Рабочая программа по предмету "Родной язык" 8 класс 34 часа 2019-2020 уч. год
рабочая программа (8 класс)
Разработана на основе Примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 31 января 2018 года №2/18. Программа предназначена для 8 класса, расчитана на 34 часа (1 ч.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnoy_yaz._8_kl._altuhova_a._m.docx | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хохловская средняя школа Смоленского района Смоленской области
«ПРИНЯТО» «Согласовано» «Утверждаю»
на педагогическом совете Зам. директора школы Директор школы
Протокол №__ _______ О.Н. Иванина ______ Е.Л. Мамонтова
от «___»____2019г. Приказ №___
от «___»_____2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Родной язык»
8 класс
34 часа
Учитель русского языка и литературы
Алтухова Анна Михайловна
2019 – 2020 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык»
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Общие:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Учащийся научится:
- характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;
- распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
- использование словарей: толковых словарей, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов;
- соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
- различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы;
- употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи;
- определение типичных грамматических ошибок в речи;
- правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей;
- использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;
- владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным);
- владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.;
- создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение);
- создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
Учащийся получит возможность научиться:
- понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
- определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;
- понимание активных процессов в области произношения и ударения;
- оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
- оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
СОДЕРЖАНИЕ
Четвертый год обучения
8 класс
Раздел 1. Язык и культура (9 ч)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Контрольная работа № 1
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Контрольная работа № 2
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Контрольная работа № 3
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
Итоговая промежуточная аттестация (контрольная работа № 4)
Резерв – 4 часа.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во контрольных работ |
1 | Раздел 1. Язык и культура (9 ч) | 1 (контр. работа) |
2 | Раздел 2. Культура речи (10 ч) | 1 (контр. работа) |
3 | Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч.) | 2 (контр. работы) |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел Тема | |
План | Факт | ||
Раздел 1. Язык и культура (9 ч) Исконно русская лексика. | |||
Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. | |||
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стартовая контрольная работа | |||
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | |||
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | |||
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. | |||
Контрольная работа № 2 по изученным темам | |||
Называние другого и себя. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. | |||
«Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. | |||
Раздел 2. Культура речи (10 ч) Основные орфоэпические нормы (2 ч.) Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | |||
Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | |||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (2ч.) Терминология и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. | |||
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. | |||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (5 ч.) Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим. | |||
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев). | |||
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов | |||
Контрольная работа № 3 «Грамматика русского языка» | |||
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. | |||
Речевой этикет (1ч.) Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания в СМИ. Противостояние речевой агрессии. Синонимия речевых формул. | |||
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности (2 ч.) Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | |||
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | |||
Текст как единица языка и речи (5 ч.) Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | |||
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. | |||
Контрольная работа № 3 | |||
Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. | |||
Практическое занятие: дебаты. | |||
Функциональные разновидности языка (4 ч.) Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. | |||
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. | |||
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. | |||
Итоговая промежуточная аттестация (контрольная работа № 4) | |||
Резерв | |||
Резерв | |||
Резерв | |||
Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
9 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020
Рабочая программа по химии 9 класс. Тематическое планирование...
10 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020
Рабочая программа по химии.Тематическое планирование...
11 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020
Рабочая программа.Тиматическое планирование...
Рабочая программа по литературе 7 класс на 2019/2020 учебный год
Рабочая программа по литературе 7 класс на 2019/2020 учебный год...
Рабочая программа по Истории 10 класс ФГОС 2019-2020 учебный год
Учебно-методический комплексВсеобщая история. Новейшая история. Учебник. 10 класс. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2019.История России, 10 класс.. Горинов М.М., ДаниловиА.А. в т...
Рабочая программа по литературе 5 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...
Рабочая программа по литературе 10 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год.
Содержание реализуется с помощью учебника Ю.В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. В 2 частях. ФГОС М.: Просвеще...