Владимир Маяковский
план-конспект урока

Маяковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayakovskiy.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 11 классе.

Тема урока «Владимир Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство»

Цель урока: дать представление о раннем творчестве В.Маяковского, его новаторском характере.

Задачи:

Образовательные:

показать неоднородность русского футуризма, определить его принципы;

показать влияние футуризма на творчество В. Маяковского;

рассмотреть образ лирического героя раннего творчества В. Маяковского.

Развивающие: развивать  навык выразительного чтения;

Воспитательные: воспитывать интерес к поэзии; воспитывать чувство уважения к поэту.

Ход урока:

Организационный момент:

Опрос домашнего задания. Анна Ахматова.

Изучение нового материала. В.В.Маяковский

 Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный лирик, «грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе 20 века.

- Что вы помните о футуризме, его эстетической программе? футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы.

  Запись в тетрадь

Запишем в тетрадь основные принципы футуризма.

  1. Анархическое бунтарство.
  2. Свобода творчества.
  3. Отказ от литературных и языковых норм.
  4. Устремленность в будущее.
  5. Неприятие буржуазной морали.
  6. Эпатаж как средство выразительности.

Гениальные произведения Владимира Маяковского вызывают истинное восхищение у миллионов его почитателей. Он заслуженно относится к числу величайших поэтов-футуристов 20 века. Кроме того, Маяковский проявил себя неординарным драматургом, сатириком, кинорежиссёром, сценаристом, художником, а также редактором нескольких журналов. Его жизнь, многогранное творчество, а также полные любви и переживаний личные отношения и сегодня остаются не до конца разгаданной тайной.Талантливый поэт родился в небольшом грузинском селе Багдати (Российская империя). Его мать Александра Алексеевна принадлежала к казацкому роду из Кубани, а отец Владимир Константинович работал простым лесничим. У Владимира было два брата – Костя и Саша, которые умерли ещё в детстве, а также две сестры – Оля и Люда. Маяковский отлично знал грузинский язык и с 1902 года учился в гимназии г. Кутаиси. Уже в молодости его захватили революционные идеи, и, обучаясь в гимназии, он участвовал в революционной демонстрации.

В 1906 году скоропостижно умер отец. Причиной смерти было заражение крови, которое произошло в результате укола пальца обычной иголкой. Это событие настолько потрясло Маяковского, что он в дальнейшем полностью избегал заколок и булавок, опасаясь участи своего отца.В том же 1906 году Александра Алексеевна с детьми переехала в Москву. Владимир продолжил своё обучение в пятой классической гимназии, где посещал занятия вместе с братом поэта Б. Пастернака – Александром. Однако со смертью отца финансовое положение семьи значительно ухудшилось. Как следствие, в 1908 году Владимир не смог заплатить за своё обучение, и его исключили из пятого класса гимназии. В Москве молодой парень стал общаться со студентами, увлекающимися революционными идеями. В 1908 году Маяковский решил стать членом РСДРП и часто пропагандировал среди населения. В течении 1908-1909 годов Владимира трижды арестовывали, однако по причине несовершеннолетия и отсутствия улик вынуждены были отпускать на свободу.

Маяковский был в числе авторов первых футуристических манифестов «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей П», «Идите к черту». Однако нигилистическое бунтарство футуристов не могло удовлетворить поэта.
Протест его героя против окружающей буржуазной действительности становится все более социально осмысленным. От гневно-презрительных «Нате!» и «Вам!» он переходит к всесторонней критике современности. Программным произведением в дооктябрьском творчестве Маяковского стала поэма-тетраптих «Облако в штанах» (1914-1915), идейный смысл которой сам поэт определил как лозунговое «Долой вашу любовь! Долой ваш строй! Долой ваше искусство! Долой вашу религию!». К этому тут же прибавился еще клич — «Долой вашу войну!»: начавшаяся мировая война, прославленная ура-патриотами, усилила процесс отчуждения поэта в мире торгашества и насилия.
В лирике Маяковского предреволюционной поры явственно ощутимы две интонации: негодующе-сатирическая, осмеивающая уродливые явления, социальные язвы российской действительности, и трагедийная, связанная с темой гибели человека, носителя светлых идеалов гуманизма и демократии, в условиях «страшного мира». Это роднит Маяковского с другим выдающимся поэтом начала века —Александром Блоком.

Домашнее задание. Прочитать и пересказать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 11 классе "Владимир Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство."

В  конспекте урока дано представление о раннем творчестве В.В.Маяковского, его новаторском характере. Показано влияние футуризма на творчество поэта, рассмотрен образ лирического героя раннего тв...

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...

СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» в 7 классе.

Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэ­зию как явление искусства, наметить пер­с...

"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"

Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...

В.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче"

Материал содержит биографические сведения о В.В. Маяковском, историю создания стихотворения, а также предполагает проведение  группового исследования, нацеленного на выработку навыков анализа тек...