Конспект урока Особенности храмового зодчества МХК 9 класс
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме

Назирова Элина Ильдаровна

Конспект урока для закрепления пройденной темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мировая художественная культура

9 класс

Тема: «Особенности храмового зодчества»

Универсальные учебные действия:

1 Образовательные:

А) Закрепить знания о своеобразие архитектурных традиций

Б) Способствовать формированию почтительного отношения к  религиозным сооружениям, эстетического восприятия

В) Формировать ключевые компетенции (общекультурные, социально-трудовые, коммуникативные)

2. Развивающие:

А) Развитие коммуникативной компетенции

Б) Развитие монологической речи

3. Воспитательные:

А)  Содействовать воспитанию эстетического сопереживания, вкуса.

Б) Создание образовательно-воспитательной среды, благоприятной для развития психофизической, волевой, эмоциональной и других сфер психики ребенка.

В) Формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры.

Г) Воспитание чувства любви и уважения к русской культуре и зарубежной культуре

 Д) Формирование устойчивого интереса к архитектурному наследию родного города

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, презентация, таблица, описания сооружений

Методы:  

А) По источнику знания: словесный, наглядные, практический, репродуктивный

Б) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Методические приемы: беседа, рассказ, анализ, синтез.

Опорные понятия: «базилика», «мечеть», «культовое сооружение»

Структура урока:

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Закрепление полученных на прошлом уроке знаний
  4. Подведение итогов
  5. Домашнее задание

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

Приготовились к уроку. Здравствуйте, присаживайтесь!

Здравствуйте.

Проверка домашнего задания

Вам на дом была дана таблица, необходимо было найти 10 любых храмов её. В конце урока нужно будет сдать тетради

№ п/п

Название храма (собора)

Период создания (год или век)

Форма купола

Другие особенности (количество куполов, цвет купола, цвет храма, особенности постройки и т. д.)

1

Сдают тетради

Слово учителя  

На прошлом уроке мы начали тему «Основы храмового зодчества». Сегодня занятие будет посвящено закреплению полученных знаний, для этого занятие будет проходить следующим образом: поработаем с утверждениями на основе текста параграфа  и  выполним задание на соответствие.    

Подготовка к выполнению заданий

Самост. работа с учебником.

Прочти параграф учебника. Во время чтения возвращайся к утверждениям первой колонки. Заполни третью колонку, написав «да», если ты согласен с этим утверждением, «нет», если не согласен. Подтверждай своё окончательное мнение фразой из текста учебника в четвёртой колонке.

Утверждение

До

После

Подтверждение из учебника

прочтения (да/нет)

  1. Любой храм называют моделью мира

 

 

 

  1. Ещё в эпоху бронзы и неолита существовали храмы

 

 

 

  1. Христианские храмы возникли сразу и на протяжении первых трёх веков активно строились

 

 

 

  1. Основой христианского храма была колонна

 

 

 

  1. Базилика – это вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, то есть нефы, число которых достигало трёх или пяти

 

 

 

  1. Внешний облик базилики в отличие от внутреннего очень праздничный и броский

 

 

 

  1. На Руси широкое распространение получил крестово-купольный тип храма

 

 

 

  1. Количество, цвет и форма купола имеет символическое значение

 

 

 

  1. С XVIII в. на Руси стали возводить шатровые храмы

  1. Главная часть храма – это престол

  1. Буддийский храм Борободур – один из крупнейших памятников буддизма

  1. Культовым сооружением в исламе является мечеть

 

 

 

Выполняют задание в течение 10 минут

Слово учителя.

Выполнили задание? Хорошо, давайте теперь по очереди каждый зачитает утверждение и ответит на него.

1.Да.В храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма.

2.Да. Рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов.

3.Нет. На протяжении первых трёх веков в условиях гонений и преследований христиан, не было возможности возводить храмы.

4. Нет. Основой христианского храма стала базилика – это вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, то есть нефы, число которых достигало трёх или пяти.

5. Да. В переводе с греческого «царский дом»

6. Нет. Внешний облик базилики подчёркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформление фасадов.

7. Да. Имеет в плане форму креста и завершённый в центре куполом.

8. Да. Это строго символично. Сначала на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога, позднее их количество стало разнообразнее. Что касается формы купола, то самая древняя форма шлемовидная, напоминала о доблестных воинах и богатырях – защитниках Отечества. Если говорить о цвете, то зелёные купола, например, символизировали цвет Святого Духа.

9.Нет. Шатровые храмы стали возводить с XVII века на Руси, с восьмигранным остроконечным завершением.

10.Нет. Главная часть храма это алтарь, где на престоле находятся святые реликвии.

11.Да. Находится на острове Ява в Индонезии, в переводе означает «множество Будд». Храм расположен на вершине холма, поэтому хорошо виден издали.

12.Да. Основной храмовой постройкой мусульман является мечеть в переводе с арабского «место для совершения земных поклонов».

Слово учителя

Вы отлично поработали, а теперь приступим к практической работе. Нужно внимательно прочесть описания храмов, отметить карандашом элементы, которые могут быть ориентиром. Потом вам будет представлено слайд-шоу с изображениями этих сооружений и вы должны будете ответить, какое из описаний соответствует изображению.

Знакомятся с описаниями в течение 7 минут

Практическая работа

Давайте проверим, что у нас подходит под описание.

1) Пятиглавое и пятиапсидное здание возведено на 6 столпах. Материал стен — кирпич с отделкой белым камнем. Зодчий построил храм в русском стиле, украсив деталями, характерными для венецианских базилик эпохи Возрождения. Это капители на пилястрах в виде листьев, закомары с «раковинами», сочетание круглых окон разного диаметра на фасадах. Центральный купол — полусферический золотой, 4 боковых — шлемовидные серебряные, что характерно для соборов, освященных во имя святых и архангелов. Они покоятся на высоких барабанах с узкими окнами.

2) Белоснежный фасад одноглавого храма богато украшен рельефами. Построенная в 1374 г. церковь завораживает многообразием декоративных мотивов и стройностью пропорций. Это классический образец архитектуры Новгорода республиканского периода. Всемирную известность храму принесли росписи знаменитого Феофана Грека.

3)Ремонтные работы в конце XVII-XVIII века коренным образом изменили её внешний вид. Эти изменения можно проследить на макете современного вида Софийского Собора. Над внешними одноярусными галереями были надстроены вторые этажи с шестью новыми куполами над ними. Купола барочной грушевидной формы. Для укрепления дома снаружи пристроены прочные столбы - контрфорсы. Фасады украшены декоративными фронтонами, лепным орнаментом, древняя кладка оштукатурена и побелена, купола позолочены.

4)Многие называют это сооружение – трехзальным. После значительных разрушений, полученных зданием во время войн и землетрясений, она неоднократно реконструировалась и реставрировалась. И современный свой облик она получила в начале XX века. Её практически отстроили заново, но на старом фундаменте и сохраняя основные принципы ее строения. В ней так и осталось три зала. Причем, центральный зал перекрыт огромным куполом, а два боковых – куполами поменьше. Под центральным куполом проходит пояс из окон, украшенных ажурными решетками. Весь фасад украшен орнаментальным декором.

5)Это один из старейших храмов Китая. По легенде ее основал дядя пророка Мухаммеда и один из известнейших его сподвижников Саад ибн Абу Ваккас. Он был первым исламским миссионером в Китае. Однако, по версии большинства ученых, сооружение было достроено в период правления китайской династии Тан, и в последующем несколько раз восстанавливалась. Хуайншэн в переводе с китайского языка означает «помни о Пророке». Но у мечети есть и второе имя – «Башня Маяк». Это неофициальное название она приобрела благодаря форме своего минарета. Он действительно похож на маяк, а высота в тридцать семь метров делала его заметным для проплывающих мимо кораблей, которые пользовались им как ориентиром.

6)В далёкие времена жители острова Ява возвели храм, воплощающий буддистское учение о восьми, ведущих к просветлению, ступенях и символизирующий объединение высшего с низшим, Неба с Землёй, богов с людьми. Первый этаж, цоколь здания, означал мир плотских страстей, следующие четыре этажа говорили о борьбе человека со своими желаниями, а три последних яруса символизировали приближение к абсолютному покою, нирване.

1. Архангельский собор Московского кремля

2. Церковь Спаса Преображения, Великий Новгород

3. Софийский собор, Киев

4. Джума - мечеть (Шамахы) Азербайджан

5. Мечеть Хуайшэн (Гуанчжоу) Китай

6. Храм Борободур, Индонезия

Подведение итогов

Сегодня вы отлично поработали и закрепили полученные на прошлом уроке знания. Как вы думаете, важно ли знать архитектурные традиции храмов в разных религиях? Ответ объясните.

Да, важно, сегодня на уроке мы я в этом убедился потому что….

Рефлексия

  1. Чем понравился урок?
  2. Что я нового узнал( а)

1.Урок понравился не понравился.  

2.Узнали особенности некоторых храмов мира

Домашнее задание

§ 14.1

Спасибо. До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра на соответствие: «Особенности храмового зодчества»

Слайд 2

Архангельский собор Московского кремля

Слайд 3

Джума - мечеть ( Шамахы ) Азербайджан

Слайд 4

Софийский собор, Киев

Слайд 5

Храм Борободур , Индонезия

Слайд 6

Мечеть Хуайшэн (Гуанчжоу) Китай

Слайд 7

Церковь Спаса Преображения, Великий Новгород


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности храмового зодчества

Храм каждой мировой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определенные черты. Китайскую пагоду невозможно спутать с костёлом или готическим со...

Конспект урока "Особенности питания животных", 6 класс

Урок в 6 классе по УМК Сонина. Разработан в технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе СОШ и истории ИЗО в 1 классе ДХШ и ДШИ «Особенности древнегреческой керамики».

Цели:Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через  основные виды, формы и декор  древнегреческой керамики.         ...

План конспект урока "Древнерусская храмовая архитектура"

План конспект урока МХК в  9 классе "Древнерусская храмовая архитектура"...

Конспект урока по искусству для 9 класс на тему: Храмовый синтез искусств

Конспект по искусству 9 класс. Тема: Храмовый синтез искусств. Составлен с использованием диалектического способа обучения...

Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.

Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...