказом директора школы.
Согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» отметкой за промежуточную аттестацию в 9 классе является годовая отметка.
Личностные и метапредметные результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являютсяследующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» являются:
- Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы
2) Формирование ИКТ-компетентности школьников, где обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
3) Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, в результате которой у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
4) Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом, работы с информацией, в ходе которого обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Тематическое планирование курса «Родная литература»
7 класс – 17 часов
№ | Тема (содержание) | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Своеобразие родной литературы | 1 | Работа со словарем литературоведческих терминов. Ответы на вопросы. Подготовка устного ответа. Передача личного отношения, размышление. Участие в коллективном диалоге. |
2 | Русский фольклор | 1 | Работа с интернет источниками, прослушивание музыкальных произведений, участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев. |
3 | Древнерусская литература | 1 | Характеристика героя. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Письменный ответ на проблемный вопрос. Рецензирование собственного произведения в письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные) |
4 | Из литературы XVIII века | 1 | Выразительное чтениефрагментов произведений литературы XVIII века. Поискнезнакомых словв тексте и определение их значения. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Н.И.Новикова. Выявление характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приемов изображения человека. |
5 | Из литературы ХIХ века | 4 | Выразительное чтение произведений (в том числе и наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа, а также владение навыками сопоставительной характеристики персонажей. Определение темы и идеи произведения, пересказ сюжета, характеристика своеобразия языка писателя. |
6 | Из литературы ХХ века | 9 | Восприятие текста литературного произведения. Выразительное чтениефрагментов произведений. Выразительное чтениенаизусть лирических стихотворений и фрагментов произведений русской литературы 20 века. Характеристика героя литературы 20 века. Подготовка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения. Характеристикасюжета произведения, его проблематики, тематики, идейно - эмоционального содержания. Подбор цитат из текста литературного произведения по заданной теме. Систематизация и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателей, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов интернета . Сопоставление сюжетов, персонажей литературных произведений. |
Итого | 17 |
Календарно-тематический план. 7 класс
№ | Наименование темы, раздела программы | Дата прохождения |
Своеобразие родной литературы | ||
1 | Образ человека в литературном произведении. | |
Русский фольклор | ||
2 | Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке | |
Древнерусская литература | ||
3 | Образное отражении жизни в древнерусской литературе. «Повесть о Евпатии Коловрате» | |
Из литературы XVIII века | ||
4 | Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору) | |
Из литературы XIX века | ||
5 | Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий исобака» | |
6 | Родная природа в стихах поэтов XIX века. Баратынский Е.А. Стихотворения. | |
7 | Творчество поэтов и писателей XIX века . Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке» | |
8 | Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» | |
Из литературы XX века | ||
9 | Фантастика в произведениях Беляева «Голова профессора Доуля» | |
10 | В. Астафьев «Трофейная пушка» | |
11 | Воробьёв К.Д. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа | |
12 | Стихи о войне. М. Светлов. «Неизвестному солдату». Н. Самоний. «Почему берёзы в крапинку?» Р. Казакова. «На фотографии в газете». | |
13 | Образ «чудика» в современной прозе. Рассказ Шукшина В.М. «Волки» | |
14 | Взаимопонимание детей и родителей. Кузнецова Ю. «Помощница ангела» | |
15 | Духовно - нравственная проблематика рассказа Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе» | |
16 | Б. Васильев. «Великолепная шестёрка». | |
17 | Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Золотая рыбка». |
Планируемые результаты изучения курса «Родная литература»
Результаты освоения выпускниками основной школы программы по литературе представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности:
- познавательной
- ценностно-ориентационной
- культурологической
- эстетической
Устное народное творчество
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам,видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русскогои своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былинуи/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчестваразных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватныйжанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующегохарактера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста,созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскуюдеятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,проект).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе
Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе...
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...