Храмовое зодчество
элективный курс по литературе (8 класс) на тему

материал для проведения занятий элективного курса "История и литература Древней Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon hramovoe_zodchestvo.zip624.38 КБ

Предварительный просмотр:

Храмовое зодчество Древней Руси

Сегодня мы будем говорить о великом духовном наследии, которое завещали нам наши предки, чтобы мы сохранили в своих сердцах чувство красоты и гармонии мира. Давайте ненадолго отрешимся от сиюминутных проблем и окунёмся в мир храмового зодчества Древней Руси. От того времени осталось немало памятников архитектуры, но мы остановимся только на некоторых храмах, которые можно по праву назвать духовными символами России.

Древнерусская культура концентрировалась в таких городах, как Киев, Великий Новгород Суздаль, Ярославль. И в каждом из них были свои храмы, которые делали облик города неповторимым, непохожим на все города.

Издавна на Руси было развито деревянное зодчество-искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек-клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву украшала деревянные строения.

Тесная связь храмовой архитектуры, ее символики с ее назначением. Храм —Ноев ковчег, корабль, прообраз Церкви. Трое-частное деление храма, подобно скинии, во имя Св.Троицы (алтарь — святая святых, превыше небес, средняя часть — святая, небеса, притвор — двор скинии, земля).

Будучи различной по форме она имеет один и тот же смысл — дома Божия. Храм строится по образу храма невидимого, т.е. Церкви

Усовершенствование форм храмовой архитектуры в двух основных направлениях: базиличной (на Западе) и центричной (на Востоке). Происхождение базиличного типа храмов из символического их ветхозаветного и новозаветного значения, как Ноева ковчега, корабля, прообразовавших Церковь Христову. Принципы центричного построения храма, вытекающие из представления о храме, как мистическом Теле Христове, соединяющем в Себе весь мир и возглавляющем Собой Церковь видимую и невидимую. Отсюда завершение храма главою и крестом, видимым сего выражением.

Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. Первым

каменно-кирпичным храмом стала церковь Богородицы в Киеве. В 989 году князь Владимир заложил церковь, посвящённую Успению Богородицы, которая строилась византийскими мастерами до 996 года.

Какие трудности возникли в процессе строительства первого храма?

(ограниченные строительные возможности, отсутствие строительного камня, мрамора в качестве главного материала, не было квалифицированных зодчих)

Все основные постройки на Руси ставились плотниками, т.к. они были деревянными, поэтому первые христианские храмы на Руси возводились византийскими зодчими, с учётом этих обстоятельств не будет ошибкой предположить, что влияние византийской архитектуры в этот период было наиболее сильным.

По окончании строительства князь Владимир Креститель даровал церкви и митрополиту десятую часть своих доходов, отсюда её летописное упоминание как Богородицы Десятинной, полное название храма установлено сравнительно недавно. Церковь была разрушена ордами хана Батыя в декабре 1240года.

В сознании наших предков он олицетворял. Вселенную. Под куполом-небом разворачивалось литургическое действо.

Крестово-купольная конструкция храма была заимствована из Византии.

Храм Св. Софии в Константинополе. (Литография конца XIX в.)

Следующей по времени постройкой был Спасо-Преображенский собор в Чернигове, возведённый в 1033-1041 годах по заказу князя Мстислава (сына Владимира Крестителя). Собор сохранился до наших дней почти полностью.

Что означает слово собор?

(от слова сбирать, собирать, главный храм города или монастыря в отличие от церквей, службы проводились в дни особо чтимых праздников и высшими духовными лицами).

Обобщающий вывод учителя.

В западной части храма располагался нартекс-предхрамие, церковные сени . Во время богослужения здесь было положено находиться кающимся и оглашенным. Оглашенными называли тех, кого готовили к принятию крещения и обучали (гласом) основам веры. Будучи ещё неполноправными членами церковной общины, они не имели права находиться в храме во время кульминации литургии. По требованию священника:”Оглашенные, изыдите !” Они должны были удалиться в нартекс. Делая это слишком поспешно поспешно, они вызывали неудовольствие верных.

Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусской архитектуры является Киевский Софийский собор. Он относится ко времени бурной строительной деятельности Ярослава Мудрого, когда, помимо Софии, в Киеве возводятся Золотые Ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь, когда Ярослав церкви “ставил… по городам и иным местам”. Одержав решающую победу над печенегами, Ярослав Мудрый приступает к строительству храма, призванного показать мощь и величие молодого государства, укрепить авторитет княжеской власти и новой религии. Таким общерусским храмом стал заложённый в 1037 году Софийский собор в Киеве.

Почему он был посвящён Софии Божией?

(Т.к. главный храм Византийской империи посвящён Софии).

Не случайно, что по своим размерам София Киевская превосходила все имеющиеся на Руси к тому времени каменно-кирпичные храмы. В своём первоначальном виде собор представлял огромное пятинефное, крестово-купольное здание.

Двенадцать крестообразных в плане столбов делили храм на пять продольных нефа. Центральный неф был шире и выше других он называется Ковчегом-Символом Ноева ковчега, спасения. Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами.

В центральной апсиде помещался алтарь, в северной-жертвенник (место хранения вина и хлеба для причащения), в южной диаконник (место хранения сосудов, риз и церковных принадлежностей).

Древний Софийский собор

Древний Софийский собор 1037 г.

Что происходит в этот период времени на Руси? Сильный подъем веры, оживленное строительство храмов. В 989 г. закладывается Десятинная церковь, оконченная в 996 г., после нее происходит строительство ряда храмов и, наконец, закладка Св. Софии Киевской в 1037 г. В киевской храмовой архитектуре уже в X - XI вв. сказалось своеобразие национальных черт, по всей вероятности продиктованных принципами деревянного [строительства]. Оно нашло свое осуществление в многокупольном завершении храмов.

Церковь Воскресения Христова в Кадашах. Москва. Кон. XVII в.

Греческие мастера, попадая на Русь, должны были поневоле считаться с местными традициями, применяться к народным требованиям. “Поэтому всегда получалось так, что даже те произведения, в создании которых греческие мастера принимали деятельное участие, оказывались мало похожими на то, что они выполняли у себя на родине.

Вот почему киевская София имеет так мало общего с византийскими церквами. Ее тринадцатиглавие было, несомненно, навеяно образцами деревянного [строительства], которые в еще большей мере определили внешний облик Десятинной церкви, увенчанной двадцатью пятью куполами” [22].

Многоглавие русских храмов заявило себя в ранних памятниках храмового зодчества и это было неслучайным явлением. Кругом в городе высились остроконечные верхи гражданских строений: дворцовых, крепостных башенных деревянных [сооружений]. Окружающий городской ансамбль сам по себе подсказывал оригинальное завершение храмовой деревянной и каменной архитектуры, в виде многоглавия и нарастающей вверх монументальной храмовой конструкции зданий.

 Церковь Архангела Гавриила в Москве. “Меньшикова башня” XVIII в.

Перенесение принципов деревянного [строительства] в каменную храмовую архитектуру привело к расцвету храмового зодчества на Руси, обогатило его формы местными народными традициями, создало русскую национальную архитектуру, породило местные строительные школы в последующие эпохи.

Придание храмам особой одухотворенной красоты, путем сложных конструктивных их завершений стало все более возрастающим желанием русских зодчих в течение ряда столетий.

Получило развитие нарастание архитектурных масс в их стремлении к верху. Появились, так называемые, закомары со ступенчатым их построением, которое отразилось не только снаружи, но и внутри на сводах, произошла смена прежней крестово-купольной системы на ярусную: закомары впоследствии переходят в декоративное наружное оформление храмов.

Шатровое завершение храмов в соединении с ярусом закомар приводит к столпообразной конструкции (храм в Коломенском XVI в.).

Групповое их соединение создает изумительную красоту подобную храму св.Василия Блаженного в Москве.

Подобное же развитие проходят купола от сферической формы через шлемовидную к луковичному их выражению.

Происходит развитие колокольного звона, на смену скромных примитивных звонниц вырастают красивейшие высотные колокольни, имеющие на всех ярусах богатейший набор колоколов, которые создают изумительные трезвоны во славу Божию.

Храмы Древней Руси


Храм-чудо 16 века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности храмового зодчества

Храм каждой мировой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определенные черты. Китайскую пагоду невозможно спутать с костёлом или готическим со...

Программа факультативного курса в 8 классе "Храмовое зодчество города Вязьмы"

Данная программа предусматривает работу с детьми 8 класса, рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебные недели.Необходимость работы с обучающимися по теме продиктована желанием воспитать человека, з...

Методическая разработка урока Мировой художественной культуры на тему: «Храмовое зодчество древней и средневековой Индии: верность традиции.» 10 класс

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель ...

Открытый урок по изобразительному искусству в 8 класса "Храмовое зодчество"

Открытый урок построен на местном краеведческом материале из школьного музея села....

Конспект урока Особенности храмового зодчества МХК 9 класс

Конспект урока для закрепления пройденной темы...