Рабочая программа по родному языку
рабочая программа
Рабочая программа по родному языку к учебнику Р.К. Сагдиевой, 5-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk_-_kopiya.docx | 43.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………………………………….……………………3
Содержание учебного предмета ……………………………………….… 16
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……… 19
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Представленная рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- понимание родного (татарского) языка как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;
- формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации;
- сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.
Предметные результаты:
В сфере коммуникативной компетенции:
- языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
- говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
- аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
- чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
- письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки);
- социокультурная осведомлённость (литературные персонажи, сказки, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
В познавательной сфере:
- формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов);
- умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике;
- перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на татарском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
- умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа; осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В ценностно-ориентационной сфере:
- восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
- ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями своего народа и страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни.
В эстетической сфере:
- знакомство с образцами родной литературы, образцов поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
- формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов татарской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
- развитие эстетической оценки образцов татарской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений.
В трудовой сфере:
- умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении; готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;
- начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Личностные результаты: | Метапредметные результаты: | Предметные результаты: |
5 класс | ||
- понимать роль татарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; - формировать уважительное отношение к ценностям многонационального российского общества; - развивать способности к самооценке в выражении своих мыслей; - осознавать эстетические ценности языка. | - расширять свои представления о языке; - проявлять познавательную инициативу в учебном процессе; - пользоваться основными коммуникативными типами речи; - ставить вместе с учителем новые учебные задачи; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; - овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | - усвоить грамматические нормы языка; - различать специфические звуки татарского языка, правильно их произносить; - определять лексическое значение слова; - усвоить фонетические законы татарского языка; - выполнять фонетический анализ, разбор слова по составу; - овладеть основными нормами речевого этикета; - распознавать в тексте и употреблять в речи, изученные части речи; - пересказывать небольшие по объему тексты; - использовать словари при работе над текстом. |
6 класс | ||
- понимать роль татарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; - формировать уважительное отношение к родному языку, к культуре и искусству татарского языка; - осознавать эстетические ценности языка, правила поведения в обществе; - понимать значение родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; - стремиться к речевому самосовершенствованию. | - расширять свои представления о языке; - проявлять познавательную инициативу в учебном процессе; - пользоваться основными коммуникативными типами речи; - ставить вместе с учителем новые учебные задачи; - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; - уметь свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; - овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | - определять лексико-грамматические, изученных частей речи; - указывать морфолого-синтаксические признаки, изученных частей речи; - правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; - выполнять морфологический анализ частей речи; - характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним; - различать эпические, лирические и драматические произведения; - выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического); - составлять сложный план характеристики героев художественного произведения; - читать и пересказывать небольшие по объему тексты. |
7 класс | ||
- понимать значение родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; - уважать ценности многонационального российского общества; - проявлять инициативу, самостоятельно выражать свою мысль и развиваться как личность; - использовать полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях; - осознавать чувство национальной гордости за свой народ и историю; - усвоить моральные нормы и правила поведения в обществе. | - использовать полученные знания на уроках музыки, истории, изобразительного искусства, обществознания; - понимать красоту и значение искусства слова; - уметь связывать татарскую литературу с русской и мировой литературой, и определять общие проблемы, ценность для человеческого общества; - овладеть приёмами отбора и систематизации материала; - проявлять познавательную инициативу в учебном процессе; - пользоваться основными коммуникативными типами речи; - ставить вместе с учителем новые учебные задачи; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; - уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами. | - указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; - уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; - опираться на морфологические признаки слов при решении задач правописания; - выполнять морфологический анализ изученных частей речи; - составлять диалог и монолог; - пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; - характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним; - различать эпические, лирические и драматические произведения; - выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического); - составлять план характеристики героев художественного произведения; - читать и пересказывать небольшие по объему тексты. |
8 класс | ||
- понимать значение родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; - проявлять инициативу, самостоятельно выражать свою мысль и развиваться как личность; - использовать полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях; - осознавать чувство национальной гордости за свой народ и историю; - усвоить моральные нормы и правила поведения в обществе. | - понимать красоту и значение искусства слова; - использовать полученные знания на уроках музыки, истории, изобразительного искусства, обществознания; - связывать татарскую литературу с русской и мировой литературой, и определять общие проблемы, ценность для человеческого общества; - проявлять познавательную инициативу в учебном процессе; - пользоваться основными коммуникативными типами речи; - соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила татарского речевого этикета; - ставить вместе с учителем новые учебные задачи; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; - перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; - овладеть приёмами отбора и систематизации материала. | - правильно произносить употребительные слова разных частей речи; -употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; - различать словоизменение и словообразование; - составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях; - различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; - пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; - писать заявление, автобиографию; - пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; - характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним; - различать эпические, лирические и драматические произведения; - выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического); - составлять сложный план характеристики героев художественного произведения; - читать и пересказывать небольшие по объему тексты; - составлять диалог и монолог. |
9 класс | ||
- понимать роль татарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; - осознавать чувство национальной гордости за свой народ и историю; - проявлять инициативу, самостоятельно выражать свою мысль и развиваться как личность; - использовать полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях; - определять свое место в обществе; - осознавать моральные нормы и правила поведения в обществе. | - использовать основные языковые и литературоведческие понятия в речи; - понимать красоту и значение искусства слова; - использовать полученные знания на уроках музыки, истории, изобразительного искусства, обществознания; - связывать татарскую литературу с русской и мировой литературой, и определять общие проблемы, ценность для человеческого общества; - проявлять познавательную инициативу в учебном процессе; -пользоваться основными коммуникативными типами речи; - соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила татарского речевого этикета; - ставить вместе с учителем новые учебные задачи; - овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; - перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами. | - различать специфические звуки татарского алфавита; - определять лексический состав языка; - использовать основные языковые единицы, речеведческие понятия в речи; - пользоваться орфографическим словарями; - указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; - уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; - определять виды сложных предложений и составлятьих схемы; -грамотно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные правила; - определять основные признаки стилей речи; - биографию и произведения татарских писателей и поэтов; - произведения устного народного творчества; - историю, традиции и обычаи татарского народа; - наизусть произведения изученные по программе; - выдающихся личностей татарского народа; -пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; - составлять диалог и монолог; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета. |
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 5-9 классы
«Речевое общение. Речевая деятельность»
Выпускник научится:
- понимать роль родного языка в жизни общества; роль русского языка как средства межнационального общения;
- различать смысл понятий: устная и письменная речь, монолог, диалог, ситуация общения;
- различать основные признаки разговорной речи;
- определить особенности научного, публицистического, официально-делового стилей;
- выделить признаки текста и его различных типов;
- соблюдать основные нормы татарского литературного языка, нормы татарского речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать разговорную речь и различные стили;
- определять тему и основную мысль текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение непонятных слов.
«Фонетика. Орфоэпия. Графика»
Выпускник научится:
- сделать фонетический разбор слова;
- осознать важность сохранения орфоэпических норм татарского языка при общении;
- научиться находить и правильно использовать в соответствующих ситуациях найденную в орфоэпических словарях и других справочниках информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделить основные выразительные средства фонетики;
- выразительно читать тексты из прозы и поэзии;
- находить и грамотно использовать в мультимедийной форме необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников.
«Морфемика и словообразование»
Выпускник научится:
- делить слова на морфемы;
- определить основные способы словообразования;
- уметь образовывать новые слова из заданного;
- изучая морфемику и словообразования, грамотно писать, определять части речи и члены предложений.
Выпускник получит возможность научиться:
- увидеть смысловую связь между однокоренными словами;
- понимать значимость частей словообразования как одного из изобразительно-выразительных средств художественной речи;
- уметь находить нужную информацию из словарей и справочников по словообразованию;
- уделять внимание этимологической стороне слова при объяснении правописания и лексического значения слова.
«Лексикология и фразеология»
Выпускник научится:
- провести лексический анализ слова;
- объединять слова в тематические группы;
- подбирать синонимы и антонимы;
- распознавать фразеологические обороты;
- придерживаться лексических норм при устной и письменной речи;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- наблюдать за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах (метафора, эпитет, олицетворение);
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов).
Выпускник получит возможность научиться:
- сделать общую классификацию словарного запаса;
- различать лексическую и грамматическую значения слова;
- опознавать различных омонимов;
- оценить свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать лексико-фразеологические средства в публицистических и художественных текстах, знать лексические средства, используемые в научном и деловом стилях;
- находить из различных лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов, иностранных языков) и мультимедийных средств необходимую информацию.
«Морфология»
Выпускник научится:
- различать части речи татарского языка;
- определить морфологические признаки слов;
- использовать различные формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка;
- применять знания и умения по морфологии на практике правописания и проведения различных видов анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- исследовать словарный запас морфологии;
- различать грамматические омонимы;
- опознавать морфологические единицы в публицистических и художественных текстах, знать морфологические формы, используемые в научном и деловом стилях;
- находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств по морфологии.
«Синтаксис»
Выпускник научится:
- опознавать словосочетания и предложения и их виды;
- исследовать состав, значение, особенности употребления словосочетаний и предложений;
- употреблять различные синтаксические формы частей речи в рамках современного татарского литературного языка;
- уметь использовать знания и навыки по синтаксису и в других видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- опознавать синтаксические средства в публицистических и художественных текстах, знать синтаксические формы, используемые в научном и деловом стилях;
- провести функционально-стилистический анализ синтаксических конструкций, использование различных синтаксических конструкций как средств усиления выразительности речи.
«Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- соблюдать в письме орфографические и пунктуационные нормы;
- найти и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- найти и пользоваться в письме необходимой информацией из орфографических словарей и справочников.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать важности сохранения в речи орфографических и пунктуационных норм;
- находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств и грамотно использовать их в письме.
«Стилистика»
Выпускник научится:
- определять функциональные стили, выделив их жанровые особенности;
- выступать перед аудиторией, определив тему, цель и задачи своего выступления;
- выбирать языковые средства с учетом возрастных, психологических особенностей и соответствия темы уровню знаний слушателей.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять особенности устной и письменной речи;
- работать с текстами в различных стилях и жанрах;
- переводить различные тексты с татарского языка на русский, учитывая нормы устной и письменной речи.
«Язык и культура»
Выпускник научится:
- распознать языковые единицы с национально-культурным компонентом на примерах устного народного творчества, исторических и художественных произведений;
- находить примеры подтверждающие мысль о том, что изучение языка помогает лучше знать историю и культуру страны;
- грамотно пользоваться правилами культуры татарской разговорной речи в повседневной жизни: в учебе и во внеклассных мероприятиях.
Выпускник получит возможность научиться:
- показать тесную связь языка с культурой и историей народа через определенные примеры;
- сравнивать нормы культуры татарской речи с правилами культуры речи других народов, живущих в России.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Родной (татарский) язык.
Повторение изученного
Повторение изученного по лексикологии.
Повторение изученного в начальных классах: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
Повторение изученного по синтаксису: словосочетание и предложение; главные члены предложения; распространенные и не распространенные предложения; определение как член предложения; однородные члены предложения.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Общее понятие о фонетике и орфоэпии.
Органы речи. Понятие о месте образования звуков.
Гласные и согласные звуки в татарском языке. Произношение гласных звуков в татарском языке. Закон сингармонизма.
Классификация согласных звуков. Изменение согласных звуков в речи.
Слог в татарском языке. Ударение. Интонация. Перенос слов.
Графика и орфография. Понятие «звук» и «буква». Татарский алфавит. Правильное написание букв гласных и согласных звуков.
Правильное написание букв я, ю, е.
Правильное написание ъ и ь знаков.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Прописные и строчные буквы. Фонетический анализ слов. Повторение.
Лексикология
Лексикология. Понятие о лексике и лексикологии. Лексическое значение слова, способы его объяснения.
Толковые словари. Группировка слов по значению, происхождению, и использованию.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Синоним. Антоним. Омоним.
Словарный состав татарского языка с точки зрения его происхождения. Общетюркские и заимствованные слова. Группы татарских слов.
Область употребления словарного состава татарского языка. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении (диалектные и профессиональные слова).
Словарный состав по активности употребления: устаревшие слова и историзмы. Понятие об устаревших словах. Новые слова (неологизмы).
Фразеологизмы. Употребление в речи фразеологических оборотов. Лексический анализ слова.
Повторение.
Состав слова и словообразование
Корень слова и окончания. Деление слова на значимые части.
Словообразующие, формообразующие, модальные окончания.
Модальные окончания, присоединяющиеся к имени существительному, имени числительному, имени прилагательному, глаголу.
Основа слова. Производные и непроизводные слова.
Разбор слова по составу.
Способы словообразования в татарском языке. Способы присоединения словообразующих окончаний.
Порядок присоединения окончаний в слове.
Морфология. Общее понятие о морфологии.
Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Реки и озера республики Башкортостан. Способы образования имен существительных. Множественное и единственное число имен существительных. Склонение имен существительных по падежам. Склонение по падежам имен существительных с категорией принадлежности. Склонение и произношение заимствованных имен существительных. Синтаксическая роль имен существительных. Морфолого-синтаксический анализ имен существительных.
Имя прилагательное. Качественные и относительные имена прилагательные. Способы образования имен прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных. Прилагательные в роли существительных. Морфолого-синтаксический анализ прилагательных.
Имя числительное. Способы образования имен числительных. Разряды числительных: количественные, порядковые, разделительные, приблизительные, собирательные числительные. Синтаксическая роль числительных Морфолого-синтаксический анализ числительных.
Наречие. Способы образования наречий. Степени сравнения наречий. Разряды наречий: наречия образа действия, меры и степени, времени, сравнения, места, цели и причины. Морфологический анализ наречий.
Местоимение. Способы образования местоимений. Виды местоимений: личные, притяжательные, указательные, определительные, неопределенные вопросительные и отрицательные местоимения. Морфологический анализ местоимений.
Обобщенное повторение изученного в 6 классе. Повторение частей речи.
Глагол. Общее понятие о глаголе. Отрицательная форма глаголов.Залоги глаголов.
Спрягаемые глаголы. Глаголы повелительного наклонения. Глаголы изъявительного наклонения. Глаголы условного наклонения.
Неспрягаемые глаголы. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий.
Деепричастие. Понятие о деепричастиях.Признаки глаголов и наречий у деепричастий. Правописание деепричастий. Использование деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастий.
Имя действия. Признаки глагола и имени существительного у имени действия. Переход имени действия в существительное.
Инфинитив. Понятие об инфинитиве. Отрицательный аспект инфинитива. Правописание инфинитива.
Вспомогательные глаголы. Основные глаголы в роли вспомогательных глаголов. Морфологический разбор глаголов.
Звукоподражательные слова. Понятие о звукоподражательных словах. Звукоподражательные слова как основа для образования других слов.
Предлоги. Понятие о предлогах. Предложные слова. Послесложные слова. Морфологический разбор предлогов и послелогов.
Союзы. Понятие о союзах. Союзные слова. Морфологический разбор союзов.
Частицы. Понятие о частицах. Виды частиц. Правописание частиц. Морфологический разбор частиц.
Междометия. Понятие о междометии.
Повторение изученного в 7 классе. Морфологический разбор частей речи.
Синтаксис простого предложения и пунктуация. Синтаксические и речевые единицы языка. Типы связи слов в предложений. Сочинительная и подчинительная связь. Особенности словосочетаний. Анализ словосочетаний.
Главные члены предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение. Связь между определением и определяемым словом. Однородные и неоднородные определения.
Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
Обстоятельство. Обстоятельство места, времени, образа действия,меры и степени,причины и цели, условия и уступки.
Обособленные члены предложения . Обособление обстоятельств и пунктуация. Уточнение. Обособленные уточняющие члены предложения и знаки препинания при них.
Модальные члены предложения. Обращения и знаки препинания при них. Вводные слова и знаки препинания при них.
Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Простое предложение. Понятие о типах предложений по цели высказывания.
Двусоставные предложения . Распространенные и нераспространенные предложения.
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях.Полные и неполные предложения.Понятие о полных и неполных предложениях.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
- Тематическое планирование
5 класс
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Повторение изученных тем в начальных классах. Лексикология. | |
2 | Имя существительное. Местоимение. Глагол. | |
3 | Синтаксис. Словосочетание. | |
4 | Предложение. Виды предложения. Члены предложения. | |
5 | Входная контрольная работа. | |
6 | Фонетика, орфоэпия. Орфоэпия. Органы речи. Образование звуков. | |
7 | Гласные звуки. Согласные звуки. | |
8 | Гласные звуки, их произношение. Закон сингармонизма. | |
9 | Согласные звуки, их произношение. Изменение согласных звуков при произношении. | |
10 | Согласные [К], [Г], [КЪ], [ГЪ]. | |
11 | Согласные [һ] и [х] | |
12 | Согласные [W] и [В]. | |
13 | Согласные [н] и [ӊ] | |
14 | Согласный [,] (гамза) | |
15 | Контрольная работа по теме «Согласные звуки» | |
16 | Наш проект. Составление орфографического словаря. | |
17 | Слог. Ударение. | |
18 | Графика и орфография. Алфавит. | |
19 | Гласные | |
20 | Буквы Ъ, Ь, Ж, Й. Заглавные буквы. | |
21 | Перенос слов. Фонетический анализ. | |
22 | Лексика и культура речи. Развитие речи. | |
23 | Значение слова. Письмо. | |
24 | Омонимы, синонимы, антонимы. | |
25 | Фразеологический оборот. Словари. | |
26 | Проверка знаний.Тест | |
27 | Состав слова. Части слова. Корень, основа, окончания. | |
28 | Виды окончаний и суффиксов. | |
29 | Состав слова. Части слова. | |
30 | Способы образования слов. | |
31 | Сложные и парные слова. | |
32 | Сокращённые слова. | |
33 | Национально-региональный компонент. Р.Р. Сочинение «Моя деревня» | |
34 | Итоговая контрольная работа |
6 класс
1 | Введение. Язык – важнейшее средство общения между людьми. | |
2 | Повторение тем, пройденных в 5 классе | |
3 | Входная контрольная работа. Диктант с тестированием. | |
4 | Работа над ошибками. Морфология. Общее понятие о морфологии | |
5 | Имя существительное как часть речи. Имена нарицательные и собственные. | |
6 | Существительные единственного и множественного числа. Изменение имён существительных по падежам | |
7 | Изменение имен существительных по лицам. Изменение имен существительных, измененных по лицам | |
8 | Национально-региональный компонент. Развитие речи. Мини-сочинение «Наша область» | |
9 | Образование имен существительных | |
10 | Синонимичные и антонимичные имена существительные. Использование имен существительных в предложении | |
11 | Контрольная работа по теме «Имена существительные» | |
12 | Имя прилагательное как часть речи. | |
13 | Степени имен прилагательных. Развитие речи. Составление предложений с именами прилагательными. | |
14 | Образование имен прилагательных. | |
15 | Синонимы и антонимы имен прилагательных. Использование имен прилагательных в предложениях. | |
16 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |
17 | Имя числительное как часть речи. | |
18 | Способы образования имени числительного | |
19 | Правописание имени числительного | |
20 | Разряды имен числительных | |
21 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | |
22 | Работа над ошибками. Наречие как часть речи. | |
23 | Виды наречий. Правописание наречий. | |
24 | Морфологический разбор наречий. Контрольная работа по теме "Наречие» | |
25 | Местоимение как часть речи Виды местоимения | |
26 | Использование местоимений в предложении. Правописание. | |
27 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | |
28 | Общее понятие о глаголе. Значение глагола. Начальная форма глагола | |
29 | Изменение глагола по числам и лицам Направление глагола | |
30 | Разряды глагола | |
31 | Наклонение глаголов. | |
32 | Повторение изученного за год | |
33 | Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием | |
34 | Анализ контрольной работы | |
7 класс
1 | Повторение изученного в 6 классе | |
2 | Части речи. | |
3 | Глагол как часть речи. | |
4 | Образование глаголов. | |
5 | Личные и безличные глаголы. | |
6 | Причастие как особая форма глагола | |
7 | Причастия настоящего времени. | |
8 | Причастия прошедшего времени. | |
9 | Контрольная работа по итогам I четверти. Тестирование. | |
10 | Анализ контрольной работы. Причастия будущего времени. | |
11 | Р.Р. Составление рассказа на тему «Я в цирке» (по упр. 106). Национально-региональный компонент. Тюменский цирк | |
12 | Деепричастие как особая форма глагола. | |
13 | Образование деепричастий. | |
14 | Имя действия. Изменение имени действия по падежам, числам. Аффиксы притяжательности. | |
15 | Инфинитив. Вспомогательные глаголы | |
16 | Контрольная работа по теме «Глагол» (по упр.220) | |
17 | Понятие о звукоподражательных словах. | |
18 | Образование от звукоподражательных слов самостоятельных частей речи. | |
19 | Р.Р. Изложение «Волшебный сон» (по упр. 259) | |
20 | Понятие о словах категории состояния. | |
21 | Послелоги. Понятие о послелогах. | |
22 | Употребеление самостоятельных частей речи в роли послелога. | |
23 | Союзы.Понятие о союзах. | |
24 | Разряды союзов | |
25 | Знаки препинания перед союзами. | |
26 | Контрольная работа по теме «Послелоги», «Союзы» | |
27 | Анализ контрольной работы. Мой проект. Презентация «Мой гороскоп» (стр. 173) | |
28 | Частицы как служебные части речи. | |
29 | Разряды частиц. Правописание частиц. | |
30 | Междометия. | |
31 | Модальные слова. | |
32 | Повторение изученного за год. | |
33 | Итоговая контрольная работа | |
34 | Мой проект. Подготовка презентации «Лексический анализ слов» (стр.209) |
8 класс
1 | Повторение пройденного за 7 класс | |
2 | Слово и предложение. | |
3 | Сочинительная связь | |
4 | Подчинтельная связь | |
5 | Виды словосочетаний | |
6 | Подлежащее и способы его выражения. | |
7 | Сказуемое и способы его выражения. | |
8 | Место подлежащего и сказуемого в предложении. Контрольная работа по итогам I четверти. Тестирование. | |
9 | Второстепенные члены предложения. Определение. | |
10 | Дополнение и способы его выражения. | |
11 | Обстоятельства, его виды. | |
12 | Обстоятельства места. | |
13 | Обстоятельства времени | |
14 | Обстоятельства образа действия. | |
15 | Обстоятельства меры | |
16 | Р.р. Изложение (по упр.183) | |
17 | Обстоятельства причины | |
18 | Обстоятельства цели | |
19 | Обстоятельства условия. | |
20 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | |
21 | Приложение. | |
22 | Обращения | |
23 | Вводные слова | |
24 | Виды грамматических анализов. | |
25 | Повторение главных членов, второстепенных членов и модальных членов предложений | |
26 | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | |
27 | Односоставные предложения по цели высказывания | |
28 | Утвердительные и отрицательные предложения. | |
29 | Распространенные и нераспространенные предложения. | |
30 | Односоставные и двусоставные предложения. Национально-региональный компонент Б. Сулейманов “Мама” | |
31 | Неполные предложения | |
32 | Повторение изученного в 8 классе | |
33 | Итоговая контрольная работа. | |
34 | Анализ контрольной работы |
9 класс
1 | Синтаксис простого предложения (повторение). | |
2 | Понятие о сложном предложении. | |
3 | Бессоюзные сложные предложения | |
4 | Сложносочиненные сложные предложения. | |
5 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | |
6 | Понятие о сложноподчиненных предложениях. | |
7 | Синтетические и аналитические придаточные предложения. | |
8 | Контрольная работа по теме «Понятие о сложном предложении» | |
9 | Особенности подчинительных союзов и союзных слов в придаточной части. | |
10 | Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. | |
11 | Виды сложноподчиненных предложений. Придаточные подлежащие и придаточные сказуемые. | |
12 | Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью. | |
13 | Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной частью. | |
14 | Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени. Национально-региональный компонент (1) Я. Занкиев «Любовь, объятая пламенем» | |
15 | Контрольная работа по теме «Пунктуация в сложноподчиненных предложениях». | |
16 | Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места. | |
17 | Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия. | |
18 | Сложноподчиненные предложения с придаточной частью меры. | |
19 | Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины. | |
20 | Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели. | |
21 | Сложноподчиненные предложения с придаточной условной частью. Национально-региональный компонент (2) Я. Занкиев «Зори Иртыша» | |
22 | Сложноподчиненные предложения с придаточной частью уступительной частью. | |
23 | Повторение темы «Синтаксис сложного предложения и пунктуация». | |
24 | Р.р. Изложение “Фәрит әти-әнисен кызык итә”(по упр.156). | |
25 | Понятие о тексте. Понятие по прямой и косвенной речи. Национально-региональный компонент (3) Я. Занкиев «Остроушко» | |
26 | Виды прямой речи. Диалог. Монолог. Цитата. | |
27 | Знаки препинания при прямой речи. | |
28 | Стилистика и культура речи. Стили речи. | |
29 | Разговорный стиль. Письмо. | |
30 | Научный стиль. Деловой стиль. | |
31 | Публицистический стиль. Художественный стиль. | |
32 | Повторение изученного в 9 классе. | |
33 | Итоговая контрольная работа. | |
34 | Анализ контрольной работы. Р.Р. Сочинение по картине О. Воробьевой «Сирень» (упр. 241) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида
Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
рабочая программа по родному языку и литературе 5 класс
рабочая программа по родному языку 5 кл...
Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс
Рабочая программа для родного русского языка...
Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой
В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...
Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы
Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы...