СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» в 7 классе.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэзию как явление искусства, наметить перспективы последующего освоения лирики поэта в старших классах.
Ведущий прием — беседа-анализ; приемы — слово учителя, комплексное комментированное чтение, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом, устное словесное рисование.
Оформление урока: плакат-эпиграф, фотографии Маяковского 1919—1924 годов, репродукция картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА», афиша выступлений Маяковского, воспроизведенные учащимися фрагменты плакатов Маяковского-художника для «Окон РОСТА», фотографии: памятник Маяковскому в г. Пушкине Московской области, старая липовая аллея, вид на Акулову гору; рисунки учащихся к стихотворению «Необычайное приключение...».
Выставка книг: издания стихотворения «Необычайное приключение...» разных лет, статья Маяковского «Как делать стихи?», поэтические сборники поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihotvorenie_mayakovskogo_v_7_klasse.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» в 7 классе.
Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэзию как явление искусства, наметить перспективы последующего освоения лирики поэта в старших классах.
Ведущий прием — беседа-анализ; приемы — слово учителя, комплексное комментированное чтение, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом, устное словесное рисование.
Оформление урока: плакат-эпиграф, фотографии Маяковского 1919—1924 годов, репродукция картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА», афиша выступлений Маяковского, воспроизведенные учащимися фрагменты плакатов Маяковского-художника для «Окон РОСТА», фотографии: памятник Маяковскому в г. Пушкине Московской области, старая липовая аллея, вид на Акулову гору; рисунки учащихся к стихотворению «Необычайное приключение...».
Выставка книг: издания стихотворения «Необычайное приключение...» разных лет, статья Маяковского «Как делать стихи?», поэтические сборники поэта.
Задача вступительного слова — подготовить ребят к восприятию, чтению, анализу стихотворения, выявить самые первые впечатления учащихся от встречи с поэтом и его произведением. Дома семиклассники читали статью о Маяковском в учебнике', стихотворение, готовили небольшие устные высказывания по статье поэта «Как делать стихи?». Читаем слова-эпиграф, записанные на плакате:
Поэзия -
вся! —
езда в незнаемое.
— Удивительные слова! Необычные! Непривычные! «Незнаемое»... Приведите синонимы к этому слову. (Незнакомое, неизвестное, неизведанное...)
- В одной строке — восхитительная метафора! Маяковский сравнивает поэзию с увлекательным, интересным путешествием по просторам таинственной страны, имя которой — поэзия. И только тот путешественник насладится красотами этой страны, чье сердце окажется чутким, добрым, восприимчивым к поэтическому слову. Как вы думаете, зачем нам, людям, нужна поэзия? (Чтобы прикоснуться к необычному, познать прекрасное...)
— Действительно, стихи делают нашу жизнь духовно богаче, зачаровывают нас созвучием рифм, чудной мелодией слов. А бывает и так, что ты сам начинаешь сочинять, творить, как писал А.С.Пушкин:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем...
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
«Осень»
- «Стихи свободно потекут» — точнее не скажешь! Побегут, как шумные весенние ручьи, польются, как полноводные русские реки. Подумайте, трудно ли творить? Писать стихи? (Даже если у тебя есть талант рисовать, сочинять музыку, писать стихи, наверное, все же трудно, ведь надо много знать, неустанно трудиться...)
— Да, верно, стихи писать нелегко, если ты стремишься излить в них свою душу, готов, как пушкинский пророк, «глаголом жечь сердца людей», если твой стих будет звучать, «как колокол на башне вечевой, / Во дни торжеств и бед народных» (М.Ю.Лермонтов. «Поэт»), А вспомните Некрасова: в иссеченной на Сенной крестьянке поэт узрел сестру своей Музы... Что же нужно поэту, чтобы струны его лиры волновали нас, читателей? Александр Блок призывал поэта к зоркости, душевной раскрепощенности, искренности:
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
«Возмездие»
- Где взять слова, чтобы облечь их в поэтическую форму стиха, чтобы «Из пламя и света / Рожденное слово» (М.Ю.Лермонтов. «Есть речи — значенье...») волновало и восхищало? Анна Андреевна Ахматова процесс нелегкого поэтического труда выразила в простых и точных образах:
Когда б вы знали, из какою сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как легкий одуванчик у забора.
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне...
«Творчество»
- Да, объект поэзии — весь окружающий мир. Но из словесного «сора» поэт выбирает самые точные, убедительные, необычные слова.
По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей.
Поэзия... Чье сердце открыто для любви к людям, родному краю, красоте, тому откроются заветные «стихов шкатулки» (В.Маяковский. «Нате!»). Для такого поэтического сердца будут губительны обыденность, скука, заурядность… А как писал стихи Владимир Маяковский, этот ни на кого не похожий поэт? (Учащиеся приводят небольшие выдержки из статьи Маяковского «Как делать стихи?»2.
- Маяковский говорил: «Надо работать до предела, до кульминации, надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать».
О своей работе над стихами Маяковский рассказывал так: «Я хожу, размахиваю руками и мыча еще почти без слов, то укорачиваю шаг, чтобы не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».
- А когда поэт приступал к отбору и обработке словесного материала, чувствовал «ответственность» за эти слова: «Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз, пока не почувствуешь, что слово стало на место».
- И наконец, заключительную стадию работы над стихом Маяковский описал так: «Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется — не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб несадящаяся коронка, и, наконец, после-сотни примерок ее нажали, и она села».)
- Действительно, поэт был бесконечно требователен к себе, ощущая себя «должником» у читателя, страны, вселенной:
Поэт
всегда
должник вселенной. «Разговор с фининспектором о поэзии»
- Вот так обыденно, как о тяжелой физической работе, поэт говорит о своем поэтическом труде. Он сравнивает поэзию с добычей редкого металла:
Поэзия —
та же добыча радия, в грамм добыча,
в годы труды. Изводишь
единого слова ради тысячи тонн
словесной руды. Но как
испепеляюще
слов этих жжете рядом
с тлением
слова-сырца. Эти слова
приводят в движенье тысячи лет
миллионов сердца. «Разговор с фининспектором о поэзии»
— Что необычным вам показалось в этих строках?
- (Необычные метафоры: «словесная руда», «слово-сырец». Своеобразная рифма, чеканный ритм. В стихах есть что-то пушкинское: вновь рожденное, выстраданное в упорном труде слово способно жечь «миллионов сердца». Используя яркие антонимические пары слов, поэт рисует нам контрастный образ «добычи» нового слова: едва тлеющее «слово-сырец» и «испепеляющее» «жженье» итогового слова...)
- Вы привели много тонких наблюдений над стихотворными строками поэта. Постараемся поближе познакомиться с миром поэтических образов Маяковского.
- Тревожный октябрь 1919 года. В Москве и Петрограде объявлена мобилизация на Южный фронт. Продолжается гражданская война. В Российское телеграфное агентство (РОСТА) приходит работать поэт Маяковский. Ему шел 26-й год. Создается оригинальный жанр плакатного искусства — «Окна РОСТА». Поэт рисует плакаты, которые заиграли свежими красками и причудливыми образами. Каждый из своих плакатов Маяковский подписывает меткими стихами. Газет и журналов было мало, поэтому плакаты «Окон РОСТА» заменяли их. Два с половиной года, изо дня в день, в холод и жару работал поэт с друзьями над плакатами. Часто недосыпал. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. Маяковский называл «Окна РОСТА» фантастической вещью; плакаты художников «Окон...» выставляли в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком мосту, а некоторые даже отправляли в другие города.
- Рассмотрите репродукцию картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА». Что удивляет в этой картине?
- (Грандиозная фигура поэта, его сосредоточенное лицо. Холодно. Маленькая жестяная печка дает, видно, не много тепла: поэт в пальто, шапке, левая рука в перчатке, правая обнажена, держит острую кисть. Поэт рисует...
На полу у печки сохнет готовый плакат, а на огромном подрамнике рождается новый...
На плакате, что рисует поэт, рабочий с молотом, красноармеец с винтовкой, мощный красный кулак перед физиономией сытого буржуя...)
- Да, на редкость удачно художнику Дейнеке удалось запечатлеть один из эпизодов неустанного труда Маяковского, художника-карикатуриста и поэта. (Демонстрирую воспроизведенные учащимися фрагменты плакатов Маяковского.)
- Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, потому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.
Выявляя первичное восприятие стихотворения, спрашиваю: понравилось ли стихотворение? Чем? Что показалось необычным в произведении? Каким вы увидели в нем поэта? Какой работой занят Маяковский?
Стихотворение понравилось ребятам. Эпитет «фантастическое» — наиболее часто встречающийся в оценке детьми достоинств произведения. И вместе с тем семиклассники не сомневались в подлинности истории с солнцем, произошедшей с поэтом, осознавая условность искусства. Первые впечатления о стихотворении юные читатели сравнивали с картиной Дейнеки, где изображен рисующий плакаты Маяковский, с той лишь разницей, что стихи поэта «летние», а картина художника «зимняя». Детей увлек ритм стиха, множество «необычных» и самых простых и даже просторечных слов. Поясняем название произведения.
— Как вы думаете, почему поэт выбирает такое длинное, громоздкое название своему стихотворению? Почему он пишет еще и пояснение к заголовку: Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.? (Вероятно, потому, что Маяковский стремился придать своему произведению достоверный характер. Уже в заголовке поэт пытается рассеять сомнения читателей в вымышленном характере истории. Все произошедшее с ним — истинная правда.)
— Возможно, вы правы. Многочисленные детали описания, тон повествования, легкая ирония поэта убеждают нас в правдивости рассказа. Но заголовок и уточнение к нему словно контрастируют друг с другом. В первоначальном варианте первое слово заголовка было употреблено в превосходной степени: «Необычайнейшее приключение...» Это столкновение реальности и фантастики намеренное. По справедливому замечанию литературоведа, стихотворение Маяковского являет нам «бесстрашный реализм в изображении настоящего и романтическую устремленность в будущее»3.
Для более детальной работы над текстом стихотворения выделяем в нем композиционные части. 1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта». 2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"». 3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом». 4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта».
1. «Обыденная работа поэта».
- Напомните, какие тропы принято называть в литературоведении гиперболой и метафорой. (Преувеличение, скрытое сравнение.)
- Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал»? (Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.)
- Чем обосновано употребление оборота «жара плыла»? (Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.)
- С каким чувством поэт произносит фразу «На даче было это»? (Обыденности и... разочарования: увы, от жары не спасает даже дачная обстановка.)
— Да, поэтическая гипербола в экспозиции стихотворения задает тон всему повествованию: разгар лета, дача на Акуловой горе, жарко.
- В начале лета 1920 года Маяковский впервые поселился в Пушкино, где снимал дачу на Акуловой горе перед большим заливным лугом. Всмотритесь внимательно в описание местности, где будет разворачиваться поэтическое действо. Как вы себе ее представляете? (Внизу горы, где расположена дача поэта, — деревня. Судя по всему, небогатая: низкие дома, кривые кровли. Поэт озирает округу свысока — вот почему так хорошо ему видна эта «кривизна» крыш.)
- Какая интонация, какой ритм нам понадобятся, чтобы при чтении передать картину этого поселка? (Интонация размеренная, неторопливая, хотя и внутренне напряженная. Ритм также не должен быть резким.)
- Но вот поэт приоткрывает нам небольшую тайну, известную только ему. Куда каждый вечер уходит солнце? Маяковский отвечает на этот вопрос по-своему, как истинный поэт. Почему он употребляет слово «наверно»? (Поэт не совсем уверен, но он предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную «за деревнею». В этом сквозит какое-то наивное, даже детское представление о мире: солнце не уходит далеко, оно «ночует» на краю деревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...)
- Очень хорошо. Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? (Нет, все то же, что и вчера.)
Чем недоволен поэт, почему он зол? (Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен!)
— Какой экспрессивный оттенок придает образу эпитет «ало»? (Краткая форма прилагательного алый — ярко-красный здесь создает объемный по своему звучанию образ: солнце представляется огромным, безмятежным, безраздельно царящим на земных просторах.)
2. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"».
- Не кажется ли вам, что начало второй части напоминает повествование? Что предвещает такое начало? («И так однажды...» — это начало многих занимательных историй, легенд, сказок, случаев из жизни...)
- Как выражает поэт свою злость? («Разозлясь, что в страхе все поблекло». Можно сказать, что злость породила страх, все меркнет, «бледнеет» перед раздраженным человеком...)
Подумайте, почему поэт употребляет резкие и несколько грубоватые слова, обращаясь к солнцу: «Слазь!», «довольно шляться», «дармоед»? (Поэт, удрученный жарой, изнурительным трудом художника-агитатора, считает несправедливым обыденный порядок с «восходом» и «заходом» солнца, ему захотелось пристыдить светило за его «бесполезный» труд в жаркий июль.)
- Справедливы ли такие слова поэта? (Наверное, нет. Солнце — не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому...)
- Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему? (Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»; работа утомительная, монотонная, но долг художника превыше усталости.)
- Есть такой фразеологизм — сколько лет, сколько зим. Как это выражение интерпретирует поэт? («Не знай ни зим, ни лет» — тяжелый, рутинный труд, ни отдыха, ни выходных. Под пером мастера даже обычные выражения приобретают новые очертания, придавая повествованию глубокую убедительность и яркость.)
- Сам Маяковский, когда читал свое стихотворение со сцены, старался не кричать, не повышал голоса, чтобы передать экспрессивную силу бранных слов, адресованных солнцу, а произносил слова и фразы спокойно, с едва заметным пренебрежением. Попытайтесь и вы прочитать отрывок стихотворения, передавая интонацией замысел автора.
- Итак, солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Кому же приятно услышать такое в свой адрес? Алое светило, не замечая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но не тут-то было! Наш поэт не привык отступать! Ругаются только злые, неуверенные в себе люди, вздорные и невоспитанные. А может быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это приглашение? (Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...»)
- Как вы понимаете неологизм поэта «златолобо»9 (Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звуками [о], оно создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце — живое!)
- Чем оправдана глагольная форма условного наклонения в обращении к солнцу? (Сначала — повелительное наклонение: «Слазь!», «довольно шляться», «Погоди!», «послушай», а потом — «зашло бы». Мне кажется, это поэтический параллелизм, основанный на приеме олицетворения «солнце зашло» (закатилось за горизонт — «на чай зашло бы»). На минутку, ненадолго!)
- Замечательное наблюдение! Оно поможет вам при чтении отрывка правильно подобрать интонацию: от пренебрежительного раздражения — к примирительному и дружелюбному тону.
Как поэт передает свой испуг? (Восклицательными предложениями: «Что я наделал! Я погиб!» В них чувствуется раскаяние за дерзкое приглашение солнца «на чай».)
3. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».
- Нарисуйте словами, как вы представляете себе «шествие солнца»? Какой смысл заложен в метафоре «луч-шаги»? (Огромное светило шагает по земле... лучами! Оно приходит к поэту «по доброй воле», не рассердясь на бранные слова. Большое, грузное, «ввалилась солнца масса»; тесновато ему в комнате поэта: изо всех «щелей», «окошек», «дверей» просачиваются его лучи. Оно устало, «дух переведя», говорит «басом»...)
- Какое событие произошло с солнцем впервые? («Гоню обратно я огни / впервые с сотворенья».)
Верно, «не поэт устремляет завороженный взгляд в космос, а небесное светило запросто, "по-свойски", приходит к поэту в гости»1.
- Какие детали быта помогают придать образам поэта и солнца характер обыденности? («Чаи гони, / гони, поэт, варенье».)
- Солнце не смущает непривычная обстановка, к чему излишние церемонии: раз пригласил поэт на чай, что ж. «гони» чай и еще... варенье. Так вкуснее, интереснее! Какой смысл мы вкладываем во фразеологизм «гонять чаи»? (Наверное, чрезмерно увлекаться чаепитием в ущерб работе, важным делам. У Маяковского повелительное наклонение глагола имеет просторечное значение «давай».)
- Можно считать разговор солнца с поэтом кульминацией стихотворения? Как чувствует себя поэт в этом удивительном соседстве? Гостеприимен ли он? (Поэт сначала растерян, «сконфужен», «сел на уголок скамьи». Но вспомним, кому как не Маяковскому, родившемуся и выросшему на Кавказе, не знать законов гостеприимства?)
- Убедительный штрих! Но не странным ли кажется жест поэта «на самовар», когда летняя «жара с ума сводила»? (Нет. Хотя пить в жару чай, пусть даже с вареньем, не совсем комфортно, но, может быть, «самовар» здесь как символ гостеприимства, как, впрочем, и «чай» и «варенье»...)
— Действительно, мы словно видим этот пузатый, начищенный до блеска, под стать сиянием своих медных боков солнцу, с трубой для углей, «грузный», пыхтящий самовар. Почему же рассеиваются страх и скованность в поэте? (Из солнца струится «ясь» — свет, ясность.)
— О чем и как ведут беседу поэт и солнце? (Поэт забывает о своей «степенности», их беседа — о простом и привычном: «про то, про это», «что-де заела РОСТА» — о работе. Они говорят о своем, что составляет смысл их существования.)
- Как поэт ощущает себя в присутствии солнца? (Он уже «на ты» со светилом, «дружбы не тая», «бьет по плечу» солнце, их разговор становится непринужденным и нескучным: «Болтали так до темноты».)
- Какой смысл вкладывает Маяковский в слова «взорим», «вспоем»? (Это слова из призыва солнца к поэту: будем вместе встречать зарю, воспевать свет, развеем серую скуку буден.)
- Верно. Поэт и солнце делают одно дело: несут свет и добро людям. Солнце — животворной радостью своих лучей, поэт — светом своей поэзии: Я буду солнце лить свое, а ты - свое стихами.
4. «Поэтическое кредо поэта».
- В заключительной части стихотворения мы словно видим... два солнца: меркнет «стена теней», «ночей тюрьма», отступает «серый хлам» бытия под натиском «стихов и света». Усталое солнце заменит поэт. Почему же в финале стихотворения поэт заводит речь о «ночи», «тени»? (Возможно, чтобы ярче высветить силу поэзии, которой не страшна никакая тьма, «снова день трезвонится».)
- В чем поэт видит главный смысл поэзии и своего существования?
- Светить всегда, светить везде...
— Яркая метафора Маяковского «поэзия — солнце» вырастает в емкий образ- символ: поэзия — свет, день. Но поэзия — это и каждодневный, нелегкий труд ума и души. Помните знаменитые слова Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»? Мы с вами разгадали метафору Маяковского. Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Но тайна творчества остается, потому что жива настоящая поэзия, подлинное искусство. Родятся новые поэты, они принесут в поэзию новые темы, образы, но завет Маяковского «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый
точный и справедливый.
- А теперь поразмышляем над важной проблемой стихотворения, к которой мы обращались лишь вскользь. Не кажется ли вам, что незримым «третьим» героем этого удивительного стихотворения выступает... читатель, слушатель, то есть мы с вами? (Да, все стихотворение насыщено призывами, обращениями, лозунгами. Это не случайно. Поэт видел перед собой своего читателя.)
- Я думаю, своим стихотворением Маяковский словно дает нам завет: читатель, мечтай о возвышенном, обращай свои взоры к небесам. Ведь не зря героем его стихотворения становится солнце...
- Вообще, в стихах поэта нередки обращения к чему-то высокому и романтичному. Поэт часто больше романтик, чем реалист. Он сказал:
Если б я
поэтом не был, я бы
стал бы
звездочетом...
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»
— Прекрасно! Да, Маяковский, щедрый, большой поэт, завещал своему читателю «сад фруктовый» своей «великой души», верил в идеал нового, «солнечного» человека, «естественно и охотно озаряющего весь мир энергией своей души и "солнечной" поэзии, несущей людям свет, радость, веру и надежду на счастье»5. Нам еще предстоит впереди встреча с этим гениальным поэтом, который с трепетом относился к своему читателю, который «болел» за то, чтоб в мире стало «больше поэтов / хороших и разных» («Послание пролетарским поэтам»). Читать, понимать и чувствовать стихи — это не меньший труд, чем писать их. Возможно, что так любить и понимать поэзию, как любил ее Маяковский, нам, читателям, трудно, но помните завет другого поэта:
А каждый читатель, как тайна, Как в землю закопанный клад...
А.Ахматова. «Читатель»
ПРИМЕЧАНИЯ
'Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.Я.Коровина. - М., 2001.
2МАЯКОВСКИЙ В.В. Как делать стихи? // Поли. собр. соч.: В 13 т. - М., 1959. -Т. 12. - С. 101-114.
3МЕТЧЕНКО А. Маяковский. Очерк творчества. — М., 1964. — С. 78.
'Там же.
'СУББОТИН А.С. Маяковский: Сквозь призму жанра. — М., 1986. — С. 82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Урок призван дать детям представление о роли поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве...
"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"
Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...
Урок по литературе "В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика и художественное своеобразие стихотворения".
разработка урока...
Самостоятельная работа "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" (7 кл)
Самостоятельная работа взята мною из книжки с тестами Зубовой....
В.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче"
Материал содержит биографические сведения о В.В. Маяковском, историю создания стихотворения, а также предполагает проведение группового исследования, нацеленного на выработку навыков анализа тек...