Технологическая карта урока родного языка в 5 классе на тему: «Звукопись в стихотворениях о Великой Отечественной войне».
методическая разработка (5 класс)
Технологическая карта урока родного языка в 5 классе на тему: "Звукопись в стихотворениях о Великой Отечественной войне".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx | 299.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока родного языка в 5 классе
на тему:
«Звукопись в стихотворениях о Великой Отечественной войне»
Цель: осмысление понятий «аллитерация» и «ассонанс» через изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Образовательные: познакомить с современными лирическими произведениями о Великой Отечественной войне, научить видеть в текстах аллитерацию и ассонанс, понимать их роль.
- Воспитательные: воспитывать чувство гордости за подвиги героев Великой Отечественной войны, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения, патриотизм.
- Развивающие: развивать интерес к настоящему и будущему своей страны, формирование исторической памяти, а также развивать умение анализировать и делать выводы в процессе обучения.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
- используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методические приемы: беседа, выразительное чтение, анализ стихотворения, словарная работа, прослушивание аудиозаписи.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки со стихотворениями, карточки и коробка «мыслей».
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный этап. Цель: активизировать учащихся, проверить готовность учащихся к уроку. | ─ Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга. Присаживайтесь. Начинаем урок. Ребята, запишите, пожалуйста, транскрипцию словосочетания «дышало тишиной». Над каким разделом языка мы с вами поработали? Что изучается в разделе фонетика? А задумывались ли вы о том, что звуки обладают волшебной силой, превращают наш язык в певучий, мелодичный и красивый? | Приветствие детей. Записывают. Отвечают на вопросы. | 1) Регулятивные: волевая саморегуляция. 2) Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...). 3) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: включение в учебную деятельность на лично-значимом уровне. | Посмотрите на эпиграф к уроку (Слайд 2). «Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось» (С. Щипачев) Ребята, как вы думаете, о чем эти строки? Что необычного вы видите в них? Посмотрите внимательно на согласные и гласные звуки. Повтор каких согласных и гласных звуков передает нам ощущение тишины, спокойствия? Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне? Какова же цель нашего сегодняшнего занятия? | Смотрят, отвечают на вопросы, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Учащиеся определяют цель урока. Составляют план и последовательность действий. | 1) Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. 2) Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Актуализация знаний. Цель: расширить представление о патриотизме; формировать гражданскую позицию детей. | Давайте послушаем с вами «Песню фронтового шофера». Какие эмоции вызывает у вас эта песня? Какие звуки в словах песни выделялись отчетливо и часто? Давайте вернемся к нашему эпиграфу и вспомним, что необычного мы заметили в этих строках. Ребята, мы с вами подошли к определению понятий «аллитерация» и «ассонанс». Данные понятия относятся к звукописи. Звукопись – это система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление [1]. | Дети слушают. Ответы учащихся. Ответы учащихся: частый повтор некоторых согласных и гласных звуков. Слушают. | 1) Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Первичное усвоение новых знаний. Цель: познакомить обучающихся с новыми понятиями. | Ребята, откроем с вами тетрадочки и запишем определения новых понятий. Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении) [2]. Ассонанс — повторение одинаковых гласных. Ассонанс преследует те же цели, что и аллитерация (см. это слово), и является подобно последней, часто при том сочетаясь с ней, могучим средством выразительности поэтического языка [3]. Как вы считаете, какую роль играют данные средства выразительности в стихотворениях? | Записывают в тетради определения понятий. Ответы обучающихся. | 1) Познавательные: умение структурировать знания и строить речевые высказывания. 2) Коммуникативные: слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли. |
Первичная проверка понимания. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Ребята, перед вами находятся карточки со стихотворением Александра Алексеевича Жарова «Грустные ивы» (Приложение 1). Найдите аллитерацию и ассонанс. Для чего автор использовал повтор этих звуков в своем стихотворении? Какую атмосферу он хотел передать? | Слушают. Ответы учащихся (например: аллитерация –повтор [р] для того, чтобы передать атмосферу начавшейся войны, рокот и стрельбу, нарушение мирной тишины). | Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция. |
Первичное закрепление. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. | Ребята, перед вами карточки с пропущенными буквами в тексте стихотворения А. Яшина «Назови меня именем светлым» (Приложение 2). Вставьте и затем назовите букву. Какой звук она обозначает? Какую роль он играет в стихотворении? Как называется такое явление? А теперь поделитесь на 2 группы. Посмотрите на восстановленный текст. Первая группа ищет в первых двух столбиках ассонанс, вторая группа в последних двух столбиках. Сформулируйте, пожалуйста, ответ на вопрос: для чего автор использует в своем тексте повтор гласных звуков (ассонанс). | Смотрят и отвечают на вопросы. Делятся на 2 группы. Выполняют задание. Отвечают на вопрос. | 1) Личностные: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание. 2) Коммуникативные: интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой. 3) Регулятивные: оценка своей деятельности. |
Контроль усвоения. Цель: интериоризировать учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия. | Присядьте обратно на свои места. Ребята, теперь давайте закрепим полученные нами знания. Перед вами лежат еще одни карточки со стихотворением «Никто не забыт» (Приложение 3). Самостоятельно находим и подчеркиваем в нем аллитерацию одной чертой, ассонанс двумя. А теперь обсудим, что у вас получилось. | Находят и записывают в тетради. Участвуют в обсуждении. | Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: инструктаж по выполнению домашней работы. | Выучить наизусть стихотворение А. Шамарина «Никто не забыт». Выучить определения терминов «аллитерация» и «ассонанс». | Учащиеся записывают домашнее задание и задают по необходимости вопросы. | Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. |
Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: оценить результаты собственной деятельности; подвести итог проделанной на уроке работе. | Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Где вам это пригодится? Важна ли данная тема в наше время? Запишите, пожалуйста, ваши мысли на листочках (Приложение 4), находящихся перед вами. В конце урока положите карточки в коробочку «с мыслями». | Отвечают на вопросы. Записывают мысли. | 1) Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. 2) Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Список источников:
- https://slovar.cc/lit/term/2145137.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
- https://rus-literary-terms.slovaronline.com/55-%D0%90%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81
- https://www.stihi.ru/2014/04/10/7049
Приложение 1
Грустные ивы
Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывёт над водой.
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.
В грозную ночь он не спал, не дремал,
Землю родную стерёг.
В чаще лесной он шаги услыхал
И с автоматом залёг.
Чёрные тени в тумане росли,
Туча на небе темна...
Первый снаряд разорвался вдали -
Так начиналась война.
Трудно держаться бойцу одному,
Трудно атаку отбить.
Вот и пришлось на рассвете ему
Голову честно сложить.
Грустные ивы стоят у пруда,
Месяц глядит с вышины...
Сонному берегу шепчет вода
Имя героя страны.
Вместе с победой спокойные дни
В эти вернулись края.
Ночью на тихой заставе огни
Вновь зажигают друзья.
(А.А. Жаров)
Приложение 2
Назови меня именем …ветлым,
Чи…тым именем назови –
Доне…ётся, как пе…ня, с ветром
До окопов голо… любви.
Я …квозь грохот тебя у…лышу,
…новиденья за явь приму.
Хлынь дождём на шумную крышу,
Ночью ставни открой в дому.
Пуля …валит в …тепи багровой –
Хоть на миг …держи …уховей,
Помяни меня добрым …ловом,
…тынуть буду – теплом повей.
Появи…ь, отведи туманы,
Опу…ти…ь ко мне на траву,
Подыши на …вежие раны –
Я почувствую,
оживу.
(А. Яшин «Назови меня именем светлым»)
Приложение 3
Никто не забыт
«Никто не забыт и ничто не забыто»
- Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
(А. Шамарин)
Приложение 4
Карточка «мыслей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте....
Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Здесь представлен подробный конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"....
Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе на тему "Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войны"
Тема урока : Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войныМесто урока в программе: 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...
Технологическая карта урока английского языкав 5 классе по теме "Путешествие по России" по учебнику "Rainbow English" 5 класс
Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 5 классе по теме "Путешествие по России" учебник "Rainbow English"...
Технологическая карта урока английского языка 7 класс по теме A true friend УМК Кузовлев
Данная разработка составления для проведения контроля говорения в 7 классе по теме A true friend (Friendship), позволяет заинтересовать учащихся, имеет в себе оригинальные задания, настраивает на диал...
Урок литературы в 6 классе по теме: "Стихи поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне"
Урок разработан в рамках метапредметного подхода, где учащиеся знакомятся не только со стихами поэтов-фронтовиков, но и пытаются ответить на вопрос: "А заботились ли солдаты на войне о своей душе...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...