Открытый урок по ИКН на тему: "Деревянное храмовое зодчество"
план-конспект урока

Кошаева Людмила Валерьяновна

Рассказ о деревянных строениях конца XIX начала ХХ вв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_ikn.docx882.73 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Разработка урока по теме «Деревянное храмовое зодчество».

Форма урока – закрепление пройденного материала и урок открытия новых знаний

Была поставлена цель урока: дать общие представления о деревянных храмовых сооружениях 19—начала 20 вв.

Задачи:

образовательные:

-закрепить, систематизировать теоретические знания по пройденному материалу;

- сформировать представление об истоках деревянного зодчества;

- рассмотреть различные типы строения деревянных церквей на территории республики Марий Эл;

- дать представление о непростой, но интересной работе архитектора;

воспитательные:

- на основе сравнения лучших образцов архитектуры 19 в.  повысить интерес к архитектуре, дать эстетическое воспитание;

- воспитывать  чувство  прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали деревянные архитектурные сооружения

развивающие:

- развить познавательные способности учащихся на примере изучения памятников архитектуры старины,

-содействовать формированию умений делать выводы, вносить предложения;

-развивать образное мышление, фантазию, творческое воображение;

-выбор профессии

Обеспечение урока:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • презентация, созданная с помощью средствMicrosoftPowerPoint;
  • рабочая тетрадь, чистые листы бумаги (для выполнения заданий), шариковая ручка.

Носители информации:

  • интерактивная доска;
  • компьютеры;
  • диск с презентацией к уроку.

Ход урока.

I.Организационный момент. Приветствие.

II. Опрос домашнего задания. Дети дают определения словам, выполняют письменно по вариантам:

1 вариант – архитектор, градостроительство

2 вариант – зодчество, архитектура

Взаимопроверка, дети меняются работой, проверяют друг друга, оценивают и  передают учителю.

Для правильного оценивания проверяется коллективно, кто-то дает определение, а остальные проверяют.

Вопросы: (Слайд 2)

1. Кто такой архитектор и чем он занимается?

2. Как стать архитектором?

3. Что нужно знать и уметь?

Обобщение ответов учащихся: (Слайд 3)

Стать архитектором можно только с профильным высшим образованием.

Студенты уделяют внимание творческим предметам – проекту, рисунку.

Ответственно подходят таким предметам как архитектурная физика, высшая математика,  черчение (конструирование).

(Слайд 4) Архитектура – в переводе с латинского языка «строительное искусство». Оно подразумевает строительство высотных красивых архитектурных сооружений, построенных по сложному проекту.

Наша задача: охранять их, сохранить для потомков, потому что это наша история.

Сегодняшняя архитектура отличается от прежних строений.

Слайд 5. Что изображено на слайде?

Описание: D:\открытый урок\храм1.png

Строение деревянное или каменное? Кто этим занимается? По нашему проекту могут построить такие здания?

Ответы учащихся.

Кто может заниматься проектированием зданий?

Ответы учащихся

Вывод: чтобы проектировать здания, нужно поступить в высшее учебное заведения и нужно отлично знать такие предметы, как черчение, математика, физика, а после обучения получить аттестат об успешном окончании учебного заведения.

III. Объяснение материала.

Удивительные по красоте старинные деревянные храмы и часовни края— это наше историческое, культурное и культурно-нравственное наследие. К сожалению, очень многие из них сейчас находятся на грани гибели.

Наибольшее применение находили хвойные породы – сосна, лиственница, ель, – ибо они обладают многими ценными в строительном отношении качествами.

Секреты деревянного зодчества передавались от отца к сыну, совершенствуясь на протяжении многих веков.

Как вы думаете, почему до сих пор деревянное зодчество не утратило своей актуальности? Какими достоинствами обладают деревянные постройки?

Учитель начинает: Деревянные конструкции обладают целым рядом достоинств:

Ученики продолжают:

  • Доступность материала
  • Эстетически привлекательный внешний вид (стенд 2);
  • Национальная традиция;
  • Лёгкость обработки;
  • Возможность транспортировки;
  • Высокая прочность и хорошие теплотехнические качества;
  • Взаимозаменяемость конструктивных элементов – брёвен.

Вопрос ученикам: Почему именно ель и сосну выбирали для строительства? Об этом мы говорили, на предыдущем уроке?

Ответ учащихся:

Учитель: Прямизна и отсутствие дуплистости позволяли сплачивать бревна в стены, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин и теса (так получали доски). Смолистость этих пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению.

На срубы стен шли сосна и лиственница, из ели изготавливались элементы кровли (стропила). В южных районах и для наиболее ответственных сооружений на Севере применялся в качестве стенового материала прямослойный дуб (Софийский собор в Новгороде – 989 год, Успенский собор в Ростове – 992 год, стены Московского Кремля – 1339 год – и другие).

Из осины, благодаря ее податливости при обработке, изготавливали кровельный лемех (это продолговатые слегка изогнутые дощечки в форме лопатки, служащие для покрытия глав шатров и других округлых форм). Этому способствовали два важных свойства данной породы: увеличение прочности при воздействии дождя и снега и приобретение со временем серебристого оттенка. Лес шел в дело, прежде всего в виде бревен, средний диаметр которых составлял 25-40 см, длиной 5-10 метров.

Главным орудием производства плотника был топор, которым выполнялись все операции. Придуманная в XVI столетии поперечная пила почти не применялась, ибо разрушала волокна древесины.

Основной конструктивной формой в деревянном зодчестве был прямоугольный сруб (четверик) из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен, каждый ряд которых составлял венец. Пазы при рубке жилых зданий прокладывались мхом (мшились) и после сборки конопатились паклей. Окна, чтобы сохранить тепло, делались невысокими. Кровли рубили двускатные, восьмискатные, а храмы и крепостные башни перекрывались шатрами и кубами, которые часто завершались главой.

Вопрос учителя: Как вы уже догадались, наверное, о каких строениях сегодня будем говорить?

Ответ: о деревянных храмовых строениях.

Учитель: Открываем тетради, пишем сегодняшнее число и тему нашего урока «Использование математических знаний при строительстве храмовых сооружений». (Слайд 6)

Физкультминутка: Голову положили на парту и лежим до тех пор, пока не услышите 10. А учитель считает не по порядку. Например, 1 4 3 7 5 6 9 8 10. Можно повторить еще 2 раза.

Рассказ учителя (презентация):

Слайд (7,8, 9)

Описание: C:\Users\Ученик\Desktop\12591bb.jpg

Рассказ учителя: Свято-Никольская церковь в селе Актаюж Килемарского района – памятник деревянного зодчества.

Храм построен в 1900 году на средства прихожан и петербургского купца Кирьяна Германовича Скворцова.

Перед началом возведения церкви в 1890 году жители села обнаружили на пустыре, на пне спиленного дерева, икону святителя Николая Чудотворца. Посчитав явление иконы знамением Божиим, на этом месте стали строить храм.

Деревянное здание будущей церкви поднималось на каменном фундаменте. Строили из крепких, хорошо просушенных бревен без единого гвоздя, сверху покрыли железом, снаружи обшили тесом и покрасили белою краской. При храме были  библиотека и церковная школа.

Вопрос учителя: объясните слово – тёс. Как вы понимаете?

Ответы учащихся:

Вывод: объяснение слова на презентации (Слайд 10)

(Слайд 11) 1936 году храм был закрыт. После Великой Отечественной войны здание использовалось под колхозное зернохранилище. Но, несмотря на бесхозность и запустение, воздвигнутые без единого гвоздя стены стояли крепко, а бревна при стуке по ним звенели.

Никольская церковь в селе Актаюж вновь распахнула свои двери для верующих 6 апреля 1990 года.

Запись под диктовку: Свято-Никольская церковь в селе Актаюж Килемарского района была построена в 1900 году без единого гвоздя.

Слайд (12, 13)

Описание: C:\Users\Ученик\Desktop\26288_20170411_204448.jpg

Рассказ учителя

Деревянный храм в селе Чкарино Советского района был построен и освящен 24 сентября 1915 г. на средства прихожан.

Чкаринская церковь завершается не шатрами, а шлемовидными восьмигранными куполами.

Храм в Чкарине был закрыт в мае1938 г. Длительное время в нем размещался сельский клуб.

14 октября1994 г. после проведенной реставрации церковь вновь была открыта и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Запись под диктовку: Деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Чкарино был построен и освящен 24 сентября 1915 г. на средства прихожан.

Слайд (14, 15)

Описание: http://www.mari-eparhia.ru/www/news/2017/3/2125746_b.jpg

 Рассказ учителя: Церковь построена в 1896 году по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и освящена 28 сентября архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым). Сегодня Свято - Гурьевская церковь является хранительницей древней чудотворной иконы Божией Матери.

Ее принесли в храм из Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в 35 км от Петъял.

С тех пор чудотворный образ Царицы Небесной находится в Петъялах.

Когда икону внесли в церковь и служили над ней молебен, со склона холма начал бить ключ — святой источник.

Проверка группового творческого проекта (д/з).

Выступление учащихся с презентацией о Церкви Святителя  Гурия Казанского в Петъялах Волжского района.

После выступления запись под диктовку: Церковь Святителя  Гурия Казанского в Петъялах построена в 1896 году

Слайд (16, 17)

Описание: C:\Users\Ученик\Desktop\IMG_20150107_145058.jpg

Рассказ учителя:

Престол нового храма был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1914 года, при освящении храма пел мужской хор Раифского монастыря. Певчие пришли в Эмеково крестным ходом и принесли в подарок освящаемому храму икону Покрова Божией Матери.

Церковь в селе Эмеково была закрыта в конце тридцатых годов. Отобрали много церковного имущества, репрессировали двух священников. Во время Великой Отечественной войны в здании располагались производственные мастерские, в дальнейшем оно использовалось под склад, магазин, сельский клуб.

В 1997 году здание храма возвратили Церкви. 12 июля 1998 года состоялось первое богослужение.

Запись под диктовку: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Эмеково построена в 1914 году.

Слайд (18, 19,20)

Описание: C:\Users\Ученик\Desktop\104.jpg

Рассказ учителя:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кумья - это один из самых древних деревянных церквей Марий Эл! Она была срублена в 1866 году на средства казны и прихожан. Храм был возведен на каменном фундаменте, обшит тесом, покрашен и покрыт железом. При церкви существовала библиотека из 64 книг. В конце 30-х гг. служба в церкви прекратилась, а закрыта она окончательно в 1941 году. Фундамент у церкви крепкий, замешанный на яичном белке. Сама Кумья дважды горела. В деревне много обгоревших заброшенных домов, но храм огонь пощадил.

Запись под диктовку: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кумья построена в 1866 году.

IV. Закрепление.

Вопрос: Должны ли мы сохранить старинные здания, сооружения? И почему?

Ответ учащихся

Сегодня на занятии мы:

- рассмотрели ….(ответ учащихся)

- изучили….(ответ учащихся)

Вывод учителем: старинные здания, сооружения мы должны охранять, сохранить для потомков, реставрировать, если этого требует конструкция, потому что это наша история. (2-4мин)

Кратко (одним словом или датой) в тетрадях учащиеся отвечают на вопросы по учебнику «История и культура народов Марий Эл», Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, стр. 63 .

Через 2-4 мин проверка.

V. Оценивание учащихся.

VI. Д/з: Дома придумайте архитектурное сооружение будущего. На следующем уроке рассмотрим, данное задание сложно было выполнить или нет.

Литература и источники:

Бирюкова Н.В. История архитектуры- М.: Инфра-М, 2011

Ополовников А.В. Русь Деревянная.- М.: Детская литература,1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Храмовое зодчество

материал для проведения занятий элективного курса "История и литература Древней Руси"...

Особенности храмового зодчества

Храм каждой мировой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определенные черты. Китайскую пагоду невозможно спутать с костёлом или готическим со...

Программа факультативного курса в 8 классе "Храмовое зодчество города Вязьмы"

Данная программа предусматривает работу с детьми 8 класса, рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебные недели.Необходимость работы с обучающимися по теме продиктована желанием воспитать человека, з...

Методическая разработка урока Мировой художественной культуры на тему: «Храмовое зодчество древней и средневековой Индии: верность традиции.» 10 класс

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель ...

Открытый урок по изобразительному искусству в 8 класса "Храмовое зодчество"

Открытый урок построен на местном краеведческом материале из школьного музея села....

Конспект урока Особенности храмового зодчества МХК 9 класс

Конспект урока для закрепления пройденной темы...