Рабочая программа по предмету "Родной язык" 7 класс 17 часов 2019-2020 уч. год
рабочая программа (7 класс)
Разработана на основе Примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 31 января 2018 года №2/18. Программа предназначена для 7 класса, расчитана на 17 часов (0,5 ч.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnoy_yaz._7_kl._altuhova_a._m.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хохловская средняя школа Смоленского района Смоленской области
«ПРИНЯТО» «Согласовано» «Утверждаю»
на педагогическом совете Зам. директора школы Директор школы
Протокол №__ _______ О.Н. Иванина ______ Е.Л. Мамонтова
от «___»____2019г. Приказ №___
от «___»_____2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Родной язык»
7 класс
17 часов
Учитель русского языка и литературы
Алтухова Анна Михайловна
2019 – 2020 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык»
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Общие:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Учащийся научится:
- характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;
- понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
- использование словарей: толковых словарей, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов;
- употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
- различение типичных речевых ошибок;
- определение типичных грамматических ошибок в речи;
- правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;
- соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
- использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов;
- проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур;
- уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
- создание устных и письменных текстов аргументативного типа.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику;
- определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
- выявление и исправление грамматических ошибок в устной и письменной речи;
- соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
- оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (7 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Контрольная работа № 1
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Итоговая промежуточная аттестация (контрольная работа № 2)
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во контрольных работ |
1 | Раздел 1. Язык и культура (3 ч) | |
2 | Раздел 2. Культура речи (7 ч) | 1 (контр. работа) |
3 | Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч.) | 1 (контр. работа) |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел Тема | |
План | Факт | ||
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.) Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы. | |||
Группы лексических единиц по степени устарелости. | |||
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | |||
Раздел 2. Культура речи (7 ч) Основные орфоэпические нормы (1ч.) Нормы ударения в причастиях‚ деепричастиях‚ наречиях, в словоформах с непроизводными предлогами. | |||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1ч.) Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. | |||
Контрольная работа № 1 | |||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (3 ч.) Типичные грамматические ошибки в речи. | |||
Сложные случаи употребления форм глаголов, различение форм причастий и прилагательных. | |||
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. | |||
Речевой этикет (1ч.) Русская этикетная речевая манера общения. Этикет использования изобразительных жестов. | |||
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности (1 ч.) Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения | |||
Текст как единица языка и речи (3 ч.) Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. | |||
Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. | |||
Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | |||
Функциональные разновидности языка (3 ч.) Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. | |||
Публицистический стиль. Язык художественной литературы. | |||
Итоговая промежуточная аттестация (контрольная работа № 2) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
9 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020
Рабочая программа по химии 9 класс. Тематическое планирование...
10 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020
Рабочая программа по химии.Тематическое планирование...
11 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020
Рабочая программа.Тиматическое планирование...
Рабочая программа по литературе 7 класс на 2019/2020 учебный год
Рабочая программа по литературе 7 класс на 2019/2020 учебный год...
Рабочая программа по Истории 10 класс ФГОС 2019-2020 учебный год
Учебно-методический комплексВсеобщая история. Новейшая история. Учебник. 10 класс. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2019.История России, 10 класс.. Горинов М.М., ДаниловиА.А. в т...
Рабочая программа по литературе 5 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...
Рабочая программа по литературе 10 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год.
Содержание реализуется с помощью учебника Ю.В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. В 2 частях. ФГОС М.: Просвеще...