Урок литературы в 6 классе по теме: "Стихи поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок разработан в рамках метапредметного подхода, где учащиеся знакомятся не только со стихами поэтов-фронтовиков, но и пытаются ответить на вопрос: "А заботились ли солдаты на войне о своей душе?" Основное понятие урока - экология души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по теме «Стихи поэтов – фронтовиков о Великой Отечественной войне» (технологии: проектная и АМО-технология)
Экология души – путь в будущее человечества
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся со стихами поэтов-фронтовиков, помочь определить нравственные позиции (сострадание, доброта, память) через понятие «экология души».
Воспитательная: обратить внимание учащихся на то, что духовно- нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению жизни земного сообщества.
Развивающая: пробудить у учащихся желание к духовному самосовершенствованию.
Оформление: проектор – презентация, мини-проекты о поэтах-фронтовиках.
Ход урока:
I фаза. Начало урока.
Этап 1. Инициация (приветствие)
Этап 2. Погружение в тему (определение целей урока)
Слово учителя: Сегодня у нас в школе единый день экологии. А как можно связать экологию и тему нашего урока?
- Что такое экология? (это наука об отношениях живых организмов друг к другу и к окружающей их среде. Экология растений. Экология животных. Экология человека.) – работа со словарной статьёй. (слайд 2)
Человечество подошло к опасной черте. Сегодня на первое место вышли такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поколения, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер. (слайд 3)
Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению самой земной цивилизации. Давайте уточним, что же может привести к уничтожению не только человека, но и всего живого на земле?
-Войны.
Конечно, и как никто лучше об этом знают те, кто прошел это сам, кто видел, на что способны люди, уничтожающие себе подобных.
- Так давайте вместе определим, с чем мы будем знакомиться на уроке, в чем разбираться. (слайд 4)
(ответы учащихся: будем знакомиться с поэтами-фронтовиками, их стихотворениями; разобраться нужно в том, как же связан этот материал с направлением урока, думали ли поэты на войне о спасении души)
Этап 3. Определение ожиданий (планирование личностного смысла урока) - АМО «Дерево ожиданий» (в начале урока ребятам раздаются заранее приготовленные формы яблока. На них учащиеся записывают свои ожидания от урока, затем вывешивают на доску (на плакате нарисован эскиз дерева). По мере того, как пожелания будут сбываться, т.е. яблоки «созреют», можно их снимать и «собирать» в корзину. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед)
II фаза. Работа над темой.
Этап 1. Обсуждение домашнего задания.
На прошлом уроке вы начали, а дома должны были закончить проекты странички альманаха «Стихи поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне». Скажите, что интересного вы открыли для себя в этой работе? (интересно было познакомиться с биографиями поэтов, понравились стихи, написанные ими, интересно было иллюстрировать свою страничку)
Давайте познакомимся с вашими проектами и постараемся понять, думали ли поэты, живущие в условиях войны, о душе, о ее спасении даже в самые страшные минуты.
Этап 2. Передача и объяснение новой информации (презентация мини-проектов)
Первая группа представляет «страничку», посвященную Мусе Джалилю. (слайд 5)
Родился Муса Джалиль 2 февраля 1906 года в Оренбургской области в татарской семье. Высшее образование получил в МГУ, где учился на литературном отделении. После окончания университета работал редактором журналов для детей.
В 1941 году ушел на фронт, где не только воевал, а еще был военным корреспондентом. После попадания в плен в 1942 году, находился в концлагере Шпандау. Там организовал подпольную организацию, которая помогала пленным совершать побег. В лагере у Мусы Джалиля находилось время для творчества. Там он написал целую серию стихотворений. За работу в подпольной группе был казнен в Берлине 25 августа 1944 года.
М.Джалиль
Без ноги
Вернулся я! Встречай, любовь моя!
Порадуйся, пускай безногий я:
Перед врагом колен не преклонял,
Он ногу мне за это оторвал.
Ударил миной, наземь повалил.
--Ты поклонился! -- враг торжествовал.
Но тотчас дикий страх его сковал:
Я без ноги поднялся и стоял.
За кровь мою разгневалась земля.
Вокруг в слезах склонились тополя.
И мать-земля упасть мне не дала,
А под руку взяла и повела.
И раненый любой из нас -- таков:
Один против пятнадцати врагов.
Пусть этот без руки, тот -- без ноги,
Наш дух не сломят подлые враги.
Сто ног бы отдал, а родной земли
И полвершка не отдал бы врагу.
Ценою рабства ноги сохранить?!
Как ими по земле ходить смогу?
Вернулся я!.. Встречай, любовь моя!
Не огорчайся, что безногий я,
Зато чисты душа моя и честь.
А человек -- не в этом ли он весь?
Октябрь, 1943
А теперь давайте вернёмся к нашему вопросу:
- Думал ли поэт о душе, о чести, находясь в лагере, где каждую минуту тебя ждет смерть?
- Подтвердите свои слова строчками из стихотворения.
Вторая группа представляет «страничку», посвященную Ольге Берггольц.
(слайд 6)
Ольга Берггольц родилась в Петербурге 16 мая 1910 года в семье врача. Детские годы прошли на окраине Невской заставы.
Окончив в 1930 году филологический факультет Ленинградского университета, уезжает в Казахстан. Работает там корреспондентом газеты. Вернувшись в Ленинград в 1933.
В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Ее муж умер от голода. Но ее это не сломило, в это время Берггольц создала свои лучшие поэмы и стихотворения, посвященные защитникам Ленинграда.
Ольга Берггольц
Пусть голосуют дети
Я в госпитале мальчика видала.
При нём снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало.
А мальчику в то время было пять.
Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зеленый круглый мяч...
И вот лежал - и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.
Лежал тихонько на солдатской койке,
обрубки рук вдоль тела протянув...
О, детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!
Проклятье тем, кто там, за океаном,
за бомбовозом строит бомбовоз,
и ждет невыплаканных детских слез,
и детям мира вновь готовит раны.
О, сколько их, безногих и безруких!
Как гулко в черствую кору земли,
не походя на все земные звуки,
стучат коротенькие костыли.
И я хочу, чтоб, не простив обиды,
везде, где люди защищают мир,
являлись маленькие инвалиды,
как равные с храбрейшими людьми.
Пусть ветеран, которому от роду
двенадцать лет, когда замрут вокруг,
за прочный мир, за счастие народов
подымет ввысь обрубки детских рук.
Пусть уличит истерзанное детство
тех, кто войну готовит,- навсегда,
чтоб некуда им больше было деться
от нашего грядущего суда.
- Можем ли мы утверждать, что дети, пережившие войну, получившие страшные физические увечья, сохранили свои душевные качества?
- Ребята, а чему учит это стихотворение вас, сегодняшних детей?
Третья группа представляет «страничку», посвященную Юлии Друниной.
(слайд 7)
Родилась 10 мая в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи.
Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину. Воевала, была ранена, после выздоровления снова всеми силами рвется на фронт. Обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад.
Снова была ранена. Воевала в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 года получила документ "...негоден к несению военной службы".
На двадцатом году своей жизни приезжает в Москву. У Юлии Друниной нет сомнений, чем заниматься. Она идет в Литературный институт, приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать.
Ю.Друнина
БИНТЫ
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
-Доброта, жалость, сострадание… Уместны ли эти понятия, когда кругом, кровь, страх, смерть?
- Думают ли люди о душе в такие моменты?
- А почему?
III фаза. Завершение урока.
Этап 1. Эмоциональная разрядка (разминка).
- Ребята, наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам обобщить все, сказанное выше. Ваша задача – внимательно слушать мои утверждения и отвечать всем вместе только «да» или «нет».
1) Война – это страшное порождение человечества.
2) На войне нет места душевным переживаниям.
3) Стихийные бедствия, катастрофы – это реакция планеты на зло, порождённое человеком.
4) Человечество выживет, если будет опираться на разум, совесть, доброту и понимание красоты.
5) Мы за экологию души.
(слайд 8)
Этап 2. Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока) АМО – «Сбор урожая» (возвращаемся к «Дереву ожиданий», если яблоки «созрели», можно их снять и «собрать» в корзину. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед).
Д/зд: по учебнику приготовить выразительное чтение ст. А.Твардовского «Рассказ танкиста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе. Тема: «Мы победили!» Произведения искусства о Великой Отечественной войне. Рисование поздравительной открытки.
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки "Мы победили!"...
Открытый урок по курсу «История Владимирского края» в 9 классе. Тема: « Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны»
Открытый урок по теме:"Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны».Пока еще живо поколение людей, переживших войну в детском возрасте и готовых об этом рассказать, мы просто не имеем п...
Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе на тему "Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войны"
Тема урока : Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войныМесто урока в программе: 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...
урок истории в 9 класс "Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны"
Это двухчасовой урок - семинар. Используется опережающее задание для каждого ученика, подготовить сообщение на заданную тему. Используется индивидуальная работа и работа в группе....
Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Цели урока:1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, бесприме...
План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса. Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...
Презентация к уроку по истории России 9 класс по теме "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"
Презентация к урока по истории России 9 класс по темем " Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...